Интегрированный урок по химии-географии по теме "Металл алюминий"
методическая разработка по химии (9 класс)
Урок для учащихся 9 класса, где рассматривается тема нахождения в природе алюминия, получение. На основе изучения физических и химических свойств (с проведением практических работ) можно предположить основные области применения алюминия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_alyuminiy.docx | 47.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯНАО, г. Ноябрьск
МБОУ СОШ № 3
учитель химии Калач А.В.,
учитель географии Желнина Я.В.
Тема урока: «Алюминий»
Класс: 9 класс
Цель: формирование знаний учащихся по производству алюминия, его физических и химических свойств и размещение предприятий производства алюминия на территории России.
Задачи:
Обучающая:
- познакомить учащихся с сырьевой базой для алюминиевой промышленности и особенностями производства алюминия;
- определить факторы размещения предприятий алюминиевой промышленности на территории России;
- выявить проблемы и перспективы развития отрасли;
- создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств алюминия на основе строения его атома;
Развивающая: продолжить развитие умений анализировать статистические данные, сопоставлять факты, способности самостоятельно приобретать знания и применять их на практике в условиях новых учебных задач.
Воспитательная: способствовать мотивации повышения успешности совместной работы, сотрудничества, проявлению коммуникативных свойств, воспитывать экологическую культуру.
Тип урока: получение новых знаний.
Вид урока: интегрированный урок географии и химии с использование ИКТ-технологий, проблемного обучения.
Методы и приемы: словесный, наглядный, исследовательский, продуктивное чтение
Формы: фронтальная, групповая
Оборудование: мультимедийное оборудование, оборудование и реактивы для проведения опытов, коллекция «Продукция алюминиевой промышленности, атлас 9 класс, учебники химии и географии 9 класс, раздаточный материал, презентация «Алюминий», видеоматериал.
Планируемы образовательные результаты:
-находить на карте месторождения бокситов, нефелинов, глинозема – сырья для алюминиевой промышленности и центры производства алюминия в России;
- давать характеристику физических и химических свойств алюминия;
- оценивать значение алюминия для развития экономики страны;
- использовать полученные знания в повседневной жизни и для соблюдения норм экологического поведения.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности (учитель географии)
Я вам сейчас расскажу об интересном событии, которое произошло почти два тысячелетия назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им ЧАШУ, очень красивую, блестящую. Мастер поведал, что этот никому не известный материал он сумел получить из глинистой земли. Император был очень богат, в его казне хранилось очень много драгоценностей и золото. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся богатства, император велел казнить мастера, а его мастерскую разрушить.
- ДАВАЙТЕ ОПРЕДЕЛИМ О КАКОМ ХИМИЧЕСКОМ ЭЛМЕНТЕ ИДЕТ РЕЧЬ (учитель ГЕОГРАФИИ)
Решите анаграммы и исключите лишнее
Ддрооов (водород) Леруогд (углерод) Нмийекр (кремний) Иксолодр (кислород) Лйминиаю (алюминий) Дать время детям самим решить, заслушать ответы и только потом проверочный слайд |
Ответ: металл – алюминий, остальные – неметаллы
3. Тема: Алюминий работа по картам (учитель географии)
Ребята, у вас на столах у каждого лежит интеллект-карта. По мере поступления вам информации, заполняйте ее.
4. Рассмотрение темы.
4.1 Строение, состав, свойства (учитель химии)
Ребята, используя периодическую систему химических элементов давайте определим состав, строение и свойства атома алюминия (проговариваем устно, записываем в карту)
- Химический элемент алюминий находится в третьей группе главной подгруппе периодической системы химических элементов, в третьем периоде, атомная масса - 27
- е =13, р=13, n=14
- Электроны будут распределены по трем энергетическим уровням
2е 8е 3е
- Количество валентных электронов 3
- Алюминий восстановитель Al0 - 3e → Al+3
4.2. Нахождение в природе (Учитель химии)
Алюминий по распространенности в природе среди всех элементов занимает 3 место после кислорода и кремния, и 1 место среди металлов. В природе встречается только в виде соединений.
В основном он сосредоточен в минералах, называемых алюмосиликатами
К их числу относятся как обыкновенные глины и слюда, так и замечательные драгоценные камни, такие как гранат, берилл, топаз, РУБИН, АЛЕКСАНДРИТ
Я предлагаю вам ознакомиться с коллекцией важнейших минералов алюминия, имеющими промышленное значение
Бокситы - алюминиевая руда, это сырье для получения глинозема (Al2O3 . пH2O);
Криолит Na3AlF6 – гексафторалюминат натрия – природный фторид, используют в процессе электролитического получения алюминия, нагревая до 1010 С0 в расплаве криолита растворяют оксид алюминия для последующего электролиза.
