Интеллект-шоу "Поле чудес"
методическая разработка по физике (5, 6, 7 класс) на тему
Игра «Поле чудес» на тему «Единицы измерения длины и массы» может быть проведена как с учениками 7-х, так и 5-6-х классов. Обычно проводится в рамках предметной недели точных наук, недели математики и физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pole_chudes.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования»
II Региональный дистанционный конкурс для учителей физики
«Истина где-то рядом»
Номинация «Интеллект-шоу»
ПОЛЕ ЧУДЕС
«Единицы измерения длины и массы»
Жаркова Марина Евгеньевна
учитель физики «МОУ Романовская СОШ» Романовского района Саратовской области
Игра «Поле чудес» на тему «Единицы измерения длины и массы» проводится в рамках предметной недели точных наук, недели математики и физики.
Цели – развитие в игровой форме у учащихся познавательного интереса к точным наукам, расширение кругозора учащихся, развитие внимания и мышления, воспитание уважения к сопернику.
Игра в малокомплектной сельской школе с наполняемостью классов 2 – 7 обучающихся проводится без отборочного тура. В бытность учителем Малощербединской СОШ Романовского района для игры мне приходилось объединять учеников с 5 по 8 классы! Но сами задания таковы, что позволяют ученикам разного возраста успешно на них давать ответы.
Мероприятие в «МОУ Романовская СОШ» проводилось среди обучающихся 6-х классов с целью пропедевтики преподавания физики в следующем учебном году.
Отбор игроков (3 участника от каждого класса) проводили учителя математики. По моей рекомендации тройки были отобраны из «среднеуспевающих» ребят. Метод формирования тройки участников и группы поддержки от класса педагоги выбирали самостоятельно.
Игру «Поле чудес» проводит учитель в кабинете физики, на доске заготовлены поля для записи отгаданных слов. Все названные участниками буквы выписываются тут же на классной доске.
Призами служат ручки, линейки, карандаши, маркеры, блокноты и прочие канцелярские мелочи. Каждый участник тройки игроков получает небольшой приз. Финалисту игры вручается диплом победителя в интеллект – шоу «Поле чудес» (для ученического портфолио). На супер-игре призом является пятёрка по физике за урок «Масса тела. Единицы массы».
Ход мероприятия
Вступительное слово. Дорогие ребята. Менее чем через год вы приступите к изучению интереснейшей науки – физики. В кабинете вы видите высказывание великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева «Наука начинается там, где начинают измерять». На уроках физики вы постоянно будете сталкиваться с измерениями и сами тоже научитесь измерять различные величины.
С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длины предметов, время, площади, объёмы и т.д.
Чтобы измерять, необходимо было придумать единицы различных физических величин. В вашем учебнике будет написано так: «Измерить какую-нибудь величину – это значит сравнить её с однородной величиной, принятой за единицу величины».
Самыми древними единицами были субъективные единицы. Моряки измеряли путь ТРУБКАМИ, т.е. расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку.
В Испании похожей единицей была СИГАРА, а в Японии – ЛОШАДИНЫЙ БАШМАК, т.е. путь, который проходила лошадь, пока не износится привязанная к её копытам соломенная подошва, заменявшая подкову.
Задание на I тур
В Египте единицей измерения длины был путь, проходимый мужчиной за время между первым лучом Солнца и появлением на небе всего солнечного диска, т.е. примерно за 2 минуты.
С | Т | А | Д | И | Й |
------------------------------------------------------------------------------------------
Длину верёвки или ткани неудобно измерять шагами или стадиями. Для этого оказались пригодными встречающиеся у многих народов единицы, отождествляемые с названиями частей тела. Очень распространенной единицей длины была сажень. Впервые упоминание о ней встречается в XI в. МАХОВАЯ САЖЕНЬ – размах рук. Рыбак, который показывает, какую большую рыбу он упустил, демонстрирует нам маховую сажень. КОСАЯ САЖЕНЬ – расстояние от конца вытянутой вверх правой руки до носка левой ноги. Вспомним, как в сказках о великанах: “Косая сажень в плечах”. Мерой длины для тканей, веревок и т.п. наматывающихся материалов у многих народов был двойной локоть. Этой мерой мы и сейчас пользуемся для приблизительной оценки длины. ЛОКОТЬ – расстояние от конца пальцев до локтевого сустава.
