рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 11 класс
учебно-методический материал по физике (11 класс) на тему
Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с учебником физики 11 класса под редакцией Г.Я. Мякишева. Классический курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_dlya_laboratornyh_rabot_po_fizike_11_klass.docx | 766.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ№4, п. Победа, Майкопский район, Республика Адыгея
Название общеобразовательного учреждения
ФИЗИКА
Профильный уровень
Тетрадь
для контрольных и лабораторных работ
учени (-ка/-цы) 11 «___» класса____________________________(Ф.И.О.)
(по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б.
Буховцева)
№ | Тема работы |
Лабораторные работы | |
1 | Наблюдение действия магнитного поля на ток |
2 | Изучение явления электромагнитной индукции |
3 | Определение ускорения свободного падения при помощи маятника |
4 | Измерение показателя преломления стекла |
5 | Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы |
6 | Измерение длины световой волны |
7 | Наблюдение сплошного и линейчатых спектров |
Контрольные работы | |
1. | Магнитное поле. Электромагнитная индукция |
2. | Электромагнитные колебания и волны |
3. | Оптика.Световые волны. |
4. | Световые кванты |
5. | Физика атомного ядра |
6. | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса в форме ЕГЭ. |
Учитель: Клыгина Т.А
Дата_________________
Выводы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка__________ Учитель___________________________ ___________________________
Дата_____________
Фронтальная лабораторная работа по физике № 2
Тема: Изучение явления электромагнитной индукции
Цель работы: экспериментальное изучение явления магнитной индукциии проверка правила Ленца.Оборудование: Миллиамперметр, источник питания, катушки с сердечниками, дугообразный магнит, выключатель кнопочный, соединительные провода, магнитная стрелка (компас), реостат.
Вывод по проделанной работе: 1. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. (Случай с двумя катушками) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________ Учитель: _____________ ___________________________
Дата: _________
Фронтальная лабораторная работа по физике № 3
Тема: Определение ускорения свободного падения с помощью маятника
Цель работы: вычислить ускорение свободного падения из формулы для периода колебаний математического маятника:
Материалы: 1) шарик с отверстием; 2) нить; 3) штатив с муфтой и кольцом Выполнение работы:
№ опыта | 1, м | N | t, с | tср, с | Тср | gср, м/с2 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Вычисления:
Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________ Учитель: _____________ ___________________________
Дата: _________
Фронтальная лабораторная работа по физике № 4
Тема: Измерение показателя преломления стекла
Ход работы:
Отметка: _____________ Учитель: _____________ ___________________________
подпись ФИО учителя
Дата: _________
Фронтальная лабораторная работа по физике № 5
Тема: Определение оптической силы и фокусного расстояния линзы
Цель работы: используя законы геометрической оптики, определить главные фокусные расстояния и оптическую силу собирающей и рассеивающей линз.
Оборудование: оптическая скамья, осветитель, предмет в виде металлической сетки, набор линз, экран.
2. Ход работы
Определение главного фокусного расстояния собирающей линзы.
№ | f (м) | d,(м) | F,(м) | Д(диоптр) |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Fc=
Дс=
Определение главного фокусного расстояния рассеивающей линзы
№ | a,(м) | b,(м) | F,(м) | Д(диопрт) |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Fp=
Др=
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________ Учитель: _____________ ___________________________
подпись ФИО учителя
Дата: _________
Фронтальная лабораторная работа по физике № 6
Тема: Измерение длины световой волны
Цель работы: измерить длину световой волны с помощью дифракционной решетки.
Оборудование: дифракционная решетка с периодом мм или мм, штатив, линейка с держателем для решетки и черным экраном с щелью посредине, который может перемещаться вдоль линейки, источник света.
Ход работы
- Включите источник света.
- Глядя сквозь дифракционную решетку и щель в экране на источник света и перемещая решетку в держателе, установите ее так, чтобы дифракционные спектры располагались параллельно шкале экрана.
- Установите экран на расстоянии приблизительно 50 см от решетки.
- Измерьте расстояние от дифракционной решетки до экрана. α= _____
- Измерьте расстояние от щели экрана до линии первого порядка красного цвета слева и справа от щели.
Слева: b = _____ справа: b=_____
- Вычислите длину волны красного цвета слева от щели в экране.
= _____
- Вычислите длину волны красного цвета справа от щели в экране.
= ______
- Вычислите среднее значение длины волны красного цвета.
