Элективный курс по физике "Подготовка к ЕГЭ"
элективный курс по физике (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. Форма проведения занятия | Методы обучения | СУМ (Содержание учебного материала) | Учащиеся должны уметь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Механика | ||||||
1-3 | Основные понятия и законы механики | 3 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Механическое движение и его относительность. Система отсчета. Материальная точка. Скорость, ускорение. уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Свободное падение. Криволинейное движение точки. Центростремительное ускорение. | Описывать механическое движение. Определять вид движения по уравнению и графику. Находить ускорение, скорость перемещение тела. |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
4-6 | Основные понятия и законы динамики | 3 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Взаимодействие тел. Сила. Инерция. Законы Ньютона. Масса. Плотность. Момент силы. Условие равновесия тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. | Применять законы Ньютона при решении задач. |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
7-9 | Основные понятия и законы статики и гидростатики | 3 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Архимедова сила | Применять закон Паскаля при решении задач. Определять Архимедову силу. |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
10-12 | Законы сохранения | 3 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Импульс. Закон сохранения импульса. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения механической энергии | Применять закон сохранения импульса и механической энергии тела. Рассчитывать кинетическую и потенциальную энергию тела |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
13-15 | Механические колебания и волны | 3 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные колебания, вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Длина волны. Поперечные и продольные волны. Уравнение гармонической волны. Звук. Скорость звука | Описывать механическое колебание. Определять основные характеристики колебания по графику или уравнению. Описывать распространение волн, диффузию. |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
Молекулярная физика. Термодинамика | ||||||
16-18 | Газовые законы | 3 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Идеальный газ. Связь между давлением и средней кинетической энергией идеального газа, а также температурой идеального газа. Уравнение Менделеева-Клайперона. Изопроцессы. Испарение и конденсация. Влажность воздуха. | Измерять давление, кинетическую энергию газа, влажность воздуха. Применять уравнение Менделеева-Клайперона при решении задач. Объяснять явление испарения и конденсации |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
19-22 | Элементы термодинамики | 4 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Работа в термодинамике. Законы термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. | Определять количество теплоты при нагревании. Применять законы термодинамики при решении задач. Находить КПД тепловых двигателей. |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
Электродинамика | ||||||
23-25 | Основные понятия и законы электростатики | 3 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Электрическое взаимодействие, 2 вида электрического заряда. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность и потенциал электрического поля. Разность потенциалов. | Описывать и объяснять взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, тепловое действие тока. Находить напряженность и потенциал поля. |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
26-28 | Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля | 3 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля конденсатора. | Находить электрическую емкост, энергию электрического поля конденсатора. Приводить примеры диэлектриков. |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
29-31 | Основные понятия и законы постоянного тока | 3 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. ЭДС. Закон Ома для полной электрической цепи. Магнитное поле. | Применять закон Ома для участка цепи и для полной электрической цепи, закон электромагнитной индукции. Находить работу, мощность, силу тока, ЭДС. |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
Применения знаний, умений | Репродуктивный | |||||
32-33 | Основные понятия и законы магнитостатики | 2 | Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | Источники и способы обнаружения электрических и магнитных полей. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля. | Находить силу Ампера и силу Лоренца, магнитный поток, энергию магнитного поля. Объяснять явление электромагнитной индукции. |
Закрепления изученного материала | Репродуктивный | |||||
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | Применения знаний, умений | Репродуктивный |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для подготовки выпускников среднего общеобразовательного учреждения к сдаче единого государственного экзамена по физике.
Курс содержит теоретические сведения, учебно-тренировочные тесты, включающие задания различных уровней сложности с ответами. Задания составлены в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике. В представленных тренировочных вариантах учтены все изменения, отраженные в новой спецификации.
ЕГЭ по физике является в школе экзаменом по выбору выпускников и сдается, как правило, теми выпускниками, которые собираются поступать в вузы, где физика является одним из вступительных испытаний.
Основная цель курса – повысить физическую культуру учащихся в рамках школьной программы, перейти от репродуктивного усвоения материала ( простого усвоения материала ) к творческому. Развить у учащихся самостоятельность в обращении с измерительными приборами, научить разбираться в границах применения приборов в разных условиях, самостоятельно собирать установки и проводить эксперименты с ними. Познакомить учащихся с некоторыми простейшими методами исследований и измерений, которыми пользуются в современной технике.
Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми, позволяющими школьникам поступить и учиться в учебных заведениях естественнонаучного профиля. Основная задача курса – научить школьников применять полученные знания при решении нестандартных задач, а также подготовить к сдачи ЕГЭ.
В процессе реализации данной программы используются следующие методы обучения:
- метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;
- метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;
- исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
Программа предназначена для 11 класса. Объем программы – 34 часа, изучается 1 год по 1 ч в неделю.
