Домашний практикум для 7 класса.
опыты и эксперименты по физике (7 класс) на тему
Опыты повышают интерес к физике и способствуют её лучшему усвоению. Многие опыты проводятся на простых приборах и их легко выполнить дома самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashniy_praktikum.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы Тильтигиной Н. А. учителя физики МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района Саратовской области»
«Домашний физический практикум»
Наша жизнь носит экспериментальный характер.
Жюль Ренар
Роль физического эксперимента огромна. Он дает возможность активизировать внимание учащихся на уроке, позволяет привлечь внимание учащихся при изучении или закреплении нового материала. Эксперимент позволяет представить физические процессы, показывает связь науки и природы. Опыт повышает интерес к физике и способствует её лучшему усвоению.
И я всегда на своих уроках применяю демонстрационный эксперимент. Но со временем пришла к пониманию, что для учащихся лучше провести эксперимент самому, прочувствовать его, чем просто увидеть. Как говорит Бернард Барух: « Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему». Тогда я постаралась увеличить число экспериментальных задач на уроке. Но я столкнулась с рядом проблем. Во-первых, учащиеся не могли самостоятельно оформить результаты опыта, во-вторых, трудности возникали при анализе результатов, формирования выводов, и в–третьих на уроке катастрофично не хватало времени. Те дети, кто в силу своих личных особенностей работал медленно, не успевали сделать вывод самостоятельно, а просто записывали то, что озвучивали более успешные учащиеся. Тогда и пришла идея в организации домашнего практикума.
Многие опыты можно проводить на простых приборах, у всех дома есть бытовые весы и линейка. Я стала подбирать задачи, учитывая, что эксперимент можно осуществить в домашних условиях. За несколько лет это стало системой, которую я использую в преподавании физики. В начале я предлагала для домашнего практикума в основном расчётные задания например: «Определение моей скорости при ходьбе и беге». Сейчас в практикум добавлены качественные задачи. Данный вид физических задач помогает ученику глубже понять суть физического закона или явления.
Этапы работы таковы.
- Иду на первое родительское собрание в 7 классе и знакомлю родителей с требованиями к выполнению домашней работы по физике, предлагаю сотрудничество.
- На уроке в 7 классе, когда учащиеся знакомятся с методами физики «Наблюдения и опыты», прописываем основные этапы наблюдения или эксперимента.
План наблюдения (опыта):
- Формулируем цель.
- Выбираем объект наблюдения (опыта) и средства.
- Выбираем способы фиксации полученной информации (схематичный рисунок, таблица, график и т.д.)
- Проведение наблюдения (опыта). Несколько раз, если нужно.
- Обработка результатов, анализ, физическое обоснование.
- Вывод.
- На последующих уроках провожу закрепление. На уроках прошу при проведении демонстрационного эксперимента составить схему опыта или таблицу. Проводим анализ результатов индивидуально или в группе. Сравниваем выводы.
- Обязательным условием выполнения работы является предоставления письменного отчёта , но жизнь вносит свои коррективы, так появились отчёты в форме презентаций с фотографиями.
Перед вами подборка задач для учащихся 7 класса. Я постаралась подобрать задачи по всем темам учебника 7 класса под редакцией Перышкина А. В.. Задачи разделены на две группы: обязательные для выполнения всем учащимся, но в задаче можно выбрать разные уровни сложности и задачи, которые выполняются пожеланию.
Домашний практикум позволяет мне пробудить интерес к предмету, развивает навык ведения кратких записей, работы с таблицей или графиком. Дети, успешно справлявшиеся с домашним практикумом, показали более высокие результаты при сдачи экзамена в форме ОГЭ. Была решена и проблема списывания домашней работы, у каждого свой результат. Для себя я точно решила- домашний практикум обязателен.
Задачи из домашнего практикума для 7 класса.
- Определить толщину листа книги и нити, используя линейку.
Оборудование: учебник физики, нитки, линейка.
Задание выполнить способом рядов.
- Опыт « Какая длина?» с мотком ниток (проволоки).
Оборудование: нитки или проволока, линейка, ножницы, весы.
Задание: Определить длину нити в мотке, не разматывая его полностью.
- Изготовить измерительный цилиндр.
- Изготовь модели молекул (7 шт.).
- «Пирожки» из песка.
Оборудование : песок, вода, детская формочка для песка (стаканчик от йогурта).
Задание: Слепить «пирожок» из влажного и сухого песка. Объяснить результаты опыта с физической точки зрения.
- Опыт с картошкой.
Оборудование: сырая картошка, кристаллик марганцовки.
Задание: Разрежьте картошку пополам. В центре среза поместите марганцовки кристаллик марганцовки и соедините обе половинки. Через некоторое время разъедините их. Назовите и объясните наблюдаемое явление.
