Урок повторения и обобщения материала по теме: "Электрические явления"
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему

Берёзкина Илеанора

Данный урок нацелен на то, чтобы повторить  следующие понятия: сила тока, напряжение, сопротивление; обобщить знания по теме: Закон Ома для участка цепи, соединение проводников; закрепить умение применять полученные знания на практике. Урок предполагает проведение игр с учащимися (Конкурс «Знаешь ли ты формулы?», Разминка,  Конкурс «Соревнование любителей кроссворда», Конкурс «Звёздный час»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Повторительно – обобщительный по теме Электрические явления.

Цель урока:

 образовательная:   повторить в ходе урока следующие понятия: сила тока, напряжение, сопротивление; обобщить знания по теме: Закон Ома для участка цепи, соединение проводников; закрепить умение применять полученные знания на практике;

   воспитательная: формирование научного мировоззрения учащихся; воспитание добросовестности, ответственного отношения к своим обязанностям, развитие навыков самоконтроля, формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

    развивающая:    развить у учащихся познавательный интерес, память, мышление; развить самостоятельность, творческие силы и способности учащихся.

Ход занятия:

         (форма занятия – урок; тип урока – урок обобщения и систематизации знаний)

  1. Организационный момент (2-3 мин).
  2. Конкурс «Знаешь ли ты формулы?» (5 мин.)
  3. Разминка (9 мин.)
  4. Конкурс «Соревнование любителей кроссворда» (10 мин.)
  5. Конкурс «Звёздный час» (5 мин.)
  6. Подведение итогов урока (2-3 мин.)

Методика проведения урока:

1)     Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности учеников (метод стимулирования и мотивации интереса к учению, приём концентрации внимания).

Ребят заранее делят на три команды приблизительно равные по силам. Они сами выбирают себе капитанов.  За победу в каждом конкурсе команда получает 1 балл. От каждой команды берётся по одному человеку в жюри (они должны фиксировать заработанные баллы учащихся, и в конце подсчитать у какой команды больше баллов).

  1. Конкурс «Знаешь ли ты формулы?»

Капитаны команд по очереди бросают кубик, на гранях которого записаны формулы. Необходимо объяснить попавшуюся формулу. Капитаны могут пользоваться помощью своей команды.

1) I = q / t            2) U = A  / q                    3) I = U / R

4) R = ρ⋅l /S        5) I = I1 + I2 + …+ In       6) R = R1 + R2 + …+ Rn

  1. Сила тока – величина, равная отношению заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.
  2. Напряжение – это характеристика эл. поля; равная отношению работы электрического поля по перенесению эл. заряда к величине этого заряда.
  3. Закон Ома для участка цепи: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на его концах и обратно пропорциональна его сопротивлению.
  4. Сопротивление проводника прямо пропорционально длине этого проводника и обратно пропорционально площади поперечного сечения; а также зависит от рода вещества.
  5. При параллельном соединении проводников сила тока в неразветвлённой части цепи равна сумме сил токов в отдельных его параллельных участках.
  6. При последовательном соединении проводников общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений всех проводников, входящих в эту цепь.

Использовался метод устного контроля и проверки знаний учащихся, вид контроля – тематический, сочетание индивидуальной и групповой форм работы учеников. 

  1. Разминка

Каждой команде по очереди задаются вопросы.

  1. Объясните причину того, что ворсинки, мелкие бумажки и пыль прилипают к одежде при её чистке щёткой. Почему, если щётка влажная этого не происходит?

  1. Можно ли при электризации получить заряд только одно из соприкасающихся тел?

  1. Для чего к цистерне автомашины, перевозящей нефтепродукты, прикреплена металлическая цепь, конец которой волочится по земле?

  1. Сколько электронов, протонов и нейтронов имеет атом водорода?

  1. В каком случае атом водорода превращается в положительный ион?

  1. Является ли нейтральным атом гелия, если вокруг его ядра вращается один электрон?

  1. Каким знаком зарядятся листочки электроскопа, если к стержню поднести, не касаясь его, положительно заряженное тело?

  1. Вокруг ядра атома кислорода движется восемь электронов. Сколько протонов имеет ядро кислорода?

  1. Может ли атом водорода или другого вещества лишиться заряда, равного 0,25 заряда электрона?

  1. Укажите, в  каком случае движение электронов представляет собой электрический ток: а)молния между облаком и Землёй, б)тепловое (беспорядочное) движение электронов в металле, в)движение электронов в проволоке, концы которой подсоединены к гальваническому элементу.

  1. В квартире погас свет. При осмотре проволочки предохранителя было обнаружено, что её конец расплавлен в месте разрыва. На каком действии тока было основано применение этого предохранителя?

  1. Почему нельзя гасить огонь, вызванный электрическим током, водой или обычным огнетушителем, а необходимо применять сухой песок или порошкообразный огнетушитель?

  1. Определите силу тока в электрической лампе, если через неё за 10 мин проходит электрический заряд, равный 300 Кл.

  1. Какой электрический заряд протекает за 5 мин через амперметр при силе тока в цепи 0,5 А?

  1. На участке цепи при прохождении заряда 25 Кл совершена работа 500 Дж. Чему равно напряжение на этом участке?

  1. Имеются две проволоки одинакового сечения и материала. Длина первой 10см, а второй – 50см. Какая проволока имеет большее сопротивление и во сколько раз? Почему?

  1. Имеются две проволоки одинаковой длины и материала. Площадь поперечного сечения одной проволоки 0,2см2, а другой – 5 мм2. Сопротивление какой проволоки больше и во сколько раз? Почему?

  1. Напряжение в сети 220 В. Определите силу тока в спирали электроплитки, имеющей сопротивление 44 Ом.

