Урок решения задач по кинематике
план-конспект урока по физике (9, 10 класс) на тему

Бурлак Елена Евгеньевна

Урок обобщения  и систематизации знаний по кинематике на основе решения задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО КИНЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Цели урока: 

  • Обучающая цель: формирование умений и навыков решения физических задач графическим способом, исследовательской работы и умений обосновывать свой вариант решения.
  • Развивающая цель: развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений
  • Мотивационная цель: пробуждение интереса к изучению физики

Задачи урока: 

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса и коллективизма у школьников.
  • Учебная – обучение и закрепление основных навыков решения кинематических задач графическим способом
  • Развивающая – развитие навыков моделирования различных видов движения, навыков исследования.

Учебные задачи урока:

  • организовать повторение и систематизацию основных формул, понятий и способов графического представления движения, систематизацию основных методов решения задач;
  • обеспечить овладение методами решения  задач по кинематике различными методами.

Задачи личностного развития:

  • способствовать развитию аналитического и критического мышления учащихся; сравнивать и выбирать оптимальные методы решения задач;
  • создать условия для развития исследовательских навыков, умений работы в группе (общения, достижения доверия и др.).

Данный урок включает в себя три основных этапа.

1.Решение качественных задач.

Групповая работа.

Итогом первого этапа является заполнение учащимися таблицы (предлагается учителем) для систематизации основных понятий, формул, графиков с последующим их анализом.

2. Решение теоретических задач. Здесь каждая из команд получает по задаче (на различные методы решения) и решает ее в течение некоторого времени. Затем группы по очереди у доски представляют решение своей задачи всему классу, причем каждый член группы должен отвечать за какой-то конкретный этап решения задачи. Например, если в группе 4 человека, то первый ученик анализирует условие задачи, второй — представляет рисунок (чертеж, график к задаче), третий — ее решение, четвертый — анализирует полученное решение. После того как группа представила решение своей задачи, группы-соперники задают вопросы.

Итог второго этапа: ученики перечисляют и записывают методы решения задач по кинематике.

3 Решение графических задач каждая команда получает по одной графической задаче. Через некоторое время группы вновь представляют решение всему классу. Так же, как и на этапе II, каждый ученик предоставляет индивидуальный отчет и несет личную ответственность за успех своей группы. Итог третьего этапа: учащиеся записывают в тетради общий план решенияподобных задач.

Итог урока подводится на рефлексивном этапе. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Что каждый из вас сделал сегодня на занятии?
  • Каковы основные результаты? Чего удалось достичь?
  • Что каждый понял, чему научился?

В конце урока учитель и ученики подводят результаты учебной деятельности, выводят итоговые отметки. Отметим, что ученики после каждого этапа урока на специальных бланках должны были оценить свою деятельность, деятельность членов своей группы, а также поставить отметки за работу другим группам.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Технологическая карта урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Время, мин

1

Слушают учителя, настраиваются на результат урока

Сообщает тему урока, мотивирует  задачи урока

1

2

Решают качественные задачи, выставляют отметки в бланки

Диктует качественные задачи, комментирует ответы учащихся, дополняет их. Оценивает деятельность отдельных учеников и групп в целом

12

3

Заполняют таблицы и схемы, систематизирующие знания по кинематике. Сверяются с доской

Иллюстрирует и комментирует таблицы, схему, систематизирующие знания по кинематике

2

4

Группы решают теоретические задачи

Организует деятельность по решению задач

10

5

Каждая группа представляет решение своей задачи. Остальные ученики слушают, задают вопросы и выставляют отметки в бланки. Ученики перечисляют методы решения задач по кинематике

Слушает выступления учеников, корректирует их ответы, направляя в правильное русло. Отмечает ошибки и неточности при ответах, задает вопросы. Выставляет отметки

20

6

Группы решают экспериментальные задачи

Контролирует работу  в группах. Дает, если это необходимо группе, ряд указаний. Контролирует успешность выполнения экспериментального задания группами учащихся, характер их общения между собой.

