Рабочая программа по физике для 10-11 классов В.А. Касьянов
рабочая программа по физике (10, 11 класс) на тему

Рабочая программа по физике для 10-11 классов В.А. Касьянов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_10-11_klass.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       Рабочая программа по физике для среднего (полного) общего образования разработана в соответствии :  

       примерной программы по физике, 10-11 классы. Базовый и профильный уровни  авторской программой по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  (профильный уровень): В.А.Касьянов,  Москва, Дрофа, 2010 год; Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл, Москва, Дрофа, 2011 год.

  • федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 ( для 8-11 классов ФКГОС-2004);
  • нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • письмом МОН КК "О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования" от 17.07.2015 №47-10474/15-14;
  • методическими рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета "физика" в 2015-2016 уч. Рабочая программа реализуется с помощью учебника Касьянов В.А. году;
  • положением МАОУ СОШ №13 "О составлении рабочих программ учебных предметов, курсов".

 Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстраций, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Планирование составлено из расчета 5 часов в неделю (170 часов в год) в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №13 на 2015-2016 учебный год и с распределением часов, предлагаемых программой для общеобразовательных учреждений.  

Обучение ведется по учебникам:

"Физика. 10 класс. Профильный уровень", В.А. Касьянов, Москва, Дрофа,2014 год.

"Физика. 11 класс. Профильный уровень", В.А.Касьянов, Москва, Дрофа, 2014 год.

 В программе, кроме перечня элементов учебной информации предъявляемй учащимся, содержится перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ. 

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
  • овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
  • формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;
  • овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.  

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ФИЗИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ                              Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 340 часов для   изучения физики на  профильном уровне. В том числе в X и XI классах по 170 учебных часов из расчета  5 учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов..

Весь курс физики распределен по классам следующим образом:

- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);

- в 11 классе изучаются: электродинамика (окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.

 В учебном плане школы на изучение учебного предмета также отводится такое- же количество часов.

.

Таблица тематического распределения количества часов в 10 классе

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа

1

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени.

3

3

2

Механика

64

64

3

Молекулярная физика

49

59

4

Электродинамика

24

24

5

Физический практикум

20

20

6

Резервное время

10

-

Итого:

170

170

Таблица тематического распределения количества часов в 11 классе

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа

1

Электродинамика

45

45

2

Электромагнитное излучение

40

50

3

Физика высоких энергий и элементы астрофизики

22

22

4

Обобщающее повторение

29

33

5

Физический практикум

20

20

6

Резервное время

14

-

Итого:

170

170

Итого

170

170

4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

10 класс

ФИЗИКА В ПОЗНАНИИ ВЕЩЕСТВА, ПОЛЯ, ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ (3ч)                                                                                                            Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем мире. Физический эксперимент, теория. Физические модели. Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия.                                                                МЕХАНИКА (64 ч)                                                                                                Кинематика материальной точки (23 ч)                                                 Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь и перемещение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Вращательное и колебательное движение материальной точки.            Лабораторные работы                                                                                                  1. Измерение ускорения свободного падения.                                                              2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.                                Динамика материальной точки (10 ч)                                                          Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона.                                                                                          Лабораторные работы                                                                                                   3. Измерение коэффициента трения скольжения.                                                                4. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.                Законы сохранения (13 ч)                                                                                          Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновение. Динамика периодического движения (7 ч)                                                          Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил, не зависящих от времени. Вынужденные колебания. Резонанс.                           Лабораторная работа                                                                                                   5. Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости.