Каолинит (Al2O3 . 2SiO2 2H2O – важнейшая составная часть глины);
Запишите формулы и названия в свои карты
На Земле во многих странах активно используют этот химический элемент, но…. (далее учитель географии)
4.3. Распространение (учитель географии)
АI- по РАСПРОСТРАНЕННОСТИ в природе среди всех элементов занимает 3-е место, а в земной коре – 1-е.
АI в чистом виде в природе НЕ встречается, только в виде соединений.
В основном он сосредоточен в минералах, называемых – АЛЮМОСИЛИКАТАМИ
К их числу относятся как обыкновенные глины и слюды, так и драгоценные камни – ГРАНАТ, БЕРИЛЛ, ТОПАЗ
НО в промышленности БОЛЬШЕЕ значение имеют - БОКСИТЫ или АЛЮМИНИЕВЫЕ РУДЫ
Задание:
- Давайте рассмотрим, где распространены АL-руды в мире?
( атлас 10 класс)
БОКСИТНЫЙ ПОЯС
- Какие страны обладают запасами этих руд?-выпишите
(карта мира -ПОЛИТИЧЕСКАЯ)
- А где в России имеются запасы АL-х руд?
Выпишите субъекты – богатые бокситами?
Место Росси в мире по запасам и добыче Алюминиевых руд?
ТАБЛИЦА: ЗАПАСЫ – ДОБЫЧА - ПРОИЗВОДСТВО
-7 апреля 2023 г. ЯПОНИЯ ввела САНКЦИИ на ввоз алюминия и алюминиевой продукции в РОССИЮ! – Стоит ли беспокоится нашей стране – обоснуйте ответ (ответ учеников)
4.4. Физические свойства (учитель химии)
Ребята, а кто-нибудь из вас знаком с предметами, в состав которых входит алюминий
Рассмотрите образцы алюминиевой фольги, проволоки, пластины, банки, ложки. Опишите физические свойства алюминия, используя наблюдения по плану. Выявите закономерности между свойствами и областями применения. Запишите в свои карты.
Техника безопасности (электрический ток и теплопроводность)
- Агрегатное состояние - машиностроение
- Цвет, обладает ли металлическим блеском –ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ
- Пластичный или нет -- вытягивается в проволоку, изготовление фольги
- Проводит ли электрический ток (замкните цепь с помощью любого предмета из алюминия) по технике безопасности работа с этим прибором-источником тока не опасна для жизни, напряжение маленькое) -изготовление проводов
- Обладает ли теплопроводностью – изготовление посуды
- Плотность (легкий или тяжелый) - (плотность 2. 7 г/см3 (легкий, т.к. плотность не более 5 г/см3), можно определить по таблице Менделеева по массе, например у Al = 27, а у Fe =56) ---самолетостроение, кораблестроение
- Тугоплавкий или легкоплавкий -- (темп. плавл. = 6600С) – использование фольги в быту
Вывод. Пластичность, мягкость, легкость, эти качества редко встречаются вместе, и это уже является уникальностью для алюминия.
4.5. Применение (учитель географии)
А в каких отраслях промышленности используют столь уникальный металл? (Посмотрите внимательно видеоматериал и запишите в свои интеллект-карты все отрасли)
ВИДЕО
Т.о. мы видим, что алюминий используется во многих областях народного хозяйства И ЯВЛЯЕТСЯ ГЕНИАЛЬНЫМ
4.6. Химические свойства (учитель химии)
В алюминиевой посуде мы кипятим воду, готовим пищу, и никаких видимых изменений с посудой не происходит. Получается, что даже при нагревании ни кислород, ни вода не взаимодействуют с алюминием. А все дело в том, что алюминий покрыт оксидной пленкой, которая его и предохраняет от дальнейшего разрушения. Эта пленка очень прочная, температура ее плавления 2050 °С.
Если взять активный алюминий, то на воздухе он вступает в реакцию с кислородом с образованием_________Запишите на доске это уравнение реакции 4 Al + 3O2 = 2 Al2O3Запишите в свои карты
Но, оксидная пленка разрушается и при взаимодействии с кислотами и со щелочами
Давайте рассмотрим эти два опыта: Так как работать будем с кислотами и со щелочами, то необходимо соблюдать осторожность при выполнении опытов. Если пролили на открытые участки тела, сообщите учителю:
Приступаем к выполнению работы.
В двух пробирках находятся по 1 грануле алюминия.
В первую пробирку добавьте 1 -2 мл. соляной кислоты
Во вторую пробирку добавьте 1 -2 мл. гидроксида натрия
1). Что наблюдаете в первой пробирке? Выделение газа. Какого? Составьте уравнение химической реакции в своих картах.