= ______
- Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Цвет в спектре | Расположение спектра | k | d | α | b | λ | λ |
красный | Слева от щели | ||||||
Справа от щели | |||||||
фиолетовый | Слева от щели | ||||||
Справа от щели |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________ Учитель: _____________ ___________________________
Дата: _________
Фронтальная лабораторная работа по физике № 7
Тема: Наблюдение сплошного и линейчатых спектров
Теоретические сведения
- Дисперсия света – зависимость абсолютного показателя преломления вещества от частоты света. Вследствие дисперсии света узкий пучок белого света, проходя сквозь призму из стекла или другого прозрачного вещества, разлагается в дисперсионный спектр, образуя радужную полоску.
- Спектр оптический – распределение по частотам (или длинам волн) интенсивности оптического излучения некоторого тела (спектр испускания) или интенсивности поглощения света при его прохождении через вещество (спектр поглощения). Различают спектры: линейчатые, состоящие из отдельных спектральных линий; полосатые, состоящие из групп (полос) близких спектральных линий; сплошные, соответствующие излучению или поглощению света в широком интервале частот.
- Сплошной спектр.
- Линейчатые спектры.
Спектр ртути (Hg)
Спектр гелия (He)
Спектр водорода (H)
Спектр неона (Ne)
Спектр аргона (Ar)
Спектр криптона (Kr)
- Спектроскоп. Для наблюдения спектров пользуются спектроскопом. Наиболее распространенный призматический спектроскоп состоит из двух труб, между которыми помещают трехгранную призму. В трубе , называемой коллиматором, имеется узкая щель, ширину которой можно регулировать поворотом винта. Перед щелью помещается источник света, спектр которого необходимо исследовать. Щель располагается в фокальной плоскости линзы коллиматора, и поэтому световые лучи из коллиматора выходят в виде параллельного пучка. Пройдя через призму, световые лучи направляются в трубу , через которую наблюдают спектр.
Цель работы: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: Проекционный аппарат, спектральные трубки с водородом, неоном или гелием, высоковольтный индуктор, источник питания, штатив, соединительные провода, стеклянная пластина со скошенными гранями.
Вывод по проделанной работе:
1. Непрерывный спектр.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Водородный и гелиевый.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка: _____________ Учитель: _____________ ___________________________
подпись ФИО учителя
Дата____________ Контрольная работа № 1
Тема: Магнитное поле. Электромагнитная индукция.
1. Определить направление линий магнитной индукции магнитного поля, созданного постоянным магнитом?
- А. от нас;
- Б. к нам;
- В. вниз;
- Г. вверх.
2. В короткозамкнутую катушку первый раз быстро, второй раз медленно вводят магнит.
В каком случае заряд, который переносится индукционным током, больше?
А. В первом случае заряд больше. Б. Во втором случае заряд больше. В. В обоих
случаях заряды одинаковы.
3. Всегда ли при изменении потока магнитной индукции в проводящем контуре в нем возникает: а) ЭДС индукции; б) индукционный ток?
А. а – всегда; б) – нет Б. а – нет; б – всегда.
В. А. б – всегда.
4.Плоский виток провода площадью S расположен в однородном магнитном поле с
индукцией В, угол между вектором В и нормалью к плоскости витка равен α. Чему
равен магнитный поток через виток?
А. ВS. Б. ВS сов α В. ВS sin α. Г. ВS / sin α. Д. ВS / сов α
5.Что определяется скоростью изменения магнитного потока через контур?
А. Индуктивность контура. Б. Магнитная индукция. В. ЭДС индукции. Г. ЭДС
самоиндукции. Д. Электрическое сопротивление контура.
6.Сила тока, равная 1 А, создает в контуре магнитный поток в 1 Вб. Какова
индуктивность контура?
А. 1 В. Б. 1 Гн. В. 1 Вб. Г. 1 Тл. Д. 1 Ф.
Отметка: _____________ Учитель: _____________ ___________________________
Дата____________________
Контрольная работа № 2
Тема: Механические колебания. Электромагнитные колебания
- Дети раскачиваются на качелях. Какой это вид колебаний?
А. свободные Б. вынужденные В. Автоколебания
- Тело массой m на нити длиной l совершает колебания с периодом Т. Каким будет период колебаний тела массой m/2 на нити длиной l/2?
А. ½ Т Б. 2Т В. 4Т Г. ¼ Т Д. Т
- При подвешивании груза массой 1кг пружина в состоянии равновесия удлинилась на 5см. Какая максимальная энергия груза при колебаниях его на пружине с амплитудой 10см?