Статика (5 ч)                                                                                                                 Условие равновесия для поступательного движения. Условие равновесия для вращательного движения. Плечо и момент силы. Центр тяжести (центр масс системы материальных точек).                                                                         Релятивистская механика (6 ч)                                                                        Постулаты специальной теории относительности. Относительность времени. Замедление времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь массы и энергии.                                                                                                 МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (49 ч)                                                                                 Молекулярная структура вещества (4 ч)                                                         Строение атома. Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества. Агрегатные состояния вещества.                                                                          Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (13 ч)                Распределение молекул идеального газа в пространстве. Распределение молекул идеального газа по скоростям. Температура. Шкалы температур. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение Клапейрона—Менделеева. Изотермический процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс.  Лабораторная работа 6.                                                                                              Изучение изотермического процесса в газе.                                                                               Термодинамика (12 ч)                                                                                              Внутренняя энергия. Работа газа при расширении и сжатии. Работа газа при изопроцессах. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики для изопроцессов. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.                                                                                  Жидкость и пар (16 ч)                                                                                                 Фазовый переход пар — жидкость. Испарение. Конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность.                                                                                                            Лабораторная работа                                                                                                   7. Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости.                                                                                                                       Твердое тело (4 ч)                                                                                         Кристаллизация и плавление твердых тел. Структура твердых тел. Кристаллическая решетка. Механические свойства твердых тел.                Лабораторная работа                                                                                                   8. Измерение удельной теплоемкости вещества.                                              Механические волны. Акустика (10 ч)                                                        Распространение волн в упругой среде. Отражение волн. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера. Тембр, громкость звука.                                                                                           ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (24 ч)                                                                                                 Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (10 ч) Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Равновесие статических зарядов. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости.                                                                                                 Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (14 ч) Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Измерение разности потенциалов. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатического поля.                                 Лабораторная работа                                                                                                      9. Измерение электроемкости конденсатора.                                                                    ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (20 ч)                                                                                      РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (10 ч)

11 класс  

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (45 ч)                                                                           Постоянный электрический ток (16 ч)                                                           Электрический ток. Сила тока. Источник тока. Источник тока в электрической цепи. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Соединения проводников. Расчет сопротивления электрических цепей. Закон Ома для замкнутой цепи. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Передача мощности электрического тока от источника к потребителю. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов.                                                                                     Лабораторная работа

1.Исследование смешанного соединения проводников.

2. Изучение закона Ома для полной цепи.                                                                                                                              Магнитное поле (12 ч)                                                                                            Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Рамка с током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Масс-спектрограф и циклотрон. Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле. Магнитные ловушки, радиационные пояса Земли. Взаимодействие электрических токов. Взаимодействие электрических зарядов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока. Магнитное поле в веществе. Ферромагнетизм.                           Электромагнетизм (8 ч)                                                                                                     ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Способы индуцирования тока. Опыты Генри. Использование электромагнитной индукции. Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние.  

Лабораторная работа

3. Изучение явления электромагнитной индукции.               

 Электрические цепи переменного тока (9 ч)                                              Векторные диаграммы для  описания переменных токов и напряжений. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Колебательный контур в цепи переменного тока. Примесный полупроводник— составная часть элементов схем. Полупроводниковый диод. Транзистор .                                          ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (40 ч)                                                   Излучение и прием электромагнитных волн радио и СВЧ - диапазона (7 ч) Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, переносимая электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио - и СВЧ - волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.                              Геометрическая оптика (14 ч)                                                                                Принцип Гюйгенса. Отражение волн. Преломление волн. Дисперсия света. Построение изображений и хода лучей при преломлении света. Линзы. Собирающие линзы. Изображение предмета в собирающей линзе. Формула тонкой собирающей линзы. Рассеивающие линзы. Изображение предмета в рассеивающей линзе. Фокусное расстояние и оптическая сила системы из двух линз. Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы, увеличивающие угол зрения.

Лабораторная работа

4. Измерение показателя преломления стекла.     

                  Волновая оптика (7 ч)                     

Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка.

Лабораторная работа   

5. Наблюдение интерференции и дифракции света.  

6. Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.       Квантовая теория электромагнитного излучения вещества (12ч)         Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые  свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомов. Лазеры. Электрический ток в газах и в вакууме.

Лабораторная работа  

7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.                                                                                 ФИЗИКА ВЫСОКИХ ЭНЕРГИЙ И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ ( 22ч). Физика атомного ядра (10 ч)                                                                                         Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Ядерное оружие. Биологическое действие радиоактивных излучений.                                                                                 Элементарные частицы (6 ч)                                                                          Классификация элементарных частиц. Лептоны как фундаментальные частицы. Классификация и структура адронов. Взаимодействие кварков.

