Интегрированный урок по теме «Будем знакомы – физика!»
план-конспект занятия по физике (6, 7 класс) на тему
Проводится в 6 классе совместно с учащимися 7 класса.
Тема урока: Введение в физику.
Цели урока:
1. Совместно с ученика 7 класса «Юными физиками» заинтересовать новым предметом учащихся 6 класса «Начинающих физиков».
2. Дать понятие о предмете физика.
3. Из уже имеющегося багажа знаний учащихся отметить те, которые связаны с физикой.
4. Повторить в игровой форме материал, который является базой для начала изучения курса физики, заинтересовать ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Введение в физику | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАРЕВСКАЯ МБОУ СОШ №5
Интегрированный урок
по теме
«Будем знакомы – физика!»
Разработала:
учитель физики
Деревянко М. В.
Интегрированный урок « Будем знакомы – физика!»
Проводится в 6 классе совместно с учащимися 7 класса.
Тема урока: Введение в физику.
Цели урока:
1. Совместно с ученика 7 класса «Юными физиками» заинтересовать новым предметом учащихся 6 класса «Начинающих физиков».
2. Дать понятие о предмете физика.
3. Из уже имеющегося багажа знаний учащихся отметить те, которые связаны с физикой.
4. Повторить в игровой форме материал, который является базой для начала изучения курса физики, заинтересовать ребят.
Оборудование: демонстрационные приборы (линейка, рулетка, измерительный цилиндр, динамометр, термометр, секундомер, весы, наклонная плоскость, шар), DVD-проигрыватель, карточки с формулами, чёрный «ящик», мяч, мензурка.
План урока.
1.Организационный момент.
2. Физика как наука: а) физические явления;
б) наблюдения и опыты;
в) игра «Составляй-ка!» для 6 и 7 классов.
3. «Великое закрытие!» (просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев»).
Закон Всемирного тяготения.
4. Игра с 7 классом «Юные физики»: а) викторина;
б) черный ящик;
в) эстафета формул.
5. Подведение итогов.
Ход урока.
1.Организационный момент:
а). Приветствие;
б). Ученики 7 класса разделены на 2 команды;
в). Ученик 7 класса помогает учителю (в течение урока раздает цветные флажки за правильные ответы).
2.Вводная беседа.
Эпиграф Тютчева.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф.И.Тютчев)
Ключевое слово данного эпиграфа «природа».
Ученик. Слово «ФИЗИКА» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. Физика – одна из основных наук о природе и происходящих в ней и окружающем нас мире постоянных разнообразных явлениях.
а) Физические явления.
1. Что произойдет с кусочком льда, внесенным в теплую комнату? (начнет таять).
2. С водой в чайнике, поставленном на огонь? (закипит).
3. Если по проволоке пропустить ток, то она нагреется и даже может раскалиться докрасна (как в электрической лампочке).
Итак, таяние льда, кипение воды, нагревание проволоки током – это различные физические явления. Какие еще существуют явления, узнаем, разгадав загадки.
Загадки.
1) Цветное коромысло над лесом повисло (радуга).
2) Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит (эхо).
3) Что с земли не поднимешь? (тень).
4) Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск (гроза: молния, гром, дождь).
5) Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб,
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там? (ветер).
Это лишь малая часть явлений, которые изучает физика.
б) Наблюдения и опыты.
1. Как изучают явления?
Многие знания получены людьми из собственных наблюдений. Для изучения какого-либо явления необходимо, прежде всего, наблюдать его и по возможности не один раз. Помимо наблюдений проводят опыты.
Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительно догадки о том, как протекает явление, то есть выдвинуть гипотезу.
2. Опыт с наклонной плоскостью.
1) Гипотеза: тело, помещенное на наклонную плоскость, скатится по поверхности вниз.
2) Опыт.
3) Вывод.
Для проведения опытов необходимы приборы, которые предназначены для измерений. Одни из них очень просты и хорошо вам известны. Итак, я показываю вам прибор, а вы называете его: измерительная линейка, рулетка, секундомер, измерительный цилиндр, термометр, манометр, весы, динамометр. Ученики 7 класса помогают назвать динамометр.
в) Игра «Составляй-ка!» для 6 и 7 классов.
Командам и гостям необходимо из букв слова «динамометр» составить как можно больше слов. Например: метр, тема, Родина, тир, мот, том, тор, рот, тина и т. д.
Установлено, что все явления мира связаны одно с другим. Самые главные из этих связей, от которых зависит каждое явление, называют законами. Закон указывает, как именно происходят изменения в природе.
И вот один из таких законов я предлагаю вам открыть вместе с героями мультфильма «Великое закрытие».
3. «Великое закрытие» (просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев»).
« И все-таки он действует!»- этими словами и заканчивается наш просмотр.
О законе, который всё-таки действует, я предлагаю рассказать ребятам 7 класса.
Ученик. Орех, подброшенный вверх, падает на землю. Любой предмет, выпущенный из рук, упадёт на землю. Если мяч бросить в горизонтальном направлении, то он не летит прямолинейно и равномерно, он всё равно упадёт на землю. Искусственный спутник, запущенный с Земли, движется вокруг Земли. На эти тела действует сила-это сила притяжения к Земле. Вследствие притяжения к Земле падают тела, поднятые над Землёй, а потом отпущенные. Листья деревьев опускаются на Землю, потому что Земля притягивает их. Благодаря притяжению к Земле течёт вода в реках. Земля притягивает к себе все тела: дома, людей, Луну, Солнце, воду в морях и океанах и т. д. В свою очередь, и Земля притягивается к этим телам.
