Технология проблемного обучения на уроках физики.
статья

Аксютичев Алексей Викторович

Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках физики.

Аксютичев А.В., учитель физики и ОБЖ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7», г. Киров, Калужская область 

Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей. Выпускник современной школы должен:

-владеть основами современной физики,

-уметь ориентироваться в научно-технической литературе,

-самостоятельно и быстро находить нужные сведения,

-уметь применять свои знания на практике.

В связи с этим, главной целью учителя сегодня является формирование необходимого ученику набора компетенций, которые позволили бы ему стать успешным членом общества.  Одним из эффективных путей достижения данных целей является применение технологии проблемного обучения.

Итак, что же такое проблемное обучение? Перед тем. Как ответить на этот вопрос, нужно  сказать что, проблемное обучение- это один  их методов активизации познавательной активности учащихся. Для проблемного обучения необходимо, чтобы учитель умел создать проблемную ситуацию, а также развивал у учащихся навыки самостоятельного поиска способов её решения. Физика- это как раз тот предмет, который  дает возможность создать много проблемных ситуаций, руководить познавательной деятельностью учеников, учить их учиться.

Суть проблемного обучения:

  • Учитель  создает определенную познавательную ситуацию, помогает ученикам выделить учебную проблему, понять ее и «принять»;
    •  организует учеников для самостоятельного овладения новым объемом знаний, необходимых для решения проблемы; 
    • предлагает широкий спектр способов использования полученных знаний на практике.

Что же такое учебная проблема? Под ней мы понимаем такую учебную задачу, результат или способ реализации которой фактически неизвестен, поэтому, чтобы решить ее, ученикам необходимо включиться в интенсивную поисковую деятельность.                                                                                               На протяжении урока учитель вводит школьников в суть проблемы, вызывает противоречие между знаниями, умениями и навыками, которыми владеют ученики, и теми фактами, законами, явлениями, о которых им сообщается. Для того, чтобы ситуация стала для школьников проблемной, необходимо, чтобы они имели возможность ее решить. Это значит, что учебной проблемой становятся те вопросы, ответы на которые не содержатся в уже имеющихся знаниях учеников, вызывают интеллектуальные затруднения, но посильны для учеников.

Существуют дидактические требования к созданию проблемных ситуаций:

1Учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом и вытекать из логики познавательного процесса.
2. Проблемы должны создавать познавательные трудности, которые возникают из объективных противоречий, свойственных изучаемому материалу.
3. Проблемные вопросы должны быть посильны для учеников.
4. Проблемный вопрос обязательно должен продемонстрировать ученикам недостаточность  имеющихся у них знаний, побуждать к высказыванию новых идей.
5. Проблемные вопросы должны опираться на предыдущий опыт и имеющиеся знания учеников.
6. Основным своим содержанием проблема должна направлять познавательный поиск учеников.
7. Проблемные вопросы должны влиять на эмоциональное состояние учеников, заинтересовать их содержанием и методами решения, активизировать деятельность учеников, положительно повлиять на мотивацию обучения.

Cпособы создания проблемной ситуации:

. 1)Ситуация неожиданности. Обычно создается при ознакомлении учеников при ознакомлении учеников с фактами, явлениями, опытами, выводами, которые вызывают удивление, кажутся необычными, парадоксальными. Например,  при изучении темы «Кипение» учитель задает вопрос: «Может ли кипеть вода при комнатной температуре?», который служит основой для создания проблемной ситуации. Показывая известный опыт, демонстрирующий кипение воды при комнатной температуре, учитель создает ситуацию неожиданности.

2) Ситуация конфликта. Используется  в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов. Такие ситуации часто возникали в истории развития физики. Например, изучение интерференции волн учитель начинает с демонстрации волн на воде. Ученики наблюдают фронты волн от точечного вибратора, а затем от двух точечных когерентных                   вибраторов. При этом возникает конфликт — ученики наблюдают «застывшие» фронты волн в виде симметричных полос. Почему картина из динамической стала статической и изменила свой вид? Рассматривая этот конфликт, ученики изучают суть явления интерференции волн.

3) Ситуация предположения.  Заключается в выдвижении учителем гипотезы о возможности существования определенной закономерности или явления с вовлечением учеников в исследовательский поиск. Например, в 9 классе  учитель делает такой прогноз: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» Обсуждая разные варианты решения проблемы, ученики в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.

4) Ситуация опровержения Создается тогда, когда ученикам предлагается доказать неосуществимость какой-либо идеи, проекта, доказательства, антинаучного вывода. Например, предлагается доказать невозможность создания определенного проекта вечного двигателя.

5) Ситуация несоответствия. Заключается в том, что жизненный опыт учеников, понятия и представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие с научными данными. Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел.

6) Ситуация неопределенности. Возникает тогда, когда предложенное проблемное  задание имеет недостаточно данных для получения однозначного ответа. Например, при изучении темы «Сила» ученики знают. Что при взаимодействии тела меняют свою скорость. Ставится вопрос: Как можно оценить взаимодействие тел. Во время решения проблемной задачи учитель формирует у детей понятие силы как физической величины.  

Для того, чтобы проблемное обучение было эффективно, нужно учитывать следующее:

1 Перед тем, как формулировать проблему, учитель должен быть уверен, в том, что ученики готовы к ее решению (обладают необходимыми знаниями)

2 Учитель не должен досконально разъяснять, как решить данную проблему

3 В процессе реализации проблемного обучения должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности обучающихся тщательно продумываться формы организации учебной деятельности.

4 обязательно нужно мотивировать учеников на решение проблемы (для чего это нужно)

5 необходимо усовершенствовать задания, по мере возможности их усложнять, приносить что-то новое.

6 проблемные задачи не должны быть однотипными

В заключении хочу сказать, что  приемы проблемного обучения особенно широко можно применять на начальном этапе изучения физики (7-8), т.к. именно здесь формируется интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС.

Обобщение опыта работы по теме: "Технология проблемного обучения на уроках физики как реализация деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС"....

«Проблемное обучение на уроках физики. Педагогические технологии».

Подготовил:   учитель физики  Оганян Н.А.   Выступление на  ШМО  МБОУСОШ №1.Проблемное обучение на уроках физики .В одной из распространенных концепций проблемное об...

Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики

   Проблемное обучение  предоставляет большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно раз...

"Использование технологии проблемного обучения на уроках физики"

В данной презентации показано, как используется технология проблемного обучения на уроках физики в современной школе....

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики

Применение технологии проблемного обучения на уроках физики...

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Технология проблемное обучения на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...