Интегрированный урок "Металлы. Алюминий"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Братушка Алла Даниловна

Интегрированный урок физики и химии "Металлы. Алыминий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_metally._alyuminiy.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №530 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Адрес: СПб, г. Пушкин, бульвар А. Толстого, 42 А, E- mail : school530@spb.edu.ru

Братушка Алла Даниловна

E-mail: a.bratushka@mail.ru

Технологическая карта урока

Урок «Металлы. Алюминий».

Предмет

Физика, химия

Класс

Продолжительность урока

8

45 мин.

Базовый учебник

А.В.  Перышкин, Физика 8кл, Москва, «Дрофа»,2013г.

                               Химия 8 кл.,

Цель урока: выяснить экспериментальным плотность вещества, тем самым определить вещество по таблице плотностей;

определить физический смысл величин:  удельная теплоемкость, температура плавления, удельная теплота плавления, удельное сопротивление алюминия.

Задачи:

Образовательные: систематизировать  знания учащихся о таких  физических величинах как  – плотность, удельная теплоемкость, температура плавления, удельная теплота плавления, удельное сопротивление алюминия.

 Закрепить знания о правилах взвешивания тел, определении объема цилиндра при помощи мензурки с водой и путем измерения линейных размеров тел.

 Развивающие:  формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся, применение знаний на практике,  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, посредством «делания». Развивать навыки постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий. 

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, убедить в жизненной важности физических знаний; внимание, самостоятельность, коммуникативные качества,  аккуратность. 

Межпредметные связи: математические расчеты, построение линейной зависимости,  определение объема  (математика), составление презентации в Power Point (информатика), исторические справки истории древних и средних веков, времен ВОВ (история) 

Методические приемы: проблемно-поисковая учебная деятельность, создание ситуации успеха.

Тип урока:   практическое закрепление знаний.

Формы работы учащихся: практическая самостоятельная исследовательская работа, фронтальная беседа, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска,  документ-камера, таблица Менделеева, таблицы плотностей твердых, жидких и газообразных веществ, таблицы температуры плавления, удельной теплоты плавления, удельной теплоемкости веществ.

Приборы и материалы: весы с разновесами, линейка, мензурка с водой, цилиндр алюминиевый

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время (мин)

1

Организационный момент.

Приветствие учащихся.  

Приветствуют учителя

 Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

2

2

Постановка цели урока, определение темы урока, в результате проблемно-поисковой деятельности.

Учителя физики и химии  ставят проблему перед учениками – определить тему урока? На доске высвечивается изображение Иерусалимского храма, храма царя Соломона. Учитель химии с группой учеников  рассказывает притчу, где зашифрована первая часть темы урока, фронтальным опросом подводит учеников к ответу на вопрос – какова тема урока?

Тему урока определяют ученики поэтапно, учитель химии  открывает листы А4, закрепленные на доске магнитами постепенно, учитель физики симметрично открывает на документ-камере.

Учитель открывает первый лист с темой урока – «Металлы». 

Знакомство с таблицами ОПТ урока. Объясняется правила и порядок заполнения ОПТ урока.

Ученики слушают выступление группы учеников, учителя химии, определяют тему урока (часть темы ). 

4

2

Учитель предлагает определить вторую часть темы урока  – определить,  какой из металлов будет более подробно изучаться. Для этого 3 группы учеников выполняют  исследовательские работы по определению рода вещества, задания предлагаются учителем физики и химии.

Задача №1а

Предлагает учащимся группы «А»  выполнить исследовательскую  работу №1 

Используя оборудование – мензурку с водой, весы с разновесами определить плотность вещества,

по таблице плотностей  определить вещество.

Дает рекомендации учащимся по работе.

Задача №1б

  Предлагает учащимся группы «Б»  выполнить исследовательскую  работу №2  

Используя оборудование  – линейку и  весы с разновесами определить плотность вещества,

по таблице плотностей  определить вещество.