Лабораторная работа

8.Изучение взаимодействия частиц и ядерных реакций ( по фотографиям).                                                                                        

 Образование и строение Вселенной (6 ч)                                                                               Расширяющаяся Вселенная. «Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Возраст и пространственные масштабы Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Космологическая модель: основные периоды эволюции Вселенной. Критическая плотность вещества. Образование галактик. Этапы эволюции звезд, источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнечной системы.  

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (29ч)      

Введение(1ч)                                                                

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени.

Механика (6ч)

1. Кинематика равномерного движения материальной точки.

2. Кинематика периодического движения материальной точки.

3. Динамика материальной точки.

4. Законы сохранения.

5. Динамика периодического движения.

6. Релятивистская механика.

Молекулярная физика (6ч)

1. Молекулярная структура вещества.

2. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.

3. Термодинамика.

4. Жидкость и пар.

5. Твердое тело.

6. Механические и звуковые волны.

Электродинамика (8ч)

1. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.

2. Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.

3. Закон Ома.

4. Тепловое действие тока.

5. Силы в магнитном поле.

6. Энергия магнитного поля.

7. Электромагнетизм.

8. Электрические цепи переменного тока.

Электромагнитное излучение (5ч)

1. Излучение и прием электромагнитных волн радио-и СВЧ-диапазона.

2. Отражение и преломление света.

3. Оптические приборы.

4. Волновая оптика.

5. Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества.

Физика высоких энергий и элементы астрофизики (2ч) 

1. Физика атомного ядра. Элементарные частицы.

2. Образование Вселенной.  

ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (20 ч)

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (14ч)

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИКА         (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) 10-11  КЛАССЫ (340 ЧАСОВ)  

10 класс

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1Физика в познании вещества, поля, пространства и времени(3ч)

Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем мире. Физический эксперимент, теория. Физические модели. Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия

давать определения понятиям: базовые физические  величины, физический закон, научная гипотеза, модель в физике и микромире, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников

Механика (64ч)

Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь и перемещение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение тел. Одномерное движение в поле тяжести при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Вращательное и колебательное движение материальной точки Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона.  Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях. Кинетическая энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновение Движение тел в гравитационном поле. Космические скорости. Динамика свободных колебаний. Колебательная система под действием внешних сил, не зависящих от времени. Вынужденные колебания. Резонанс.     Условие равновесия для поступательного движения. Условие равновесия для вращательного движения. Плечо и момент силы. Центр тяжести (центр масс системы материальных точек). Постулаты специальной теории относительности. Относительность времени. Замедление времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Взаимосвязь массы и энергии.                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения, объяснять причины изменения скорости тел, вычисляют путь, скорость и время прямолинейного равномерного движения. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Определять пройденный путь и ускорение тела по графику зависимости скорости прямолинейного равноускоренного движения тела от времени. Вычислять ускорение, массу и силу, действующую на тело, на основе законов Ньютона. Составлять алгоритм решения задач по динамике.                                                              Исследовать зависимость периода колебаний маятника от амплитуды колебаний.

 Определять ускорение свободного падения с помощью математического маятника.

применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела. Объясняют устройство и принцип применения различных колебательных систем

Молекулярная физика (49ч)

Строение атома. Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества. Агрегатные состояния вещества. Распределение молекул идеального газа в пространстве. Распределение молекул идеального газа по скоростям. Температура. Шкалы температур. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение Клапейрона—Менделеева. Изотермический процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс.  Фазовый переход пар — жидкость. Испарение. Конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение жидкости. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность Кристаллизация и плавление твердых тел. Структура твердых тел. Кристаллическая решетка. Механические свойства твердых тел. Распространение волн в упругой среде. Отражение волн. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера. Тембр, громкость звука. Распространение волн в упругой среде. Отражение волн. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера. Тембр, громкость звука.

давать определения понятиям: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, постоянная  Авогадро, ионизация, плазма; называть основные положения и основную физическую модель молекулярно-кинетической теории строения ве- щества; классифицировать агрегатные состояния вещества; характеризовать изменения структуры агрегатных со- стояний вещества при фазовых переходах.

