Элективные курсы 8-10 класс физика
рабочая программа по физике на тему

Слабкова Галина Петровна

Рабочие программы элективных курсов по физики 8-10 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла

от «29» августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора  по УВР

Сластихина Е.П.

 

 «29» августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя  школа»

Ивченко О.В.

 от «29» августа 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  элективному курсу « Решение физических задач»

для учащихся 8  класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя  школа»

Составил:              учитель  высшей  квалификационной категории  Слабкова Галина Петровна

                                         2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники,

Актуальность курса – формирование практических и интеллектуальных компетентностей, формирование таких качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность; развитие эстетических чувств, формирование творческих компетентностей.

Основной задачей курса является углубление и развитие познавательного интереса учащихся к физике. В современном мире на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы, целями которой являются:

– развитие интереса к физике, к решению физических задач;
– совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
– формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения школьных физических задач;

Итогом работы по данной программе может служить реализация поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной постановке, а так же приёмам и методам их решения. В качестве подведения итогов успешности обучения можно предложить соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так и по итогам года или провести зачёт по умению решать задачи. Для наиболее успешных детей можно объявить конкурс по составлению и решению конструкторских задач.

Программа рассчитана для учащихся 8 класса на один год обучения: 17часов

Программа согласована с содержанием основного курса физики. Она ориентирует учителя не только на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, а на формирование углубленных знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел носит в значительной степени теоретический характер, здесь школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии "задача», осознают значение задач в жизни, науке, знакомятся с различными сторонами работы с задачами.

Не смотря на то, что программа рассчитана на учащихся 8класса, в начале рассматриваются задачи из разделов курса физики 7 класса по теме “Взаимодействие тел”, так как она включает в себя понятия, используемые на протяжении всего курса физики. Затем повторяется тема “Давление”, рассматриваются как давление твёрдого тела, так и гидростатическое давление. Тем более, что в дальнейшем на уроках эта тема не изучается, а знания в этой области применяются при решении качественных задач по теме “Тепловые явления” в 8 классе и “Термодинамика” в 10 классе Последующие разделы включают задачи по разделам курса физики 8 класса, т.е. тепловым, электрическим и световым явлениям.

При работе по данной программе учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, демонстрационный эксперимент, позволяющий шире осветить теоретический материал по тому или иному разделу физики. Для активизации учащихся используются:

  • выступления школьников,
  • подробное объяснение примеров решения задач,
  • коллективная постановка экспериментальных задач,
  • индивидуальная и коллективная работа по составлению задач,
  • конкурс на составление лучшей задачи.

При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов, в том числе и экспериментальных, поэтому программой предусмотрено выполнение лабораторных работ. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование познавательной деятельности через решение задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и комментировать этапы решения задач средней сложности.

 

 Содержание курса

1. Классификация задач (1 ч)

Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех типов.

2. Правила и приёмы решения физических задач (1 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи, работа с текстом. Анализ физического явления, формулировка идеи решения. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Типичные недочеты при решении и оформлении физических задач. Изучение примеров решения.

3 Взаимодействие тел (2 ч)

Понятие плотности, расчет массы тела через плотность и объём. Сила тяжести, определение силы трения, расчет силы упругости. Движение тел, определение скорости.

Практические задачи:

  1. определение скорости движения шара по желобу.
  2. определение максимальной скорости движения пальцев рук.
  3. определение массы линейки.
  4. изучение закона движения падающего воздушного шара.
  5. определение своей максимальной мощности.

4.Давление (2 ч)

Давление твёрдых тел. Давление в газах и жидкостях, действие газа и жидкости на погруженное в них тело. Сила Архимеда, подъёмная сила крыла самолёта.

Практические задачи:

  1. Исследование зависимости подъёмной силы крыла самолёта от скорости воздуха.
  2. Изучение законов реактивного движения.
  3. Наблюдение зависимости высоты поднятия жидкости от толщины воздушного клина.

5. Тепловое расширение тел. Теплопередача. (2 ч)

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел. Термометры. Особенности теплового расширения воды, их значение в природе. Теплопередача и теплоизоляция.

