Интегрированный урок "Металлы. Алюминий"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Интегрированный урок физики и химии "Металлы. Алыминий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_metally._alyuminiy.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ средняя общеобразовательная школа №530 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Адрес: СПб, г. Пушкин, бульвар А. Толстого, 42 А, E- mail : school530@spb.edu.ru
Братушка Алла Даниловна
E-mail: a.bratushka@mail.ru
Технологическая карта урока
Урок «Металлы. Алюминий».
Предмет | Физика, химия | |
Класс Продолжительность урока | 8 45 мин. | |
Базовый учебник | А.В. Перышкин, Физика 8кл, Москва, «Дрофа»,2013г. Химия 8 кл., |
Цель урока: выяснить экспериментальным плотность вещества, тем самым определить вещество по таблице плотностей;
определить физический смысл величин: удельная теплоемкость, температура плавления, удельная теплота плавления, удельное сопротивление алюминия.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания учащихся о таких физических величинах как – плотность, удельная теплоемкость, температура плавления, удельная теплота плавления, удельное сопротивление алюминия.
Закрепить знания о правилах взвешивания тел, определении объема цилиндра при помощи мензурки с водой и путем измерения линейных размеров тел.
Развивающие: формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся, применение знаний на практике, овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, посредством «делания». Развивать навыки постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, убедить в жизненной важности физических знаний; внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, аккуратность.
Межпредметные связи: математические расчеты, построение линейной зависимости, определение объема (математика), составление презентации в Power Point (информатика), исторические справки истории древних и средних веков, времен ВОВ (история)
Методические приемы: проблемно-поисковая учебная деятельность, создание ситуации успеха.
Тип урока: практическое закрепление знаний.
Формы работы учащихся: практическая самостоятельная исследовательская работа, фронтальная беседа, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, документ-камера, таблица Менделеева, таблицы плотностей твердых, жидких и газообразных веществ, таблицы температуры плавления, удельной теплоты плавления, удельной теплоемкости веществ.
Приборы и материалы: весы с разновесами, линейка, мензурка с водой, цилиндр алюминиевый
№ | Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Время (мин) |
1 | Организационный момент. | Приветствие учащихся. | Приветствуют учителя Проверяют готовность своего рабочего места к уроку. | 2 |
2 | Постановка цели урока, определение темы урока, в результате проблемно-поисковой деятельности. | Учителя физики и химии ставят проблему перед учениками – определить тему урока? На доске высвечивается изображение Иерусалимского храма, храма царя Соломона. Учитель химии с группой учеников рассказывает притчу, где зашифрована первая часть темы урока, фронтальным опросом подводит учеников к ответу на вопрос – какова тема урока? Тему урока определяют ученики поэтапно, учитель химии открывает листы А4, закрепленные на доске магнитами постепенно, учитель физики симметрично открывает на документ-камере. Учитель открывает первый лист с темой урока – «Металлы». Знакомство с таблицами ОПТ урока. Объясняется правила и порядок заполнения ОПТ урока. | Ученики слушают выступление группы учеников, учителя химии, определяют тему урока (часть темы ). | 4 |
2 | Учитель предлагает определить вторую часть темы урока – определить, какой из металлов будет более подробно изучаться. Для этого 3 группы учеников выполняют исследовательские работы по определению рода вещества, задания предлагаются учителем физики и химии. Задача №1а Предлагает учащимся группы «А» выполнить исследовательскую работу №1 Используя оборудование – мензурку с водой, весы с разновесами определить плотность вещества, по таблице плотностей определить вещество. Дает рекомендации учащимся по работе. Задача №1б Предлагает учащимся группы «Б» выполнить исследовательскую работу №2 Используя оборудование – линейку и весы с разновесами определить плотность вещества, по таблице плотностей определить вещество. Дает рекомендации учащимся по работе. Задача №1в Учитель химии предлагает решить группе «В» Элемент образует оксид состава Э2О3. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 47%. Определите неизвестный элемент. Составьте формулы: а) простого вещества, образованного данным химическим элементом; б) 5 любых сложных веществ, в состав которых входит данный элемент. Решите анаграммы и исключите лишнее: - ЛЕРУОГД , НМИЙЕКР, ИКСОЛОДР, ДДРОООВ, ЛЙМИНИАЮ Определяет время выполнения работы. Контролирует выполнение практической задачи учащимися: - правильная и удобная установка весов на столе; - первичное уравновешение весов; - перевод в систему СИ массы человечка игрушечного; - определение длины, ширины и высоты плота при помощи линейки, обращая внимание на нахождение начала отсчета на линейке. Окончательно определяется тема урока. Открывается второй лист, определяется тема урока: «Металлы. Алюминий» | Учащиеся вспоминают правила пользования весами, проверяют на рабочем столе приборы и материалы. Решается задача с реальным металлическим цилиндром. Записывают «Дано» задачи: -масса цилиндра, -объем первоначальный воды, -объем воды с цилиндром. Переводят в систему СИ. Задача решается каждым учеником в своем темпе в тетради, на доске идет также решение задачи учениками по действиям (одно действие – один ученик по желанию). Решают задачу в тетрадях, определяют объем цилиндра. Определяют плотность вещества. После решения задач демонстрируют и комментируют решение с помощью документ-камеры. Определяют тему урока (вторую часть темы). | 15 | |
4 | Обобщение материала по теме. | ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Алюминий». | Ученики внимательно слушают, смотрят презентацию, которую подготовил ученик из класса заранее, выписывают ответы на вопросы в ОПТ урока | 7 |
5 | Обобщение материала. | Из Д/З , выполненного учениками по составлению задач по теме «ФИЗИКА и ХИМИЯ» оформлен стенд, из которого выбираются задачи для решения: Задача №2 (группа «А») Определите количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевого провода до температуры плавления массой 100г. Начальная температура 25оС. Построить график зависимости количества теплоты от температуры. Задача №2 (группа «Б») Определите количество теплоты, необходимое для плавления алюминиевого провода массой 100г, взятого при температуре плавления. Построить график зависимости количества теплоты от температуры. Задача №2 (группа «В») Определить удельное сопротивление материала из которого изготовлена проволока длиной 1 км и площадью поперечного сечения 10 мм2, если по ней течет ток 5А и подано напряжение 14В? | Ученики решают задачу, самостоятельно находят в таблице температуру плавления алюминия, удельную теплоту плавления, удельную теплоемкость вещества. По мере решения задачи заполняют ОПТ урока. После решения задачи демонстрируют и комментируют решение с помощью документ-камеры. | 10 |
6 | Подведение итогов урока | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. Объясняются критерии выставления оценки за ОПТ (критерии выводятся на экран).
