Урок физики в 8 классе по теме: "Влажность"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Урок физики в 8 классе по теме: "Влажность воздуха. Способы изменения влажности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass._urok_fiziki_vlazhnost.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс Урок 22/22.
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Образовательная: дать понятие влажности воздуха, познакомить обучающихся с методами измерения и с практическим применением влажности;
- Развивающая: формировать умение анализировать, делать выводы, логично рассуждать; развитие воображения и творческого мышления;
- Воспитательная: воспитание интереса к предмету, способствовать развитию самостоятельности (добывание знаний); профориентационное воспитание (побудить интерес к профессии врача, повара, библиотекаря, музейного работника и т.д.)
Методы:
- учебная игра "взаимоопрос";
- рассказ-беседа;
- фронтальный эксперимент;
- работа с таблицей;
- выступление групп.
Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
I этап. Оргмомент.
Здравствуйте. Садитесь. Обратите, пожалуйста, на слова персидского поэта Фирдоуси: предела для знания нет.
(Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.)
Как вы понимаете данное высказываание? (Учащиеся объясняют)
И действительно как много мы узнали, изучая физику: мы можем объяснить множество явлений протекающих вокруг нас, опираясь на знания, полученные на уроках. И хочется узнать еще больше.
Но прежде, чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках? (Парообразование, конденсация)
II этап. Актуализация изученного материала:
- Что такое парообразование?
- 2 вида парообразования? (испарение, кипение)
- Отличие и сходство этих видов парообразования?
- Что всегда наблюдается при испарении? (Понижение температуры)
- Что такое конденсация?
Молодцы!
III этап. Подготовка к восприятию нового материала.
Давайте, посмотрим на экран и определим явления, изображенные на слайдах и описанные в литературных произведениях.
- продолжите фразу:
«Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на Солнце …
(ответ: снег лежит).
2). Приди на рассвете на склон косогора,-
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Какое явление описывает Константин Бальмонт?
(туман)
3). Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях в траве видны алмазы. Все алмазы блестят и переливаются на Солнце различными цветами". (Наблюдается образование росы в условиях солнечного утра; это процесс конденсации).
4). Какое явление С. Есенин отразил в своих стихах?
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром (иней)
Что объединяет эти явления?
(облака, роса, снег, иней, туман)
Все эти явления объединяет вода, которая содержится в атмосфере.
А это и есть влажность воздуха.
Итак, тема сегодняшнего урока? Кто догадался, о чем пойдет речь? «Влажность воздуха».
Запишем в тетради: «Влажность воздуха».
Сформулируйте цель урока.
Как вы думаете, какие вопросы мы сегодня должны разобрать на уроке?
1. Что такое влажность воздуха?
2. В чём причина появления влажности?
3. Как она себя проявляет?
4. На что она влияет? Зачем нам нужны знания о влажности?
5. Какие величины её характеризуют?
6. Как её можно определить?
IV этап. Изучение нового материала.
Беседа.
С понятием «влажность воздуха» вы встречались на уроках географии.
1) Что же такое «влажность воздуха»? Кто попытается ответить?
2) А какова причина появления водяного пара в воздухе?
Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты на данный момент испарение воды преобладает над конденсацией, а в других, наоборот, преобладает конденсация.
Таким образом, в воздухе содержатся водяные пары, а значит мы можем определить плотность водяных паров, т.е. найти массу водяных паров в 1м3 воздуха.
Это и будет абсолютная влажность.
ρ - абсолютная влажность воздуха показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м³ при данных условиях, т.е., чему равна плотность водяного пара.
По плотности водяного пара нельзя судить о степени его насыщения
Чтобы судить о степени влажности воздуха, важно знать, близок или далёк водяной пар от насыщения.
Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρо насыщенного водяного пара при той же температуре, выраженное в %.
Если влажный пар охлаждать, то при некоторой температуре находящийся в нём пар станет насыщенным и начнёт конденсироваться (выпадает роса, иней, появляется туман)
Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы.
А зависит ли влажность от географического расположения местности изучали Лена и Фатима. Сейчас они представят нам результаты своих исследований.
Так как влажность – физическая величина, значит есть приборы для ее измерения. Давайте, посмотрим основные из них:
Конденсационный гигрометр. Определяет абсолютную влажность воздуха по точке росы.
Волосной гигрометр. Человеческий волос при увеличении влажности воздуха удлиняется; при уменьшении влажности воздухадлина волоса уменьшается. Стрелка, соединённая с натянутым волосом, показывает относительную влажность воздуха
Мы с вами будем пользоваться психрометрическим гигрометром - психрометром. Название прибора произошло от греч. слова «психрос», что означает «холодный». Он состоит из двух термометров: один сухой термометр, другой увлажняющий (влажный), обмотан тканью и опущен в воду (поскольку вода испаряется, то термометр охлаждается).
1 - «Сухой» термометр – показывает температуру воздуха
2 - «Влажный» термометр – показывает «точку росы»
3 - Психрометрическая таблица
1. Снять показания «сухого» и «влажного» термометров;
2. Определить разность показаний термометров;
3. На пересечении столбцов «температура воздуха» (по вертикали) и Δt (по горизонтали) найти значение относительной влажности воздуха
Определяем по таблице в сборнике задач – стр.______________
Сейчас психрометр показывает температуру___________________________
Можем ли мы определить влажность воздуха около своей парты, используя два термометра? (Учащиеся предлагают свой вариант)
Работа в парах. Определение влажности воздуха на парте.
