Урок повторения и обобщения материала по теме: "Электрические явления"
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему
Данный урок нацелен на то, чтобы повторить следующие понятия: сила тока, напряжение, сопротивление; обобщить знания по теме: Закон Ома для участка цепи, соединение проводников; закрепить умение применять полученные знания на практике. Урок предполагает проведение игр с учащимися (Конкурс «Знаешь ли ты формулы?», Разминка, Конкурс «Соревнование любителей кроссворда», Конкурс «Звёздный час»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повторительно–обобщительный по теме: "Электрические явления" | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно – обобщительный по теме Электрические явления.
Цель урока:
образовательная: повторить в ходе урока следующие понятия: сила тока, напряжение, сопротивление; обобщить знания по теме: Закон Ома для участка цепи, соединение проводников; закрепить умение применять полученные знания на практике;
воспитательная: формирование научного мировоззрения учащихся; воспитание добросовестности, ответственного отношения к своим обязанностям, развитие навыков самоконтроля, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
развивающая: развить у учащихся познавательный интерес, память, мышление; развить самостоятельность, творческие силы и способности учащихся.
Ход занятия:
(форма занятия – урок; тип урока – урок обобщения и систематизации знаний)
- Организационный момент (2-3 мин).
- Конкурс «Знаешь ли ты формулы?» (5 мин.)
- Разминка (9 мин.)
- Конкурс «Соревнование любителей кроссворда» (10 мин.)
- Конкурс «Звёздный час» (5 мин.)
- Подведение итогов урока (2-3 мин.)
Методика проведения урока:
1) Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности учеников (метод стимулирования и мотивации интереса к учению, приём концентрации внимания).
Ребят заранее делят на три команды приблизительно равные по силам. Они сами выбирают себе капитанов. За победу в каждом конкурсе команда получает 1 балл. От каждой команды берётся по одному человеку в жюри (они должны фиксировать заработанные баллы учащихся, и в конце подсчитать у какой команды больше баллов).
- Конкурс «Знаешь ли ты формулы?»
Капитаны команд по очереди бросают кубик, на гранях которого записаны формулы. Необходимо объяснить попавшуюся формулу. Капитаны могут пользоваться помощью своей команды.
1) I = q / t 2) U = A / q 3) I = U / R
4) R = ρ⋅l /S 5) I = I1 + I2 + …+ In 6) R = R1 + R2 + …+ Rn
- Сила тока – величина, равная отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.
- Напряжение – это характеристика эл. поля; равная отношению работы электрического поля по перенесению эл. заряда к величине этого заряда.
- Закон Ома для участка цепи: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на его концах и обратно пропорциональна его сопротивлению.
- Сопротивление проводника прямо пропорционально длине этого проводника и обратно пропорционально площади поперечного сечения; а также зависит от рода вещества.
- При параллельном соединении проводников сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельных его параллельных участках.
- При последовательном соединении проводников общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений всех проводников, входящих в эту цепь.
Использовался метод устного контроля и проверки знаний учащихся, вид контроля – тематический, сочетание индивидуальной и групповой форм работы учеников.
- Разминка
Каждой команде по очереди задаются вопросы.
- Объясните причину того, что ворсинки, мелкие бумажки и пыль прилипают к одежде при её чистке щёткой. Почему, если щётка влажная этого не происходит?
- Можно ли при электризации получить заряд только одно из соприкасающихся тел?
- Для чего к цистерне автомашины, перевозящей нефтепродукты, прикреплена металлическая цепь, конец которой волочится по земле?
- Сколько электронов, протонов и нейтронов имеет атом водорода?
- В каком случае атом водорода превращается в положительный ион?
- Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра вращается один электрон?
- Каким знаком зарядятся листочки электроскопа, если к стержню поднести, не касаясь его, положительно заряженное тело?
- Вокруг ядра атома кислорода движется восемь электронов. Сколько протонов имеет ядро кислорода?
- Может ли атом водорода или другого вещества лишиться заряда, равного 0,25 заряда электрона?
- Укажите, в каком случае движение электронов представляет собой электрический ток: а)молния между облаком и Землёй, б)тепловое (беспорядочное) движение электронов в металле, в)движение электронов в проволоке, концы которой подсоединены к гальваническому элементу.
- В квартире погас свет. При осмотре проволочки предохранителя было обнаружено, что её конец расплавлен в месте разрыва. На каком действии тока было основано применение этого предохранителя?
- Почему нельзя гасить огонь, вызванный электрическим током, водой или обычным огнетушителем, а необходимо применять сухой песок или порошкообразный огнетушитель?
- Определите силу тока в электрической лампе, если через неё за 10 мин проходит электрический заряд, равный 300 Кл.
- Какой электрический заряд протекает за 5 мин через амперметр при силе тока в цепи 0,5 А?
- На участке цепи при прохождении заряда 25 Кл совершена работа 500 Дж. Чему равно напряжение на этом участке?
- Имеются две проволоки одинакового сечения и материала. Длина первой 10см, а второй – 50см. Какая проволока имеет большее сопротивление и во сколько раз? Почему?
- Имеются две проволоки одинаковой длины и материала. Площадь поперечного сечения одной проволоки 0,2см2, а другой – 5 мм2. Сопротивление какой проволоки больше и во сколько раз? Почему?
- Напряжение в сети 220 В. Определите силу тока в спирали электроплитки, имеющей сопротивление 44 Ом.
- Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата равно 45 В. (Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом⋅мм2/м)
- Сколько метров нихромовой проволоки сечением 0,1 мм2 потребуется для изготовления спирали электроплитки, рассчитанной на напряжение 220 В и силу тока 4,5 А? (Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом⋅мм2/м)
- Определите площадь поперечного сечения вольфрамовой нити, если длина нити 100 см, а сила тока в ней при напряжении 200 В равна 4А. (Удельное сопротивление вольфрама 0,05 Ом⋅мм2/м)
- Три проводника сопротивлением 10, 20 и 30 Ом соединили последовательно. Начертите схему соединения проводников. Какое напряжение на концах этой цепи, если сила тока в ней 0,2 А? Каковы показания вольтметров, подключенных к концам каждого проводника?
- Проводники сопротивлением 8 и 12 Ом соединены параллельно. Начертите схему соединения проводников. Вычислите общее сопротивление соединения и показания амперметров, подключенных к концам каждого проводника, если напряжение на концах цепи 4 В.
- На рисунке изображена схема соединения проводников, где R1 = 3 Ом, R2 = 6 Ом, R3 = 4 Ом. Определите сопротивление всей цепи, а также напряжение на третьем проводнике, если сила тока в цепи 0,5 А.
16 | 5 | ||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
12 7 | 3 | ||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
8 | 4 | ||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||
14 | 18 | ||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
17 | |||||||||||||||||||||
☞ По горизонтали:
2)Физическая величина, равная работе электрического поля по перенесению единичного положительного заряда из одной точки в другую. 4)Процесс приобретения телом электрического заряда. 6)Единица измерения сопротивления. 8)Прибор для изменения силы тока в цепи. 9)Закончите фразу. Положительный полюс источника тока подсоединяют к … зажиму вольтметра. 11)Закончите фразу. С увеличением напряжения на концах проводника сила тока в нём … 12)Как называется соединение проводников, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого. 13)Вставьте пропущенное слово. … элемент (источник тока). 14)Знак заряда, получаемого на эбонитовой палочке, потёртой о мех. 17)Направленное движение заряженных частиц.
☟ По вертикали:
1)Единица измерения электрического заряда. 3)Закончите фразу. Одноимённые заряды … 5)Прибор для измерения силы тока в электрической цепи. 7)Закончите фразу. Вольтметр включается в цепь … тому участку, напряжение на котором измеряют. 10)Будет ли существовать электрическое поле вокруг заряженного шарика, если его поместить в вакуум. 15)Физик, занимавшийся исследованием атома и предложивший планетарную модель строения атома. 16)Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов. 18)Нейтральная частица, входящая в состав ядра атома.
Задание: из букв, находящихся в закрашенных ячейках составьте слово, имеющее отношение к электрическим явлениям.
Ответы:
☞ По горизонтали:
2)напряжение 4)электризация 6)Ом 8)реостат 9)положительному 11)увеличивается 12)последовательное 13)гальванический 14)отрицательный 17)ток
☟ По вертикали:
1)Кулон 3)отталкиваются 5)амперметр 7)параллельно 10)да 15)Резерфорд 16)ион 18)нейтрон
На данном этапе урока использовался метод формирования познавательного интереса, приём кроссворд; форма проведения – групповая.
- Конкурс «Звёздный час»
Ученикам предлагается составить как можно больше слов из слова поликристалл. Причём слова должны быть именами существительными в единственном числе.
Метод формирования познавательного интереса (приём соревнование), форма работы – групповая.
- Подведение итогов урока.
Анализ работы класса в целом и каждого учащегося в отдельности на уроке. Выставление оценок (командных и индивидуальных).
Жюри сообщает, какая команда набрала больше баллов. Члены этой команды получают командную оценку - отлично.
Урок был проведен в соответствии со следующими дидактическими принципами: наглядность, научность, целенаправленность, связь теории с практикой, доступность, систематичность и последовательность, преемственность, прочность и осознанность знаний; закономерностями: закономерная взаимосвязь воспитания, обучения, образования и развития, единство преподавания и учения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, взаимосвязь задач, содержания, форм и методов.
Литература:
- Бугаев А. И. Мпф в школе – М.: Просвещение, 81 – 288с.
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб. для 10 кл. ср. шк. - М.: Просвещение – 1990 –223 с.
- Хрестоматия по физике/ под ред. Спасского Б.И. – М.: Просвещение – 1982 – с. 200
- Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Пособие для учащихся–М.: Просвещение – 1976
- Хижнякова Л.С., Нихимовская С.Я., Шамаш С.Я. Примерное поурочное планирование учебного материала по физике// Физика в школе – 1986 - № 5 – С. 27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести А.С. Пушкина....
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...
"Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" . Урок повторения и обобщения материала. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Цель данного урока - отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи; выработка орфографической зоркости; развитие речи учащихся....
"Электробезопасность". Урок повторения и обобщения материала по теме "Электрические явления".
Данный материал можно использовать как на уроке, так и во время проведения предметной декады....
Урок по физики 8 класс. Обобщение и закрепление темы: "Электрические явления"
Повтор и обобщение материала по теме: "Электрические явления". Тесты.Задачи. Презентации по теме. Дискуссия. Выявление менее усвоенных понятий, формул.и т.д....
Разработка открытого урока : Обобщение знаний по теме " Электрические явления"
Урок помогает учащимся повторить знания по теме Электрические явления и подготовиться к контрольной работе....
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"
Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" Задачи:Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя сущ...