- «Шагомеры».
Оборудование: измерительная лента.
Задание: определите среднюю длину своего шага. Пользуясь этой меркой, определите путь от вашего дома до трёх (на ваш выбор) объектов. Отчёт - в виде схематичного рисунка. (Условие: движение должно быть прямолинейным)
- Определить свою скорость при ходьбе и беге.
Оборудование: секундомер.
Задание: используя данные предыдущей задачи, вычислите свою скорость при движении шагом и бегом. Можно использовать данные сдачи нормативов по бегу на уроке физкультуры.
- Определи площадь фигуры.
Оборудование: весы, прямоугольный кусок картона площадью 1дм2 , фигура неправильной формы, вырезанная из того же картона.
- Определить объём мяча.
Оборудование: мяч, линейка.
Задание: определить объём мяча с помощью линейки.
- Объём одной капли.
Оборудование: стакан с водой, шприц 5мл или 10 мл.
Задание: определить объём 1 капли.
- «Плотность продуктов».
Оборудование: 3 вида продуктов, весы, линейка.
Задание: определите плотность 3 продуктов питания.
- «Всегда ли можно встать со стула?»
Оборудование: стул.
Задание: Сядьте, выпрямив спину и не наклоняясь вперед, не пододвигая ноги под сидение стула, попробуйте встать. Объясните опыт.
- Опыт с палкой.
Оборудование: гладкая палка или линейка.
Задание: На указательные пальцы расставленных рук положите палку. Медленно двигайте пальцы навстречу друг другу, пока они не сойдутся вплотную. Чем является точка, в которой сходятся пальцы? Одновременно ли они движутся? Почему?
- Коэффициент жесткости резинового шнура.
Оборудование: кусочек резинового шнура, весы, линейка, тело- груз.
Задание: определите коэффициент жесткости резинового шнура.
- Давление табурета на пол.
Оборудование: табурет или стул с ровной поверхностью ножек, линейка
Задание: Рассчитайте и сравните давление табурета на пол, когда он стоит на ножках, и когда лежит ножками вверх.
- Плавающая свеча.
Оборудование: сосуд с водой, короткий отрезок свечи, снабжённый снизу грузом.
Задание: Поместите свечу в воду, так, чтобы она плавала (груз нужен для придания вертикального положения). Зажгите свечу. Быстро ли погаснет плавающая свеча?
- Опыт с самоваром.
Оборудование: самовар, заполненный водой, стакан, секундомер.
Задание: Определите время, за которое вытек из самовара стакан воды. Можно ли сказать, что следующий стакан вытечет тоже за это же время? Ответ обоснуйте, проверьте на опыте.
- Определите мощность человека, развиваемую учеником при медленном и быстром подъёме по канату.
Оборудование: подобрать самостоятельно.
- Простой механизм – ножницы.
Оборудование: ножницы, линейка.
Задание: вариант1: определить выигрыш в силе при использовании ваших ножниц. Как его можно увеличить?
Вариант 2: Определить, в каких пределах может изменяться выигрыш в силе при использовании данного инструмента.
Данные задачи были выбраны, как наиболее интересные, и прошли проверку временем. Я сейчас затрудняюсь перечислить все источники информации, их которых я брала задачи. Но могу точно назвать книгу , заставившую меня взглянуть на эксперимент с этой точки зрения, Горелов Л. А. «Занимательные опыты по физике».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум 6 класс
Практическая работа Цели урока: формирование умений пользоваться контурными картами; закрепить знания учащихся об основных линиях на карте; закрепить умение определять на ге...
Модульный урок-практикум 7 класс "Внутренние воды Южной Америки"
МОДУЛЬНЫЙ УРОК – ПРАКТИКУМ Тема: «Внутренние воды Южной Америки» Цель урока: В процессе работы над учебными элементами должны изучить крупне...
Урок-практикум 7 класс Южная Америка
Тема: «Южная Америка» Заключительный урок – практикум Составление по картам и другим источникам комплексное описание Южной Америки. Цель урока: - закрепление умений комплексного использован...
Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/
Урок русского языка в 11 классе поможет при подготовке к ЕГЭ, построен на литературном материале (А.И.Солженицын "Матренин двор")...
Содержание домашней птицы в домашних условиях, 6 класс
Урок разработан для учащихся с ОВЗ занимающихся по трудовому профилю сельскохозяйственный труд...
Организация домашнего практикума
Особую актуальность приобретает самостоятельная работа обучающегося, особенно связанная с экспериментальным методом познания...
Сборник практических работ по физике (домашний практикум) 10 класс
Практические задания разработаны в соответствии с рабочей программой предмета «Физика» в 10 классе. Данные практические работы можно выполнить в домашних условиях, с использова...