КВН в 8-х классах ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Повторение темы "Тепловые явления" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_v_8-h_klassah_teplovye_yavleniya.docx | 157.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное мероприятие по физике
КВН в 8-х классах «Тепловые явления».
Задачи урока.
Обучающая: повторение и обобщение знаний по теме «Тепловые явления»; закрепление умения решать качественные задачи.
Воспитательная: формирование навыков самостоятельной работы; развитие интереса к физике; умение работать в коллективе.
Развивающая: развитие умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления; развитие познавательных и творческих способностей.
План урока.
- Организационный момент.
- КВН – ведущая ученица 11 класса.
- Подведение итогов.
Ведущая: Пусть кипит работа,
Кипит соревнование,
Успех решает не судьба,
Успех решают знания!
Начинаем КВН между командами 8 класса. Хочу вам представить жюри.
Конкурс 1. ПРИВЕТСТВИЕ.
Для приветствия приглашается первая команда.
Ведущая: Приглашается вторая команда. Ваше приветствие.
Ведущая: Уважаемое жюри, пожалуйста, огласите результат «Приветствия».
Конкурс 2. БЛИЦТУРНИР.
Ведущая: Приглашаю вас сразиться с качественными задачами, каверзными вопросами.
Начинаем «Блицтурнир». Вопросы буду задавать по очереди каждой команде. За каждый верный ответ – 1 балл.
- Самый плохой проводник тепла. ( Вакуум)
- Какие единицы количества теплоты вы знаете? (Джоуль, калория).
- Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? ( Три рубашки, т.к. между ними воздух, а воздух плохой проводник тепла).
- Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку? (Белого, т.к. она лучше отражает тепло. Ведь в Африке жарко!)
- Применяется ли воздух как строительный материал? (Да, его много в пенопласте, в пенобетоне).
- Ящерицы и некоторые другие мелкие животные, обитающие в пустынях, в самое жаркое время дня часто забираются на верхушки кустарников. Почему? (В жаркое время дня песок в пустынях так сильно нагревается, что даже на высоте пяти сантиметров от его поверхности температура бывает ниже на несколько градусов).
Интересный факт. В пустынях температура земной поверхности может повышаться днем до 70-80 С. Ящерицы не только забираются на верхушки кустарников, но и могут также уменьшить поверхность тела, втягивая ребра.
- Даже в тихую погоду, когда ветер не шевелит листьев, осина не остается в покое, ее листочки все время дрожат. Почему?.(Даже в самую тихую погоду над землей движутся вертикальные потоки воздуха. Теплые струи поднимаются вверх, холодные опускаются. Такое явление называется - конвекция).
- Почему северные олени не замерзают даже в большой мороз? Что защищает их от холода? ( У этих животных существует подкожный жировой слой, который препятствует быстрой потере тепла. Жир, как известно, относится к плохим проводникам тепла.)
- С какой целью кусты малины в северных районах пригибают на зиму к земле? (Снежный покров предохраняет малину от вымерзания. Снег «содержит» воздух, а воздух – плохой проводник тепла).
- Почему в холодных помещениях у нас зябнут, прежде всего, ноги? ( Холодный воздух более тяжелый и поэтому всегда находится у пола).
Ведущая: Пожалуйста, жюри, подведите итоги «Блицтурнира».
Конкурс 3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Ведущая: Перейдем к Домашнему заданию. Выступает первая команда. Ваше домашнее задание «Урок физики по теме «Тепловые явления» на Луне».
Ведущая: Приглашается вторая команда. Ваше домашнее задание «Урок физики по теме «Тепловые явления» на Марсе».
Ведущая: Уважаемое жюри, подведите итоги Домашних заданий.
Конкурс 4. ИНТЕРЕСНЫЙ ОПЫТ ПО ФИЗИКЕ.
Ведущая: Переходим к следующему заданию. Каждая команда подготовила «Интересный опыт по физике». Ребята, покажите нам ваши опыты и объясните их.
Ведущая: Жюри, подведите, пожалуйста, итоги конкурса «Интересный опыт по физике».
Конкурс 4. ФИЗИЧЕСКИЙ ПРИБОР, ИЗГОТОВЛЕННЫЙ СВОИМИ РУКАМИ.
Ведущая: Переходим к следующему заданию «Физический прибор».
Ведущая: Жюри, подведите итоги конкура «Физический прибор».
Конкурс 5. ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Ведущая: «Физический эксперимент».
Учащиеся 9-х классов покажут вам опыты, а вы должны будите их объяснить. Опыт для первой команды:
- Можно ли вскипятить воду в бумажной коробке?
Постановка опыта: В коробку из плотной бумаги надо налить воды и поставить ее на электрическую плитку или подвесить над спиртовкой. Вода нагреется и, наконец, закипит, коробка останется целой. Почему?
