Интегрированный урок по теме «Будем знакомы – физика!»
план-конспект занятия по физике (6, 7 класс) на тему

Деревянко Марина Викторовна

Проводится в 6 классе совместно с учащимися 7 класса.

Тема урока: Введение в физику.

 

Цели урока:

 1. Совместно с ученика 7 класса «Юными физиками» заинтересовать    новым предметом учащихся 6 класса «Начинающих физиков».

2. Дать понятие о предмете физика.

3. Из уже имеющегося багажа знаний учащихся  отметить те, которые связаны с физикой.

4. Повторить в игровой форме материал, который является базой для начала изучения курса физики, заинтересовать ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Введение в физику61 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАРЕВСКАЯ МБОУ СОШ №5

Интегрированный урок

по теме

«Будем знакомы – физика!»

Разработала:

 учитель физики

Деревянко М. В.


Интегрированный урок « Будем знакомы – физика!»

Проводится в 6 классе совместно с учащимися 7 класса.

Тема урока: Введение в физику.

Цели урока:

 1. Совместно с ученика 7 класса «Юными физиками» заинтересовать    новым предметом учащихся 6 класса «Начинающих физиков».

2. Дать понятие о предмете физика.

3. Из уже имеющегося багажа знаний учащихся  отметить те, которые связаны с физикой.

4. Повторить в игровой форме материал, который является базой для начала изучения курса физики, заинтересовать ребят.

Оборудование: демонстрационные приборы (линейка, рулетка, измерительный цилиндр, динамометр, термометр, секундомер, весы, наклонная плоскость, шар), DVD-проигрыватель, карточки с формулами, чёрный «ящик», мяч, мензурка.

План урока.

1.Организационный момент.

2. Физика как наука: а) физические явления;

                                    б) наблюдения и опыты;

                                    в) игра «Составляй-ка!» для 6 и 7 классов.

3. «Великое закрытие!» (просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев»).

    Закон Всемирного тяготения.

4. Игра с 7 классом «Юные физики»: а) викторина;

                                                                б) черный ящик;

                                                                в) эстафета формул.

5. Подведение итогов.

Ход урока.

1.Организационный момент:

а). Приветствие;

б). Ученики 7 класса разделены на 2 команды;

в). Ученик 7 класса помогает учителю (в течение урока раздает цветные флажки за правильные ответы).

2.Вводная беседа.

Эпиграф Тютчева.

                                                               Не то, что мните вы, природа:

                                                               Не слепок, не бездушный лик-

                                                               В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                                               В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                                                         (Ф.И.Тютчев)

Ключевое слово данного эпиграфа «природа».

Ученик. Слово «ФИЗИКА» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. Физика – одна из основных наук о природе и происходящих в ней и окружающем  нас мире постоянных разнообразных явлениях.

а) Физические явления.

1. Что произойдет с кусочком льда, внесенным в теплую комнату? (начнет таять).

2. С водой в чайнике, поставленном на огонь? (закипит).

3. Если по проволоке пропустить ток, то она нагреется и даже может раскалиться докрасна (как в электрической лампочке).

Итак, таяние льда, кипение воды, нагревание проволоки током – это различные физические явления. Какие еще существуют явления, узнаем, разгадав загадки.

Загадки.

1) Цветное коромысло над лесом повисло (радуга).

2) Никто его не видывал,

    А слышать – всякий слыхивал

     Без тела, а живет оно,

     Без языка – кричит (эхо).

 3) Что с земли не поднимешь? (тень).

 4) Сначала – блеск,

      За блеском – треск,

      За треском – плеск (гроза: молния, гром, дождь).  

5) Белый дым тянул за чуб,

     Раскачал на поле дуб,

     Застучал в ворота.

      Эй, откройте! Кто там? (ветер).

Это лишь малая часть явлений, которые изучает физика.

б) Наблюдения и опыты.

1. Как изучают явления?

 Многие знания получены людьми из собственных наблюдений. Для изучения какого-либо явления необходимо, прежде всего, наблюдать его и по возможности не один раз. Помимо наблюдений проводят опыты.

 Опыты отличаются от наблюдений тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительно догадки о том, как протекает явление, то есть выдвинуть гипотезу.

2. Опыт с наклонной плоскостью.

1) Гипотеза: тело, помещенное на наклонную плоскость, скатится по поверхности вниз.

2) Опыт.

3) Вывод.

  Для проведения опытов необходимы приборы, которые предназначены для измерений. Одни из них очень просты и хорошо вам известны. Итак, я показываю вам прибор, а вы называете его: измерительная линейка, рулетка, секундомер, измерительный цилиндр, термометр, манометр, весы, динамометр. Ученики 7 класса помогают назвать динамометр.

в) Игра «Составляй-ка!»  для 6 и 7 классов.

 Командам и гостям необходимо из букв слова «динамометр» составить как можно больше слов. Например: метр, тема, Родина, тир, мот, том, тор, рот, тина и т. д.

 Установлено, что все явления мира связаны одно с другим. Самые главные из этих связей, от которых зависит каждое явление, называют законами. Закон указывает, как именно происходят изменения в природе.

 И вот один из таких законов я предлагаю вам открыть вместе с героями мультфильма «Великое закрытие».

3. «Великое закрытие» (просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев»).

 « И все-таки он действует!»- этими словами и заканчивается наш просмотр.

О законе, который всё-таки действует, я предлагаю рассказать ребятам 7 класса.

