Примеры методов решения олимпиадных задач
олимпиадные задания по физике на тему
Есть много физических задач, которые учащимся трудно или невозможно решить "в лоб", используя только законы и закономерности, т.к. математика таких задач сложна. Приведём примеры 3-х задач, где мы обошли "подводные камни" и нашли решения различными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_metodov_resheniya_olimpiadnyh_zadach.docx | 306.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры методов решения олимпиадных задач
Терентьева Ольга Ивановна, учитель физики МАОУ Лицей №1.
Задача №1
Тело движется прямолинейно вдоль оси 0. Начальная координата тела равна 0, а его скорость в зависимости от координаты изменяется по формуле =. Через какое время тело окажется в точке ?
Решение:
1 способ.
=
=
=
.
Ответ:
2 способ.
По условию задачи и
Предположим, что движение равноускоренное, тогда
= = .
Обозначим =тогда = , значит, движение данного тела равноускоренное.
Координату можно рассчитать по формуле =, = .
Ответ:
Задача №2
Провод, по которому протекает ток, согнут под прямым углом (рис.1). Точки 1 и 2 лежат на биссектрисе угла на расстоянии от вершины. Модуль вектора магнитной индукции магнитного поля, созданного током, в точке 1 равен B1, а в точке 2 – B2. На рис.2 изображен провод, по которому протекает такой же ток.AB = , BC = 2. Определите модуль вектора магнитной индукции в точке 3.
Решение:
1 способ.
По закону Био-Савара-Лапласа прямой проводник с током создаёт магнитное поле, модуль вектора магнитной индукции которого B=, где сила тока в проводнике, расстояние от проводника до данной точки.
Для точки 1 =0°,=45°,=135°,=180°,
B1==2-)
Для точки 2 =0°,=135°,=45°,=180°,
B2==2+)
B1 + B2=, B2 – B1=
По рисунку 2: BMA=0
BAB =(0+ ),
BBC =(+ ),
BCN =(+ ).
B= + =
Очевидно, что задача переопределена, и решение требует знания закона Био-Савара-Лапласа, что выходит за рамки программы в непрофильных классах.
Ответ: B=
2 способ.
Обратимся к рисунку 1.
Очевидно, что через точку 1 проходит только одна магнитная линия с центром в вершине угла. Обозначим магнитную индукцию в этой точке B*.
Через точку 2 проходят три линии: одна с центром в вершине угла и две с центрами на сторонах угла (им соответствует индукция B**).
Тогда B1 = B*, B2= B*+2 B** , или
B* = B1, B**=.
Индукция магнитного поля по мере удаления от источника убывает обратно пропорционально квадрату расстояния, поэтому всем магнитным линиям на рисунке 2 будут соответствовать индукции в 2 раза меньшие B* и B**.
B = (2 B*+3 B**) = (2 B1+3 )=.
Ответ: B = .
Задача №3
Если равномерно заряженный шар разрезать пополам и отпустить половинки, то после разлета на бесконечно большое расстояние они будут иметь скорость v1. Если взять половину того же шара, разрезать пополам и отпустить половинки, то после разлета на бесконечно большое расстояние они будут иметь скорость v2. Берут первоначальный шар, вырезают из него четвертую часть и отпускают получившиеся части. Какую скорость будет иметь на бесконечно большом расстоянии меньшая часть? Считать, что при разлете части шара движутся поступательно (без вращения).
Решение:
Обозначим W энергию взаимодействия двух частей (рис.1) и
W* - энергию взаимодействия двух частей (рис.2).
Тогда W1= 2 W + 2 W*,
W2 = W,
W3 = 2 W + W*.
Выразим W3 через W1 и W2
W* = W1- W2,
W3 = 2 W2 + W1-W2 = W2 + W1.
По закону сохранения энергии
W1 = 2 = ,
W2 = 2 = ,
W3 = .
По закону сохранения импульса
0 = - , и
W3 =
Так как W3 = W2 + W1,
=
= .
Ответ: =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика решения олимпиадных задач
Методика решения олимпиадных задач (презентация)...
Презентация "Решение олимпиадных задач. Метод Монте-Карло"
Презентация "Решение олимпиадных задач. Метод Монте-Карло"...
Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".
С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...
«Система работы с одаренными детьми по математике. Методы решения олимпиадных задач»
Настоящая статья посвящена рассмотрению системы работы с одаренными детьми, ее конструктивных особенностей и принципов деятельности, а также характеристике основных проблем данной системы и способов и...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач" (8-10 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Методы решения олимпиадных задач2 ориентирована на обучающихся 8-10 классов, расчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю). Может быть реализована ...
Виды и методы решения олимпиадных задач по математике
Данная методическая разработка дает возможность провести дополнительное занятие по подготовке к олимпиаде для учащихся 5-6 класса. В презентации рассмотриваются основыне виды олимпиадных задач. Привод...
Методы решения олимпиадных задач по математике
Различные методы решения задач по математике...