воспроизводить основное уравнение молекулярно-кинетической теории, закон Дальтона, уравнение Клапейро- на—Менделеева, закон Бойля—Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля;  формулировать условия идеальности газа, а также описывать явление ионизации описывать демонстрационные эксперименты, позволяющие установить для газа взаимосвязь между его давлением, объемом, массой и температурой; объяснять газовые законы на основе молекулярно- кинетической теории строения вещества;  описывать опыты, иллюстрирующие изменение внутренней энергии тела при совершении работы;  делать вывод о том,   применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Электродинамика (24ч)

Электрический заряд. Квантование заряда. Электризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Равновесие статических зарядов. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Электростатическое поле заряженной сферы и заряженной плоскости.  Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Измерение разности потенциалов. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Электроемкость уединенного проводника и конденсатора. Соединение конденсаторов. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатического поля.

 формулировать закон сохранения электрического заря- да и закон Кулона, границы их применимости; описывать демонстрационные эксперименты по электризации тел и объяснять их результаты; описывать эксперимент по измерению электроемкости конденсатора;  применять полученные знания для безопасного использования бытовых приборов и технических устройств  светокопировальной машины.

 

11 класс

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Электродинамика (45ч)

Электрический ток. Сила тока. ИстИсточник тока. Источник тока в эле электрической цепи. Закон Ома для однородного проводника (участка цепи). Сопротивление проводника. Зависимость удельного сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Соединения проводников. Расчет сопротивления электрических цепей. Закон Ома для замкнутой цепи. Расчет силы тока и напряжения в электрических цепях. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Передача мощности электрического тока от источника к потребителю. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Магнитное взаимодействие. Магнитное поле электрического тока. Линии магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Рамка с током в однородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Лоренца. Масс-спектрограф и циклотрон. Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле. Магнитные ловушки, радиационные пояса Земли. Взаимодействие электрических токов. Взаимодействие электрических зарядов. Магнитный поток. Энергия магнитного поля тока. Магнитное поле в веществе. Ферромагнетизм   ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Способы индуцирования тока. Опыты Генри. Использование электромагнитной индукции. Генерирование переменного электрического тока. Передача электроэнергии на расстояние.  Векторные диаграммы для  описания переменных токов и напряжений. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Свободные гармонические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Колебательный контур в цепи переменного тока. Примесный полупроводник— составная часть элементов схем. Полупроводниковый диод. Транзистор .

давать определения понятиям: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, дырка, последовательное и парал- лельное соединение проводников; физическим величинам: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность электрического тока; — объяснять условия существования электрического тока; описывать демонстрационный опыт на последовательное и параллельное соединение проводников, тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника к потребителю; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью ампер- метра и вольтметра; использовать законы Ома для однородного проводника и замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей. воспроизводить правило буравчика, принцип суперпозиции магнитных полей, правило левой руки, закон Ампера;  описывать фундаментальные физические опыты Эрстеда и Ампера; изучать движение заряженных частиц в магнитном поле; исследовать механизм образования и структуру радиационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях

Электромагнитное излучение (40ч)

Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, переносимая электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн. Спектр электромагнитных волн. Радио - и СВЧ - волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.  Принцип Гюйгенса. Отражение волн. Преломление волн. Дисперсия света. Построение изображений и хода лучей при преломлении света. Линзы. Собирающие линзы. Изображение предмета в собирающей линзе. Формула тонкой собирающей линзы. Рассеивающие линзы. Изображение предмета в рассеивающей линзе. Фокусное расстояние и оптическая сила системы из двух линз. Человеческий глаз как оптическая система. Оптические приборы, увеличивающие угол зрения. Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка.  Тепловое излучение. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые  свойства частиц. Строение атома. Теория атома водорода. Поглощение и излучение света атомов. Лазеры. Электрический ток в газах и в вакууме.

объяснять зависимость интенсивности электромагнит- ной волны от расстояния до источника излучения и его частоты; описывать механизм давления электромагнитной волны; классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн.

описывать демонстрационные эксперименты по наблюдению явлений дисперсии, интерференции и дифракции света; делать выводы о расположении дифракционных мини- мумов на экране за освещенной щелью

Физика высоких энергий и элементы астрофизики (22ч)

Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Ядерное оружие. Биологическое действие радиоактивных излучений.   Классификация элементарных частиц. Лептоны как фундаментальные частицы. Классификация и структура адронов. Взаимодействие кварков. Расширяющаяся Вселенная. «Красное смещение» в спектрах галактик. Закон Хаббла. Возраст и пространственные масштабы Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Космологическая модель: основные периоды эволюции Вселенной. Критическая плотность вещества. Образование галактик. Этапы эволюции звезд, источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнечной системы.  