Текущая аттестация в 11 классе проводится в форме тематических тестов. Итоговая аттестация проводится в форме теста по всем разделам курса физики.
Критерии оценки эффективности:
50 – 60% правильных ответов – оценка “удовлетворительно”;
70 – 80% правильных ответов – оценка “хорошо”;
90% правильных ответов – оценка “отлично”.
Требования к уровню подготовки выпускников, освоение которого проверяется на ЕГЭ по физике
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
смысл физических понятий:
физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, электромагнитное поле, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитная волна, фотон, квант, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, дефект массы, энергия связи, радиоактивность;
смысл физических величин:
путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы;
смысл физических законов, принципов, постулатов:
принцип суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранение энергии в тепловых процессах, термодинамики, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, электромагнитной индукции, прямолинейного распространения света, отражение света, фотоэффект; закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон радиоактивного распада; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения.
УМЕТЬ
описывать и объяснять
физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкости и газами, плавление тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитную индукцию; распространение электромагнитных волн; дисперсию, интерференцию и дифракцию света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность; фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ
практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.
ОПРЕДЕЛЯТЬ
характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массовой числа.
ИЗМЕРЯТЬ
Расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; скорость, ускорение свободного падения; плотность веществ, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей.
Содержание курса
1. Механика.
Механическое движение и его относительность. Система отсчета. Материальная тоска. Траектория. Путь и перемещение. Скорость. Ускорение. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Свободное падение. Криволинейное движение тоски на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Взаимодействие тел. Сила. Инерция. Законы Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Плотность. Принцип суперпозиции сил. Момент силы. Сила тяжести, закон всемирного тяготения. Невесомость. Сила трения. Сила упругости. Закон Гука. Импульс. закон сохранения импульса. Работа. Мощность. КПД механизмов. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Давление. Закон Паскаля. Архимедова сила. Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Уравнение гармонических колебаний, фаза колебаний. Свободное падение. Резонанс. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны. Звук. Скорость звука.
2. Молекулярная физика. Термодинамика.
Дискретное строение вещества. Модели газа, жидкости и твердого тела. Количество вещества. Теплопередача. Абсолютная температура. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Законы термодинамики. Тепловые двигатели. Адиабатный процесс. Идеальный газ. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа, а также температурой идеального газа. Уравнение Менделеева-Клайперона. Изопроцессы. Испарение и конденсация. Кипение жидкости. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация.
3. Электродинамика.
Электризация. Электрическое взаимодействие, два вида электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Полупроводники. собственная и примесная проводимость полупроводников. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля. Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток. Действующее значение силы тока и напряжения. Производство, передача и потребление электрической энергии. Трансформатор. Идеи теории Максввелла. электромагнитные волны.
4. Оптика.
Прямолинейное распространение света. Отражение света. Закон отражения света. Преломление света. Закон преломления света. Полное отражение. Плоское зеркало. Построение изображений в плоском зеркале. Линза. Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы. Свет как электромагнитная волна. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Призма. Дисперсия света. Скорость распространение электромагнитных волн.
5. Основы специальной теории относительности.
Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы и энергии.
6. Квантовая физика.
Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Опыты Столетова. Фотоны. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Гипотеза Луи де Бройля. Планетарная модель атома. Боровская модель атома водорода. Спектры. Лазеры. Альфа-, бета-, гамма- излучения. Заряд ядра. Массовое число ядра. Энергия связи частиц в ядре. Ядерные реакции. Деление ядер. Синтез ядер. Элементарные частицы.
7. Методы научного познания и физическая картина мира.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Использование результатов эксперимента для построения теории. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Физические законы и границы их применимости. Принцип соответствия. принцип причинности. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Построение графика по результатам эксперимента.
Учебно-методический комплекс для учителя
1. Физика. Подготовка к ЕГЭ – 2012. Под ред. Л.М. Монастырского. Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.-304 с.
2. Физика. Решебник. Подготовка к ЕГЭ – 2012. Под ред. Л.М. Монастырского. Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.-160 с.
3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянов “Физика. 11 класс” при изучении физика на базовом и профильном уровне – М.: Дрофа, 2004.
4. Коровин В.А., Демидова М.Ю. Методический справочник учителя физики. – М.: Мнемозина, 2004.
5. Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
6. Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /авт. А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2002.
Учебно-методический комплекс для учеников
1. Учебник. Физика. 10 (11) кл.: /авт. Мякишев Г.Я. и др. – Учебн. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
2. Сборник задач по физике: Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений /авт. А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2002.
3. Физика. Подготовка к ЕГЭ – 2012. Под ред. Л.М. Монастырского. Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.-304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...