Конспект урока по теме Диффузия в газах,жидеостях и твердых телах
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Конспет урока по теме Диффузия в газах,жидкостях и твердых телах.Урок предназначен для 7 класса..К уроку прилагается презентация по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_diffuzii.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах»
Цель урока: Изучить явление диффузии и показать значение явления диффузии в природе, технике и быту.
Задачи:
Образовательные:
-представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ вследствие движения молекул
-представление о том, что диффузия наблюдается в твердом, жидком и газообразном состояниях вещества;
-представление о значении диффузии в природе.
-представление о влиянии диффузии на экологию
Развивающие:
-учить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка;
-развивать умения анализировать в ходе эксперимента, на его основе формулировать выводы;
-развивать ассоциативное мышление.
-развитие познавательного интереса
-развитие умения анализировать природные явления
-развить умение анализировать экологические проблемы на основании знаний физических явлений
Воспитательные:
-Формирование умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений, происходящих в природе.
-Повышение уровня экологического воспитания учащихся.
-Повышение компьютерной грамотности при выполнении д/з /создание презентаций по теме Диффузия в природе/
Тип урока: комбинированный
Оборудование: ПК, диск медиатека Кирилла и Мефодия, духи, прозрачные стаканы- 2 шт, раствор марганцовокислого калия, термометр, демонстрационный столик- 2шт.
Ход урока:
Организационный момент: напоминание о технике безопасности.
Повторение пройденного материала по вопросам:
- Что такое молекула?
- Что вы знаете о размерах молекул?
- Из каких частиц состоит молекула воды?
- Как изображается схематически молекула воды? /учащиеся обращаются к материалу учебника рисунки в учебнике/
- Из чего состоят вещества?
- Какие опыты подтверждают, что вещества состоят из мельчайших частиц?
- Вещество состоит из мельчайших частиц, можно ли их увидеть невооруженным глазом?
- Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть на экране электронного микроскопа /учащиеся обращаются к рисунку в учебнике/
- Объем газа при нагревании увеличивается почему?
- Каково строение атомов?
- Какие еще элементарные частицы Вы знаете?
- В молекуле может ли быть более 1000 атомов?
- Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, почему?
- Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может ли занять любую площадь, почему?
- Может ли объем тела при нагревании уменьшается, почему?
- Объем жидкости при охлаждении уменьшается, почему?
- Могут ли молекулы водяного пара отличаются от молекул воды?
- Может ли при сжатии газа уменьшается размер молекул?
Объяснение нового материала:
Ребята! Давайте вспомним, как мы завариваем чай.
Опыт 1: В два стакана наливаем воду, в первый горячую ,а во второй холодную /температуру воды измерить термометром/,опускаем пакетики с заваркой.
Опыт 2: В прозрачные стаканы, в которые наливаем холодную (t=16°C) и горячую воду (t= 80 С), ставим их на демонстрационные столики, измеряем температуру воды. Затем опускаем кристаллы марганцовки и с учащимися наблюдаем как ведёт себя раствор марганцовки в холодной и горячей воде. Делаем выводы.
Опыт 3:В конце кабинета разбрызгиваем духи.
ВОПРОСЫ
Вопрос 1: Почему вода окрашивается без перемешивания?
Вопрос 2: Почему запах духов распространятся не мгновенно, а через
некоторое время?
Ответы на эти вопросы мы сможем при изучении темы: «Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах»
Одним из опытных фактов, подтверждающих, что тела состоят из молекул и они непрерывно движутся, является диффузия. Диффузия (от лат.diffusio- распространение) - записываю на доске.
Определение диффузии.
Определение: Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией.
Определение записываем в тетради всем классом.
Вернёмся к опыту 1 и 2 - ответим на вопрос 1. Учащиеся с помощью учителя отвечают на вопрос.
Вернёмся к опыту 3 и ответим на вопрос 2. Учащиеся с помощью учителя отвечают на вопрос.
Мы рассмотрели диффузию в жидкостях и газах.
Вопрос 3: Как вы думаете, где диффузия происходит быстрее : в жидкостях или газах?
Учащиеся вместе с учителем делают вывод: диффузия протекает быстрее в газах, так как в газах расстояние между молекулами больше, чем в жидкостях. /Выводы записываем в тетрадь/
Вопрос 4: От чего зависит скорость распространения молекул?( скорость диффузии)
ПОКАЗАТЬ ОПЫТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПК . МЕДИАТЕКА Килилла и Мефодия /1.Диффузия в жидкостях.2.Зависимость скорости диффузии от температуры в жидкостях/
После рассуждений приходим к выводу, что скорость диффузии зависит от температур/вывод записываем в тетрадь/.
Работа с учебником, читаем в учебнике о диффузии в твёрдых телах.
Показываем плакат, где нарисован рисунок о взаимном проникновении молекул свинцового диска в золотой диск и, наоборот, проникновение молекул золота золотого диска в свинцовый цилиндр/
Вопрос 5.В какой сфере деятельности применяют явление диффузии в твердых телах?
Работа с учебником: - найдите в книге ответ на вопрос о значении диффузии для организма человека и животных.
Учитель рассказывает о значение диффузии в природе, производстве, и влиянии диффузии на экологию планеты.
1.Вследствие диффузии газа состав воздуха у поверхности Земли однороден;
2.Диффузия имеет существенное значение в питании растений и других организмов;
3.Явление диффузии используют на сахарных заводах при извлечении сахара из свеклы;
4.На явлении диффузии основаны соление овощей, варка варения, получение компотов и многие другие технологические процессы;
5.Диффузию молекул твердых тел используют в технике: для придания железным и стальным деталям значительной твердости их поверхностный слой подвергают диффузному насыщению углеродом (цементация).
6.Использование явления диффузии в очисных сооружениях.
Закрепление нового материала по вопросам из сборника задач Степановой Г.Н.: Сборник задач для 7-8 классов.
Итог урока: учитель отмечает учащихся, которые дали максимальное количество правильных ответов и выставляет оценки.
Домашнее задание: п.9, записи в тетрадях, сделать рисунки иллюстрирующие явление диффузии /из учебника/. Пожеланию, учащиеся могут сделать презентации и показать на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Диффузия" в 7 классе
Конспект урока на тему "Диффузия" в 7 классе, предназначен для изучения новой темы. Форма урока: диалог учителя с учащимися. Необычный урок - урок путешествия по станциям, помогает сформировать ...
Конспект урока естествознания для 5 класса по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Конспект урока подготовлен по УМК «Физика. Химия. 5 класс» А. Е. Гуревича и др.Цель урока: познакомить учащихся с явлением диффузии, зависимости скорости ее протекания от агрегатного состояния веществ...
Урок по теме "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах" 7 класс
Конспект урока по теме "Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах" в 7 классе. Составлен по учебнику А.В. Перышкина. На уроке применяются технологии: проблемного, группов...
урок по теме диффузия ы газах, жидкостях и твердых телах
конспект по теме диффузия ы газах, жидкостях и твердых телах + презентация...
Урок: Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
На уроке дать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях, непрерывном и хаотичном движении молекул; сформировать представл...
конспект урока по теме Диффузия
На уроке дать представление о диффузии, как о явлении самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях, непрерывном и хаотичном движении молекул; сформировать представл...
Технологическая карта урока на тему"Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах"
На уроке обучающиеся должны сформировать определение диффузии,опытным путем установить закономерности явления диффузии,изучить механизм перемешивания молекул одного вещества с другим в газообразном, ж...