Игровая программа "Пушкин и физика"
методическая разработка по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Кошелева Лидия Анатольевна

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться. Возникла необходимость формировать универсальные учебные действия, которые  обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Физика занимает особое место среди учебных дисциплин. Физика создаёт у обучающихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Главной задачей внеклассной работы по физике считаю развитие познавательного интереса к предмету. В данном случае интеграция школьных предметов между собой даёт возможность гармонично развиваться личности, даёт ей представление об окружающем мире.

Целью данного мероприятия является попытка установить связь между физикой и миром литературы, помочь обучающимся лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в жизни. Задания несут эмоциональную и смысловую нагрузку, показывают красоту родного языка. Текст каждого задания может вызвать улыбку, а улыбка обеспечит положительный эмоциональный настрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_i_fizika.docx81.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «СОИРО»

Кафедра естественно - научного образования 

II региональный дистанционный конкурс учителей физики

«Истина где-то рядом»

Название мероприятия: игровая программа «Пушкин и физика»

(внеклассное мероприятие по физике)

Номинация № 3: «Интеллект-шоу»

Фамилия, имя, отчество: Кошелева Лидия Анатольевна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа села Львовка Аркадакского района Саратовской области

hello_html_m3451f140.jpgО сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...


Введение

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться. Возникла необходимость формировать универсальные учебные действия, которые  обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Физика занимает особое место среди учебных дисциплин. Физика создаёт у обучающихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение. Главной задачей внеклассной работы по физике считаю развитие познавательного интереса к предмету. В данном случае интеграция школьных предметов между собой даёт возможность гармонично развиваться личности, даёт ей представление об окружающем мире.

Целью данного мероприятия является попытка установить связь между физикой и миром литературы, помочь обучающимся лучше узнать и полюбить физику, увидеть её проявление в жизни. Задания несут эмоциональную и смысловую нагрузку, показывают красоту родного языка. Текст каждого задания может вызвать улыбку, а улыбка обеспечит положительный эмоциональный настрой.

Цели:

развивающая: показать в яркой форме физические явления в произведениях великого русского поэта А.С Пушкина, умение видеть мир в его многообразии; творчески применять знания в различных областях; знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике.
обучающая: умение решать качественные задачи по различным разделам физики, совершенствовать умение объяснить физические явления.

коммуникативная: развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, мышление, смекалку, внимание.
воспитательная: воспитывать культуру общения, развитие познавательного интереса к физике,  русскому языку,  литературе.

Задачи мероприятия: развитие интереса к предмету, научного интереса к окружающему миру, умение формулировать свою мысль, быстро принимать решения, формирование умения смотреть на различные природные явления через призму лирическую, поэтическую, литературную.

Форма проведения: игровая программа.

Место проведения: школьный кабинет математики и физики.

Ход мероприятия

Учитель физики: Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать всех присутствующих в этом кабинете. Мы собрались на не совсем обычное мероприятие, которое условно назвали «Пушкин и физика». Вы все знаете, что 2015 год - год Литературы.

В начале нашего мероприятия я прочитаю вам слова известного советского физика Льва Давыдовича Ландау: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное – шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая – то усечённая физика: Физик, не воспринимающий поэзии, искусства – плохой физик».

Итак, вопрос: Что общего у физики и литературы?(Ответы учащихся)
- Да, действительно, кто-то из вас, наверное, считает любимым предметом физику, а кто-то – литературу, кто-то – русский язык. Спор о том, что важнее, физика или лирика, ведётся давно.

Проблемный вопрос: «Как физику и лирику связать бы нам в одно?».

Литература, поэзия на первый взгляд очень далеки от точной науки физики. Но это только на первый взгляд! Ведь писатели и поэты вкладывают в наши души всю красоту природы, всё ее многообразие, чтобы мы восхищались, больше изучали её явления и законы. Я надеюсь, что вам будет интересно. Давайте начнём нашу игру. Но прежде я представлю членов жюри (представляет по ФИО).

Член жюри: Дорогие ребята1 Я вас поздравляю с началом нашего мероприятия. Сегодня, как и всегда, у нас есть правила, нарушение которых могут принести штрафные очки. Правила эти простые:

Правило №1: один балл получает учащийся, быстрее и правильно ответивший на поставленный вопрос.

Правило №2: Не перебивать отвечающего.

Правило №3: Активно участвовать во всех состязаниях.

За нарушение этих правил учащийся будет лишаться своих заработанных очков!

Итак, вперёд друзья! Мы начинаем!

Учитель физики: «Разминка физическая» (Звучит лирическая музыка)

Найти в стихотворении «Осень» как можно больше слов - физических терминов и подтвердить их принадлежность физике. За каждый правильно выбранный термин присуждается 1 балл. На подготовку даётся 3 минуты.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото  одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

«Разминка литературная»

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю её снега; в присутствии луны

Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Учитель физики: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Учащиеся отдают свои ответы жюри.

