урок физики в 8 классе "Тепловые явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Разработка урок+презентация для обобщения материала по теме "Тепловые явления" . Позволяет повторить определения фазовых переходов вещества, формулы, графики, упражнять учащихся в решении задач различного уровня сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_v_8_klasse_po_teme.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ п.Октябрьский
Урок физики в 8 классе
по теме
Провела: учитель физики
1 категории
Щербинина Наталья
Геннадьевна.
03.12.2011 г.
Урок физики в 8 классе по теме «Тепловые явления».
Место урока в теме: урок повторения и обобщения изученного
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- изучение алгоритма решения задач разного уровня по теме «Тепловые явления»;
- расширение кругозора учащихся через метапредметные связи темы.
Задачи урока:
- закрепить знание основных определений и формул, совершенствовать навыки решения физических задач;
- развивать память и логику учащихся, умение сопоставлять, анализировать, пользоваться справочными материалами;
- воспитывать познавательную активность, уверенность в собственных силах.
Оборудование: для каждого ученика - информационные карты-светофоры, буквенные обозначения величин, справочный материал, калькулятор, карточки-задания.
На весь класс - презентация и проектор, цветные мелки, доска, стакан со снегом, термометр.
Демонстрационный эксперимент: Наблюдение изменения температуры в процессе таяния снега и нагревания воды.
ПЛАН УРОКА:
Этап урока | Вид деятельности | Время | |
Организационный момент | Ознакомление с информационными картами | 1 мин | |
Повторение теории | Повторение определений, обозначений, единиц измерения, формул. | 5 мин | |
Актуализация опорных знаний | Заучивание обозначений (работа с карточками), завершение эксперимента (вывод), решение задачи №1 | 5 мин | |
Динамическая пауза | Физическая разминка, эмоциональная зарядка (позитивное настроение) | 1 мин | |
Изучение нового материала | Изучение алгоритма решения задач, решение задачи на доске (образец) | 5 мин | |
Самостоятельная работа | Решение задач №2 и №3 в мини-экипажах | 5 мин | |
Завершение урока. | Рефлексия, оценивание работы учащихся, домашнее задание. | 8 мин |
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Наибольшие затруднения при изучении физики у многих ребят вызывает теоретическая работа. Сегодня мы постараемся избавиться от страха перед формулами и физическими задачами. Чтобы этот процесс был наглядным, в течение урока мы будем работать с информационными картами. Найдите в них ячейку «начало урока» и вставьте в неё квадратик нужного цвета: если вы уверенно решаете задачи – зелёного цвета, если не очень уверенно – жёлтого, а если вы боитесь задач – красного. Информационные карты не должны быть анонимными, подпишите их.
- Повторение теоретического материала.
- На столе вы видите стакан, в котором находится тающий снег. Снег – это какое состояние вещества: твёрдое, жидкое или газообразное? (твёрдое) Слайд1
- В какое состояние переходит вещество в процессе таяния? (в жидкое)
- Каким физическим термином называется процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое? (плавление)
- Как изменяется температура вещества во время плавления: увеличивается или уменьшается? ( не изменяется)
- Именно это должен доказать наш сегодняшний эксперимент : «Наблюдение изменения температуры в процессе таяния снега и нагревания воды». Сейчас термометр показывает около 0оС. Этот эксперимент длительный, поэтому он будет сопровождать нашу работу в течение всего урока. А тему нашего урока я предлагаю вам записать самостоятельно, выбрав из трёх предложенных вариантов один правильный: «Механические явления», «Тепловые явления», «Электрические явления». Конечно, вы правы, сегодня мы ещё раз обратимся к теме «Тепловые явления». Запишите тему урока.
- Что называют отвердеванием или кристаллизацией? Слайд1
Дайте определение парообразования? Конденсации? Итак, представленные четыре процесса происходят без изменения температуры. Посмотрим, изменилась ли температура в нашем стакане?
