Интеллект-шоу "Поле чудес"
методическая разработка по физике (5, 6, 7 класс) на тему

Игра «Поле чудес» на тему «Единицы измерения длины и массы» может быть проведена как с учениками 7-х, так и 5-6-х классов. Обычно проводится в рамках предметной недели точных наук, недели математики и физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pole_chudes.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования  «Саратовский областной институт развития образования»

II Региональный дистанционный конкурс для учителей физики

«Истина где-то рядом»

Номинация  «Интеллект-шоу»

ПОЛЕ ЧУДЕС

«Единицы измерения длины и массы»

Жаркова Марина Евгеньевна

учитель физики «МОУ Романовская СОШ» Романовского района Саратовской области

Игра «Поле чудес» на тему «Единицы измерения длины и массы» проводится в рамках предметной недели точных наук, недели математики и физики.

Цели – развитие в игровой форме у учащихся  познавательного интереса к точным наукам, расширение  кругозора учащихся, развитие внимания и мышления, воспитание  уважения к сопернику.

Игра в малокомплектной сельской школе с наполняемостью классов 2 – 7 обучающихся проводится без отборочного тура. В бытность учителем Малощербединской СОШ Романовского района  для игры мне приходилось объединять учеников с 5 по 8 классы! Но сами задания таковы, что позволяют  ученикам разного возраста успешно на них давать ответы.

Мероприятие в «МОУ Романовская СОШ» проводилось среди обучающихся 6-х классов с целью пропедевтики преподавания физики в следующем учебном году.

Отбор игроков (3 участника от каждого класса) проводили учителя математики. По моей рекомендации тройки были отобраны из «среднеуспевающих» ребят. Метод формирования тройки участников и группы поддержки от класса педагоги выбирали самостоятельно.

Игру «Поле чудес» проводит учитель в кабинете физики, на доске заготовлены поля для записи отгаданных слов. Все названные участниками буквы выписываются тут же на классной доске.

Призами служат ручки, линейки, карандаши, маркеры, блокноты и прочие канцелярские мелочи. Каждый участник тройки игроков получает небольшой приз. Финалисту игры вручается диплом победителя в интеллект –  шоу «Поле чудес» (для ученического портфолио). На супер-игре призом является пятёрка по физике за урок «Масса тела. Единицы массы».

Ход мероприятия

Вступительное слово. Дорогие ребята. Менее чем через год вы приступите к изучению интереснейшей науки – физики. В кабинете вы видите высказывание великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева «Наука начинается там, где начинают измерять». На уроках физики вы постоянно будете сталкиваться с измерениями и сами тоже научитесь измерять различные величины.

С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длины предметов, время, площади, объёмы и т.д.

Чтобы измерять, необходимо было придумать единицы различных физических величин. В вашем учебнике будет написано так: «Измерить какую-нибудь величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу величины».

Самыми древними единицами были субъективные единицы. Моряки измеряли путь ТРУБКАМИ, т.е. расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку.

В Испании похожей единицей была СИГАРА, а в Японии – ЛОШАДИНЫЙ БАШМАК, т.е. путь, который проходила лошадь, пока не износится привязанная к её копытам соломенная подошва, заменявшая подкову.

Задание на I тур

В Египте единицей измерения длины был путь, проходимый мужчиной за время между первым лучом Солнца и появлением на небе всего солнечного диска,  т.е. примерно за 2 минуты.

С

Т

А

Д

И

Й

------------------------------------------------------------------------------------------

Длину  верёвки или ткани неудобно измерять шагами или стадиями. Для этого оказались пригодными встречающиеся у многих народов единицы, отождествляемые с названиями частей тела. Очень распространенной единицей длины была сажень. Впервые упоминание о ней встречается в XI в. МАХОВАЯ САЖЕНЬ – размах рук. Рыбак, который показывает, какую большую рыбу он упустил, демонстрирует нам маховую сажень. КОСАЯ САЖЕНЬ – расстояние от конца вытянутой вверх правой руки до носка левой ноги. Вспомним, как в сказках о великанах: “Косая сажень в плечах”. Мерой длины для тканей, веревок и т.п. наматывающихся материалов у многих народов был двойной локоть. Этой мерой мы и сейчас пользуемся для приблизительной оценки длины. ЛОКОТЬ – расстояние от конца пальцев до локтевого сустава.