- Вот так! Никуда лирикам от физики не уйти, никак не обойти. Недаром поэт сказал:

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…»

Конкурс 1 « Физические задачи по литературным произведениям».

Угадайте сказку:

1. Наконец и в путь обратный 

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

Перед ним молва бежала,

Быль и небыль разглашала. («Сказка о золотом петушке»)

2.Ей навстречу пес, залая,

Прибежал и смолк, играя.

В ворота зашла она,

На подворье тишина. («Сказка о мертвой царевне...»)

3.В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили ей шею,

На руках золотые перстни, 

На ногах красные сапожки. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

4. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет. («Сказка о царе Салтане...»)

Конкурс  2 «А.С.Пушкин и физика»

1.«Борис Годунов»

Один: Все плачут,

Заплачем, брат, и мы.

Другой: Я силюсь, брат.

Да не могу.

Первый: Нет ли луку?

Как вы считаете, причём здесь лук?

(В результате явления диффузии, едкие летучие вещества, содержащиеся в луке, вызывают слезотечение)

2.В каком из произведений А.С.Пушкина персонаж, известный своей учёностью, совершает механическое движение? 

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.(«Руслан и Людмила»)

3.О каком физическом явлении идет речь? 

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

 Родишь ты вдруг. (Эхо)

4.Какое физическое явление описано в стихотворении «Кинжал»?

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров.«Кинжал» 

(Отражение света) Сформулируйте законы отражения света.

(Лучи падающий и отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром к отражающей поверхности, восстановленным в точку падения. Угол отражения луча света равен углу падения).

5.В отрывке из «Сказки о царе Салтане », найдите единицу длины и переведите ее в СИ:

Наступает срок родин

Сына Бог им дал в аршин.

(Аршин = 71,12 см =0,71 м)

6. Найдите и в этом отрывке старинную русскую меру длины и переведите её в СИ.

Задам тебе, вражонок, задачу,

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подними ты,

Да неси полверсты. (1верста = 500 саженей = 1070 м)

7.Что можно сказать о действиях бесёнка с точки зрения физики?

Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Поднатужился,

Поднапружился ,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул. (Бес совершил механическую работу)

8.В романе «Евгений Онегин» описан такой эпизод:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками  звучно режет лед.

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает.

Почему гусь не может устоять на льду?

(Вследствие очень малой силы трения лапки гуся проскальзывают на льду).

9.«Евгений Онегин»

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.

Что представляют, с точки зрения физики «…на стёклах лёгкие узоры»?

(Водяной пар конденсируется на стеклах и под влиянием низкой температуры окружающего воздуха переходит в твёрдое состояние).

10. Назовите «радар», который описан  А.С.Пушкиным.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!» (Золотой петушок)

11. Из стихотворения « Зимнее утро»:

Вся комната янтарным блеском озарена.

Весёлым треском трещит затопленная печь.

А почему горящие дрова потрескивают?

(При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск).

12. Поэма «Евгений Онегин»:

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман...

Объясните образование тумана.

(После захода солнца, земля, нагретая за день, остывает быстрее, чем воздух. Поверхностные слои воздуха начинают отдавать своё тепло земле, охлаждаясь, а водяные пары, содержащиеся в них, конденсируются, образуется туман).

13.Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Какое физическое явление связано с событием «сковали все пруды»?

(Переход воды из жидкого агрегатного состояния в твёрдое)

14.«Руслан и Людмила» «Напрасно зеркало рисует. Ее красы, ее наряд: Потупя неподвижный взгляд,Она молчит, она тоскует…»

Как образуется изображение в плоском зеркале? Какими свойствами оно обладает? (Изображение в зеркале получается отражением от предмета. Мнимое, прямое, равное по размеру предмету).

Учитель физики: Предоставляем слово нашему жюри. Сообщают  количество, набранных учащимися очков.

Конкурс 3 «Угадай-ка».

Ваша задача - угадать по рифме стихотворение.

1.кроет,

крутя;

завоет,

дитя,

обветшалой,

зашумит,

запоздалый,

застучит. (Зимний вечер.)

2.злилась,

носилась,

пятно,

желтела,

сидела,

окно,

небесами,

коврами,

лежит. (Зимнее утро.)

3.суровых,

моя,

сосновых,

меня,

светлицы,

часах,

спицы,

руках. (Няне.)

4.бесценный,

благословил,

уединенный,

занесенный,

огласил. (Пущину.)

Учитель физики: Конкурс 4 «Спор с Пушкиным»

Ну что спорить? Физика прекрасна. Поэзия чарующа. Нельзя сравнивать несравнимое. Насладимся же красотами лиры и науки. О каком физическом явлении или термине идет речь в стихотворении? Правильный ответ оценивается в 3 балла.

1.Ревёт ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поёт ли дева за холмом-

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг. (Эхо).

2.Явился заключённым,

Навеки погребённым,

И скрипнули врата,

Сомкнувшися за мною,

И мира красота

Оделась черной мглой!..