Демонстрации:

  1. Расширение тел при нагревании.
  2. Изгибание биметаллической пластины при нагревании. Простейший терморегулятор.
  3. Термометры разных видов.
  4. Теплопроводность разных тел.

Практические задачи:

  1. Исследование теплопроводности тел.
  2. Вычисление изменения внутренней энергии тела при совершении работы.

 

6. Электрический ток. (4 ч)

Электрический ток в растворах электролитов. Электролиз, использование его в технике. Электрические явления в атмосфере. Электризация пылинок и загрязнение воздуха. ГЭС.

Демонстрации:

  1. Электролиз раствора медного купороса.
  2. Дуговой разряд.
  3. Модель молниеотвода.

Практические задачи:

  1. Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.
  2. Расчёт сопротивления человеческого тела.
  3. Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры.

7. Электромагнитные явления. (2ч)

Устройство электроизмерительных приборов. Применение электромагнитного реле. Электромагнитная индукция. Получение переменного тока. Влияние электромагнитных полей на животных, растения и человека. Изменение в электромагнитном поле Земли. Магнитные бури.

Демонстрации:

  1. Устройство и принцип работы амперметра и вольтметра.
  2. Переменный ток на экране осциллографа.
  3. Явление электромагнитной индукции.

Практические задачи:

  1. Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику.
  2. Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки.
  3. Определение КПД электродвигателя.

7. Световые явления. (2 ч)

Скорость света в различных средах. Элементы фотометрии. Законы распространения света. Формула тонкой линзы. Инерция зрения, её использование в стробоскопе и кино.

Практические задачи:

  1. Изготовление перископа.
  2. Глаз как оптический прибор.
  3. Измерение времени реакции человека на световой сигнал.
  4. Измерение линейных размеров тел с помощью микрометра и микроскопа.
  5. Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы.

8. Итоговое занятие. (1 ч)

 

Тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

1

Классификация задач

1

2

Правила и приёмы решения физических задач

1

3

Взаимодействие тел

2

4

Давление

2

5

Тепловое расширение тел. Теплопередача

2

6

Электрический ток.

4

7

Электромагнитные явления

2

8

Световые явления

2

9

Итоговое занятие

1

Итого:

17

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Классификация задач. Примеры типовых задач.

1

10.09

2

Правила и приёмы решения задач.

1

24.09

3

Определение скорости движения шарика по желобу и кончиков пальцев рук.

1

8.10

4

Изучение закона движения падающего воздушного шара.

1

22.10

5

Изучение законов реактивного движения. Расчёт давления твёрдых тел.

1

12.11

6

 Решение задач на расчёт силы Архимеда.

1

26.11

7

Тепловое расширение твёрдых, жидких и газообразных тел

1

10.12

8

Решение задач на уравнение теплового баланса.

1

24.12

9

 Электрический ток в разных средах

1

21.01

10

Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.

1

4.02

11

Расчет сопротивления электрической цепи при разных видах соединений.

1

18.02

12

Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику

1

3.03

13

 Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки

1

17.03

14

Определение КПД электродвигателя.

1

7.04

15

Законы отражения и преломления.

1

21.04

16

Определение фокусного расстояния и оптической силы рассеивающей линзы.

1

5.05

17

Итоговое занятие

1

19.05

Итого:

17

Литература для учителя:

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М.: Просвещение, 1983;
  2. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. – М: Просвещение, 1977;
  3. Зильберман А.Р. Задачи для физиков. – М.: Знание, 1971;
  4. Каменецкий С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987;
  5. Кабардин О.Ф. Методика факультативных занятий по физике. – М.: Просвещение, 1988;
  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972;
  7. Тульчинский М.Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. – М.: Просвещение, 1971;
  8. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. – М.: Просвещение, 1984.

Литература для учащихся:

  1. Бутиков Б.И. Физика в задачах. – М.: Просвещение, 1976;
  2. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 1973;
  3. Ланге В.Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. – М.: Наука, 1985;
  4. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. – М.: Просвещение, 1980;
  5. Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977;
  6. Слободецкий И.Ш. Задачи по физике. – М.: Наука, 1980.



