Лабораторные и практические работы на уроках физики в системе критериальной оценки знаний учащихся
статья по физике на тему
Сейчас с помощью ИКТ можно многое показать на экране, но пока ребята не потрогают сами рычажные весы, динамометры, не начнут погружать цилиндры в мензурки с водой – они не почувствуют всей захватывающей притягательности физики. Поэтому работать с оборудованием мы учимся с самых первых уроков и сразу вырабатываем совместно критерии оценивания (а значит и выполнения) лабораторных, практических и экспериментальных заданий. Это необходимо для того, чтобы ученик мог сопоставлять с ними свою работу на уроке, оформление результатов в тетради и смог бы сам или вместе со своим напарником (так как работают ребята в парах) оценить свое творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_otsenku.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурова Светлана Александровна,
учитель физики ГБОУ Гимназия № 272
Лабораторные и практические работы на уроках физики в системе критериальной оценки знаний учащихся
Значение эксперимента на уроках физики трудно переоценить. Демонстрационный, который проводит учитель на свое столе или фронтальный, когда на каждой парте ребята имеют возможность провести опыт и пронаблюдать вблизи изучаемое физическое явление, всегда очень значим. Если эксперимента нет, то получаемые знания носят отвлеченный характер, а ведь физика – наука о природе, окружающем нас мире – и это наука практическая. Из практики она родилась и свои достижения старается направить на пользу людям, для изобретения нового и усовершенствования имеющегося.
Сейчас с помощью ИКТ можно многое показать на экране, но пока ребята не потрогают сами рычажные весы, динамометры, не начнут погружать цилиндры в мензурки с водой – они не почувствуют всей захватывающей притягательности физики. Поэтому работать с оборудованием мы учимся с самых первых уроков и сразу вырабатываем совместно критерии оценивания (а значит и выполнения) лабораторных, практических и экспериментальных заданий. Это необходимо для того, чтобы ученик мог сопоставлять с ними свою работу на уроке, оформление результатов в тетради и смог бы сам или вместе со своим напарником (так как работают ребята в парах) оценить свое творчество. Четкие критерии помогают избегать недовольства, удивления, обиды при получении оценок. Вопросы в стиле: «Я же работал, за что «три»?» имеют точный ответ: «Смотри! Эти критерии выполнены, эти тоже, а вот эти нет. Теперь знаешь, что еще нужно учесть для получения высшего бала». Учащийся понимает, что оценивается не он, и не уровень его способностей, а конкретная работа, которая может быть выполнена по-разному.
Критерии оценивания лабораторных работ выдаются учащимся в начале урока. Они могут быть использованы как руководство к действию на ряду с текстом учебника, описывающим конкретную работу. Критерии являются общими для всех лабораторных работ, проводимых в 7-8-9 классах.
Мы выделяем следующие критерии критерии:
- Запись темы лабораторной работы, ее цели, оборудования. Оформление таблицы для записи результатов опыта (если есть).
- Получение оборудования. Работа с ним. Соблюдение парой правил техники безопасности. Поддержание порядка на рабочем месте, сдача оборудования по окончании работы.
- Измерение всех необходимых физических величин.
- Запись данных в таблицу в требуемых единицах с учетом погрешности измерения.
- Запись расчетных формул. Верное выполнение всех расчетов. Запись результатов в таблицу.
- Формулирование и запись вывода на основании наблюдений и полученных данных (обратить внимание на цель работы).
Критерии, в своих общих чертах, от работы к работе, не изменяются. Мы формируем единство требований. Но изучение некоторых разделов физики добавляет отдельные критерии к списку. Например, в работах по электричеству в 8-м классе необходим такой критерий:
-Начертить схему данного опыта, указать полярность у источника тока, амперметра, вольтметра и направление тока в цепи.
При проведении работ по оптике, когда появляется необходимость в чертежах, конечно и это должно на йти отражение в критериях:
-Построить ход лучей в тонкой линзе и получить изображение предмета. Указать его характеристики.
Перевод критериальной оценки в пятибалльную может быть осуществлен таким образом:
За каждый критерий максимальный балл 2. Каждый критерий оценивать двумя баллами. В случае, если он выполнен не полностью, что в лабораторных работах бывает довольно часто, можно заработать один балл. Например, данные есть, но они сняты не совсем точно. Вычисления присутствуют, но в них ошибки и т. п.
Тогда
1, 2 – оценка 1
3, 4 – оценка 2
5, 6 ,7 -оценка 3
8,9, 10 -оценка 4
11, 12 -оценка 5
При необходимости критерии можно объединить или наоборот разделить на составляющие.
Используя конкретно прописанные критерии ребята могут оценивать себя сами. И это необходимый элемент в формировании учебной самостоятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место лабораторных и практических работ на уроках биологи
пример оформления дневника экологической практики...
Работа с контурной картой на уроках географии в системе критериальной оценки
Работа с контурной картой ведется на всех этапах изучения географии. Она является средством изучения предмета. Работа на контурной карте отражает уровень знаний и умений обучающихся, а, следовательно....
Методическая разработка урока истории " Проверка, контроль и оценка знаний учащихся по теме: Древняя Русь"
Использование метода опорных сигналов на уроке проверки, оценки и контроля знаний учащихся по теме Древняя Русь...
Место лабораторных и практических работ на уроках биологии
В докладе говорится о том, как правильно организовать и провести лабораторные работы по биологии....
«Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся»
Важную роль при изучении биологии, в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению предме...
Презентация "Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся"
Для оценки качества общего образования используют международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISAВ данной программе исследуется функциональная грамотность, которая имеет 6 н...