С тех пор гляжу на … (свет),

Как узник из темницы.

3.Иль позднею порою,

Как луч на небесах,

Покрытых чернотою,

Темнеет в облаках,-

С унынием встречаю

Я сумрачную… (тень).

4.Любовь, отрава наших дней,

Беги с толпой обманчивых мечтаний.

Не сожигай души моей,

Огонь мучительных желаний.

Летите, призраки… Амур, уж я не твой,

Отдай мне радости, отдай мне мой …(покой).

Слово жюри.

Учитель литературы: Конкурс 5 «Лирические вопросы»

1.В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

2.Какие были ядрышки золотых орехов? («Ядра - чистый изумруд».)

3.С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

4. Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц,   ветер.)

5.В каком из произведений Пушкина кот, известный своей учёностью, совершает механическое движение относительно дуба?

(У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит. («Руслан и Людмила»)

6.Прослушайте отрывок из одного из стихотворений великого поэта:

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом –

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

О каком физическом явлении идет речь? (Эхо)

7.При каком условии возникает эхо?

(Если звук от источника встречает на своём пути препятствия, например, горы, то он отражается от них и возвращается к тому месту, где возник).

8.А какое физическое явление описано в стихотворении «Кинжал»?

Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров.(Отражение света)

9. В стихотворении «Осень» Пушкин пишет:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл.

Опишите с точки зрения физики процесс перехода воды из жидкого состояния в твёрдое. (При понижении температуры окружающего воздуха уменьшается кинетическая энергия молекул воды. Этой энергии недостаточно для преодоления сил притяжения со стороны других молекул, вследствие чего молекулы теперь не могут перескакивать, а занимают строго определенные положения.)

10. Ещё один отрывок из «Евгения Онегина».

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.

Как образуются узоры на стёклах? (Водяной пар конденсируется на стёклах и под влиянием низкой температуры окружающего воздуха переходит в твёрдое состояние) .

Учитель литературы: Ребята, прошу вас разделиться на две группы.

6 Конкурс «Живая иллюстрация». Предлагаю вам сделать инсценировку по  сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Учитель физики: жюри подводит предварительные итоги. 

Рефлексия. Подведение итогов. Награждение победителей.

Учитель физики: Итак, друзья, мы подошли к завершению нашего мероприятия.  Как вы ответите на наш проблемный вопрос: «Как физику и лирику связать бы нам в одно?». Какие выводы вы для себя сделали?

(Ответы учащихся).

 Учитель литературы: Вы узнали для себя что-то новое? (Ответы учащихся). Действительно, мир интересен и многообразен. Его нельзя делить на части, белое и чёрное, физику и лирику. Школьные предметы взаимосвязаны, и по-настоящему образованный культурный человек может и должен быть одновременно и физиком и лириком.

Учитель физики: Нашу программу мне хочется закончить пророческими строками А. С. Пушкина, в которых он рисует картину будущих изменений в России, произошедших благодаря применению научных достижений в повседневной жизни:

Лет через пятьсот дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведёт крещённый мир

На каждой станции трактир. («Евгений Онегин»)

Что вы на это ответите?

(Ответы учащихся).

- Спасибо за интерес к мероприятию. До новых встреч!

Список  литературы:

1.Лыков В.А. Эстетическое воспитание при обучении физике,-М., Просвещение, 2002

2.Ландау Л.Д. Физика для всех. Движение и теплота,- М., Наука, 1984

3. Маковецкий В.П. Смотри в корень, -М., Наука, 1980

4. Тихомирова С. А. «Пушкин и физика» / журнал «Физика в школе» №3 1999 г.

5.Усова А.В. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе.- М.: Просвещение, 1981

6. Щербаков Р. Н. Конференция на  тему «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» / журнал «Физика в школе» №3 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология – как одна из основ активизации и интенсификации деятельности учащихся на уроках физики

Представлена  статья, в которой рассматривается вопрос о проведении уроков физики с использованием игровой технологии. В качестве примера рассмотрена, разработанная автором игра  "Физич...

Использование игровых технологий на уроках физики в 7 - 8 классах

Предлагаю несколько заготовок для использования на уроках в качестве изучения нового материала, а так же для обобщающего повторения ранее изученного. Данный материад будет полезен и учителям друг...

Использование игровых методик в изучении физики

концепция к конкурсу "Учитель года"...

Социо-игровые технологии на уроках физики

В статье описаны теоретические аспекты преподавания физики в школе с применением социо-игровых технологий. Так же в статье рассказывается о личном опыте применения социо-игровых технологий....

Мастер-класс Использование игровых методов на уроках физики и математики

Цель мастер-класса – показать на примере уроков физики в 7 классе применение игровых методов, способствующей решению проблем познавательной деятельности учащихся....

игровые занятия по физике

уроки с применением ИКТ...

Игровой проект по физике

Игра по физике. Готовое внеурочное мероприятие. Можно проводить в Неделю физики. Играют с удовольствием....