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла

от «29»августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора  по УВР

Сластихина Е.П.

 

 «29» августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя школа»

Ивченко О.В.

 от«29» августа 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  элективному курсу «  Химия  и жизнь»

для учащихся 9  класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя школа»

Составил:              учитель  высшей  квалификационной категории  Слабкова Галина Петровна

2015-2016г.

Пояснительная записка

Важнейшей задачей современного образования в области естественных наук является установление тех сложных связей, которые существуют в системе «природа-общество-человек». Для поиска путей решения всех  жизненно важных задач, уменьшения негативных последствий воздействия  антропогенных факторов на окружающую среду, важно выработать  стратегию выживания и развития общества.

Целью настоящего курса является системное изучение химических процессов, происходящих в воздухе, почве и воде, биогеохимических механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия в кругообороте веществ; антропогенных влияний, нарушающих замкнутость циклов; способов устранения или уменьшения последствий этих воздействий; экологический мониторинг.

Основные задачи курса:

1. Способствовать формированию знаний об окружающей среде как

целостной системе с множеством сбалансированных связей, нарушение

которых усиливает экологическую проблему.

2. Вызвать профессиональный интерес к основным аспектам охраны

окружающей    среды    –    технико-экономическому,   экологическому   и

социально-политическому.

3. Обеспечить системой знаний, которые убеждали бы учащихся, что

химия не является «губителем всего живого», а составляет неотъемлемую часть процесса развития цивилизации.

4. Развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своего края.

На изучение курса отводится 17 часов.

Курс рассчитан для учащихся 9 классов.Значительное место в настоящем курсе уделяется реализации межпредметных связей, особое внимание уделяется изучению (там, где возможно) процессов, протекающих в живой природе.

Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов проведение лабораторно-практических занятий. Лабораторно-практические  занятия рассчитаны на доступные способы оценки пищевых продуктов и ряда качеств воды, используемой на бытовые и промышленные нужды, с точки зрения методик, материального обеспечения и возможностей использования в общеобразовательной школе. При необходимости они могут быть заменены другими работами. Программой также предусмотрено проведение практикума по решению задач. В конце программы приводятся примерные темы рефератов и рекомендуемая литература.

Программа

Введение (1 ч.)

Предмет химии окружающей среды. Значение химии окружающей сре-

ды в понимании вопросов превращения химических элементов в природе, их

роли в биосфере, проблемы сохранения среды обитания. Место и роль химии

окружающей среды в системе наук о природе.

Химия биосферы (2 ч.)

Понятие биосферы. Роль биосферы в химии Земли. Фотохимический

синтез. Его основные стадии.

Биогеохимические        процессы.       Антропогенные      нарушения

биогеохимического круговорота элементов в природе и экологические

последствия, вызванные этими нарушениями.

Демонстрация

Схемы круговорота в природе углерода, серы азота.

Химия атмосферы (2 ч.)

Состав атмосферы Земли. Химические реакции в атмосфере. Химия атмосферного озона.

Основные источники загрязнения атмосферы. Фотохимический смог.

Парниковый      эффект.   Проблемы    загрязнения   атмосферного   воздуха

Охрана атмосферы.

Демонстрация

Круговорот кислорода в природе.

Химия гидросферы (3ч.)

Вода в природе. Строение льда. Способность воды растворять

вещества. Состояние в воде катионов и анионов. Гидратная оболочка ионов.

Роль воды в круговороте веществ в природе. Растворимость в воде

кислорода. Биохимическая потребность в кислороде. Основные источники

загрязнения гидросферы. Металлы загрязнители водной среды, органические

соединения – токсиканты, источники их поступления. Охрана гидросферы

Практические работы

1. Физико-химические свойства вод РМ: рН, запах, мутность, цветность

и т.д.

2. Определение гидрокарбонат ионов, катионов кальция и магния.

3. Определение общего содержания примесей.

Химия литосферы (4 ч.)

Химические элементы и их минералы в земной коре. Состояние

природных ресурсов России. Проблема рециркуляции элементов в земной

коре.