А. 1Дж Б. 10Дж В. 5Дж Г. 2Дж Д. 200Дж Е. 100Дж
- Совокупность точек, до которых дошло возмущение к моменту времени t, называют…
А. фронтом волны Б. длиной волны В. Волновой поверхностью Г. Лучом
- Скорость звука в воде 1470м/с. Какова длина звуковой волны при периоде колебаний 0,01с?
А. 147км Б. 1,47см В. 14,7м Г. 0,147м
- Как называют число колебаний за 2πс?
А. частота Б. период В. Фаза Г. Циклическая частота
- За какое примерно время свет может пройти расстояние от Земли до Солнца, равное 150 000 000км?
А. 0с Б. 1,3*103с В. 0,5с Г. 1,3с Д. 1200с Е. 8,3мин
- В положении равновесия механическая колебательная система обладает…
А. потенциальной энергией Б. кинетической энергией В. Магнитной энергией
Г. Не обладает энергией
- Какова резонансная частота в цепи из катушки индуктивностью в 9Гн и конденсатора электроемкостью 4Ф?
А. 72πГц Б. 12πГц В. 36Гц Г. 6Гц Д. 1/12πГц Е. 1/6Гц
- Движутся четыре электрона: 1 – равномерно и прямолинейно; 2 – равномерно по окружности; 3 – прямолинейно равноускоренно; 4 – совершает гармонические колебания вдоль прямой. В каком случае излучаются электромагнитные волны?
А. только 1 Б. только 2 В. Только 3 Г. Только 4 Д. 1 и 2 Е. 3 и 4
Ж. 2, 3 и 4 З. во всех случаях
- Мальчик услышал эхо через 10с после выстрела пушки. Скорость звука в воздухе 340м/с. На каком расстоянии от мальчика находится препятствие?
А. 1700м Б. 850м В. 136м Г. 68м
- Световая волна характеризуется длиной волны, частотой и скоростью. Какие из этих параметров изменяются при переходе из одной среды в другую?
А. длина волны Б. частота В. Скорость Г. Длина волны и частота
Д. длина волны и скорость Е. частота и скорость Ж. все З. никакие
- Величина, стоящая перед знаком синуса или косинуса называется…
А. период Б. частота В. Фаза Г. Циклическая частота Д. амплитуда
- Определить период свободных электромагнитных колебаний, если колебательный контур содержит катушку индуктивностью 1мкГн и конденсатор емкостью 36пФ.
А. 40нс Б. 3*10-18с В. 3,768*10-8с Г. 37,68*10-18с
Отметка: _____________ Учитель: _____________ ___________________________
подпись ФИО учителя
Дата____________________ Контрольная работа № 3 Тема: Световые волны.
1. Дифракционную картину можно получить:
- от любых препятствий
- от очень маленьких препятствий
- от препятствий, размеры которых сравнимы с длиной световой волны
- от препятствий, размеры которых больше длины световой волны
2. Огибание волнами края препятствий называется:
- интерференцией
- дисперсией
- дифракцией
- преломлением
3. Результат интерференции зависит
- только от угла падения света на плёнку
- от угла падения света на плёнку, её толщины и длины волны
- только от длины волны
- только от толщины плёнки
4. Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний, называется
- интерференцией
- дисперсией
- дифракцией
- преломлением
5. Законы геометрической оптики выполняются, если
- размеры препятствий во много раз больше длины световой волны
- размеры препятствий не имеют значения
- размеры препятствий намного меньше длины световой волны
- размеры препятствий и длины световой волны равны
6. Сложение в пространстве волн называется
- интерференцией
- дисперсией
- дифракцией
- преломлением
7. Волны называются когерентными, если
- источники волн имеют одинаковую частоту, но разность фаз не постоянна
- источники волн имеют разную частоту, но разность фаз не постоянна
- источники волн имеют разную частоту, но разность фаз постоянна
- источники волн имеют равную частоту и разность фаз постоянна
Дата____________________
Контрольная работа № 4 Тема: Излучение и спектры. Световые кванты
1. Максимальная скорость фотоэлектронов зависит…
А. от частоты света и его интенсивности; Б. от частоты света; В. от интенсивности.
2. Планк предположил, что атомы любого тела испускают энергию…
А. непрерывно; Б. отдельными порциями;
В. способами, указанными в А и Б в зависимости от условий;
Г. атомы вообще не испускают энергию, только поглощают.
3. Проявляются ли у квантов света, подобно другим частицам, инертные свойства?