  1. Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата равно 45 В. (Удельное сопротивление никелина 0,4 Оммм2/м)

  1. Сколько метров нихромовой проволоки сечением 0,1 мм2 потребуется для изготовления спирали электроплитки, рассчитанной на напряжение 220 В и силу тока 4,5 А? (Удельное сопротивление нихрома 1,1 Оммм2/м)

  1. Определите площадь поперечного сечения вольфрамовой нити, если длина нити 100 см, а сила тока в ней при напряжении 200 В равна 4А. (Удельное сопротивление вольфрама 0,05 Оммм2/м)

  1. Три проводника сопротивлением 10, 20 и 30 Ом соединили последовательно. Начертите схему соединения проводников. Какое напряжение на концах этой цепи, если сила тока в ней 0,2 А? Каковы показания вольтметров, подключенных к концам каждого проводника?

  1. Проводники сопротивлением 8 и 12 Ом соединены параллельно. Начертите схему соединения проводников. Вычислите общее сопротивление соединения и показания амперметров, подключенных к концам каждого проводника, если напряжение на концах цепи 4 В.

  1. На рисунке изображена схема соединения проводников, где R1 = 3 Ом, R2 = 6 Ом, R3 = 4 Ом. Определите сопротивление всей цепи, а также напряжение на третьем проводнике, если сила тока в цепи 0,5 А.

16

5

9

   11

 12

 7

3

 10

8

4

13

14

18

1

15

6

2

17

 По горизонтали:

2)Физическая величина, равная работе электрического поля по перенесению единичного положительного заряда из одной точки в другую.  4)Процесс приобретения телом электрического заряда.  6)Единица измерения сопротивления.  8)Прибор для изменения силы тока в цепи. 9)Закончите фразу. Положительный полюс источника тока подсоединяют к … зажиму вольтметра. 11)Закончите фразу. С увеличением напряжения на концах проводника  сила тока в нём … 12)Как называется соединение проводников, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого. 13)Вставьте пропущенное слово. … элемент (источник тока). 14)Знак  заряда, получаемого на эбонитовой палочке, потёртой о мех. 17)Направленное движение заряженных частиц.        

 По вертикали:

1)Единица измерения электрического заряда. 3)Закончите фразу. Одноимённые заряды … 5)Прибор для измерения силы тока в электрической цепи. 7)Закончите фразу. Вольтметр включается в цепь … тому участку, напряжение на котором измеряют. 10)Будет ли существовать электрическое поле вокруг заряженного шарика, если его поместить в вакуум. 15)Физик, занимавшийся исследованием атома и предложивший планетарную модель строения атома. 16)Атом, потерявший или присоединивший  один или несколько электронов. 18)Нейтральная частица, входящая в состав ядра атома.

Задание:  из букв, находящихся в закрашенных ячейках составьте слово, имеющее отношение к электрическим явлениям.

       Ответы:

 По горизонтали:

2)напряжение 4)электризация 6)Ом 8)реостат 9)положительному 11)увеличивается  12)последовательное  13)гальванический  14)отрицательный 17)ток

 По вертикали:

1)Кулон 3)отталкиваются 5)амперметр 7)параллельно 10)да 15)Резерфорд 16)ион 18)нейтрон

 


На данном этапе урока использовался метод формирования познавательного интереса, приём кроссворд; форма проведения – групповая.

  1.  Конкурс «Звёздный час»

Ученикам предлагается составить как можно больше слов из слова поликристалл. Причём слова должны быть именами существительными в единственном числе.

Метод формирования познавательного интереса (приём соревнование), форма работы – групповая.

  1. Подведение итогов урока.

Анализ  работы класса в целом и  каждого учащегося в отдельности на уроке. Выставление оценок (командных и индивидуальных).

Жюри сообщает, какая команда набрала больше баллов. Члены этой команды получают командную оценку - отлично.  

Урок был проведен в соответствии со  следующими дидактическими принципами: наглядность, научность, целенаправленность, связь теории с практикой, доступность, систематичность и последовательность, преемственность, прочность и осознанность знаний; закономерностями: закономерная взаимосвязь воспитания, обучения, образования и развития, единство преподавания и учения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, взаимосвязь задач, содержания, форм и методов.

Литература:

  1. Бугаев А. И. Мпф  в школе – М.: Просвещение, 81 – 288с.
  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб. для 10 кл. ср. шк. -  М.: Просвещение – 1990 –223 с.
  1. Хрестоматия по физике/ под ред. Спасского Б.И. – М.: Просвещение – 1982 – с. 200
  2. Енохович А.С. Справочник по физике и технике: Пособие для учащихся–М.: Просвещение – 1976
  3. Хижнякова Л.С., Нихимовская С.Я., Шамаш С.Я. Примерное поурочное планирование учебного материала по физике// Физика в школе – 1986 - № 5 – С. 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести  А.С. Пушкина....

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" ...

"Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" . Урок повторения и обобщения материала. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Цель данного урока - отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи; выработка орфографической зоркости; развитие речи учащихся....

"Электробезопасность". Урок повторения и обобщения материала по теме "Электрические явления".

Данный материал можно использовать как на уроке, так и во время проведения  предметной декады....

Урок по физики 8 класс. Обобщение и закрепление темы: "Электрические явления"

Повтор и обобщение материала по теме: "Электрические явления". Тесты.Задачи. Презентации по теме. Дискуссия. Выявление менее усвоенных понятий, формул.и т.д....

Разработка открытого урока : Обобщение знаний по теме " Электрические явления"

Урок помогает учащимся повторить знания по теме Электрические явления и подготовиться к контрольной работе....

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи"

Урок повторения и обобщения материала по русскому языку в 6-м классе "Имя существительное как часть речи" Задачи:Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя сущ...