Организация рациональной деятельности как способ избежания информационных перегрузок.
статья по физике на тему
Один из методов борьбы с информационной перегрузкой – это организация рациональной деятельности учащихся, т.е. организация осмысленной и осознанной учебной деятельности, которая является примером здоровьеформирующей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Булавина Т.В.и Пичугова Е.Н.
МОУ СОШ №1 г.Камешково
Организация рациональной деятельности как способ избежания информационных перегрузок.
Современное общество характеризуется как среда, насыщенная информацией. Основная проблема современного человека –это информационная перегрузка. Ежедневно каждого человека в современном обществе атакует масса самой разнообразной информации – текстовой, звуковой, визуальной, расположенной в городской среде или приходящей по e-mail. Суть информационной перегрузки состоит в том, что количество поступающей полезной информации превосходит объективные возможности её восприятия человеком.
Информационная перегрузка негативно влияет на здоровье учеников.
Влияние информационных перегрузок на здоровье учащихся
Состояние мозга | Эмоциональные симптомы | Состояние организма |
Головная боль; Тяжесть в голове; Отторжение информации; Отвращение к информации. | Снижение интереса к работе с информацией; Депрессия; Повышенная нервозность или, наоборот, апатичность. | Потеря аппетита; Быстрая утомляемость; повышенная вялость; Воспаление глаз; Увеличение частоты пульса. |
И наша задача – минимизировать негативное влияние перегрузок на здоровье учащихся. Один из методов борьбы с информационной перегрузкой – это организация рациональной деятельности учащихся, т.е. организация осмысленной и осознанной учебной деятельности, которая является примером здоровьеформирующей деятельности.
- целеполагание
- планирование
- непосредственно деятельность
- результат
- самооценку результата
Оптимально реализовать эти принципы здоровьеформирующей деятельности позволяет метапредметный урок. Именно такой урок мы провели в 10-м классе по теме: «Математические модели гармонических колебаний». Цель урока: «Снижение информационных перегрузок путём организаци рациональной деятельности учащихся при составлении математических моделей гармонических колебаний».
Условия для организации рациональной деятельности учащихся на уроке:
- Учёт индивидуальных особенностей учащихся. Учащиеся в классе различаются как по уровню развития как личностных, так и познавательных качеств. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации в классе есть: Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная. - Технология проективного обучения Мы объединили уроки по двум сложнейшим темам сложных предметов (математика и физика) с целью снизить негативное влияние информационных перегрузкок посредством рациональной организации деятельности учащихся. Урок построен на основе деятельностного подхода и здоровьесберегающей технологии проективного обучения. Используемая технология позволяет обеспечить творческое усвоение знаний учащимися посредством проецирования знаний на разные предметы.
- Мотивация учащихся и создание проблемного поля. Этап мотивации и выделения проблемного поля является самым важным этапом урока, т.к. понимание мотивов и целей своей деятельности - это главное условие создания ситуации успеха, которая позволяет учащимся реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию, что ведет к снятию учебных перегрузок. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение, т.к. постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. На уроке учащиеся были смотивированы представлением многообразия видов колебательного движения, и проблема встала в создании модели для их описания.
- Деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности, которая была представлена на уроке в виде практической работы. Практическая работа состояла из информационной части «Изучение уравнения и графика гармонических колебаний при работе с текстом», и экспериментальной части по разработке двух теоретических моделей (уравнения и графика) реального колебательного процесса. При работе с текстом ученики отбирали нужную информацию, интерпретировали и переводили её из одной знаковой формы в другую. При выполнении экспериментальной части применяли изученную информацию в новой учебной ситуации, самостоятельно составив план своей работы.
- На уроке использовались такие активные методы обучения, как свободная беседа, создание проблемной ситуации, самостоятельная практическая работа.
- Для снятия усталости необходимо чередование методов обучения через 10-15минут ,которое мы старались соблюдать. При этом происходило и чередование поз учащихся. А также снять излишнее напряжение и усталость нам позволила физкультминутка «Танцы функций».
- Для рациональной деятельности учащихся на уроке необходимо такое качество, как умение работать с информацией: чёткое определять цели учебной активности; работать с различными видами информации; использовать только необходимую информацию; интерпретировать текст, переводить информацию из одной знаковой формы в другую. На уроке дети работали с различными видами информации: аудиовизуальной, печатной, знаковой, производив с ней все необходимые действия.
- Для улучшения качества урока необходимо использовать информатизационную среду школы. На нашем уроке для наглядности использовались видеоролик, презентация, документкамера; для увеличения темпа работы использовалась интерактивная доска.
- И, конечно, на уроке нельзя забывать про санитарно-гигиенические нормы при использовании мультимедийных средств.
Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий
Класс | Максимальная длительность в мин. |
I – II | 7 – 15 |
III – IV | 15 – 20 |
V – VII | 20 – 25 |
VIII – XI (XII) | 20 – 25 |
В конце урока мы провели рефлексию «Маятник настроения», в результате которой узнали эмоциональное состояние учащихся и удовлетворённость их своим результатом работы. Он оказался равным 8 баллов из 10 возможных. Это показывает, что цель урока была достигнута и организация рациональной деятельности учащихся на уроке – это путь к снижению перегрузок, а значит, и сохранению здоровья.
Библиографический список
- Еляков, А. Д Информационная перегрузка людей / А. Д. Еляков. URL:http://ecsocman.hse.ru/data/714/647/1231/013_elyakov.pdf (14.01.2014г.)
- Последствия информационной и эмоциональной перегрузки - http://kaskadpg.ru/rabota-lidera/infperegruzka.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности, как способ раскрытия творческого потенциала учащихся
Статья об организации проектной и исследовательской деятельности в школе. Основные этапы развития данной технологии, особенности. Примеры межпредметной связи биологии и математики.Данная техноло...
"Организация проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства"
В данной работе представлен опыт работы при организации проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий на уроках изобразительного искусства.Обучающиеся участвуют в подготов...
Рациональные способы организации учебной деятельности в дополнительном образовании
Чтобы научить детей учиться, надо включить их в организованную учебную деятельность, постоянно повышать мотивацию этой деятельностиДля того, чтобы учащиеся с интересом ждали урока, активно участвовали...
«Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»
laquo;Опыт организации внеурочной деятельности учащихся с использованием информационных и сетевых технологий»...
Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода
Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода...
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «РУССКОЕ СЛОВО»
Несколько лет я работаю, используя информационно-образовательную среду издательства "Русское слово". Здесь представлены некоторые формы и методы этой работы....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ. Коллективные формы организации творческой деятельности как способ формирования мотивации образовательного процесса в условиях ФГОС
В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Любому учителю ИЗО нужно знать классификацию форм...