Развитие умений работать с учебной информацией по средствам уроков физики
статья на тему

Фомичёва Наталья Викторовна

Доклад на пер. совет по теме: "Развитие умений работать с учебной информацией по средствам уроков физики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_umeniy_rabotat_s_uchebnoy_informatsiey.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Уинстон Черчилль.

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом.

21 век называют веком информационной цивилизации,  любой учитель, в том числе и учитель физики, должен формировать информационную компетентность, а значит, учить ребят умению получать информацию из различных источников и её использовать.

Поэтому к одной из главных задач в преподавании школьной физики, я вижу задачу формирования «информационной» личности.   Личности, обладающей такими качествами как  информационная грамотность, информационный стиль мышления, информационное поведение, информационное мировоззрение.

На слайде представлены  информационные блоки, которые я использую на уроках для развития у моих учеников учебно-информационных умений.

  1. Умение анализировать решения задачи

При работе с текстом задачи, формирую умение анализировать её решение. Анализ решения прежде всего предполагает анализ условия задачи.  И, надо сказать, не всем учащимся удается это сделать в полном объеме. Часто все сводится к выяснению, что  - дано, и что надо найти. На вопрос - о чем идет речь в задаче? -  учащиеся начинают пересказывать ее условие близко к тексту.  Моя задача, как учителя заключается в том, чтобы научить ребят умению мысленным взором представлять ситуацию, о которой в задаче идёт речь, раскрывать физический смысл условия, объяснять чертёж, решать задачу сначала в общем виде, а потом производить математический расчёт.

  1. Сравнение

Очень часто учащиеся путают между собой явления, понятия, законы, в силу их похожести. Н-р:  семиклассники путают  явления  инертности и инерции. Старшеклассники путают законы: Всемирного тяготения и закон Кулона. В этом случае я предлагаю сравнить эти явления, законы,  найти их сходство и различия, составить самостоятельно сравнительные таблицы. (Таблица на слайде)

        Самостоятельное составление сравнительных таблиц позволяет учащимся более глубоко понять смысл того, что они сравнивают. Операция сравнения позволяет делать ученику личные открытия.

  1. Формирование умения классифицировать покажу на примере

классификации измерительных приборов.

  1. Изучая тему «Способы изменения внутренней энергии», обучаю систематизировать материал.

  1. Составление логического конспекта (интеллект схема)

Наиболее результативным для меня является обучению  логическом конспектированию. В ходе составления логического конспекта происходит процесс преобразования информации.

В качестве образов я использую: отдельные слова или словосочетания, сокращенные слова, аббревиатуры, логические и математические символы, схематичные рисунки, простейшие чертежи, графики,  уравнения.

Работу с логическим конспектом на уроке я выстраиваю разнопланово. Применяю заранее подготовленный логический конспект при объяснении нового материала, во время объяснения составляю вместе с учениками конспект. Ученики воспроизводят  конспекты, сформированные на предыдущих уроках, работают  в парах с опорой на конспект, строят рассказ на основе самостоятельно подготовленных конспектов. Часто задаю рисование логического конспекта в качестве домашнего задания.

  1. Формула

Большая информационная емкость у физических формул. Работу с формулой провожу разнопланово:

  • работа с готовой формулой (анализ формулы),
  1. Как называется формула?
  2. Какие физические величины связывает между собой?
  3. Каков вид математической зависимости?
  4. Какие производные формулы можно еще получить?
  • Запись формулы по определению (умение сворачивать информацию)
  • Сформулировать по формуле определение (обратная задача – разворачивать информацию)

Обратная задача  - развернуть информацию, прочитать формулу, решается школьниками труднее, потому что требует работы по кодировке своих мыслей при помощи своего языка,  перевода фразы на физический язык, а затем произнесения вслух, причем так, чтобы поняли другие.

  1. График

Графическим задачам уделяю особое место в школьном курсе физики. Это   связано с тем, что решение  таких задач развивает все операции мышления учащегося: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию. И опять же,  «прочитать график» оказывается сложнее, чем построить графическую зависимость. Поэтому научение «чтению графиков» начинаю с самых простейших графиков через их детальный анализ.

  1. Эксперимент

Большую роль на своих уроках отвожу эксперименту.   «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» - М.В. Ломоносов.  Эксперимент - является одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащегося. Этот блок включает: демонстрационный эксперимент, лабораторная работа, экспериментальные задачи, эксперимент в домашних условиях, конструирование приборов.