- При каком процессе температура тела увеличивается? Уменьшается? Слайд 2
- Что показывает график тепловых процессов? Слайд 3.
Ещё раз обратим внимание на то, что фазовые переходы происходят без изменения температуры. За истекшие несколько минут температура в стакане не изменилась, хотя снег явно тает.
- Вы видите формулы тепловых процессов. Что в них общего? (Q , m ) Слайд 4.
Чем они отличаются? Какая формула отличается от всех остальных? Q=cm(t2-t1)
Действительно, эта формула особенная, т.к., только в ней есть разность температур и только процессы нагревания-охлаждения идут с изменением температуры. Формула процесса нагревания отличается ещё тем, что удельная величина, входящая в неё имеет длинное название «теплоёмкость»
Во всех остальных формулах удельную величину я заменю смешным сочетанием «у-а», что означает «удельная теплота». Осталось добавить к смешному «у-а» название процесса и вы получите название нужной таблицы. В таблице вы найдёте не только числовое значение удельной величины, но и её обозначение и единицы измерения. Например, удельная теплота парообразования, r, Дж/кг. Оказывается, запомнить нужно всего два буквенных обозначения: Q и m. Всё остальное вы найдёте в справочных материалах.
- Актуализация опорных знаний.
А) Заучивание обозначений и единиц измерения:
- Итак, запоминаем. Какая величина обозначается буквой m? Какая величина обозначается буквой Q? В каких единицах измеряется количество теплоты? А теперь я буду называть величину, а вы будете поднимать карточку с её буквенным обозначением. Если сомневаетесь, смотрите в таблицы.(работа с карточками)
Б) Завершение опыта, формулировка вывода:
- Посмотрите, в нашем стакане произошли изменения: температура увеличилась. Что это означает? (закончился процесс таяния и начался процесс нагревания воды)
Пора сделать первый шаг к успеху – постарайтесь решить первую задачу .
В) Решение задачи Слайд 7.
Задача на вычисление количества теплоты при нагревании (охлаждении)
№1 Какое количество теплоты необходимо, чтобы нагреть 15 кг меди от 20 до 100оС ? Ответ: 480 000Дж.
Учащиеся, решившие задачу раньше других, помогают отстающим.
- Найдите в своих информационных картах ячейку «первая задача» и вставьте в неё квадрат нужного цвета: зелёного, если вам было всё понятно, жёлтого – если не очень понятно, красного – совсем ничего не понятно.
4. Динамическая пауза. – Вот и первая победа. Давайте поздравим друг друга с этим событием и немного разомнёмся . Передавая друг другу рукопожатие, мы передаём и частичку нашего тепла. В курсе биологии, ребята, вы узнаете, что ситуация успеха очень важна для организма: в этот момент расширяются сосуды, улучшается кровообращение, и в этот момент мы излучаем гораздо больше теплоты. А теперь, внимание на экран!
5.Изучение нового материала. Слайд 8.
- Решая задачи по тепловым явлениям, мы будто играем в конструктор, т.к. все необходимые «детали» можно взять в справочном материале. Например: (на доске записана задача ) Какое количество теплоты выделится при замерзании 20л воды, взятой при температуре 12оС?
Алгоритм решения:
- выпишем данные из задачи
- построим график нагревания (охлаждения) и фазовых переходов
- назовём процессы и их формулы
- выпишем нужные табличные величины
- выполним подстановку и подсчёты по действиям.
Ребята активно решают задачу на доске с помощью учителя.
- Молодцы! А теперь попробуйте сами. Чтобы вам было легче, желающие могут объединиться в экипажи как у лётчиков «ведущий и ведомый» - это означает, что две зелёные карточки вместе не сидят, каждый «зелёный» берёт себе ведомого и помогает ему в случае необходимости. Можно составить целый «светофор» из трёх цветов, т.е. экипаж из трёх человек.
6. Самостоятельная работа в экипажах.
Перед учащимися ставится практическая задача: проверить ответы карточек .
