Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс
учебно-методический материал по физике (9 класс) на тему

Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики 9 класса под редакций А.В. Перышкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_dlya_laboratornyh_rabot_po_fizike_9_klass.docx350.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№4, п.Победа, Майкопский район, Республика Адыгея

Название общеобразовательного учреждения

ФИЗИКА

Базовый уровень

Тетрадь

для контрольных и лабораторных работ

учени (-ка/-цы) 9 «___»   класса_______________________________

                                                                                       Фамилия, имя                  

(по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник)

Тема работы

Лабораторные работы

1

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

2

Измерение ускорения свободного падения

3

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

4

Изучение явления электромагнитной индукции

5

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

6

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Контрольные работы

1.

Кинематика материальной точки

2.

Динамика материальной точки

3.

Механические колебания и волны. Звук.

4.

Электромагнитное поле

5.

Строение атома и атомного ядра

6.

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

                                                                                                     

                                                                                                  Учитель: Клыгина Т.А

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 1

Тема: Исследование равноускоренного движения без начальной скорости

Цели: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр

Приборы и материалы: желоб металлический длиной 1,4 м; шарик металлический диаметром 1,5-2 см; цилиндр металлический; метроном (один на весь класс); лента измерительная; кусок мыла; штатив с муфтой и лапкой

Задание:

  1. Установите наклон желоба с помощью штатива таким образом, чтобы шарик проходил всю длину желоба (до удара о цилиндр, который располагается в нижней части желоба) не менее чем за 3 удара метронома
  2. Измерьте расстояние s, пройденное шариком за 3  удара метронома. Результаты измерений занесите в таблицу
  3. Вычислите время t движения шарика, его ускорение a и мгновенную скорость  перед ударом о цилиндр. Результаты вычислений занесите в таблицу

Результаты

Число ударов метронома

n

Расстояние

Время движения

Ускорение

Мгновенная скорость

s,  м

t = 0,5· n

c

a =  м/с2

 = at

м/с

3

 

Выводы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               подпись                     ФИО учителя    

 Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 2

Тема: Измерение ускорения свободного падения

Цели: измерить ускорение свободного падения с помощью прибора для изучения движения тел

Приборы и материалы: груз небольших размеров, длинная нить, штатив, секундомер

Результаты

Время движения t= nT

Путь s, мм

Путь

S, м

Ускорение g, м/c2

Вычисления:

Выводы: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               подпись                     ФИО учителя    

Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 3

Тема: Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити

Цели: выяснить, как зависят период и частота колебаний нитяного маятника от длины его нити

Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой; шарик с прикреплённой к нему нитью длиной 130 см, протянутой сквозь кусочек резины; часы с секундной стрелкой или метроном

Задание:

  1. Укрепите кусочек резины с висящим на нём маятником к лапке штатива (длина нити маятника от точки подвеса до середины шарика должна быть равна 5 см)
  2. Для проведения первого опыта отклоните шарик от положения равновесия на небольшую амплитуду (1-2 см) и отпустите.
  3. Измерьте промежуток времени t, за который маятник совершит 30 полных колебаний. Результаты измерений запишите в таблицу
  4. Проведите остальные 4 опыта так же, как и первый. При этом длину l нити маятника каждый раз устанавливайте в соответствии с её значением в таблице для данного опыта
  5. Для каждого из 5 опытов вычислите и запишите в таблицу значения периода T колебаний маятника  
  6. Для каждого из 5 опытов рассчитайте значения частоты ν колебаний маятника по формуле       или  
  7. Сделайте выводы о том, как зависят период и частота свободных колебаний маятника от длины его нити
  8. Ответьте на вопрос. Увеличили или уменьшили длину нити маятника, если:
  1. период его колебаний сначала был 0,3 с, а после изменения длины стал 0,1? ________
  2. частота его колебаний вначале была равна 5 Гц, а потом уменьшилась до 3 Гц?______

Результаты

№ опыта

Физическая величина

1

2

3

4

5

Длина нити маятника l, см

5

20

45

80

125

Число полных колебаний N

30

30

30

30

30

Промежуток времени для 30 колебаний t, с

Период колебаний T, с

Частота колебаний ν, Гц

Выводы: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               подпись                     ФИО учителя  

 Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 4

Тема: Изучение явления электромагнитной индукции

Цели: изучить явление электромагнитной индукции

Приборы и материалы: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс)

Задание

  1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра
  2. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке; потом на несколько секунд остановите магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в неё. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во время движения магнита относительно катушки? _______________________________

