Разработка урока физики в 10 классе по теме "Тепловые двигатели"
методическая разработка по физике (10 класс) на тему
Разработка составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Выполнена в виде проекта, оформленного как технологическая карта учителя. Сопровождается презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка урока Киселева Евгения Николаевича, учителя физики
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 8» города Новомосковска
Тульской области
Проект урока по теме: Тепловые двигатели
Предмет: физика
Класс: 10
Тип урока: урок когнитивного типа
Вид урока: урок постановки учебной задачи
Цели урока:
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование убеждённости в возможности познания природы, уважения к творцам науки и техники;
- формирование мотивации образовательной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- формирование умений анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения поставленных задач.
Предметные результаты:
- знание о физических принципах работы тепловых двигателей и понимание смысла применения физических явлений в работе тепловых двигателей;
- формирование убеждения в закономерности введения основных понятий и моделей термодинамики для создания теории, позволяющей создать реальные тепловые двигатели, в объективности научного знания;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Учащиеся научатся:
- понимать физический смысл понятий «нагреватель», «рабочее тело», «холодильник», «коэффициент полезного действия», необходимость введения их в теорию тепловых двигателей;
- распознавать условия применения понятий «нагреватель», «рабочее тело», «холодильник», «коэффициент полезного действия» при анализе ситуаций, связанных с процессами в тепловых двигателях;
- способам обозначения физических величин и методам расчётов, связанных с тепловыми двигателями;
- сравнивать между собой различные типы тепловых двигателей по эффективности их работы;
- выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Учащиеся получат возможность научиться:
- использовать знания о тепловых двигателях для дальнейшего изучения их применения в повседневной жизни и технике;
- использовать полученные знания для объяснения работы различных типов тепловых двигателей;
- использовать полученные знания для ознакомления с историей изучения и
конструирования тепловых двигателей различного типа;
- оценить перспективы применения тепловых двигателей с различных точек зрения, в том числе и с экологической.
Метапредметные УУД:
- организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- объяснение известных фактов на примерах гипотез и обсуждение выдвигаемых гипотез;
- самостоятельный поиск, анализ и отбор информации с использованием различных источников;
- участие в дискуссиях, представление и отстаивание своих взглядов и убеждений.
Предметные УУД:
- использование методов научного исследования явлений природы, выдвижение гипотез, применение физических моделей для построения теории;
- планирование и проведение теоретических исследований, обработка результатов, объяснение полученных результатов и выводы;
- грамотное предоставление результатов своего исследования, участие в дискуссиях, краткие и точные ответы на вопросы, использование учебника, справочной литературы.
Источники информации:
1. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый
уровень/ Мякишев Г. Я., Буховцев Б. В., Сотский Н. Н.-М.: Просвещение, 2013.
2. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень/ ; под
ред. А. А. Пинского, О. Ф. Кабардина.-М.: Просвещение, 2010.
3. Ивашкина Д. А. Материалы курса «Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики». – М.: Педагогический университет « Первое сентября». 2014.
4. Сайты Интернет: https://ru.wikipedia.org, https://www.eduspb.com,
http://www.physbook.ru, http://fizmat.by/kursy/termodinamika/teplovye_dvigateli.
Оборудование:
1.Компьютер, медиапроектор, документ – камера, презентация «Тепловые
двигатели».
Ход урока:
| |
Деятельность учителя (объяснения, вопросы, выводы) | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Предлагает ответить на вопрос: Какую | Предлагают свои варианты ответов. |
Методический комментарий. Обсуждение позволяет ещё раз задуматься над мыслью, что исследования и открытия в физике играют важную роль в научно- | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Задаёт вопрос: Какие физические величины, | Называют прежде всего |
Предлагает продолжить предложения | Отвечают, предлагают различные формулировки. |
Задаёт вопрос: Что ещё нужно учесть для | Предлагают свои варианты, опираясь на свой опыт и знания. |
Методические комментарии. Обсуждение позволяет заострить внимание на главных направлениях изучения темы. | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Задаёт вопрос-проблему: С чем надо разобраться и что надо учесть, чтобы создать | Высказывают свои мысли, происходит обмен мнениями. |
Формулирует общую познавательную задачу (ПЗ): Каковы главные направления в создании теории тепловых двигателей? |
|
Методический комментарий. Первоначальное обсуждение вариантов постановки ПЗ, а затем её окончательная формулировка активизирует познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Формируется умение | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Предлагает учащимся высказать варианты ответов для решения общей ПЗ. | Высказывают свои суждения, |
Формулируется общий список вопросов, с | Отвечают, формулируют, предлагают свои варианты. |
Методический комментарий. Учащиеся, предлагая варианты решения | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Предлагает поработать с учебником и найти ответы на поставленные вопросы . | Работают над выполнением задания, делают соответствующие записи. |
После выполнения работы с учебником | Сравнивают свои записи с |
Методические комментарии. Учащиеся отрабатывают навыки и умения работы с учебным текстом. Учатся делать краткие записи, конкретно по заданной теме. | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Предлагает к обсуждению и изучению | Устно отвечают на вопросы, |
Методические комментарии. На этом этапе происходит первоначальное обобщение полученных результатов проделанной работы и дополнительное повторение основных понятий и выводов. | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Задание: Записать в тетради ответы на вопросы, которые обсуждали. Для работы использовать также дополнительный | Выполняют задание, используя |
В конце выполнения задания показывает | Сравнивают с информацией, |
Методические комментарии. Учащиеся приучаются к самостоятельному поиску решения с использованием всех имеющихся средств. | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Организует дискуссию по содержанию и уточнению ответов. 3. Работа, совершаемая двигателем равна: | Участвуют в дискуссии. |
Реальный коэффициент полезного действия у карбюраторного двигателя порядка 30%, | |
Методические комментарии. Учащимся предоставляется возможность понять и осмыслить весь объём знаний и информации, который использовался | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Предлагает выполнить работу по тестам. По окончании : ответы к тесту (слайд 20). | Работают индивидуально, |
Методические комментарии. Работа с тестом способствует самооценке знаний учащихся, дальнейшей работе над учебным материалом, не усвоенным на уроке. | |
| |
Деятельность учителя (объяснения, | Деятельность учащихся (ответы, выполнение заданий) |
Каковы результаты нашей деятельности на уроке? | Мы познакомились с |
Методические комментарии. Данный этап подводит промежуточные итоги изучения темы, настраивает учащихся на продолжение изучения темы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в9 классе
Урок повторения по теме "Давление""...
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Разработка урока физики 10 класс
Урок физики "Первый закон термодинамики" с презентацией...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...
Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1. Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал, необходимый для изучения н...