Новые УМК как предпосылка эффективной подготовки к переходу на ФГОС по физике
статья по физике на тему
Все учебники двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Отличительной особенностью всех книг является большое количество цветных иллюстраций.
Этот материал об учебниках, предназначеных для изучения физики на базовом уровне (2 урока в неделю) в соответствии со стандартами, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации и предназначеных для классов, в которых физика не является профильным предметом. Про учебники, которые содержат необходимый теоретический материал, соответствующий базовому уровню.Где приведено большое число примеров, иллюстрирующих проявление основных физических законов в окружающей жизни. Авторы этих учебников представили физику как важную часть общей культуры и убедительно показали, что понимание основных законов физики доступно каждому человеку. Четкая структура учебников облегчает понимание учебного материала. Приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Приведены примеры решения ключевых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferents_po_fgosam.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В условиях модернизации содержания образования и совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, внимание педагогической общественности в значительной степени сосредоточено на учебниках для школьников, как на одном из основных средств реализации образовательных программ. Качество образования имеет определяющее значение для успешного развития российского государства, поэтому учебник - это важнейшее средство обучения и носитель информации.
Главное, что должно соблюдаться в учебнике принципы соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту и соответствия научным представлениям, а так же учебник должен соответствовать основному содержательному минимуму Федерального государственного образовательного стандарта.
Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике, которые заложены в учебнике:
- формирование современных представлений об окружающем материальном мире;
- развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять в повседневной жизни знания, полученные на уроках физики.
Учебник по физике нацелен на развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на учебный год.
Учитель должен выбрать из массы учебников тот, по которому будет работать. Тем самым он голосует за наиболее качественный, наиболее хороший учебник. Все учебники, входящие в Федеральный перечень соответствуют предъявляемым требованиям стандарта 2004 года. Есть измеритель качества учебника - Единый государственный экзамен, который может показать, достигнуты ли результаты. Конечно, учебник не предназначен для того, чтобы готовить к Единому государственному экзамену, но если в нем обобщен, систематизирован набор знаний, необходимых ученику при повторении, во время подготовки к сдаче Единого государственного экзамена он может стать хорошим помощником.
Если рассматривать учебники как объект оценивания, то у него есть определенные качества. Такими показателями-критериями качества учебника могут быть:
- Целенаправленность (Ц) - соответствие учебника целям образования;
- Фундаментальность (Ф) - обеспечение учебником подготовки обучающихся, как минимум, для дальнейшего обучения;
- Гуманитарность (Г) - мера ориентации учебника на развитие личности, расширение кругозора и т.п.;
- Методическая обеспеченность (М) - методическое обеспечение учебника, например, наличие контрольно-измерительных материалов;
- Технологичность (Т) - наличие способов и средств диагностичной постановки учебных целей;
- Политехничность (П)
- Экологичность (Э).
Каждый критерий имеет свои градации (например, критерий «Экологичность» с градациями: экологичность мировая; российская; региональная; местного уровня).
При выборе учебников необходимо руководствоваться следующими позициями:
- гриф Министерства Образования и Науки РФ присваивается только комплекту учебников «Физика7-9» или «Физика10-11», а все остальные составляющие УМК (программы, пособия, рабочие тетради и т.д.) не грифуются и выпускаются соответствующими издательствами для поддержки процесса обучения по данным учебникам.
- предметная линия должна быть рассчитана на 3 года в основной школе (7-9 класс) и на два года в средней школе (10-11 класс) и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим.
- при переходе образовательного учреждения на профильное обучение выбранный учебник должен соответствовать федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана 2004года.
- выбранный учебник должен входить в завершенную предметную линию.
- следует обратить внимание на год присвоения грифа данному учебнику (все учебники, получившие гриф 2007).
Одним из условий успешного обучения физике является выбор учебника физики, при этом следует руководствоваться Приказом МО и науки РФ от 23.12. 2009г №822 (зарегистрирован в Мингюсте РФ 15.01. 2010г № 15988) «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 учебный год» (http://www.rg.ru; «ВО России» № 4 2010г) С целью обеспечения должного качества знаний обучающихся по физике рекомендуем использовать традиционные УМК и УМК нового поколения:
Класс | Традиционное направление | Инновационное направление |
7 | Громов С.В., Родина Н.А. «Просвещение» | Гуревич А.Г. «Дрофа» |
Пёрышкин А.В. «Дрофа» | Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Дрофа» | |
Пинский А.А., Разумовский В.Г. «Просвещение» | Фадеева А.А. «Просвещение» | |
Шахмаев Н.М., Дик Ю.И., Бунчук А.В. «Мнемозина» | Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. «Владос» | |
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. «Илекса» | ||
8 | Громов С.В., Родина Н.А. «Просвещение» | Гуревич А.Г. «Дрофа» |
Пёрышкин А.В. «Дрофа» | Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. «Дрофа» | |
Пинский А.А., Разумовский В.Г, Гребенев И.В.. «Просвещение» | Фадеева А.А. «Просвещение» | |
Шахмаев Н.М., Дик Ю.И., Бунчук А.В. «Мнемозина» | Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. «Владос» | |
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. «Илекса» | ||
9 | Громов С.В., Родина Н.А. «Просвещение» | Гуревич А.Г. «Дрофа» |
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. «Дрофа» | Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е, Чаругин В.М.. «Дрофа» | |
Пинский А.А., Разумовский В.Г. «Просвещение» | Фадеева А.А. «Просвещение» | |
Шахмаев Н.М.,Бунчук А.В. «Мнемозина» | Разумовский В.Г., Орлов В.А., Никифоров В.В. «Владос» | |
Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. «Илекса» | ||
Базовый уровень | Профильный уровень | |
10 | Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. «Дрофа» | Мякишев Г.Я. и др. «Просвещение» |
Мякишев Г.Я. и др. «Просвещение» | Кабардин О.Ф., Пинский А.А. «Просвещение» | |
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. «Илекса» | ||
Тихомирова С.А., Яворский Б.М. «Мнемозина» | ||
11 | Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Просвещение» | Мякишев Г.Я. и др. «Просвещение» |
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. «Илекса» | Кабардин О.Ф., Пинский А.А. «Просвещение» | |
Тихомирова С.А., Яворский Б.М. «Мнемозина» |
В переходный период к новым стандартам образования, где большое внимание оказывается личностно-ориентированному подходу в обучении, где учитель сам перестраивает свою методику обучения, используя новые инновационные технологии. Выбор учебника играет большую роль.