А. да; Б. нет; В. и да и нет в зависимости от условий.
4. Возбужденные атомы сильно разряженных газов и ненасыщенных паров, не взаимодействующие друг с другом, излучают спектры:
А. полосатые; Б. сплошные; В. линейчатые.
5. Твердые тела, состоящие из возбужденных постоянно взаимодействующих молекул и ионов. излучают спектры:
А. полосатые; Б. сплошные; В. линейчатые.
6. Тела, состоящие из невзаимодействующих между собой возбужденных молекул, излучают спектры:
А. полосатые; Б. сплошные; В. линейчатые.
7. Какое свойство инфракрасных лучей используют при сушке древесины, сена, овощей?
А. химическое; Б. тепловое;
В. люминесцентное; Г. большая проникающая способность.
8. Почему высоко в горах загорают особенно быстро?
А. меньше поглощается ультрафиолетовый луч атмосферой;
Б. больше поглощается ультрафиолетовый луч атмосферой;
В. меньше поглощается инфракрасный луч атмосферой;
Г. больше поглощается инфракрасный луч атмосферой.
9. Энергию кванта можно рассчитать по формуле:
А. ; Б. ; В. ; Г. .
10. Чему равен импульс фотона с частотой ?
А. ; Б. ; В. ; Г. .
11. Энергия фотона измеряется в …
А. Вт; Б. м; В. Вт/с; Г. Дж.
Дата____________________ Контрольная работа № 5
Тема: Атомная физика. Физика атомного ядра. Значение физики для объяснения мира
1. Изобарами называются ядра атомов, у которых…
- одинаковое число протонов в ядре
- одинаковое число нейтронов в ядре
- одинаковые атомные массы
- одинаковые атомные номера
- одинаковая радиоактивность
2. Под дефектом масс понимают разницу…
- между массой атома и его массой ядра
- между массой атома и его массой электронной оболочки
- между суммой масс всех нуклонов и массой ядра
- между суммой масс всех нейтронов и массой протонов
- нет правильного ответа
3. Изотопы данного элемента отличаются друг от друга:
- числом протонов в ядре
- числом нейтронов в ядре
- числом электронов на электронной оболочке
- радиоактивностью
- нет правильного ответа
4. Первую ядерную реакцию провел:
- Чедвик
- Жолио-Кюри
- Штрассман
- Резерфорд
- Бор
5. Синхрофазотрон используется в основном для ускорения:
- электронов
- альфа-частиц
- тяжелых частиц
- легких частиц
- протонов
6. Поглощенной дозой называется…
- отношение поглощенной энергии к площади облучаемого участка
- отношение излученной энергии к площади поглощаемого участка
- отношение поглощенной энергии к массе облучаемого вещества
- отношение поглощенной энергии к объему облучаемого вещества
- нет точной формулировки
7. Гамма-излучение — это свойство…
- электронных оболочек атома
- перестройки молекулы
- свойство ядра атома
- магнитных особенностей атомов
- все приведенные ответы в некоторой степени справедливы
8. При электронном распаде радиоактивного ядра испускается частица:
- нейтрино
- антинейтрино
- мезон
- кварк
- позитрон
9. Периодом полураспада называется время, в течение которого...
- распадутся все радиоактивные ядра
- распадется часть радиоактивных ядер
- распадется половина радиоактивных ядер
- распадется доля радиоактивных ядер
- нет правильного ответа
10. Активностью радиоактивного вещества называется…
- быстрота распадения ядер
- число распадов в секунду
- быстрота изменения концентрации радиоактивных ядер
- время опасности радиоактивных ядер
- нет правильного ответа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по дисциплине "Физика"
В рабочую тетрадь вошли 18 работ, предназначенные для студентов первых курсов по физике. Пособие предназначено для организации самостоятельной подготовки к лабораторным работам....
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 10 класс
Данная рабочая тетрадь включает в себя все лабораторные работы к учебнику Г.Я. Мякишев.Классический курс...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 7 класс
Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 8 класс
Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики под редакцией А.В. Перышкина...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике 9 класс
Данная рабочая тетрадь разработана в соответствии с учебником физики 9 класса под редакций А.В. Перышкина...
«Разработка рабочей тетради по лабораторным работам» (1 курс, физика)
laquo;Разработка рабочей тетради по лабораторным работам»...
Рабочая тетрадь для лабораторных работ по физике
Данная рабочая тетрадь предназначена для выполнения лабораторных работ по физике обучающимися 1-2 курсов усреждений СПО....