Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
статья по физике на тему

   Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”.Процесс освоения учениками универсальных учебных действий происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад по физике21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

Автор: – Ахиджак Саида Юнусовна

Место работы: Тахтамукайский район, МБОУ СОШ №1

Должность: учитель физики

Введение. 
  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”.
Функции универсальных учебных действий включают: 
• обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. 
Процесс освоения учениками универсальных учебных действий происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания.              Рассмотрим виды универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) и как мы с ними работаем на уроках физики. 
     Личностные универсальные учебные действия. 
Личностными результатами обучения физике являются: 
1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 
2) убежденность в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; 
3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 
4) формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения.  
Личностным результатом обучения физике на мой взгляд становится убежденность учеников  в возможности познания природы, уважение к авторам открытий и изобретений, появление интереса к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
     Регулятивные универсальные учебные действия. 
Регулятивные действия обеспечивают организацию учениками своей деятельности, к ним относятся: 
 целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно; 
 планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 
 оценка - выделение и осознание  того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;  
    Регулятивные универсальные учебные действия формируются при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач. 
Познавательные универсальные учебные действия включают: 
 самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; 
 поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
 умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи. 
  Развитие общеучебных УУД на уроках физики предусматривает: 
• формирование умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его; 
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. 
Универсальные логические действия. 
В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение обучащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д). 
Совокупность логических действий представляет собой: 
• сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации; 
•анализ - выделение элементов, расчленение целого на части; 
•синтез-составление целого из частей; 
•сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию; 
• классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака; 
• обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; 
• доказательство - установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 
• установление аналогий. 
С целью реализации познавательных УУД мною используются опорные конспекты (ОК). В конце изучения каждой темы мы  составляем обобщающий опорный конспект, учим умению базировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связь и выстраивать логические цепочки.

     Коммуникативные универсальные действия. 
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся, на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; 
В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.  
                                                   Заключение 
Говоря о формировании у учащихся универсальных учебных действий, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности учебных компетенций. А степень участия в самостоятельной деятельности обучающихся  и руководство остаётся за учителем. 
Таким образом, основная цель, которая стоит передо мной, как учителя - научить детей самостоятельно добывать знания. 
Уроки физики: Какими им быть сегодня? Структура современных уроков стала иной: более разнообразной. Разнообразие уроков повышает интерес учеников к ним. Уроки строятся на деятельностной основе, где ученики сами «добывают» и систематизируют знания. Такие уроки ориентированы в разной мере и на усвоение знаний, и на развитие личности.

                        Список использованной литературы;

  1. Смолкин А.М. Методы активного обучения. — М.: Высшая школа, 1991.
  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.-М.: Просвещение, 1979.
  3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008.
  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с детьми.-М.,2002
  5. А.В.Федотова « Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитате...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе

Методические особенности формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе...

Тема : "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности"

Итоговая работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности" по программе "Исследовательски ориентированная деятельность - услов...

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе»

Доклад «Формирование универсальных учебных действий на уроках физики в основной школе» ...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...