Загрязнение    почвы    пестицидами,      отходами    промышленной

переработки. Проблемы переработки мусора.

Демонстрация

Минералы и горные породы.

Практические работы

1. Определение нитратного азота в овощах и фруктах.

2.Определение кислотности почв.

Хемосфера (1 ч.)

Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества среды.

Практикум по решению расчетных задач (1 ч.)

Итоговая конференция (2 ч.)

Темы рефератов

1. Биогенные элементы – связующее звено между живой и неживой

компонентами экосистемы.

2. Биогеохимические циклы элементов в экосистемах.

3. Эколого-химический аспект происхождения и развития жизни на

Земле.

4. Антропогенный фактор в природе.

5. Проблемы энергетики и окружающая среда.

6. Вещества – загрязнители окружающей среды. Токсичность.

Стандарты качества среды.

7. Химические реакции в атмосфере и ее защитные свойства.

8. Проблемы «кислотных дождей». Фотохимический смог.

9. Защита атмосферы от промышленных загрязнений.

10. Экологические ловушки (монооксид углерода, источники радиации

и др.).

11. Химические элементы – токсиканты атмосферы и воды.

12. Гидрологический цикл в природе.

13. Физико-химические методы очистки сточных вод.

14. Химические методы очистки сточных вод.

15. Биохимические методы очистки сточных вод.

16. Проблема рационального водопотребления в Республике Мордовия.

17.   Природные   ресурсы.    Проблема   рециркуляции    химических

элементов литосферы.

18. Модель промышленной экосистемы.

19. Пестициды с низкой экологической нагрузкой.

20. Химические источники пищи.

21. Кладовая океана.

22. Современные проблемы утилизации мусора.

23. Металлизация биосферы, ее последствия.

 3.Примерное тематическое планирование курса (объем 17 ч.)

№    

Название темы                                        

Кол-во часов

Сроки

I.

Введение

1.1

Предмет химии окружающей среды. Место и роль химии окружающей среды в системе наук о природе.

1

4.09

II.

Химия биосферы                                                    

2.1

Роль биосферы в химии Земли                                    

1

18.09

2.2

Биогеохимические процессы                                      

1

2.10

III.  

Химия атмосферы                                                    

3.1

Строение, состав атмосферы и химические реакции в ней.          

1

16.10

3.2

Основные источники загрязнения атмосферы.                        

1

30.10

IV.    

Химия гидросферы                                                  

4.1

Физико-химические свойства воды                                

1

13.11

4.2

Химия и охрана гидросферы                                      

1

27.11

4.3

Физико-химическая   характеристика    природных   вод.

1

11.12

V.    

Химия литосферы                                                    

5.1

Ресурсы Земли                                                  

1

25.12

5.2

Охрана   литосферы.   Загрязнение   почв   отходами  промышленной переработки.

1

22.01

VI.    

Хемосфера  

                                             

6.1

Токсичные вещества хемосферы. Стандарты качества           среды

1

5.02

VII.

Решение расчетных задач с экологическим содержанием              

1

19.02

7.1

Зачёт

1

4.03

VIII.

Стратегия выживания                                              

1

8.1

Сообщения учащихся  

2

18.03

8.04

Итоговая конференция

1

22.04

4.Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения данного элективного курса учащиеся должны

1. Знать:

– биогеохимические циклы элементов;

– вещества – загрязнители окружающей среды;

– стандарты качества среды;

– химические процессы, происходящие в воздухе, почве и воде;

– антропогенное влияние, нарушающее замкнутость циклов;

– состояние природной среды региона.

2. Уметь:

– проводить анализ качества воды, используемой для бытовых и

промышленных нужд, пищевых продуктов, почвы;

– решать расчетные задачи с экологическим содержанием;

– составлять схемы круговорота углерода, серы, азота и кислорода в

природе;

– работать в группе;

– работать с дополнительной литературой;

– писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.

5.Литература

 

1. Абрамов, С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использова-

ние природных ресурсов / С.И. Абрамов. – М.: Наука, 1987. – 218 с.

2. Величковский, Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда / Б.Т. Ве-

личковский. – М.: Новая школа, 1997. – 186 с.