Рефлексия. | Слушают учителя. Формируют выводы. Сдают листы для проверки. | 6 |
Домашнее задание | Сформулировать вопросы одноклассникам по ходу урока для составления отзыва в газете. | 1 | ||
Дата ________________ ОПТ урока «_________________________________________» Ф.И._________________
Вопросы | Ответы |
Определите вещество по таблице плотностей | ρ = _________ кг/м3 Вещество – |
Что означает плотность вещества? | ρ (_____) = _________ кг/м3, это означат, что |
Положение данного элемента в периодической системе Менделеева | |
Относительная атомная масса элемента | Ar = |
Физические свойства данного металла | |
Применение металла | |
Что означает удельная теплоемкость вещества? | С (____) = ________ Дж/кг оС , это означает, что |
Какова температура плавления металла? Что такое плавление? | tпл = |
Какова удельная теплота плавления? Что означает удельная теплота плавления? | λ (____)= _______ Дж/кг, это означает, что |
Каково удельное сопротивление металла? Что означает удельное сопротивление вещества? | ρ (____) = _________Ом/мм2.м, это означает, что |
Оценка_________________
Оценка учителя ________
Группа «А»
Задача №1
Исследовательская работа №1
Используя оборудование – мензурку с водой, весы с разновесами определить плотность вещества;
по таблице плотностей определить вещество.
Ход работы:
1.Масса цилиндра: m=_______г ______мг= ___________г =_______кг.
2.Цена деления мензурки = ____________________ = _____мл.
Объем воды без цилиндра: V1= ______мл =_______л =_______м3
Объем воды с цилиндром: V2= ______мл =_______л =_______м3
3.Объем цилиндра: Vц= V2-V1=____________________=м3
4.Определяем плотность: ρ= ρ =
Ответ:
Задача №2
Определите количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевого провода массой 100г до температуры плавления. Начальная температура 25оС. Построить график зависимости количества теплоты от температуры.
СИ Решение
Ответ:
Группа «Б»
Задача №1
Исследовательская работа №1
Используя оборудование – линейку, весы с разновесами определить плотность вещества;
по таблице плотностей определить вещество.
Ход работы:
1.Масса цилиндра: m=_______г _____мг = _________г= _______кг
2.Определяем объем цилиндра:
Высота цилиндра h= _______см =______м
Диаметр d = ____ см =_______м
Площадь основания S = ____________________= ______ м2
Объем V = ___________ = ___ м3
4.Определяем плотность ρ =
Задача№2
Определите количество теплоты, необходимое для плавления алюминиевого провода массой 100г, взятого при температуре плавления? Построить график зависимости количества теплоты от температуры?
СИ Решение
Ответ:
Группа «В»
Задача №1
- Элемент образует оксид состава Э2О3. Массовая доля кислорода в этом оксиде составляет 47%. Определите неизвестный элемент.
- Составьте формулы: а) простого вещества, образованного данным химическим элементом; б) 5 любых сложных веществ, в состав которых входит данный элемент.
- Решите анаграммы и исключите лишнее: ЛЕРУОГД , НМИЙЕКР, ИКСОЛОДР, ДДРОООВ, ЛЙМИНИАЮ
Найти: Формулы:
Дано: Решение:
Ответ:
Задача №2
Определить удельное сопротивление материала из которого изготовлена проволока длиной 1 км и площадью поперечного сечения 10 мм2 , если по ней течет ток 5А и подано напряжение 14В?
СИ Решение
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Алюминий в пищевой промышленности. Посуда из алюминия"
Данная статья применяется на уроках химии при изучении темы "Металлы", расширеят кругозор обучающихся, имеет профессиональную направленность....
Урок по химии в 9 классе на тему "Алюминий. Нахождение в природе.Свойства алюминия".
3 А төркеме металларының үзлекләрен алюминий мисалында өйрәнү.Химик элементларның периодик системасында элементның урнашуы буенча аңа характеристика бирү.Атом төзелешенә нигезләнеп, ...
Презентация по теме "Алюминий" и обучающий тест по теме "Алюминий"
Данные материалы могут быть использованы учеником для самостоятельного изучения темы "Алюминий" и организации самоконтроля....
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.
Тема урока: Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Цели урока: рассмотреть распространение алю...
Интегрированный урок химии и географии :Цветная металлургия. Алюминий.
Цель данного урока : познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для исследования учащимися...
Интегрированный урок географии и химии :Цветная металлургия. Алюминий.
Цель данного урока познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для исследования учащимися ф...
Интегрированный урок по химии-географии по теме "Металл алюминий"
Урок для учащихся 9 класса, где рассматривается тема нахождения в природе алюминия, получение. На основе изучения физических и химических свойств (с проведением практических работ) можно предпол...