Задание на II тур
На Руси долгое время в качестве единицы длины использовали меру ≈ 71 см. Она возникла при торговле с восточными странами, так как означала в переводе с персидского - локоть.
А | Р | Ш | И | Н |
Для измерения меньших длин применяли ПЯДЬ или четверть, ВЕРШОК. В странах Западной Европы – ДЮЙМ, ФУТ и т.д.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Какой народ и когда изобрёл рычажные весы – неизвестно. Возможно, что это было сделано многими народами независимо друг от друга, а простота использования послужила причиной их широкого распространения.
При взвешивании на рычажных весах на одну чашку кладут взвешиваемое тело, на другую – гири. Их набирают так, чтобы установить равновесие. При этом массы тела и гирь равны. Если эти же весы перенести на Луну, где вес тела меньше земного в 6 раз, равновесие не нарушится, т.к. масса осталась прежней, а изменился вес тела и гирь.
Единицы массы тоже сначала устанавливали по природным образцам. Например, массу драгоценных камней определяли и до сих пор определяют в КАРАТАХ (0,2 г) – это масса семени одного из видов бобов.
Позднее за единицу массы стали принимать массу определённого количества воды. Сейчас, например, 1 литр чистой воды при температуре 4оС имеет массу 1 кг.
Задание на III тур
В Древнем Вавилоне за единицу массы принимали массу воды, наполняющей такой сосуд, из которого вода равномерно вытекает через отверстие определённого размера в течение 1 часа.
Т | А | Л | А | Н | Т |
----------------------------------------------------------------------------------------------
ФИНАЛ
На Руси древнейшей единицей массы была ГРИВНА (409,5 г). Существует предположение, что она ввезена к нам с Востока. Впоследствии она получила название фунта. «Фунт изюма» - знакомое выражение. Для определения больших масс использовался ПУД (16,38 кг), а малых – 12,8 г….. отгадайте сами
З | О | Л | О | Т | Н | И | К |
---------------------------------------------------------------------------------------------
СУПЕР – ИГРА
(можно открыть 3 или 4 буквы)
Сказка, содержащая в названии голландскую единицу измерения длины.
Д | Ю | Й | М | О | В | О | Ч | К | А |
Интересно, что дюйм – это размер первой фаланги большого пальца взрослого человека, примерно 2,5 см.
Заключительное слово
Локоть, вершок, пядь, сажень, дюйм, фут и т. д. очень удобны при измерениях, так как они всегда “под руками”. Но единицы длины, соответствующие частям человеческого тела, обладают большим недостатком: у различных людей пальцы, ступни и т. д. имеют разную длину. Чтобы избавиться от произвола, в XIV в. субъективные единицы начинают заменять набором объективных единиц. Так, например, в 1324 г. в Англии был установлен законный дюйм, равный длине трех приставленных друг к другу ячменных зерен, вытянутых из средней части колоса. Фут определили как среднюю длину ступни шестнадцати человек, выходящих из церкви, т. е. обмером случайных людей стремились получить более постоянное значение единицы – среднюю длину ступни.
В 1791 г. во Франции было принято решение создать десятичную метрическую систему мер. Основными величинами в этой системе были выбраны длина и масса.
1869 г. Петербургская академия наук обратилась к научным учреждениям всего мира с призывом сделать предложенную французскими учеными десятичную метрическую систему мер международной.
По подсчету академика Б. С. Якоби (сторонника превращения метрической системы в международную) – учитель показывает его портрет, от замены прежней системы мер на метрическую преподавание арифметики в школе выиграло третью часть времени, отводившегося на этот предмет. Соответственно значительно упростились расчеты в промышленности и торговле.
Вот такую длинную историю прошли длина и масса, пока не стали измеряться в метрах и килограммах соответственно.
Награждение победителя
Литература:
1. Книга для чтения по физике, составитель И.Г. Кириллова, г. Москва, «Просвещение», 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)
Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель программы - социал...
Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")
Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Чудеса из чудес". Часть II.
Часть II....