(у доски пишет ученик уравнение реакции) 2Al + 6HCl = 2 AlCl3 + 3H2↑
2). Что наблюдаете во второй пробирке? Выделение газа. Какого? А что еще образуется? (Ребята говорят что не знают…..)
(у доски пишет учитель только СХЕМУ
Al + NaOH + H2O = Na[Al(OH)4] + H2↑
Образуется Тетрагидроксоалюминат натрия – комплексная соль черного цвета.
Ребята, это уравнение не уравняно, поэтому, одним из д/з вашим будет попробовать уравнять это уравнение реакции.
Не забываем записывать уравнения в свои карты
Сделайте вывод Мы увидели, что алюминий реагирует как с кислотами, так и со щелочами, проявляя в зависимости от условий как основные, так и кислотные свойства, проявляя амфотерные свойства. Значит, алюминий – амфотерный металл и обладает защитной оксидной пленкой. И в этом, еще его уникальность
4.5. Производство алюминия (учитель географии)
-Мы поняли, что метал в чистом виде в природе не встречается, он обладает уникальными свойствами, при которых разрушить оксидную пленку сложно – и ПРОИЗВОДСТВО AL – НЕ ИЗ ЛЕГКИХ и НЕ из ДЕШЕВЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ
СЛАЙД-СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА алюминия
(Впишите этапы производства АL в интеллект-карту)
- ИТАК! ПЕРЕД ВАМИ КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ состоящий из 99% АL
(ФОЛЬГА)
Задание:
-Определите КОМПАНИЮ, ПРОИЗВОДЯЩУЮ AL фольгу – РУСАЛ
СЛАЙД О КОМПАНИИ - ЗАВОДЫ
- КАК вы думаете, почему она называется САЯНСКАЯ?
(ПРОИЗВОДИТСЯ благодаря Саяно-Шушенской ГЭС – мощной)
ФАКТ – ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА? - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
- А почему тогда ПРОИЗВОДЯТ фольгу в г. Дмитров Московской области? –
-Какие главные факторы производства?
-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
-СЫРЬЕВОЙ
4.6. Закрепление (учитель химии)
Можно ли нагревать?
Можно ли хранить продукты?
Какие нельзя?
Какие свойства позволяют использовать фольгу в быту?
- Устойчивость к проникновению патогенных микроорганизмов и воды благодаря оксидной пленке
- Прочность материала
- Устойчивость к высоким температурам
- Непрозрачность
- Малый вес
- Теплопроводность
- Сохраняет любую форму благодаря пластичности алюминия
- Полная экологическая безопасность
Где в жизни мы используем алюминиевую фольгу?
МЕНДЕЛЕЕВ А знаете ли вы, что в 1889 году в Лондоне английская группа ученых Д.И. Менделееву за его выдающиеся открытия в области химии подарили весы, одна чаша которых была сделана из золота, а вторая — из алюминия. В XIX веке алюминий считался очень ценным материалом: его продавали почти в два раза дороже чем золото. Прошло 130 лет, алюминий научились изготавливать в промышленных масштабах, и сейчас мы можем пойти в магазин и без проблем купить газировку в алюминиевой банке — металл стал общедоступным.
Д/з
- Уравнять химическое уравнение реакции взаимодействия алюминия со щелочью.
- Интересные факты об использовании и применении алюминия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Неисчерпаемое море солей" (химия+география)
Цель интегрированного урока: «Исследовать – обобщать – устанавливать» Обобщить личный опыт учащихся и использовать их знания, полученные на уроках Физическая география, географ...
Интегрированный урок "Соперник золота" 8 класс (химия, география, биология)
Поваренная соль - хлорид натрия - единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. По словам А.Е.Ферсмана:"...Среди всех солей самая главная и основна...
Интегрированный урок химии и географии :Цветная металлургия. Алюминий.
Цель данного урока : познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для исследования учащимися...
Интегрированный урок географии и химии :Цветная металлургия. Алюминий.
Цель данного урока познакомить учащихся с особенностями производства легких цветных металлов(на примере алюминия),знакомство с историей открытия алюминия, создать условия для исследования учащимися ф...
Интегрированный урок по химии, географии и экологии по теме "Черное золото"
На уроке изучается состав и свойства нефти, раскрывается сущность фракционной перегонки нефти, крекинга нефти, расширяются знания о нефтепродуктах. Рассматриваются способы разведки. добычи и транспорт...
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии, химии, географии и во внеурочное время»
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование кл...
Интегрированный урок химия + география "Химия недр Земли"
Расширить понятия о процессах, происходящих в земной коре, связать знания о горных породах, полезных ископаемых с их химическим составом и применением.....