Учебники Л.Э. Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б.Кожевников для 7-9 классов
Учебники по физике нацелены на развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Последовательность изложения материала в этой линии распределяется так:
- 7 класс- первые сведения о механических явлениях, давление в жидкостях и газах, работа и простые механизмы;
- 8 класс- тепловые, электромагнитные, оптические явления;
- 9 класс — механические, квантовые явления, строение и эволюция Вселенной.
Все учебники двухуровневые: материал первого уровня адресован всем учащимся, материал второго уровня — прежде всего тем, кто заинтересуется физикой. Вопросы и задания в конце параграфов также разделены на два уровня сложности. Отличительной особенностью всех книг является большое количество цветных иллюстраций.
Эти учебники предназначены для изучения физики на базовом уровне (2 урока в неделю) в соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации и предназначены для классов, в которых физика не является профильным предметом. Учебники содержат необходимый теоретический материал, соответствующий базовому уровню. Приведено большое число примеров, иллюстрирующих проявление основных физических законов в окружающей жизни. Авторы представили физику как важную часть общей культуры и убедительно показали, что понимание основных законов физики доступно каждому человеку. Четкая структура учебников облегчает понимание учебного материала. Приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Приведены примеры решения ключевых задач. Для этого комплекта характерно:
- Значительно упрощен математический аппарат;
- Отсутствуют вопросы и задачи повышенного уровня сложности;
- Введен дополнительный иллюстративный материал;
- Не содержится материал, выходящий за рамки федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
Содержание учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе, соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, федеральному компоненту, возрастным психологическим особенностям детей и научным представлениям. В силу возрастных особенностей учащихся 7-9 классов при изучении физики больше времени следует уделить демонстрационному и лабораторному эксперименту. В современных условиях большое значение имеет развитие информационной компетенции обучающихся, поэтому роль учебной книги возрастает. Из пассивного носителя информации учебник превращается в активную дидактическую систему, которая должна обеспечить ребенку самоконтроль, расширять информационное поле ученика, способствовать повышению интереса к окружающему миру. Являясь ведущим средством обучения, учебный текст призван обеспечить оптимальные условия для самообучения и саморазвития обучающихся и предусматривать возможность интерактивности в учебном процессе.
В процессе преподавания физики главной задачей для учителя остаётся качественная подготовка к уроку, его методическое совершенствование, реализация творческого подхода в обучении, использование интерактивных способов обучения. Потому как современный урок физики – это развивающая и развивающаяся система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих частей (цель, содержание учебного материала, методы обучения, формы организации учебного процесса), обеспечивающих положительный результат процесса обучения. Поэтому методика преподавания школьного курса физики должна быть ориентирована на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению с применением современных образовательных технологий, деятельностного подхода в обучении. При отборе содержания физического образования важно учитывать соответствие содержания образования уровню современной науки – физики. Я пришла к выводу, что в переходном периоде к ФГОСам, надо учителям физики включать обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность, экспериментальную работу, и это возможно используя в обучении такие учебники , как учебники новой инновационной линии автора Льва Элевича Генденштейна.Также придерживаюсь мнения, что высокий уровень обучения физике определяет МТБ кабинета физики, её пополнение. Отсюда важным направлением в преподавании физики остаётся опора на технические средства обучения, использование компьютерных технологий, обучающих и контролирующих программ, применение видеоматериалов, программных и мультимедийных продуктов, электронные пособия, ресурсы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"
ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....
Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в условиях подготовки к переходу на ФГОС.
Материал посвящён раскрытию понятия "деятельностного подхода"...
Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....
Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности образовательного процесса чере...
Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...
Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"
Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....
«Организационная подготовка учителя к переходу к ФГОС в основной школе: на пути перехода от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованиюПроектирование и конструирование социальной с...