давать определения понятиям: протонно-нейтронная модель ядра, изотопы, радиоактивность, α-распад, β-распад, γ-излучение, искусственная радиоактивность, термоядерный синтез; физическим величинам: удельная энергия связи, период полураспада, активность радиоактивного вещества, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, доза поглощенного излучения; объяснять способы обеспечения безопасности ядерных реакторов и АЭС; прогнозировать контролируемый естественный радиационный фон, а также рациональное природопользование при внедрении УТС.

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Учебно-методический комплект

1. Касьянов В.А. Тетрадь для  лабораторных работ по физике. 10 класс. Профильный уровень.  [Текст] / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2014 г.;                                                                                                                                               2. Касьянов В.А. Тетрадь для  лабораторных работ по физике. 11 класс. Профильный уровень [Текст] / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2014 г.;  . 3.Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Профильный уровень [Текст] / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2014 г.                                                                                                                                                                                                                           4..Касьянов В.А. Физика. 11 класс. Профильный уровень [Текст] / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2014 г.                                                                                                       5. КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ПО ФИЗИКЕ. 10 - 11 КЛАСС (в помощь "застрявшим в пути"). Классная физика для любознательных [Электронный рес] / http://classfizika.narod.ru/10-11_class.htm;                                                            6. Марон А.Е. Марон Е.А. Физика - 10 класс. Дидактические материалы [Текст] / А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2002 г.;                                                                                                                                      7. Физика. 11 класс. Учебные материалы. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30.                                    

Материально-техническое обеспечение

     Кабинет физики является кабинетом повышенной опасности, поэтому к мебели и другому оборудованию в нем предъявляются повышенные требования. Лабораторные столы для учащихся предназначены для проведения экспериментов, поэтому они крепятся к полу.

В кабинете имеется стол для учителя, демонстрационный стол, обычная доска. Кабинет оснащен компьютером для учителя, проектором и интерактивной доской для выхода в интернет, открытия текстовых файлов, демонстраций опытов и видеороликов, мультимедийных приложений в физике т.д.  В качестве наглядных пособий висят портреты выдающихся ученых в области физики и таблицы: шкала электромагнитных колебаний, международная система физических единиц,  основных формул по всему курсу физики.

        Лабораторное оборудование разделяется на:

1. измерительные приборы

2. приборы, предназначенные  для изучения отдельных тем предмета,

         а). механика

         б). электричество

         в). оптика  

         г). приборы общего назначения.

       В кабинете есть приборы  лаборатории L-micro, в состав которых входят:

  1. набор лабораторный "Оптика"

  2. набор лабораторный "Электричество"

  3. набор лабораторный "Механика"

  4. амперметр лабораторный

  5. весы учебные с гирями

  6. вольтметр лабораторный

  7. динамометр

  8. источник тока лабораторный

  9. калориметр

10. катушка-моток

11. соединительные провода

12. электромагнит лабораторный

13. компас школьный

14. миллиамперметр лабораторный

15. набор грузов по механике

16. модель электродвигателя

17. мензурки 100 мл

18. набор линз лабораторных

    ГИА-лаборатория состоит из четырех тематических наборов:

        механические явления  

        тепловые явления

        электромагнитные явления

        оптические и квантовые явления.  

      Использование лабораторного оборудования в форме тематических комплектов позволяет организовать выполнение фронтального экспериментана любом этапе урока, формирует подбор учащимися оборудования в соответствии с целью проведения самостоятельного исследования.  Все лабораторное оборудование размещено в отдельном помещении (лаборантской).  В кабинете имеется противопожарный инвентарь и аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов, инструкция по правилам безопасности труда для обучающихся и журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....

Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)

Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...

Рабочая программа по физике для 7-9 класс

Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов по программе Перышкина (2020-2021 уч.г)

Рабочая  программа  по  физике  для  7-9  классов  по  программе Перышкина (2020-2021 уч.г)  содержит  КТП  для  7-9  классов....