(Ответ: Температура бумаги при наличии воды в ней не может быть выше 100 С. ( Бумага воспламеняется при очень высокой температуре). Причина в том, что удельная теплоемкость воды намного больше, чем у бумаги).
Опыт для второй команды.
- Почему бумага не обугливается в местах, соприкасающихся с металлом?
Постановка опыта: В деревянный цилиндр надо воткнуть кнопки, затем цилиндр завернуть в бумагу и подержать его над пламенем спиртовки. Бумага обуглится, а в местах, соприкасающихся с металлом нет. Почему?
(Ответ: У металлов очень большая удельная теплоемкость).
Дополнительно.
- Объясните наблюдаемое явление.
Постановка опыта: На головку спички намотать два витка тонкой медной проволоки. Взять проволоку за свободный конец и ввести его в пламя свечи или спиртовки на расстоянии 5 см от спички. Через несколько секунд спичка воспламенится. Почему?
( Ответ: Металлы хорошо проводят тепло).
- В пробирках нагревают воздух и кипятят воду. Почему рука не ощущает высокой температуры?
Постановка опыта:
( Ответ: Воздух – плохой проводник тепла).
Конкурс 6. КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Ведущая: Переходим к традиционному «Конкурсу капитанов».
- Почему у полярных лисиц уши значительно меньше, чем у лисиц, живущих в умеренном климате? (Уши у лисиц являются органами, отводящими тепло от тела животного. Т.к. на севере необходимо уменьшать теплоотдачу, то в процессе биологического отбора наиболее приспособились к жизни в условиях Крайнего Севера лисицы с меньшими ушами).
Ведущая: Интересно, что у зайца большие уши совсем не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы ими…потеть. Сидит в летний зной заяц под кустом, и ему совсем пить не хочется. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши с большим количеством кровеносных сосудов. Большие заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.
- Перед тем как взлететь, ночная бабочка довольно долго подрагивает крылышками. Почему? (Бабочка «разогревается», подобно спортсмену, делающему разминку перед стартом. Часть совершаемой ею механической работы идет на увеличение внутренней энергии).
- Почему опасна для растений гололедица? (Лед обладает хорошей теплопроводностью, а снег - плохой проводник тепла. Лед по сравнению со снегом примерно в 20 раз лучше проводит тепло, поэтому под ледяной коркой растения вымерзают).
- Предшественница электрической лампочки - керосиновая лампа – временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось черное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает черное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят? (Электрическая лампочка нагревает окружающий воздух. Возникает конвекционный поток, направленный вверх, содержащиеся в воздухе пылинки прилипают к потолку, образуя пятно над лампой).
Ведущая: Жюри, подведите, пожалуйста, итоги Конкурса капитанов.
Конкурс 7. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Ведущая: Интересный вопрос к болельщикам.
- Космонавт, находящийся на поверхности Луны, вскрыл сосуд, наполненный водой. Опишите, что произойдет с водой?
(Ответ: Вода будет одновременно кипеть и замерзать. Объясняется это так: при малом давлении вода начинает кипеть и быстро испаряться, при этом вода в сосуде резко охлаждается и затвердевает; процесс испарения с поверхности замерзшей воды будет продолжаться, но более медленно).
Ведущая: Слово жюри. Подведите, пожалуйста, итоги последнего конкурса и общий результат игры.
(Жюри подводит итоги).
Ведущая: Слово учителю.
Н А Г Р А Ж Д Е Н И Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике в 8 классе: "Тепловые явления"
Урок -соревнование: "ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ" рассчитан на 2 часа. На мероприятиии обобщаются и систематизируются знания по теме «Тепловые явления», совершенствуются навыки решения задач различного типа, рас...
Презентация к внеклассному мероприятию по физике в 8 классе: "Тепловые явления"
Компьютерная презентация внеклассного мероприятия по физике в 8 классе: "Тепловые явления"...
Методическая разработка урока физики в 8 классе: «Тепловые явления».
Форма проведения урока: применекние дидактических игр на уроках физики.Цель урока: уметь обяснять обнаруженные в конкретных ситуациях явления и свойства обектов на основе приобретённых научных знаний....
Тесты по физике 8 класс " Тепловые явления"
Тесты по физике 8 класс "Тепловые явления" 9 тем, по 6 вариантов в каждом ( с ответами)...
Урок физики в 8 классе "Тепловые явления"
Урок комплексного применения знаний в форме турнира...
урок физики в 8 классе "Тепловые явления"
Разработка урок+презентация для обобщения материала по теме "Тепловые явления" . Позволяет повторить определения фазовых переходов вещества, формулы, графики, упражнять учащихся в решении задач различ...
Урок физики в 8 классе "Тепловые явления"
Урок физики в 8 классе "Тепловые явления"Цели и задачи урока:Обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления»Учить учащихся грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системн...