Задание на II тур

На Руси долгое время в качестве единицы длины использовали меру ≈ 71 см. Она возникла при торговле с восточными странами, так как означала в переводе с персидского  - локоть.

А

Р

Ш

И

Н

Для измерения меньших длин применяли ПЯДЬ или четверть, ВЕРШОК. В странах Западной Европы – ДЮЙМ, ФУТ и т.д.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Какой народ и когда изобрёл рычажные весы – неизвестно. Возможно, что это было сделано многими народами независимо друг от друга, а простота использования послужила причиной их широкого распространения.

При взвешивании на рычажных весах на одну чашку кладут взвешиваемое тело, на другую – гири. Их набирают так, чтобы установить равновесие. При этом массы тела и гирь равны. Если эти же весы перенести на Луну, где вес тела меньше земного в 6 раз, равновесие не нарушится, т.к. масса осталась прежней, а изменился вес тела и гирь.

Единицы массы тоже сначала устанавливали по природным образцам. Например, массу драгоценных камней определяли и до сих пор определяют в КАРАТАХ (0,2 г) – это масса семени одного из видов бобов.

Позднее за единицу массы стали принимать массу определённого количества воды. Сейчас, например, 1 литр чистой воды при температуре 4оС имеет массу 1 кг.

Задание на III тур

В Древнем Вавилоне за единицу массы принимали массу воды, наполняющей такой сосуд, из которого вода равномерно вытекает через отверстие определённого размера в течение 1 часа.

Т

А

Л

А

Н

Т

----------------------------------------------------------------------------------------------

ФИНАЛ

На Руси древнейшей единицей массы была ГРИВНА (409,5 г). Существует предположение, что она ввезена к нам с Востока. Впоследствии она получила название фунта.  «Фунт изюма» - знакомое выражение. Для определения больших масс использовался ПУД (16,38 кг), а малых – 12,8 г….. отгадайте сами

З

О

Л

О

Т

Н

И

К

---------------------------------------------------------------------------------------------

СУПЕР – ИГРА

 (можно открыть 3 или 4 буквы)

Сказка, содержащая в названии голландскую единицу измерения длины.

Д

Ю

Й

М

О

В

О

Ч

К

А

Интересно, что дюйм – это размер первой фаланги большого пальца взрослого человека, примерно 2,5 см.

Заключительное  слово

Локоть, вершок, пядь, сажень, дюйм, фут и т. д. очень удобны при измерениях, так как они всегда “под руками”. Но единицы длины, соответствующие частям человеческого тела, обладают большим недостатком: у различных людей пальцы, ступни и т. д. имеют разную длину. Чтобы избавиться от произвола, в XIV в. субъективные единицы начинают заменять набором объективных единиц. Так, например, в 1324 г. в Англии был установлен законный дюйм, равный длине трех приставленных друг к другу ячменных зерен, вытянутых из средней части колоса. Фут определили как среднюю длину ступни шестнадцати человек, выходящих из церкви, т. е. обмером случайных людей стремились получить более постоянное значение единицы – среднюю длину ступни.

В 1791 г. во Франции было принято решение создать десятичную метрическую систему мер. Основными величинами в этой системе были выбраны длина и масса.

1869 г. Петербургская академия наук обратилась к научным учреждениям всего мира с призывом сделать предложенную французскими учеными десятичную метрическую систему мер международной.

По подсчету академика Б. С. Якоби (сторонника превращения метрической системы в международную) – учитель показывает его портрет, от замены прежней системы мер на метрическую преподавание арифметики в школе выиграло третью часть времени, отводившегося на этот предмет. Соответственно значительно упростились расчеты в промышленности и торговле.

Вот такую длинную историю прошли длина и масса, пока не стали измеряться в метрах и килограммах соответственно.

Награждение победителя

Литература:

1. Книга для чтения по физике, составитель И.Г. Кириллова, г. Москва, «Просвещение», 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)

Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель  программы  - социал...

Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...