Современный урок уже немыслим без компьютерных технологий, а такие уроки  ещё больше уплотняют информационный поток.

Проводимая мною работа в этом направлении содержит как чисто демонстрационную составляющую, дающую ученикам расширенные представления о возможностях использования информационных технологий, так и составляющую, требующую активного применения учениками знаний, полученных на уроках информатики. В процессе преподавания физики, информационные технологии использую в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;
  • компьютерные лаборатории (виртуальные лабораторные работы, модульная система экспериментов VS Lab);
  • контроль знаний на уроке;

Мультимедийные сценарии уроков

Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаю в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point, а также online презентации.

Изображение проецируется на интерактивную доску, с помощью которой презентации «оживают». В них с помощью маркера я делаю дополнительные пометки, рисую блок-схемы, выделяю разными цветами необходимые формулы, табличные значения, решаю задачи и имею возможность сохранить любую страницу для дальнейшего редактирования и использования.

Источниками демонстрационных материалов служат мультимедийные диски, множество информационных порталов, образовательных сайтов в сети Интернет.

Компьютерная лаборатории (виртуальные лабораторные работы, модульная система экспериментов VS Lab);

Модульной системы экспериментов VS Lab является программно-аппаратным комплексом, обеспечивающим сбор и обработку данных эксперимента.  В состав системы входят датчики: температуры,  силы тока, напряжения, влажности, давления, силы и.т.д.

При изучении в 10 классе газовых законов, в частности закона Шарля (изохорный процесс), необходимо проверить, как зависит давление некоторой массы газа от его температуры. Герметично соединяю датчик давления и сосуд с газом, подключаю датчик давления к блоку сбора информации и к ноутбуку и запускаю программу. Касаюсь ладонью сосуда, газ нагревается, его давление повышается в этот момент в программе строится график. Убираю ладонь, газ охлаждается, его давление понижается и можно наблюдать изменения на графике. График, полученный в ходе эксперимента, позволяет наглядно изучить закономерность. В этой программе я имею возможность выделить на графике нужную область, увеличить её, определить координаты точки при наведении на неё маркера, добавить имя и.т.д. Проанализировав график, ребята формулируют вывод и газовый закон Шарля.

Наряду с традиционным лабораторным практикумом применяю виртуальный, что позволяет наблюдать за протеканием физических процессов, осуществление которых в условиях класса невозможно.

Контроль знаний

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные тесты в программе My Test, Microsoft Exсel, а также online тесты в программе Тest Pad и на платформе ucoz.  (http://nvalbert.ucoz.ru), компьютерные тренажёры.

Использование компьютерных технологий  на уроках физики позволяет мне  сделать урок более наглядным, содержательным, информативным, а также создать предпосылки для освоения способов деятельности, а моим ученикам овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, способами изучения природы и общества.

Я считаю, что  именно  физика, может претендовать на дисциплину, более чем другие развивающую общеучебные навыки по работе с информацией. Более того, на мой взгляд, именно в процессе преобразования и перекодировки информации происходит наиболее  эффективное ее усвоение учащимися. Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его. Собственно «присвоение» учебного материала учеником – одна из главных целей его научения, а значит и повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УУД УЧАЩИХСЯ

В статье показаны некоторые приемы работы с текстом с использованием современных метапредметных технологий....

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ. НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Научно-педагогическая статья, в которой раскрываются общепедагогические вопросы использования современных средств информационно-коммуникационных технологий в качестве ресурса, обеспечивающего формиров...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Статья содержит рекомендаци по работе с информацией на уроках английского языка в начальной школе  по УМК Кузовлева В. П....

Технология моделирования учебной информации как средство формирования у детей целостной картины мира и человека в нём.

Городская научно-практическая конференция учителей химии города Москвы "Осенний педсовет.2014"...

Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета

В публикации представлен опыт работы в рамках технологии ИСУД (учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика). Данная технология  дает возможность  формирова...

Практическая работа № 3 Развитие умения «Оценка и использование информации» на учебных занятиях по обществознанию.

Практическая работа № 3Развитие умения «Оценка и использование информации» на учебных занятиях по обществознанию. Школа современного учителя....