3. Гудернап, Р. Загрязнение воздушной среды / Р. Гудернап. – М.: Мир,

1979. – 218 с. – 200 с.

4. Кутырин, И.М. Охрана воздуха и промышленных вод от загрязнения /

И.М. Кутырин. – М.: Наука, 1980. – 87 с.

5. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение,

1991. – 223 с.

6. Новиков, Ю.В. Экология, окружающая среда и человек / Ю.В. Нови-

ков. – М.: ФАИР – Пресс, 2003. – 320 с.

7. Охрана окружающей среды / под ред. С.А. Брылова. – М.: Высшая

школа, 1986. – 272 с.

8. Перельман, А.И. Геохимия природных вод / А.И. Перельман. – М.:

Наука, 1982. – 154 с.

9. Сапрыкин, Ф.Я. Геохимия воды / Ф.Я. Сапрыкин. – М.: Наука, 1984. –

231 с.

10. Химия окружающей среды / под ред. Дж.О.М. Бокреса. – М.: Химия,

1982. – 236 с.

11. Шустов, С.Б. Химические основы экологии / С.Б. Шустов. – М.: Просве-

щение, 1995. – 305 с.

Дополнительная

1. Беспамятной, Г.П. Предельно допустимые концентрации химических

веществ в окружающей среде: справочник / Г.П. Беспамятной, Ю.А.

Кротов. – Л.: Химия, 1985. – 110 с.

2. Бородавченко, Н.Н. Охрана водных ресурсов / Н.Н. Бородавченко и др.

– М.: Мир, 1979. – 247 с.

3. Василенко, В.Н. Мониторинг загрязнения снежного покрова / В.Н. Ва-

силенко. – Л.: Гидрометеоиздат, 1985. – 181 с.

4. Гаврилов, В.П. Кладовая океана / В.П. Гаврилов. – М.: Наука, 1983. – 168 с.

5. Новиков, Ю.В. Природа и человек / Ю.В. Новиков. – М.: Просвещение,

1991. – 223 с.

6. Очкин, А.В. Химия защищает природу: книга для внеклассного чтения

/ А.В. Овечкин, Г.Н. Фадеев. – М.: Просвещение, 1984. – 158 с.

7. Посохов, С.П. Общая гидрогеохимия / С.П. Посохов. – Л.: Недра, 1975.– 208 с.

8. Родионов, А.И. Техника защиты окружающей среды / А.И. Родионов,

В.Н. Клушин, Н.С. Горочеш



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла

от «29»августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора  по УВР

Сластихина Е.П.

 

 «29» августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя школа»

Ивченко О.В.

 от«29» августа 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  элективному курсу «Биофизика на уроках физики».

 для учащихся 9  класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя школа»

Составил:              учитель  высшей  квалификационной категории  Слабкова Галина Петровна

2015-2016г.

1.Пояснительная записка.

Как и любое обучение, обучение физике преследует общие дидактические цели — образование, воспитание и развитие учащегося. Между этими целями нет четких границ ни по содержанию, ни по методам реализации — в процессе обучения учащиеся приобретают знания и умения, но одновременно идет и процесс их воспитания и развития.

Количество часов по физике в 9 классе – 2 часа. В связи с этим предлагается ввести элективный курс, нацеленный на практическую экспериментальную физику дополнительно к основным урокам по сетке часов.

Цели курса

предоставление талантливым учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических приложений физики в процессе познавательной и творческой деятельности при проведении самостоятельных экспериментов и исследований, а в частности:

- показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму,

- ознакомить с физическими методами воздействия и исследования, широко применимых и в биологии, и в медицине,

- ознакомить учащихся с идеями и некоторыми результатами бионики.