Задача 2. Сколько энергии выделяется при отвердевании 5 кг меди? Ответ: - 1050 кДж.
Задача 3 (в два действия)
№3. Какое количество теплоты необходимо для получения 5 кг воды из льда, температура которого -20 оС? Ответ: 210 кДж + 1700 кДж = 1910 кДж
7. Завершение урока. Рефлексия.
- Ребята, скажите, что интересного было на сегодняшнем уроке? Узнали ли вы что-то новое? Есть ли у вас какие-то результаты деятельности? Давайте оценим результаты нашей роботы: если вы чувствуете, что стали лучше понимать задачи по этой теме, то поставьте в ячейку «завершение урока» зелёный жетон; если вы считаете, что решаете на том же уровне, что и раньше – поставьте жёлтый жетон; а если вы считаете, что окончательно запутались, то поставьте красный. Сдайте свои информационные карты.
Конечно, кто-то решает лучше, кто-то хуже, ведь все мы разные, значит так и должно быть. А оценки вы сегодня поставили себе сами: посмотрите на свои информационные карты. Какой цвет у вас преобладает? Жёлтый – значит вы работали хорошо, красный – значит вам ещё не всё удается, а зелёный означает, что на этом этапе у вас всё отлично и можно идти вперёд.
Наш урок закончится, но физика останется с вами и вокруг вас. Посмотрите на эти прекрасные зимние пейзажи. Ведь, они имеют прямое отношение к нашей теме. Замечали ли вы, что осенью, когда после дождей выпадает снег, становится немного теплее? Кто-нибудь объяснит это явление? Таких интересных вопросов, связанных с тепловыми явлениями, вокруг нас очень много. У вас в дневниках лежат карточки с такими вопросами – это ваше домашнее задание. В дневниках напишите «карточка в тетради», вложите карточку с вопросами в тетрадь. Интересные вопросы? Постарайтесь на них ответить. Обратите внимание, что №3 в карточке пустует: это место оставлено для вашего вопроса: присмотритесь, задумайтесь и вы, наверняка заметите что-то, связанное с тепловыми явлениями. Впишите свой вопрос в карточку и задайте его одноклассникам, учителю, друзьям или родным. На этом наш урок окончен, всем спасибо. Оценки поставите попозже.
В свободную минуту можно провести физическую «Дуэль»: один из лучших учеников вызывает на дуэль другого ученика. Выпад – вопрос по теме, отражение удара – правильный ответ, неправильный ответ – укол (пропущенный удар). Игра ведётся до 3 очков, либо при равенстве сил засчитывается «ничья». Можно театрализовать игру, сделать «дуэль» костюмированной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по физике. Раздел "Световые явления" 8 класс
Далеко не все дети, учащиеся в одном классе, одинаково воспринимают материал, я использую технологию разноуроовневой дифференциации заданий.Не боюсь повториться, поскольку все новое - это хорошо забыт...
Презентация к уроку физики по теме:" Явление электромагнитной индукции"
Явление электромагнитной индукции.1.Назовите источники электрического поля.2.Назовите источники магнитного поля.3.Чем создается магнитное поле?4.Чем создается поле постоянного магнита?5.Что является о...
Разработка урока физики по теме "Явление фотоэффекта" (10 кл.)
Цели урока: изучение явления внешнего фотоэффекта, отработка навыков практического применения знаний. Тип урока - комбинированный. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, демонстрацией ...
Урок физики в 8 классе. Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».
Урок - деловая игра "Аттестация специалистов научно - технической лаборатории". На уроке учащиеся закрепят знание основных формул электричества, практически разавьют свои умения и навыки при сборке эл...
разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.
Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...
Уроки физики 8 класса Перышкин (объединены) №25-26. Тема урока «Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Объяснение электрических явлений»
краткий план урока (основа)...
Урок физики "Конденсатор - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ"
Для накопления значительных разноименных электрических зарядов применяются конденсаторы. Конденсатор — это устройство для накопления заряда, состоящее из двух проводников (обкладок), р...