20

7

Группы перед классом представляют решение своей задачи. Остальная часть класса слушает, задает вопросы, оценивает деятельность своих одноклассников

Следит за выступлениями групп, комментирует ответы, задает дополнительные вопросы, выставляет отметки

23

8

Проводят рефлексию учебно-познавательной деятельности. Выводят итоговые отметки

Подводит итог учебной деятельности. Выставляет итоговые отметки по результатам деятельности учащихся

2

Качественные задачи

1. Санки скатываются с горы; шарик скатывается по наклонному желобу. Какое из этих тел движется поступательно?

Ответ: Санки.

2. Земля вращается с запада на восток. Почему же, подпрыгивая вверх, мы попадаем на то же место, а не смещаемся к западу?

Ответ: Потому, что в системе отсчета, связанной с Землей, человек покоится.

3. Какова траектория движения точек винта самолета по отношению к летчику? по отношению к Земле?

Ответ: Окружность, винтовая линия.

4. Какие из приведенных зависимостей описывают равномерное движение?

1) s = 2t + 3; 2) s = 5t2; 3) s = 3t; 4) υ = 4 – t; 5) х = 7.

Ответ: 1, 3, 5.

5. На рисунке 1 изображен график изменения координаты тела, движущегося прямолинейно. Нарисуйте график изменения пути этого движения.

  Рис. 1

  Ответ:

6. Даны графики перемещений для трех прямолинейных движений (рис. 2). Чем отличаются друг от друга эти движения? Скорость какого из них наибольшая, наименьшая?

  Рис. 2

Ответ. Скорости движений различны: а — наибольшая скорость; в — наименьшая скорость.

7. Почему дождевые капли в безветренную погоду оставляют наклонные прямые полосы на стеклах равномерно движущегося железнодорожного поезда? 

Ответ: В системе отсчета «Земля» траектория капли — вертикальная линия. В системе отсчета «вагон» движение капли по стеклу есть результат сложения двух прямолинейных движений: движения вагона и падения капли в воздухе. Поэтому след капли на стекле наклонный.

8. Пассажир скорого поезда смотрит в окно на вагоны встречного поезда. В момент, когда последний вагон встречного поезда прошел мимо его окна, пассажир ощутил, что его движение резко замедлилось. Почему?

Ответ: Относительная скорость взаимного движения поездов равна сумме скоростей движений обоих поездов относительно Земли. Ясно, что эта скорость больше скорости движения одного поезда относительно неподвижных предметов.

9. Какие из приведенных зависимостей описывают равнопеременное движение?

1) υ = 3 + 2t; 2) s = 3 + 2t; 3) s = 3t2; 4) s = 3t – t2; 5) s = 2 – 3t + 4t2.

Ответ: 1, 3, 4, 5.

10. На рисунке 3 даны графики, характеризующие движение пешехода. Опишите это движение, пользуясь обоими графиками.

Рис. 3

  а    б

Ответ: Рисунок 3, а представляет собой график изменения координаты, а рисунок 3, б — график пути. На первом графике показано, что пешеход вернулся в то место, откуда он начал движение; на втором по ординате точки С можно определить весь пройденный им путь. Отрезки ОА и ВС соответствуют движению; АВ — остановке. В обоих направлениях скорость движения одинакова. Это видно по наклону прямых ОА и ВС к оси времени.

11. На рисунке даны графики ускорений четырех движущихся тел. Как движутся эти тела?

  б

в 

                             г

             Ответ: а) Равноускоренно; б) равнозамедленно; в) ускоренно (с равномерно возрастающим ускорением); г) ускоренно (с изменяющимся ускорением).

                                     

12. Какую скорость переменного движения показывает спидометр автомобиля?

Ответ: Близкую к мгновенной.

13. Почему при выстреле надо направлять ружье чуть выше цели? Когда превышение должно быть больше: при близкой или далекой цели?