Дает рекомендации учащимся по работе.

Задача №1в

Учитель химии предлагает решить группе «В» 

Элемент образует оксид состава Э2О3. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 47%. Определите неизвестный элемент.

Составьте формулы: а) простого вещества, образованного данным химическим элементом; б) 5 любых сложных веществ, в состав которых входит данный элемент.

Решите анаграммы и исключите лишнее:

-  ЛЕРУОГД , НМИЙЕКР, ИКСОЛОДР, ДДРОООВ,   ЛЙМИНИАЮ

Определяет   время выполнения работы.

 Контролирует выполнение практической задачи учащимися:

- правильная и удобная установка весов на столе;

- первичное уравновешение весов;

- перевод в систему СИ массы человечка игрушечного;

- определение длины, ширины и высоты плота при помощи линейки, обращая внимание на нахождение начала отсчета на линейке.

Окончательно определяется тема урока. Открывается второй лист, определяется тема урока: «Металлы. Алюминий»

Учащиеся вспоминают правила пользования весами, проверяют на рабочем столе приборы и материалы.

Решается задача с реальным металлическим цилиндром.

Записывают «Дано» задачи:

-масса цилиндра,

-объем первоначальный воды,

-объем воды с цилиндром.

Переводят в систему СИ.

Задача решается каждым учеником в своем темпе в тетради, на доске идет также решение задачи учениками  по действиям (одно действие – один ученик по желанию).

Решают задачу в тетрадях, определяют объем цилиндра.

Определяют плотность вещества.

После решения задач демонстрируют и комментируют решение с помощью документ-камеры.

Определяют тему урока (вторую  часть темы).

15

4

 Обобщение материала по теме.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ   «Алюминий».

Ученики внимательно слушают, смотрят презентацию, которую подготовил ученик  из класса заранее,  выписывают ответы на вопросы в ОПТ урока

7

5

Обобщение материала.

Из Д/З , выполненного учениками по составлению задач по теме «ФИЗИКА и ХИМИЯ» оформлен стенд, из которого выбираются задачи для решения:

Задача №2  (группа «А»)

Определите количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевого провода до температуры плавления массой 100г. Начальная температура 25оС. Построить график зависимости количества теплоты  от температуры.

Задача №2 (группа «Б»)

Определите количество теплоты, необходимое для плавления алюминиевого провода массой 100г, взятого при температуре плавления. Построить график зависимости количества теплоты  от температуры.

Задача №2  (группа «В»)

Определить удельное сопротивление материала из которого изготовлена проволока длиной 1 км и площадью поперечного сечения 10 мм2, если по ней течет ток 5А и подано напряжение 14В?

 Ученики решают задачу, самостоятельно находят в таблице температуру плавления алюминия, удельную теплоту плавления, удельную теплоемкость вещества.

 По мере решения задачи заполняют ОПТ урока.

 После решения задачи демонстрируют и комментируют решение с помощью документ-камеры.

10

6

Подведение итогов урока

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. Объясняются критерии выставления оценки за ОПТ (критерии выводятся на экран).

 

Рефлексия.

Слушают учителя.

Формируют выводы.

Сдают листы для проверки.

6

Домашнее задание

Сформулировать вопросы одноклассникам по ходу урока для составления отзыва в газете.

1

Дата ________________                     ОПТ урока  «_________________________________________»     Ф.И._________________

Вопросы

Ответы

Определите вещество по таблице плотностей

ρ = _________ кг/м3

Вещество –

Что означает плотность вещества?

ρ (_____) = _________  кг/м3, это означат, что

Положение данного элемента   в периодической системе Менделеева

Относительная атомная масса элемента  

Ar =

Физические свойства данного металла

Применение металла

Что означает удельная теплоемкость вещества?

С (____) = ________  Дж/кг оС , это означает, что

Какова температура плавления металла?

Что такое плавление?

tпл =

Какова удельная теплота плавления?

Что означает удельная теплота плавления?