Кто не понял, пожалуйста, работайте по алгоритму:
- Измерить температуру воздуха термометром tс;
- Снять показания увлажненного термометра tу;
- Найти разницу температур Δt;
- Определить по таблице влажность.
- Записываем показания в тетрадь.
Так можете определить влажность в своей квартире (комнате).
Многие зададут свой любимый вопрос: «Зачем?»
А, как вы думаете, влажность воздуха – важное для нас явление? (да)
На что влияет влажность воздуха? (Конечно, ребята, оно важное для нас явление, и оно влияет на самочувствие человека, на хранение продуктов, вещей и т.д)
- Прочитайте отрывок из статьи: «Местные власти отказываются выделять средства не только на закупку новых книг и периодических изданий, но и на ремонт одной из старейших библиотек Крыма, существующей уже 101 год. Вместе с библиотекой гибнут и редкие книги.
Здание библиотеки построено в конце XIX века. Сейчас оно в аварийном состоянии. Ремонт здесь не делали больше 30 лет. Стены отсырели. Штукатурка обваливается. Высокая влажность уничтожает книги, например – издание сочинений Жуковского 1902 г. … Симферополь может потерять не только уникальные фонды, но и историческое здание». - О чем эта статья?
Таким образом, для хранения книг влажность имеет очень важное значение. Где еще необходимо контролировать влажность? (выдвигают гипотезы)
Об этом вам сейчас расскажут ваши одноклассники. К сожалению, их доклады будут очень короткими, т.к. время урока ограничено.
Допустимая относительная влажность для человека 40% - 60%.
- туман -100% влажность,
- дымка - 90%-100% влажность
- 100% - Насыщенный водяными парами воздух.
- 90%, 80%, 70% - Воздух как в джунглях - условия в летней теплице в областях с умеренным климатом.
- 60%, 50%, 40% - Летний день в областях с умеренным климатом - самые лучшие условия для комнатных растений при обычных условиях.
- 30%, 20%, 10% - Воздух как в пустыне - такова атмосфера зимой в комнате с центральным отоплением в областях с умеренным климатом.
- 0% - Абсолютно сухой воздух - в естественных условиях такого не бывает.
Низкая влажность воздуха в жарких странах используется в медицинских целях. В частности, для лечения почек, когда требуется ослабить нагрузку на них. При высокой температуре воздуха и низкой влажности человек, сильно потея, выводит влагу из организма большей частью не через почки, а через кожу. Так что после такой процедуры остается только принять душ.
Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды. Хотя количество водяного пара в атмосфере сравнительно невелико (около 1%), роль его в атмосферных явлениях значительна. Конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты. И наоборот, испарение воды сопровождается поглощением теплоты.
В ткацком, кондитерском и других производствах для нормального хода технологических процессов необходима определенная влажность. Хранение произведений и искусств и книг также требует поддержания определенной влажности воздуха. Поэтому в музеях висят психрометры.
Чем выше температура, тем больше водяных паров содержит воздух.
Пример. В жаркий день относительная влажность в 90% означает, что в воздухе присутствует огромное количество влаги, и в такой день самочувствие будет неудовлетворительным, т.к. допустимая относительная влажность для человека 40% - 60%.
V. Закрепление.
Издавна человек пытался думать, какая погода будет завтра, поэтому появляется множество народных примет для погоды.
Давайте попробуем объяснить некоторые из них с точки зрения физики.
1. Соль мокнет к дождю. Почему?
Ответ: перед дождём влажность воздуха очень высокая, а соль
активно впитывает влагу.
2. Дрова в печи трещат и мечут искры к ненастью. Почему?
Ответ: Если влага высокая, то дрова впитывают влагу и разбухают.
При горении таких дров, вода, содержащаяся в них, кипит,
и пар разрывает волокна древесины.
VI. Домашнее задание: § 19. Измерить влажность в своей квартире (комнате); сравнить с нормой, сделать выводы; описать способы увеличения или уменьшения влажности в квартире, школе.
VII. Рефлексия.
Закончите предложение:
Сегодня на уроке
- я узнал….
- я понял, что….
- теперь я могу…
- я научился…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 8 классе на тему "Влажность воздуха"
Представлена разработка урока изучения новой темы через фронтальный эксперимент с использованием лабораторного оборудования немецкой фирмы PHYWE....
конспект урока физики в 8 классе по теме "Влажность"
конспекты уроков и презентации к ним...
Урок по физике в 8 классе на тему "Влажность воздуха"
Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и познакомить с приборами для измерения влажности воздуха. Задачи: Образовательные: Выяснит...
Урок физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха"
Цель урока: ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха. Задачи: Образовательные: Выяснить теоретические знани...
Урок по физике 8 класс по теме "Влажность воздуха" с использованием технологии "Мастерская"
Конспект урока по физике 8 класса по теме "Влажность воздуха" составлен в рамках стандарта второго поколения, с использованием технологии "Мастерская"....
Разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по технике безопасности. Лабораторная работа № 3 « Измерение относительной влажности воздуха с помощью психрометра»
Представлена разработка урока физики в 8 классе по теме "Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха"...
урок по физике 8 класс на тему "Влажность воздуха"
Выяснить теоретические знания по теме: "испарение" и "кипение"..Дать понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точка росы,ознакомить с приборами для измерения влажности...