Элективный курс "Методы решения физических задач"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Данный курс «Методы решения физических задач» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего.
Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 уроку в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_resheniya_fiz_zadach_10_klass.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная средняя школа №29
Утверждено
Педагогическим советом
от 02. 09. 2011
Программа элективного курса
Методы решения физических задач
10 класс
Образовательная область: Физика
Учебная дисциплина: Физика
Вид образовательной программы:
Общеобразовательная (предметная)
III ступень образования (основное средние образование)
Программа составлена
учителем физики
Туманик Е.В.
Нижневартовск, 2011
Пояснительная записка
В изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое значение и им должно отводиться значительная часть курса. Решение и анализ задач позволяет понять и запомнить основные законы и формулы физики, создаёт представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение.. А в условиях, когда усиливается роль самостоятельности и активности в обучении и развитии мышления (это касается подготовки к ЕГЭ), умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения прграмного материала и его усвоения.
Данный курс «Методы решения физических задач» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего.
Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 уроку в неделю.
Цели курса :
-расширить некоторые темы в содержании основного курса, придающие ему необходимую целостность;
-углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, среди которых немало сложных, требующих смекалки, глубоких знаний, умения разобраться в непривычной или усложнённой ситуации.
-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
-формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
- помочь учащимся овладеть типичными приёмами решения задач;
- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным
уровнем сложности;
- через знакомство с решением сложных задач и удовлетворение в случае
самостоятельного их решения поднять интерес к физике и способствовать
развитию физического мышления;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
дисциплины.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- Понятия: Основные понятия таких разделов физики, как механика, молекулярная физика, термодинамика, электростатика, законы постоянного тока.
- Законы и принципы: Основные законы динамики, закон сохранения импульса и энергии, газовые законы, законы термодинамики, законы электростатики, законы постоянного тока.
Учащиеся должны уметь:
- Измерять и вычислять физические величины (импульс, работу, мощность, КПД механизмов…).
- Решать задачи на определение основных понятий курса физики 10 класса
- Изображать на чертеже при решении задач направление векторов силы, импульса тела.
- описывать превращения видов энергии при различных физических явлениях.
- Работать с графиками зависимости между основными параметрами состояния газа.
- Проводить расчёты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединений проводников.
Учебно-тематический план элективного курса
Методы решения физических задач
.
№ | Тема. | Методы, формы. | Содержание, основные понятия, идеи. | Деятельность учащихся. |
1. | Решение задач по теме «Равномерное - прямолинейное движение. Относительность движения». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с графиком координаты (х=х(t)), проекции перемещения, Пути, проекции скорости , ускорения. Определение физических величин в указанные моменты времени. Построение графиков по аналитическим уравнениям. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
2. | Решение задач по теме «Равноускоренное движение» | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах. | Работа с графиком координаты (х=х(t)), проекции перемещения, Пути, проекции скорости , ускорения. Определение физических величин в указанные моменты времени. Построение графиков по аналитическим уравнениям. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
3. | Решение задач по теме «Баллистическое движение. Движение тела по вертикали». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнениями, описывающими движение по вертикали: h= h0+v0t+gt2/2, v=v0+gt. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
4 | Решение задач по теме «Баллистическое движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Работа с уравнениями, описывающими движение тела, начальная скорость которого, направлена под углом к горизонту: X=v0tcosά Y=v0tsinά- gt2/2. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
5. | Решение задач по теме «Законы Ньютона». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Качественные и графические задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения, силы. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
6. | Решение задач по теме «Применение законов Ньютона. Тело движется по горизонтали». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах. | Качественные и графические задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения, силы, а также ситуации, описывающие движение тел для случаев, когда силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой. Алгоритм решения задач по динамике. Равнодействующая сила. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
7. | Решение задач по теме «Применение законов Ньютона. Тело движется по наклонной плоскости». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Задачи на движение тел под действием сил, направленных под углом друг к другу (по наклонной плоскости). | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
8. | Решение задач по теме «Применение законов Ньютона. Тело движется по окружности». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Задачи на движение тел под действием сил, направленных под углом к друг к другу ( по закруглению). | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
9. | Решение задач по теме «Применение законов Ньютона. Движение связанных тел». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Задачи на движение связанных тел. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
10. | Решение задач по теме «Импульс тела. Импульс силы». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ и решение задач На расчёт изменения импульса системы при действии на неё внешних сил. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
11 | Решение задач по теме «Закон сохранения импульса». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ и решение задач На закон сохранения импульса для упругого и неупругого удара при различном начальном состоянии тел замкнутой системы. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
12. | Решение задач по теме «Кинетическая и потенциальная энергия тела». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах. | Анализ задач, которые требуют применения следующих формул: А=FS*cosά, N=Fv, А=ΔЕк , А=-ΔЕп, Ек+Еп=const, ΔЕк=mv2/2, Еп=mgh, Еп =kx2/2, а также знаний о законах кинематики и динамики.. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