во время его остановки? ____________________________________________________

  1. Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнита?  ________________________________________________________ во время его остановки? ____________________________________________________
  2. На основании ваших ответов на предыдущие вопросы запишите, при каком условии в катушке возникал индукционный ток? ________________________________________
  3. Почему при приближении магнита к катушке магнитный поток, пронизывающий эту катушку, менялся? _________________________________________________________
  4. Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней и при удалении от неё одного и того же полюса магнита? (о направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра) ________________________
  5. Приближайте полюс магнита к катушке с такой скоростью, чтобы стрелка миллиамперметра отклонялась не более чем на половину предельного значения его шкалы
  6. Повторите тот же опыт, но при большей скорости движения магнита, чем в первом случае
  7. При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку, менялся быстрее? ______________ возникал больший по модулю ток? ____________________________________________
  8. Запишите, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф, пронизывающего эту катушку? _________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________         Соберите установку из следующих элементов, соединённых последовательно: источник питания, ключ, катушка с железным сердечником (катушка 2), реостат
  9. На катушку с сердечником наденьте катушку-моток (катушка 1), к которой подключен миллиамперметр

12).Проверьте, возникает ли в катушке-мотке (1) индукционный ток в следующих случаях:

  1. при замыкании и размыкании цепи, в которую включена катушка 2 ________________
  2. при протекании через катушку 2 постоянного тока _________________________
  3. при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путём перемещения в соответствующую сторону движка реостата _________________

13).В каких из перечисленных в пункте 13 случаев (а, б, в) меняется магнитный поток, пронизывающий катушку 1? _______________________________________________ Почему он меняется? _____________________________________________________

14).Пронаблюдайте возникновение электрического тока в модели генератора.

Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток  ____________________ _____________________________________

 _____________________________________ _____________________________________  _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________

Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               подпись                     ФИО учителя      

        

 Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 5

Тема: Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Цели: объяснить характер движения заряженных частиц

Приборы и материалы: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии

Помните, что:

  1. длина трека тем больше, чем больше энергия частицы и чем меньше плотность среды)
  2. толщина трека тем больше, чем больше заряд частицы и чем меньше её скорость
  3. при движении заряженной частицы в магнитном поле трек её получается искривлённым, причём радиус кривизны трека тем больше, чем больше масса и скорость частицы и чем меньше её заряд и модуль индукции магнитного поля
  4. частица двигалась от конца трека с большим радиусом к концу трека с меньшим радиусом кривизны (радиус кривизны по мере движения уменьшения, так как из-за сопротивления среды уменьшается скорость частицы)

Задание:    

  1. На двух из трёх представленных вам фотографий изображены треки частиц, движущихся в магнитном поле. Укажите, на каких ______________________________ Почему? __________________________________________________________________                                                                 

   I - треки α-частиц,     II - треки α-частиц                            III - трек электрона

двигавшихся               в камере Вильсона,                           в пузырьковой камере,                                                                                                        в камере Вильсона     находившейся в магнитном поле   находившейся в магнитном  поле

  1. Рассмотрите фотографию I, и ответьте на вопросы:
  1. в каком направлении двигались α-частицы? _________________________________
  2. длина треков α-частиц примерно одинакова. О чём это говорит?  _______________ _______________________________________________________________________
  3. как менялась толщина трека по мере движения частиц? _______________________ что из этого следует? ____________________________________________________
  1. Определите по фотографии II:
  1. почему менялись радиус кривизны и толщина треков по мере движения α-частиц?   _______________________________________________________________________
  2. в какую сторону двигались частицы? _______________________________________
  1. Определите по фотографии III:
  1. почему трек имеет форму спирали? _________________________________________
  2. что могло случиться причиной того, что трек электрона (III) гораздо длиннее треков α-частиц (II) _____________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                             

 Дата: _________

Фронтальная лабораторная работа по физике № 6

Тема: Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Цели: применить закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана

Приборы и материалы: фотография треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана.

На данной фотографии вы видите треки двух осколков, образовавшихся при делении ядра атома урана, захватившего нейтрон. Ядро урана находилось в точке g, указанной стрелочкой.

По трекам видно, что осколки ядра урана разлетелись в противоположных направлениях (излом левого трека объясняется столкновением осколка с ядром одного из атомов фотоэмульсии, в которой он двигался)

Задание:

  1. Пользуясь законом сохранения импульса, объясните, почему осколки, образовавшиеся при делении ядра атома урана, разлетелись в противоположных направлениях               __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
  2. Известно, что осколки ядра урана представляют собой ядра двух разных химических элементов (например, бария, ксенона и др.) из середины таблицы Д.И. Менделеева.

Одна из возможных реакций деления урана может быть записана в символическом виде следующим образом:      92U + 0n → 56 Ba + z X + 2 · 0n,   где символом z X обозначено ядро атома одного из химических элементов.

Пользуясь законом сохранения заряда и таблицей Д.И. Менделеева, определите, что это за элемент

Результаты (расчёты)

Выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отметка: _____________          Учитель: _____________ ___________________________

                                                                               подпись                     ФИО учителя    

 

 Дата: _________

Контрольная работа  № 1

Тема: Кинематика материальной точки

Вариант 1.

Уровень А.