Ученик. Орех, подброшенный вверх, падает на землю. Любой предмет, выпущенный из рук, упадёт на землю. Если мяч бросить в горизонтальном направлении, то он не летит прямолинейно и равномерно, он всё равно упадёт на землю. Искусственный спутник, запущенный с Земли, движется вокруг Земли. На эти тела действует сила-это сила притяжения к Земле. Вследствие притяжения к Земле падают тела, поднятые над Землёй, а потом отпущенные. Листья деревьев опускаются на Землю, потому что Земля притягивает их. Благодаря притяжению к Земле течёт вода в реках. Земля притягивает к себе все тела: дома, людей, Луну, Солнце, воду в морях и океанах и т. д. В свою очередь, и Земля притягивается к этим телам.

 Притяжение существует не только между Землёй и телами, находящимися на ней. Все тела притягиваются друг к другу. Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца, притягиваясь к нему и друг другу.

 Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

Английский учёный Исаак Ньютон первым доказал и установил закон всемирного тяготения ( тогда ему было 23 года ).

4. Игра с 7 классом «Юные физики».

а) Викторина.

1. Слово «физика» произошла от греческого слова «фюзис», что означает  … (природа)

2. Слово «физика» в первый раз появилась в сочинениях величайшего мыслителя древности - … (Аристотеля).

3. Слово «физика» в русский язык вошло благодаря … (Ломоносову).

4. Всё, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания, есть … (материя)

5. Это то, из чего состоят физические тела. (вещество).

6. При нагревании объём тела … (увеличивается).

7. При охлаждении объём тела … (уменьшается).

8. Мельчайшей частицей вещества является … (молекула).

9. Взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют … (диффузией).

10. Твёрдые тела, в которых молекулы расположены в определённом порядке - … (кристаллы).

11. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел есть … (механическое движение).

12. Длиной траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется … (путь).

13. Если тело за любые равные промежутки времени проходит равные пути, то его движение называется … (равномерным).

14. Величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден, есть … (скорость тела при равномерном движении).

15. Величины, которые, кроме числового значения, имеют ещё и направление, называют … (векторными).

16. Физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму … (плотность).

17. Изменение формы и размера тела называется … (деформацией).

18. Притяжение всех тел Вселенной друг к другу есть … (всемирное тяготение).

19. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело … (сила тяжести).

20. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес … (вес тела).

21. Этот прибор используют для измерения силы … (динамометр).

22.Сила, характеризующая взаимодействие тел, препятствующее их относительному движению … (сила трения).

23. В чём измеряется сила? (в ньютонах).

24. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности … (давлением).

б) Чёрный ящик. Участникам предстоит продемонстрировать знания о физических телах, веществе и других предметах физического познания. Условия игры: каждому даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой информации, то игроку присуждают 5 баллов, если второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, четвёртой – 2 балла, пятой – 1 балл.

Задание 1. В чёрном ящике находится всем знакомое физическое тело.

  1. Благодаря этому телу можно доказать упругость газов.
  2. Его движение представляет собой неплохой пример механического движения.
  3. Он друг некоторых спортсменов.
  4. Оно имеет форму круга.
  5. Из-за него плакала Таня.

Ответ: мяч.

Задание 2. В чёрном ящике находится физический прибор.

  1. По отношению к нему нужно быть очень осторожным.
  2. На нём нанесена шкала.
  3.  Обычно его изготавливают из стекла.
  4. С его помощью можно наблюдать диффузию.
  5. Благодаря ему можно определить объём жидкости.

Ответ: мензурка.

Задание 3. В чёрном ящике находится вещество.

  1. Организм взрослого человека состоит на 65 % из этого вещества.
  2. Мы постоянно встречаемся со всеми тремя его агрегатными состояниями.
  3. Его используют для уменьшения трения.
  4. Это вещество хорошо подходит для систем нагревания и охлаждения.
  5. Его называют «соком жизни» на Земле.

Ответ: вода.

Задание 4. В чёрном ящике находится живое существо.

  1. Он обладает большой чувствительностью глаз, и при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
  2. Всего за 0,05 с его мозг способен распознать объект.
  3. За всю жизнь оно съедает около 40 т пищи.
  4. Народная мудрость гласит: его надо бояться.
  5. Это существо – самое умное на Земле.

Ответ: человек.

в) Эстафета формул.

Учащимся раздаются карточки с формулами, где вместо одной из величин стоит  звёздочка:

  1. P = * g (Ответ: m )
  2. m = V * (Ответ: ρ   )
  3. S = t * (Ответ:   υ   )
  4. Fупр. = * ∆ℓ (Ответ: k)
  5. υ = * \ t  (Ответ: S)
  6. p = * g h (Ответ: ρ  )

5. Подведение итогов.

Награждение «Юных физиков».

                   

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского языка и физики в 11 классе на тему «Законы английских физиков»

Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Это интегрированный урок английского языка и физики....

Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»

В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение  производной  в  физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...

Интегрированный урок по геометрии и физике : Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.

Тема урока: Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике. Учитель  математики:  Кусей  Любовь Александровна.Учитель физики:  Колесникова Тать...

Внеклассное мероприятие по физике по теме: «Будем знакомы – физика!» 7-9 классов

*Цель мероприятия: активизация познавательной деятельности, воспитание всесторонне развитой личности, развитие внимания, мышления, мотивации учебной деятельности, умений сравнивать, находить оптимальн...

Игра - путешествие "Будем знакомы- физика"

Игра - путешествие "Будем знакомы- физика"  Внеклассное мероприятие по физике...

Интегрированный урок по математике и физике по теме "Линейная и квадратичные функции в задачах ОГЭ по математике и физике"

Цели урока:Образовательные:Показать связь между физикой и математикой;Обобщить знания по темам "Линейная и квадратичная функции";Применить математические знания, умения и навыки при решении ...