Разработка урока на тему : "Плотность вещества"
презентация к уроку по физике (7 класс) на тему

Разработка урока на тему : "Плотность вещества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plotnost.rar1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

Тема

Плотность вещества

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – ввести новое понятие – плотность тел и рассмотреть ее характеристики. Познакомить учащихся с новыми единицами измерения. Показать практическую направленность изучаемого материала.

Задачи урока

1)        Сформировать знания  о   населенных пунктах, о соотношении городского и сельского населения мира, о ведущей роли городов в хозяйственной, культурной и политической жизни населения;

2)        Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3)        Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4)        Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные

Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения.

Приводить примеры разных типов сельских поселений мира.

Анализировать изменения численности городского населения во времени.

Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира.

Определять по разным источникам информации функции городов.

УУД

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации, выявление зависимости между величинами с помощью самостоятельного исследования; структурирование знаний.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций и способов взаимодействия.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование работы, контроль и коррекция знаний.

Личностные УУД:  

-  воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

плотность вещества, единицы плотности, связь плотности с другими величинами.

Источники информации

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011

2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013

Ресурсы

Рабочий лист, мультимедийная презентация, технологическая карта.

Организационный этап

Включить  обучающихся в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать Вас на моем уроке. Присаживайтесь. Командиры групп, подойдите и возьмите рабочие листы.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле)

Какие вопросы нами  уже изучены (ответы обучающихся)

Как вы думаете это весь материал данного раздела?

А что еще нужно  изучить?

И так мы продолжаем изучение  раздела «Человек на Земле»

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся  к проблемном у  вопросу

Решите кроссворд.

  1. мельчайшая частица вещества (молекула)
  2. величина, характеризующая быстроту движения (скорость)
  3. единица длины в СИ (метр)
  4. явление сохранения движения скорости тела или его покоя (инерция)
  5. величина, которую можно измерить с помощью мензурки (объем)
  6. величина, характеризующая инертность тела (масса)
  7. прибор для измерения температуры (термометр)

(проверка), получилось слово ПЛОТНОСТЬ , это и будет темой урока. Запишите в рабочий лист.

У меня на столе стоит коробка с песком, школьные весы, линейка  и спичечный коробок. Перед вами стоит задача: определить массу песка, насыпанного в коробку. Песок из коробки высыпать нельзя.

        Каким способом определить массу? Мы сможем взвесить на школьных весах нашу коробку?  Посмотрите, у нас есть спичечный коробок, может он нам поможет? Подумайте, как определить массу песка с использованием наших весов и спичечного коробка?

Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать, что такое плотность вещества и как ее найти.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимисяизучаемого материала

Скажите, а мы можем найти объем спичечного коробка и коробки и сравнить их?  Можем, а можно  взять такой объем песка, чтобы легко можно было найти его массу. Рациональнее всего найти массу 1 см, умножить его массу на объем песка в коробке.

        Взвешиваем песок в спичечном коробке: масса коробка без песка 3,5 г, масса коробка с песком 20,5  г, тогда масса песка в коробке 20,5 – 3,5 = 17  г. Определяем объем коробка: V= 5*3,5*1=17,5 см. Находим массу 1 см (сколько граммов в 1 см), для этого массу надо разделить на объем: 17:17,5=1,0 г/ см. Таким образом, мы получили, что 1 см песка имеет массу 1,0 г.

А теперь вернемся к проблеме определения массы коробки. Как ее определить? Надо массу 1 см песка умножить на объем песка в коробке. Мы получили массу песка в коробке. Находим объем коробки. Длина = 28,5 см, ширина = 10,5 см, высота = 16 см. объем получился 4788 см в кубе. Тогда масса равна  1 г * 4788 = 4788 грамм.

Величина, которая показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 см или 1 м, является плотностью вещества. То есть это масса  единичного объема.

Плотность можно вычислить, зная массу и объем. Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем. Следовательно, плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. Вставьте в определение недостающие слова в рабочий лист. Какой буквой обозначается масса, единицу измерения массы. Какой буквой обозначается объем, единица измерения объема?

Тогда единица измерения плотности:

[р]=кг/ м. Плотность также выражают в г/ см.

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся.

3. практическая работа.

Класс делится на 4 группы, каждая группа выполняет свою работу.

Лабораторная работа № 1.

Тема: “Вычисление плотности куска мыла”

Цель: Научиться определять плотность куска мыла.

Оборудование: кусок хозяйственного мыла, линейка.