Ответ: Потому, что на пулю будет действовать сила тяжести. Далекой.

14. У каких часов линейная скорость конца минутной стрелки больше — у карманных или у больших настенных? Решите тот же вопрос для угловой скорости.

Ответ: У больших настенных часов. Угловая скорость будет одинаковой.

Решение графических задач:

№1 Исследование зависимости перемещений двух тел, движущихся равномерно

Построить график  равномерного движения двух тел, находящихся на расстоянии друг от друга, обладающих разными скоростями. По  графику определить  время и координату встречи.

Рассмотреть возможные события:

  • движение тел в одном направлении;
  • движение тел навстречу друг другу

№2  Исследование зависимости перемещений двух тел, движущихся ускоренно 

Построить график   равноускоренного движения двух тел, находящихся на расстоянии друг от друга, обладающих разными скоростями. По графику определить  время и координату встречи.

Рассмотреть возможные события:

  • движение тел в одном направлении;
  • движение тел навстречу друг другу;
  • движение равноускоренное и равнозамедленное.

№3 Исследование зависимости перемещений двух тел, движущихся ускоренно и равномерно

Построить график движения двух тел, движущихся ускоренно и равномерно, находящихся на расстоянии друг от друга, обладающих разными скоростями. По графику определить  время и координату встречи.

Рассмотреть возможные события:

  • движение тел в одном направлении;
  • движение тел навстречу друг другу;
  • движение равноускоренное, равнозамедленное, равномерное.

№4 Исследование зависимости скоростей двух тел, движущихся ускоренно

Построить график   движения двух тел, движущихся ускоренно, обладающих разными скоростями и ускорениями. По графику определить графическим способом:

  • как зависит изменение графика скорости от ускорения;
  • в какой момент времени тела будут иметь одинаковые по модулю скорости и совпадать по направлению;
  • рассмотреть равнозамедленное и равноускоренное движение.

№5 Исследование зависимости скоростей двух тел, движущихся ускоренно и равномерно

Построить график движения двух тел, движущихся ускоренно и равномерно, обладающих разными скоростями и ускорениями. По графику определить графическим способом:

  • как зависит изменение графика скорости от значения начальной скорости и ускорения;
  • в какое время эти тела достигнут равной скорости.
  • рассмотреть равнозамедленное и равноускоренное движение.

Одна из основных особенностей разработанного нами урока систематизации и обобщения знаний заключается в применении решения физических задач (качественных, теоретических, графических как средства систематизации и обобщения знаний учащихся. Решение различных типов  задач позволяет не только актуализировать знания учеников и развивать у них исследовательские навыки, но и организовать своеобразный поиск, добывание новых знаний самими учащимися, что вызывает у них огромный познавательный интерес и положительные эмоции.

Данный метод дает возможность включить всех учащихся в активную работу, целенаправленно вовлечь их в учебный процесс, а по окончании урока оценить деятельность каждого.

Используя технологическую карту, можно провести урок систематизации и обобщения знаний по любым разделам и темам физики. При этом материал к уроку подбирается в соответствии с уровнем подготовленности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по кинематике 9 класс

Примеры решения задач по кинематике в 9 классе...

Презентация по теме "Решение задач по кинематике с помощью квадратных уравнений".

Приводится наглядный материал к уроку в 9классе по теме "Решение задач по кинематике с помощью квадратных уравнений"...

Решение задач по кинематике.

Презентация : "Решение задач по кинематике 9 класс". В презентации разобраны несколько задачь по кинематике для 9 класса....

алгоритм решения задач по кинематике

ученикам на первом этапе изучения физике полезно освоить алгоритмический способ решения задач. Предлагаю такой алгоритм для кинематики.Его можноиспользовать как в 7, так и в 10 классе...

Методическая разработка:Проект урока "Решение задач по теме Кинематика"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Кинематика"...

Презенация к уроку "Решение задач по теме Кинематика"

Повторительно-обобщающий урок по теме "Кинематика"...