Притяжение существует не только между Землёй и телами, находящимися на ней. Все тела притягиваются друг к другу. Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, притягиваясь к нему и друг другу.
Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.
Английский учёный Исаак Ньютон первым доказал и установил закон всемирного тяготения ( тогда ему было 23 года ).
4. Игра с 7 классом «Юные физики».
а) Викторина.
1. Слово «физика» произошла от греческого слова «фюзис», что означает … (природа)
2. Слово «физика» в первый раз появилась в сочинениях величайшего мыслителя древности - … (Аристотеля).
3. Слово «физика» в русский язык вошло благодаря … (Ломоносову).
4. Всё, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания, есть … (материя)
5. Это то, из чего состоят физические тела. (вещество).
6. При нагревании объём тела … (увеличивается).
7. При охлаждении объём тела … (уменьшается).
8. Мельчайшей частицей вещества является … (молекула).
9. Взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют … (диффузией).
10. Твёрдые тела, в которых молекулы расположены в определённом порядке - … (кристаллы).
11. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел есть … (механическое движение).
12. Длиной траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется … (путь).
13. Если тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называется … (равномерным).
14. Величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден, есть … (скорость тела при равномерном движении).
15. Величины, которые, кроме числового значения, имеют ещё и направление, называют … (векторными).
16. Физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму … (плотность).
17. Изменение формы и размера тела называется … (деформацией).
18. Притяжение всех тел Вселенной друг к другу есть … (всемирное тяготение).
19. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело … (сила тяжести).
20. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес … (вес тела).
21. Этот прибор используют для измерения силы … (динамометр).
22.Сила, характеризующая взаимодействие тел, препятствующее их относительному движению … (сила трения).
23. В чём измеряется сила? (в ньютонах).
24. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности … (давлением).
б) Чёрный ящик. Участникам предстоит продемонстрировать знания о физических телах, веществе и других предметах физического познания. Условия игры: каждому даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой информации, то игроку присуждают 5 баллов, если второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, четвёртой – 2 балла, пятой – 1 балл.
Задание 1. В чёрном ящике находится всем знакомое физическое тело.
- Благодаря этому телу можно доказать упругость газов.
- Его движение представляет собой неплохой пример механического движения.
- Он друг некоторых спортсменов.
- Оно имеет форму круга.
- Из-за него плакала Таня.
Ответ: мяч.
Задание 2. В чёрном ящике находится физический прибор.
- По отношению к нему нужно быть очень осторожным.
- На нём нанесена шкала.
- Обычно его изготавливают из стекла.
- С его помощью можно наблюдать диффузию.
- Благодаря ему можно определить объём жидкости.
Ответ: мензурка.
Задание 3. В чёрном ящике находится вещество.
- Организм взрослого человека состоит на 65 % из этого вещества.
- Мы постоянно встречаемся со всеми тремя его агрегатными состояниями.
- Его используют для уменьшения трения.
- Это вещество хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения.
- Его называют «соком жизни» на Земле.
Ответ: вода.
Задание 4. В чёрном ящике находится живое существо.
- Он обладает большой чувствительностью глаз, и при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
- Всего за 0,05 с его мозг способен распознать объект.
- За всю жизнь оно съедает около 40 т пищи.
- Народная мудрость гласит: его надо бояться.
- Это существо – самое умное на Земле.
Ответ: человек.
в) Эстафета формул.
Учащимся раздаются карточки с формулами, где вместо одной из величин стоит звёздочка:
- P = * g (Ответ: m )
- m = V * (Ответ: ρ )
- S = t * (Ответ: υ )
- Fупр. = * ∆ℓ (Ответ: k)
- υ = * \ t (Ответ: S)
- p = * g h (Ответ: ρ )
5. Подведение итогов.
Награждение «Юных физиков».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского языка и физики в 11 классе на тему «Законы английских физиков»
Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Это интегрированный урок английского языка и физики....
Методическая разработка пропедевтического интегрированного урока "Занимательные опыты по физике и химии" (Физика, химия, ОБЖ) для 7 класса общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Пропедевтический интегрированн...
Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»
В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение производной в физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...
Интегрированный урок по геометрии и физике : Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике. Учитель математики: Кусей Любовь Александровна.Учитель физики: Колесникова Тать...
Внеклассное мероприятие по физике по теме: «Будем знакомы – физика!» 7-9 классов
*Цель мероприятия: активизация познавательной деятельности, воспитание всесторонне развитой личности, развитие внимания, мышления, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, находить оптимальн...
Игра - путешествие "Будем знакомы- физика"
Игра - путешествие "Будем знакомы- физика" Внеклассное мероприятие по физике...
Интегрированный урок по математике и физике по теме "Линейная и квадратичные функции в задачах ОГЭ по математике и физике"
Цели урока:Образовательные:Показать связь между физикой и математикой;Обобщить знания по темам "Линейная и квадратичная функции";Применить математические знания, умения и навыки при решении ...