Ход работы

1. Взять новый кусок мыла.

2. Прочитать на куске мыла чему равна масса куска (в граммах)

3. С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см)

4. Вычислить объем куска мыла: V=a*b*c (в см3)

5. По формуле вычислить плотность куска мыла: p=m/V

7. Сделать вывод.

Лабораторная работа № 2.

Тема: “Определение массы воды”

Цель: научиться определять массу тела, зная его плотность и объем.

Оборудование: вода в мензурке, рычажные весы,

Ход работы

  1. В таблице 3 найдите плотность воды.
  2. С помощью формулы V вычислите, чему равна масса 50 мл воды.
  3. Определить массу мензурки без воды с помощью рычажных весов.
  4. Налить в нее 50 мл воды и снова определить массу с помощью рычажных весов.
  5. Из массы мензурке с водой вычтите массу мензурки.
  6. Сравните ответы, полученные аналитическим и практическим путем.
  7. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 3.

Тема: “Вычисление объема деревянного бруска”

Цель: Научиться определять объем тела, зная его массу и плотность.

Оборудование: деревянный брусок, рычажные весы, набор грузов, линейка.

Ход работы.

  1. В таблице 2 найдите плотность сосны сухой.
  2. Определите массу деревянного бруска с помощью рычажных весов.
  3. С помощью формулы V =  вычислите, чему равен объем деревянного бруска.
  4. Вычислить объем деревянного бруска: V=a*b*c (в см3).
  5. Сравните ответы, полученные аналитическим и практическим путем.
  6. Сделайте вывод.

Лабораторная работа № 4.

Тема: “Определение массы подсолнечного масла”

Цель: научиться определять массу тела, зная его плотность и объем.

Оборудование:  масло подсолнечное, мензурка, рычажные весы.

Ход работы

  1. В таблице 3 найдите плотность подсолнечного масла.
  2. С помощью формулы V вычислите, чему равна масса 50 мл подсолнечного масла.
  3. Определить массу мензурки без масла с помощью рычажных весов.
  4. Налить в нее 50 мл подсолнечного масла и снова определить массу с помощью рычажных весов.
  5. Из массы мензурке с маслом вычтите массу мензурки.
  6. Сравните ответы, полученные аналитическим и практическим путем.
  7. Сделайте вывод.

Этап закрепления  новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

Прочитайте отрывок из сказки «Золушка».

…Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке…

Задача 1. Определить плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объем 155 см. Выразить плотность в СИ.

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Всем: Параграф 22.

По желанию:

Плотность воздуха в комнате примерно 1, 3 . Найдите объем комнаты по формуле: длина*ширина*высота. Сколько килограмм воздуха находится в вашей комнате?

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Ребята, вы неплохо поработали на уроке. Давайте еще раз повторим основные понятия.

  1. Что вы сегодня сделали, чтобы познакомиться с новой физической величиной?
  2. Дайте определение плотности.
  3. В чем измеряется плотность? А в системе СИ?
  4. Как найти плотность, массу, объем?

Перед вами лестница успеха. Разместите свое имя

Рекомендации:

  • Если все удалось, все было понятно – 4-5 ступенька.
  • Если встречались затруднения – 3-2 ступенька
  • Если все было не понятно – 1 ступенька


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:Плотность вещества

Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме: Плотность вещества ( презентация )...

Мультимедийная разработка урока по физике "Плотность вещества". 7 класс

Урок интереснейший, дифференцированный, продуманный и яркий!!! Очень нравится ученикам!!!!...

Разработка урока по физике "Плотность вещества. Архимедова сила"

Физика-наука экспериментальная.  Поэтому, руководствуясь идеей деятельностного подхода, которая предусматривает рост самостоятельной работы учащихся, и технологией концентрированного обучения мет...

Разработка урока по теме "Плотность вещества"

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов: 1. Предметных:- понять смысл физической величины плотность;- уметь измерять плотность;- о...

Разработка сценария урока по теме "Плотность вещества" в 7 классе

Методическая разработка урока по теме "Плотность вещества" в 7 классе....

Разработка урока по теме "Плотность вещества", 7 класс

Урок по формированию понятия плотности с использованием алгоритма изучения физической величины представлен технологической картой,презентацией и самостоятельными работами по актуализации знаний и закр...

Разработка урока на тему "Плотность вещества"

Урок разработан для учащихся 7-х классов. Учащиеся впервые знакомятся с понятием плотности на основе фронтального эксперимента....