Основная задача курса - помощь учащимся в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

Цели обучения физике учащихся классов разных профилей имеют свою специфику, которая определяется, прежде всего, будущими профессиональными намерениями учащихся. Например, учащиеся классов физико-математического профиля по окончании школы будут поступать, главным образом, в вузы физико-математического направления и дальнейшую свою деятельность будут связывать с физикой. Поэтому их следует знакомить со специфическими физическими методами познания с применением аппарата высшей математики к решению физических задач; формировать у них исследовательские экспериментальные умения. Учащиеся классов технического профиля после окончания школы поступают, как правило, в технические вузы. Поэтому в задачи обучения физике этих учащихся входит формирование у них представлений о том, что физика является основой техники и технологии, что знание основ физики необходимо для успешной профессиональной деятельности. Одной из задач является также формирование у учащихся конструкторских умений.
Учащиеся классов биолого-химического профиля свою будущую профессиональную деятельность связывают обычно с работой в области биологии, химии, медицины. Соответственно, при изучении физики у них должны быть созданы представления о том, что физические, химические и биологические явления связаны между собой, что физические методы используются при исследовании химических и биологических процессов, что законы физики лежат в основе биологических и химических явлений, у них должны быть сформированы исследовательские экспериментальные умения.
Учащиеся классов гуманитарного профиля, как правило, в дальнейшем физику изучать не будут; их профессиональная деятельность с физикой не будет связана. Поэтому в задачи обучения физике этих учащихся входит формирование у них знаний и умений на уровне, соответствующем базовому, отраженному в требованиях к минимальному содержанию образования, однако основными задачами следует считать формирование у этих учащихся представлений о том, что физика является элементом общечеловеческой культуры, представлений о связи развития физики с развитием общества, техники и других наук, раскрытие гуманитарного потенциала физической науки.
При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Поэтому ведущими формами занятий могут быть семинары и практические занятия. Темы предстоящих семинаров объявляются заранее и каждому учащемуся предоставляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий. Курс по выбору следует считать предметно-ориентированным.

Тема курса должна быть доступна, интересна и значима для каждого ученика. Этому полностью соответствует выбранная тема «Биофизика на уроках физики». Материал курса не должен дублировать школьную программу, а лишь опираться на полученные, на уроках знания, давая им новую практическую направленность.

Ожидаемые результаты:

Получение представлений об использовании физических закономерностей в биологии и медицине.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Сознательное самоопределение учащихся относительно профиля дальнейшего обучения.

Расширение кругозора учащихся.

Умение строить план исследования.

Умение описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель.

Умение предлагать и проводить эксперимент, наблюдения.

Умение сотрудничать с товарищами, работая в группе.

Умение представлять результаты работы в форме сообщения с использованием графиков, рисунков, таблиц, диаграмм.

Данный элективный курс позволит так же повысить познавательный интерес к предмету и приобрести конкретные практические навыки. В ходе изучения наглядно демонстрируется значимость физики для рабочих профессий для инженерно технических, а так же для специальностей связанных с дизайном, архитектурой, экологией, медициной. Программа охватывает все основные темы общего курса физики, который завершается в 9-м классе, это позволит дополнительно повторить и закрепить наиболее значимые для жизни вопросы физики.

Важно, чтобы в умах учащихся после изучения элективного курса запечатлелась идея, что физика – ключ к пониманию явлений как живой, так и неживой природы.

Формы контроля достижения результатов:

· Анкетирование учащихся на начало и конец курса.

· Выполнение проектной работы «Физика в природе»

· Контроль выбора профиля обучения учащимися .

Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся

Содержание программы.

Введение (1 час)

Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской физики.

Биомеханика (5 час)

Рассмотрение некоторых вопросов биомеханики: раздела биофизики, в котором рассматриваются механические свойства живых тканей и органов, а также механические явления, происходящие как с целым организмом, так и с его органами.

Практикум(4 часа)

Физика человеческого глаза (2 час)

Оптическая система глаза и некоторые её особенности. Бинокулярность. Цветовое зрение. Зрительные иллюзии. Физический практикум «Определение разрешающей способности глаза».

Электродинамика и медицина  5( час.)

Собственные физические поля организма человека: низкочастотные электрические и магнитные. Инфракрасное излучение.

Физические основы электрокардиографии, магнитобиологии, иреографии.

Изучение электропроводимости биологических тканей.

Защита проектов (2 часа)

Темы проектов.