 λ (____)=  _______  Дж/кг, это означает, что

Каково удельное сопротивление металла?

Что означает удельное сопротивление вещества?

 ρ (____) = _________Ом/мм2.м, это означает, что

   Оценка_________________
Оценка учителя ________  

Группа «А»

Задача №1

Исследовательская  работа №1 

Используя оборудование – мензурку с водой, весы с разновесами определить плотность вещества;

по таблице плотностей  определить вещество.

Ход работы:

1.Масса цилиндра: m=_______г ______мг= ___________г  =_______кг.

2.Цена деления мензурки =   ____________________ =      _____мл.

 Объем воды без цилиндра: V1= ______мл =_______л =_______м3

Объем воды с цилиндром: V2= ______мл =_______л =_______м3

3.Объем цилиндра: Vц= V2-V1=____________________=м3

4.Определяем плотность: ρ=                           ρ =

Ответ:

Задача №2

Определите количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевого провода массой 100г до температуры плавления. Начальная температура 25оС. Построить график зависимости количества теплоты  от температуры.

    СИ         Решение

Ответ:

Группа «Б»

Задача №1

Исследовательская  работа №1 

Используя оборудование – линейку,  весы с разновесами определить плотность вещества;

по таблице плотностей  определить вещество.

Ход работы:

1.Масса цилиндра: m=_______г _____мг = _________г= _______кг

2.Определяем объем цилиндра:

    Высота цилиндра h= _______см =______м

    Диаметр d = ____ см =_______м

    Площадь основания S =   ____________________=  ______  м2   

    Объем V = ___________  = ___    м3

4.Определяем плотность     ρ =

Задача№2

Определите количество теплоты, необходимое для плавления алюминиевого провода массой 100г, взятого при температуре плавления? Построить график зависимости количества теплоты  от температуры?

                       СИ                  Решение

Ответ:

Группа «В»

Задача №1

  1. Элемент образует оксид состава Э2О3. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 47%. Определите неизвестный элемент.
  1. Составьте формулы: а) простого вещества, образованного данным химическим элементом; б) 5 любых сложных веществ, в состав которых входит данный элемент.
  2. Решите анаграммы и исключите лишнее: ЛЕРУОГД , НМИЙЕКР, ИКСОЛОДР, ДДРОООВ, ЛЙМИНИАЮ

Найти:                                   Формулы:

Дано:                                      Решение:

Ответ:

Задача №2

Определить удельное сопротивление материала из которого изготовлена проволока длиной 1 км и площадью поперечного сечения 10 мм2 , если по ней течет ток 5А и подано напряжение 14В?

    СИ          Решение

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Алюминий в пищевой промышленности. Посуда из алюминия"

Данная статья применяется на уроках химии при изучении темы "Металлы", расширеят кругозор обучающихся, имеет профессиональную направленность....

Урок по химии в 9 классе на тему "Алюминий. Нахождение в природе.Свойства алюминия".

3 А төркеме металларының үзлекләрен алюминий мисалында өйрәнү.Химик элементларның периодик системасында элементның урнашуы буенча  аңа характеристика бирү.Атом төзелешенә нигезләнеп, ...

Презентация по теме "Алюминий" и обучающий тест по теме "Алюминий"

Данные материалы  могут быть использованы  учеником для самостоятельного изучения темы "Алюминий" и организации самоконтроля....

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.

Тема урока: Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Цели урока: рассмотреть распространение алю...

Интегрированный урок химии и географии :Цветная металлургия. Алюминий.

Цель данного урока : познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для иссле­дования учащимися...

Интегрированный урок географии и химии :Цветная металлургия. Алюминий.

Цель данного урока познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для иссле­дования учащимися ф...

Интегрированный урок по химии-географии по теме "Металл алюминий"

Урок для учащихся 9 класса, где рассматривается тема нахождения в природе алюминия, получение. На основе изучения физических и химических свойств (с проведением практических работ)  можно предпол...