13. | Решение задач по теме «Закон сохранения энергии». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса в механике. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
14. | Решение задач по теме «Равновесие тел». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение экспериментальных задач: определить центр тяжести плоской пластины, определить коэффициент трения скольжения деревянного бруска по поверхности стола, проверить условия равновесия рычага. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
15. | Решение задач по теме «Основные положения МКТ». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Установление межпедметных связей с химией и повторение понятий характеризующих молекулы. Способы расчёта значений данных физических величин для конкретных веществ: v=m/M, N=vNA, M=Mr*10-3(кг/ моль), m0=M/NA. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
16. | Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ задач на применение различных форм основного уравнения МКТ идеального газа. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
17. | Решение задач по теме «Температура – мера средней кинетической энергии молекул». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Связь шкалы Цельсия с абсолютной шкалой температур. Применение ещё одной формы основного уравнения МКТ идеального газа: р=nkT. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
18. | Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение задач с применением формул: pV=(m/M)RT, p1V1/T1=р2V2/T2. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
19. | Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение задач с применением формул: pV=(m/M)RT, p1V1/T1=р2V2/T2. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
20. | Решение задач по теме «Газовые законы». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Количественные, качественные и графические задачи на уравнения Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
21. | Решение задач по теме «Газовые законы». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Количественные, качественные и графические задачи на уравнения Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
22. | Решение задач по теме «Внутренняя энергия». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ задач на уравнение теплового баланса. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
23. | Решение задач по теме «Работа в термодинамике». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ задач на уравнение теплового баланса. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
24. | Решение задач по теме «Количество теплоты». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ задач на уравнение теплового баланса | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
25. | Решение задач по теме «1 закон термодинамики». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Доказательство того факта, что удельная теплоёмкость газа при изобарном процессе больше, чем при изохорном. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
26. | Решение задач по теме «Применение 1 закона термодинамики к изопроцессам». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ качественных, графических, расчётных задач на применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам, а также формул работы в тармодинамике и количества теплоты. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
28. | Решение задач по теме «Влажность воздуха». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Анализ и решение задач на применение формулы φ=р/р0100% . | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
29. | Решение задач по теме «Деформации твёрдых тел». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Экспериментальное определение модуля упругости резины по формуле Е=Fl0/(SΔI). | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
30. | Решение задач по теме «КПД тепловых двигателей». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Решение основных типов задач на первый закон термодинамики, расчёт количеств теплоты и работы, КПД тепловых двигателей. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
31. | Решение задач по теме «Закон Кулона». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Алгоритм решения задач по электростатике. Запись условия равновесия электрических зарядов в различных ситуациях. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
32. | Решение задач по теме «Напряжённость электрического поля». | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. | Использование при решении задач формул напряжённости поля и на принцип суперпозиции полей. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
33. | Решение задач по теме «Законы постоянного тока» | Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах. | Применение метода эквивалентных схем для расчёта сложных электрических цепей. Использование закона Ома при расчёте физических величин, характеризующих ток. | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельное решение задач. |
34. | Итоговая контрольная работа. | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам деятельности для выявления уровня усвоения школьниками учебного материала. | Самостоятельное решение комплексных задач. |
Литература
- Г.Я. Мякишев, Б.Б Буховцев Н.Н. Сотский «Физика 10». М., 2007 г.
- И.К. Кикоин, А.К. Кикоин «Физика. Механика.10класс». М., 2004 г.
- Г.С. Ландсберг «Элементарный учебник физики». М., 1997 г.
- Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М., 2005 г.
- А.И. Черноуцан «Физика. Задачи с ответами и решениями». М., 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Методы решения физических задач"
Элективный курс разработан для учащихся 10 классов профильной школы, является пропедевтическим курсом для освоения основных разделов физики. Программа курса знакомит школьников с понятием «физическа...
Элективный курс "Решение физических задач"
В данной рабочей программе приведены пояснительная записка, разделы, тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс
Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение физических задач» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ФИЗИКА
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«Решение физических задач»УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.02 Физика Программы подготовки специалистов среднего звена 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной т...
Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 класс
Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....
Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 класс
Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....
Программа элективного курса «Решение физических задач»
Основная направленность элективного курса:— обеспечить дополнительную поддержку студентам для сдачи экзамена по физике;-развить содержание курса физики для изучения на профильном уровне....