  1. Исследуется перемещение слона и мухи. Модель материальной точки может использоваться для описания движения

а) только слона; б) только мухи; в) и слона и мухи в разных исследованиях;

г) ни слона, ни мухи, поскольку это живые существа.

  1. Вертолёт Ми-8 достигает скорости 250 . Какое время он затратит на перелёт между двумя населёнными пунктами, расположенными на расстоянии 100 км. (Движение равномерное).

а) 0,25 с;    б) 0,4 с;    в) 2,5 с;    г) 1440 с.

  1. На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырёх тел, движущихся вдоль оси ОХ. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью

4.        Велосипедист съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с2. Сколько времени длится спуск?

а) 0,05 с;       б) 5 с;        в) 2 с;       г) 20 с.

5.        Лыжник съехал с горки за 6 с, двигаясь с постоянным ускорением 0,5 м/с2. Определите длину горки, если известно, что в начале спуска скорость лыжника была
равна 18 км/ч.

а) 39 м;      б)  117 м;      в) 108 м;      г) 300 м

Уровень В

6.        Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

A)        Ускорение

Б)  Скорость при равномерном прямолинейном движении

B)        Проекция перемещения при равноускоренном прямолинейном движении.

А

Б

В

Уровень С

  1. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в 3 раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ускорение постоянным.

Дата: _________

Контрольная работа  № 1

Тема: Кинематика материальной точки

Вариант 2.

Уровень А.

  1. Два тела, брошенные с поверхности земли вертикально вверх, достигли высот 10 м и 20 м и упали на землю. Пути, пройденные этими телами, отличаются на

а) 5 м;       б)  10 м;       в) 20 м;        г)  30 м

2. За 6 минут равномерного движения мотоциклист проехал 3,6 км. Скорость мотоциклиста равна

а )0,6 м/с;        б)  15 м/с;       в) 10 м/с;        г)  600 м/с.

3.На рисунках представлены графики зависимости проекции перемещения от времени для четырех тел. Какое из тел движется с наибольшей по модулю скоростью?

  1. Во время подъема в гору скорость велосипедиста, двигающегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 18 км/ч до 10,8 км/ч. При этом ускорение велосипедиста было равно

а) -0,25 м/с2;            б)  -0,9 м/с2;         в) 0,25 м/с2;        г)  0,9 м/с2.

5. Аварийное торможение автомобиля происходило в течение 4 с. Определите, каким был тормозной путь, если начальная скорость автомобиля 90 км/ч.

а) 22,5 м;            б)  50 м;        в)45 м;         4)  360 м.

Уровень В

  1. Установите соответствие между физическими величинами и их единицами измерения в СИ.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

  1. Скорость

Б) ускорение

  1. время

А

Б

В

Уровень С

  1. Поезд начинает равноускоренное движение из состояния покоя и проходит за четвертую секунду 7 м. Какой путь пройдет тело за первые 10 с?

1.   На рисунке изображен график зависимости скорости движения тела от времени. Чему равно ускорение тела?

1 м/с2  2) 2 м/с2  3) 3 м/с2  4) 18 м/с2

2. Координата тела меняется с течением времени согласно формуле Х=-10-1t в единицах СИ. Чему равна координата этого тела через 5 с после начала движения?
1) -20 м        2) -15 м         3) 10 м        4) 30 м

Отметка: _____________          Учитель: _____________ __________________________

                                                                                  подпись                     ФИО учителя

А2. Кусок металла массой 461,5 г имеет объем 65 см3 . Плотность вещества равна:

  1. 465,1 г/см3
  2. 65 г/см3
  3. 7,1 г/см3
  4. 0,8 г/см3

А3.  Два человека одинаковой массы взялись за руки. Первый потянул второго с силой 10 Н. С какой силой потянул второй человек" первого?

1) 0  2)5Н  3) 10 Н   4)20Н

А5. Тело равномерно движется по горизонтальной плоскости. Сила его давления на плоскость равна 8 Н, сила трения 2 Н. Коэффициент трения скольжения равен
1) 0,16                2) 0,25                3) 0,75                4) 4

 Дата: _________                                       Контрольная работа  № 4

Тема: Строение атома и атомного ядра

Дата: _________

Контрольная работа  № 2

Тема: Механические колебания и волны..

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"

В рабочую тетрадь вошли 18 работ,  предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 10 класс

Данная рабочая тетрадь включает в себя все лабораторные работы к учебнику Г.Я. Мякишев.Классический курс...

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс

Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики  под редакцией А.В. Перышкина...

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс

Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...

рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 11 класс

Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебником физики 11 класса под редакцией Г.Я. Мякишева. Классический курс...

«Разработка рабочей тетради по лабораторным работам» (1 курс, физика)

laquo;Разработка рабочей тетради по лабораторным работам»...

Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике

Данная рабочая тетрадь предназначена для выполнения лабораторных работ по физике обучающимися 1-2 курсов усреждений СПО....