урок физики по теме "Световые волны"
план-конспект урока по физике (11 класс)

Пономарев Алексей Григорьевич

Интегрированный урок по физике, показана связь с литературой и искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_svetovye_volny.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК (обобщающий)

ПО ТЕМЕ

"Световые волны, их основные свойства".

Урок провел учитель физики Пономарев А.Г. для учителей и директоров Курской области

ПЛАН УРОКА.

ТЕМА: "Световые волны, их основные свойства"

ЦЕЛЬ: 

I. Обобщить знания учащихся по теме.

2. Показать связь физики с литературой и искусством на свойствах световых волн.

ОБОРУДОВАНИЕ: оптическая система "Диск Гартля" с набором по геом.оптике, осветитель теневой, скамья "ФОС" с принадлежностями из набора по интерференции и дифракции, мультимедийный проектор, компьютер, слайды, репродукции, стихи

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ: 

1)Организация учащихся к уроку;

2)Краткое выступление учителя о целях и задачах урока.

П. ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ: 

Волновые свойства света:

1. Законы отражения и явление отражения в литературе и искусстве.

а)        Показ репродукций с картин: Рылова "Пейзаж с рекой"; Балыницкий-Бирула "Весенний день"; Импрессионисты "Ночное море". Художественный анализ картин.

б)        Показ сопровождается чтением стихотворений "Сияет солнце..."
"В небе тают облака" "Как хорошо ты, о, море ночное..." с их литературным анализом.

в)        Анализ картин и стихов с точки зрения физики

г)        Демонстрация опытов по отражению с формулировкой законов отражения

2.  Преломление света в литературе и искусстве; законы преломления:

а)        Показ репродукции с картины Мечева "В тундре" и слайда
Рылова "Закат", их художественный анализ и анализ с точки зрения физики, чтение стихотворения "Вечер"

б)        Демонстрация законов преломления с помощью прозрачного сегмента; показ соотношения углов падения и углов преломления в зависимости от хода лучей в различных средах объяснение зависимости n от v света в среде.

3.  Дисперсия света

а)        Чтение стихотворения "Радуга" физический и литературный его анализ.

б)        Демонстрация явления дисперсии с помощью призм из различного органического стекла, формулировка определения дисперсии.

4. Интерференция и дифракция света в искусстве и в физике.

а)                  Показ слайда "Радуга в окне" и чтение отрывка из стихотворения "Фонтан", их анализ

б)        Определение интерференции, условие интерференции,

в)        Демонстрация интерференции "Кольца Ньютона"

2.        Дифракция света

а)        Определение дифракции, условие дифракции волн

б)        Демонстрация дифракции от оптического прибора – дифракционной решетки

5.        Творческие задания:

а)        Объяснение необычных явлений "Гало", "Световой столб",
"Миражи", "Призраки в горах"

б)        Чтение четверостишия "Природа"

6.        ИТОГИ УРОКА; выставление оценок

СТИХИ:

1.        

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом

2.        

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно..

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

Под дыханьем непогоды

Вздувшись, потемнели воды

И подернулись свинцом-

И сквозь глянец их суровый

Вечер пасмурно-багровый

Светит радужным лучом

Соткем искры золотые

Сеет розы огневые

И уносит их поток

Над волной темно-лазурной

Вечер пламенный и бурный

Обрывает свой венок

5.   "РАДУГА"

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве.

Воздушная воздвиглась арка

 В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла,

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье

Лови его- лови скорей!.

Смотри - оно уж побледнело

Еще минута, две- и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь, и живешь.

  1. "Фонтан":  

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится:

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым

Лучом, поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной-

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден…

7.        

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 11 классе по теме «Поперечность световых волн. Поляризация света»

Урок физики в 11 классе по теме «Поперечность световых волн. Поляризация света»Цель урока: Сформировать у школьников понятие «Поперечность световых волн. Поляризация света».Задачи: Сформировать у школ...

Механические волны - урок физики в 9 классе

Цель урока:дать учащимся понятие о волновом движении как процессе распространения колебаний в пространстве с течением времени; познакомить с различными видами волн; сформировать представление о длине ...

Методическая разработка урока физики в 8 классе на тему: «Звуковые волны в различных средах»

Методическая разработка урока физики ФИО: Распопова Татьяна НиколаевнаДолжность: учитель физикиНазвание образовательного учреждения: МКОУ Джогинская СОШКласс: 8Раздел программы: «Колебания ...

Презентация к уроку физики в 8 классе на тему «Звуковые волны в различных средах»

Презентация у уроку физики в 8 классе на тему «Звуковые волны в различных средах».  Включает в себя различные виды деятельности на уроке. Это повторение, самостоятельную работу, доклады, эксперим...

Урок физики "Длина волны. Скорость распространения волн."

Ввести понятия длина и скорость волны, научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны....

Презентация к уроку физики в 9 классе "Длина волны. Скорость распространения волн"

Презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала при объяснении новой темы...