  1. Влияние инфразвука на организм человека.
  2. Применение ультразвука в медицине.
  3. Шумовое загрязнение.
  4. Степень вредного влияния сотовой связи.
  5. Использование лазеров в медицине.
  6. Магнитное поле на службе медицины.

2.Календарно-тематическое планирование

Тема

Тема урока

Кол.

часов

Сроки

Биофизика как наука и её основные разделы. Исследователи в биофизике

(1час)

Что изучает биофизика.

1

11.09

Элементы биофизики при изучении механики

(5ч.)

Элементы биофизики при изучении механики.

1

25.09

Скорость движения различных животных, рыб . Сила трения и сопротивления в организмах животных и человека

1

9.10

Работа органов, действующих за счет атмосферного давления. Гидростатические аппараты в живой природе.

1

23.10

Реактивное движение в живой природе. Влияние ускорений на живые организмы.

1

13.11

Простые механизмы в живой природе.

1

27.11

 Практикум

(4часа)

Практические работы:

Определение плотности биологических объектов: сельхозпродуктов; дерева; костей и т.п.

1

11.12

Определение плотности семян по методу «тонет-всплывает».

Определение выталкивающей силы, действующей на рыбу.

1

25.12

Определение плотности, массы, объема различных пород деревьев, масел (льняного, подсолнечного).

1

22.01

Определение силы тяжести различных животных, если известно их масса и наоборот.

1

5.02

Физика человеческого глаза.

(2часа)

Глаз как оптическая система

1

19.02

Возможности зрения человека и животных.

1

4.03

Оптика и медицина.

(1ч)

 

Оптика и медицина.

Практическая работа «Определение разрешающей способности глаза».

1

18.03

Электродинамика и медицина.

(5 часа)

Электрические свойства тканей живого организма. Биопотенциалы и их регистрация.

1

15.04

Применение высокочастотных колебаний в медицине. Работа медицинской аппаратуры на практике

1

29.04

Методы диагностики и лечение заболеваний.

1

13.05

 Защита проектных работ.

1

20.05

Итого:

17

Список используемой литературы:

1) Перышкин, А. В. Физика 7-8, М: Дрофа, 2008-2009 год.

2) Перышкин А. В., Гутник, Е. М. Физика 9, М: Дрофа, 2010 г.

3 ) Енохович Н.И. Справочник по физике и технике. М.: «Просвещение»,1985.

4 ) Кац Ц.Б. «Биофизика на уроках физики». М: «Просвещение», 1989 г.

5). Энциклопедический словарь юного физика, М., Педагогика, 2002 г

6) Перельман Я.И «Занимательная физика кн. 1» М. Наука, 1979 г.

7) Перельман Я.И «Занимательная физика кн. 2» М. Наука, 1983 г.

8) Тарасов Л.В. " Физика в природе". М; Вербум-М, 2002.

9) Зрительный анализатор: от одноклеточных до человека, Г.Н. Тихонова, Н.Ю.Феоктистова, 2006г.



Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла

от «29» августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора  по УВР

Сластихина Е.П.

 

 «29»августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя школа»

Ивченко О.В.

 от «29» августа 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  элективному курсу « Методы решения физических задач»

для учащихся 10 класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя  школа»

Составил:              учитель  высшей  квалификационной категории  Слабкова Галина Петровна

2015-2016 учебный год

                                 Пояснительная записка

Рабочая программа  по  элективному курсу « Методы решения физических задач» для

учащихся 10 класса на 2015- 2016 учебный год составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г. И авторской программы:В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Методы решения физических задач», - М.: Дрофа, 2005 г.

Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.

Курс рассчитан на 1 года обучения.

Количество часов на год по программе: 17.

Количество часов в неделю: 0,5часа, что соответствует школьному учебному плану.

Курс рассчитан на учащихся 10 классов  и  предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Основные цели курса:

  • развитие интереса к физике и решению физических задач;
  • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
  • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

При изучении первого раздела  возможны различные формы занятий: рассказ учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь:  классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

  • соответствие содержания задач уровню классической физики, выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;
  • соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям государственных программ по физике;
  • возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых явлений, рассматриваемых в задаче;
  • возможность формирования посредством содержания задач и методов их решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы, адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;
  • жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) → четкое формулирование физической части проблемы (задачи) → выдвижение гипотез → разработка моделей (физических, математических) →  прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений →  проверка и корректировка гипотез → нахождение решений →  проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

Общие рекомендации к проведению занятий

При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.

Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания.

Методы и организационные формы обучения

Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.   Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.

Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:

  • Физические приборы.
  • Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
  • Дидактические материалы.
  • Учебники физики для старших классов средней школы.
  • Учебные пособия по физике, сборники задач.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики  из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.

Ожидаемыми результатами занятий являются:

  • расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
  • получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.

                                                                   

Содержание курса

                                                             10 класс

1.Физическая задача. Классификация задач (2ч)

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач (2 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Динамика и статика (4 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

 

Законы сохранения (2 ч)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач.  

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (3 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона.

Основы термодинамики (2ч)

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

 

Постоянный электрический ток в различных средах (2ч)

  Задачи разных видов  описания электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.  

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

2.Тематическое планирование

 

   

Раздел, тема

Количество

часов

1

Физическая задача. Классификация задач

2

2

Правила и приемы решения физических задач

2

3

Динамика и статика

4

4

Законы сохранения

2

5

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

3

6

Основы термодинамики

2

7

Постоянный электрический ток в различных средах

2

3.Календарно-тематическое  планирование

Тема

К-во ч.

Дата

1.Физическая задача. Классификация задач

2

Что такое физическая задача.Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

1

3.09

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

1

17.09

2.Правила и приемы решения физических задач

2

3

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи.

1

1.10

4

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

1

15.10

3.Динамика и статика

4

5

Координатный метод решения задач по механике.

1

29.10

6

Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

1

12.11

7

Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

1

26.11

8

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

1

10.12

4.Законы сохранения

2

9

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

1

24.12

10

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач.

1

21.01

5.Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

3

11

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

1

4.02

12

Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

1

18.02

13

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния.

1

3.03

6.Основы термодинамики

2

14

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.

1

17.03

15

Задачи на тепловые двигатели.

1

7.04

7.Постоянный электрический ток в различных средах

2

16

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений.

1

21.04

17

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.

1

5.05

Итого:

17

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;
  • проговаривать вслух решение;
  • анализировать полученный ответ;
  • классифицировать предложенную задачу;
  • составлять простейших задачи;
  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
  • выбирать рациональный способ решения задачи;
  • решать комбинированные задачи;
  • владеть различными методами решения задач:   аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
  • владеть методами самоконтроля и самооценки.

 

Литература для учащихся

1.        Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 1995.

2.        Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

3.        Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990.

4.        Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: Вер-бум-М, 2002.

5.        Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.

6.        Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.

7.        Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.

8.        Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.

9.        Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.

10.        Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы. М.: Просвещение, 2002.

11.        Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука, 1985.

12.        Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.

13.        Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.

14.        Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982.

15.        Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.

Литература для учителя

1.        Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.

2.        Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 10—11 кл. М.: Просвещение, 1998.

3.        Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.

4.        Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.

5.        Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.

6.        Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.

7.        Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.

8.        Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.

9.        Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.

10.        Тульчинский М.  Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе "Физика за чашкой чая"

Наука – дочь удивления и любопытства. Так сказал один мудрец, поэтому иногда парадоксальные вопросы вызывают наше удивление, заставляют нас думать, а самое главное – привлекают внимание, способствуют ...

Программа кружка по физике в 8 классе " физика для всех"

Программа кружка по физике для 7-8 классов "Физика для всех", расчитанна на 1 учебный год, обединяет учащихся 7 и 8 класса. Содержит подробное планирование учебного материала....

Факультативный курс по физике для 10 класса "Физика в задачах и тестах"

Пояснительная записка          Данный факультативный курс для 10 класса «Физика в задачах и тестах» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю....

Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс "Физика 8 " Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская

Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы « Физика 7-9» авторов Н.С. Пурышевой и Важеевской Н.Е. ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...

Материал переводного экзмена по физике для 10 класса физико-математического профиля

Экзаменационный материал в форме тестов, который приближен к экзамену в  форме ЕГЭ...