Технологическая карта урока физики |
Тема | Плотность вещества |
Цель урока | достичь образовательных результатов: Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Предметный результат – ввести новое понятие – плотность тел и рассмотреть ее характеристики. Познакомить учащихся с новыми единицами измерения. Показать практическую направленность изучаемого материала. |
Задачи урока | 1) Сформировать знания о населенных пунктах, о соотношении городского и сельского населения мира, о ведущей роли городов в хозяйственной, культурной и политической жизни населения; 2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний; 3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода; 4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе. |
Планируемые результаты: | Предметные Сравнивать город и сельские поселения по внешнему облику, численности и занятиям населения. Приводить примеры разных типов сельских поселений мира. Анализировать изменения численности городского населения во времени. Анализировать диаграмму соотношения городского и сельского населения мира. Определять по разным источникам информации функции городов. | УУД Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации, выявление зависимости между величинами с помощью самостоятельного исследования; структурирование знаний. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций и способов взаимодействия. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование работы, контроль и коррекция знаний. Личностные УУД: - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
|
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Формы работы | Индивидуальная, групповая |
Основные понятия | плотность вещества, единицы плотности, связь плотности с другими величинами. |
Источники информации | 1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013 |
Ресурсы | Рабочий лист, мультимедийная презентация, технологическая карта. |
Организационный этап |
Включить обучающихся в учебную деятельность | Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать Вас на моем уроке. Присаживайтесь. Командиры групп, подойдите и возьмите рабочие листы. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности |
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | Фронтальный опрос: Мы с вами начали изучение большого раздела. Как он называется? (Человек на Земле) Какие вопросы нами уже изучены (ответы обучающихся) Как вы думаете это весь материал данного раздела? А что еще нужно изучить? И так мы продолжаем изучение раздела «Человек на Земле» |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе |
Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу | Решите кроссворд. - мельчайшая частица вещества (молекула)
- величина, характеризующая быстроту движения (скорость)
- единица длины в СИ (метр)
- явление сохранения движения скорости тела или его покоя (инерция)
- величина, которую можно измерить с помощью мензурки (объем)
- величина, характеризующая инертность тела (масса)
- прибор для измерения температуры (термометр)
(проверка), получилось слово ПЛОТНОСТЬ , это и будет темой урока. Запишите в рабочий лист.
У меня на столе стоит коробка с песком, школьные весы, линейка и спичечный коробок. Перед вами стоит задача: определить массу песка, насыпанного в коробку. Песок из коробки высыпать нельзя. Каким способом определить массу? Мы сможем взвесить на школьных весах нашу коробку? Посмотрите, у нас есть спичечный коробок, может он нам поможет? Подумайте, как определить массу песка с использованием наших весов и спичечного коробка? Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно знать, что такое плотность вещества и как ее найти. |
Этап усвоения новых знаний и способов действий |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимисяизучаемого материала
| Скажите, а мы можем найти объем спичечного коробка и коробки и сравнить их? Можем, а можно взять такой объем песка, чтобы легко можно было найти его массу. Рациональнее всего найти массу 1 см, умножить его массу на объем песка в коробке. Взвешиваем песок в спичечном коробке: масса коробка без песка 3,5 г, масса коробка с песком 20,5 г, тогда масса песка в коробке 20,5 – 3,5 = 17 г. Определяем объем коробка: V= 5*3,5*1=17,5 см. Находим массу 1 см (сколько граммов в 1 см), для этого массу надо разделить на объем: 17:17,5=1,0 г/ см. Таким образом, мы получили, что 1 см песка имеет массу 1,0 г. А теперь вернемся к проблеме определения массы коробки. Как ее определить? Надо массу 1 см песка умножить на объем песка в коробке. Мы получили массу песка в коробке. Находим объем коробки. Длина = 28,5 см, ширина = 10,5 см, высота = 16 см. объем получился 4788 см в кубе. Тогда масса равна 1 г * 4788 = 4788 грамм. Величина, которая показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 см или 1 м, является плотностью вещества. То есть это масса единичного объема. Плотность можно вычислить, зная массу и объем. Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем. Следовательно, плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. Вставьте в определение недостающие слова в рабочий лист. Какой буквой обозначается масса, единицу измерения массы. Какой буквой обозначается объем, единица измерения объема? Тогда единица измерения плотности: [р]=кг/ м. Плотность также выражают в г/ см.
|
Этап первичной проверки понимания изученного |
1.Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся. 3. практическая работа. | Класс делится на 4 группы, каждая группа выполняет свою работу. Лабораторная работа № 1. Тема: “Вычисление плотности куска мыла” Цель: Научиться определять плотность куска мыла. Оборудование: кусок хозяйственного мыла, линейка. Ход работы 1. Взять новый кусок мыла. 2. Прочитать на куске мыла чему равна масса куска (в граммах) 3. С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см) 4. Вычислить объем куска мыла: V=a*b*c (в см3) 5. По формуле вычислить плотность куска мыла: p=m/V 7. Сделать вывод.
Лабораторная работа № 2. Тема: “Определение массы воды” Цель: научиться определять массу тела, зная его плотность и объем. Оборудование: вода в мензурке, рычажные весы, Ход работы - В таблице 3 найдите плотность воды.
- С помощью формулы V вычислите, чему равна масса 50 мл воды.
- Определить массу мензурки без воды с помощью рычажных весов.
- Налить в нее 50 мл воды и снова определить массу с помощью рычажных весов.
- Из массы мензурке с водой вычтите массу мензурки.
- Сравните ответы, полученные аналитическим и практическим путем.
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 3. Тема: “Вычисление объема деревянного бруска” Цель: Научиться определять объем тела, зная его массу и плотность. Оборудование: деревянный брусок, рычажные весы, набор грузов, линейка. Ход работы. - В таблице 2 найдите плотность сосны сухой.
- Определите массу деревянного бруска с помощью рычажных весов.
- С помощью формулы V = вычислите, чему равен объем деревянного бруска.
- Вычислить объем деревянного бруска: V=a*b*c (в см3).
- Сравните ответы, полученные аналитическим и практическим путем.
- Сделайте вывод.
Лабораторная работа № 4. Тема: “Определение массы подсолнечного масла” Цель: научиться определять массу тела, зная его плотность и объем. Оборудование: масло подсолнечное, мензурка, рычажные весы. Ход работы - В таблице 3 найдите плотность подсолнечного масла.
- С помощью формулы V вычислите, чему равна масса 50 мл подсолнечного масла.
- Определить массу мензурки без масла с помощью рычажных весов.
- Налить в нее 50 мл подсолнечного масла и снова определить массу с помощью рычажных весов.
- Из массы мензурке с маслом вычтите массу мензурки.
- Сравните ответы, полученные аналитическим и практическим путем.
- Сделайте вывод.
|
Этап закрепления новых знаний и способов действий |
Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | Прочитайте отрывок из сказки «Золушка». …Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке… Задача 1. Определить плотность хрусталя, если известно, что одна туфелька имела массу 403 г и объем 155 см. Выразить плотность в СИ.
|
Этап информации о домашнем задании |
Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Всем: Параграф 22. По желанию: Плотность воздуха в комнате примерно 1, 3 . Найдите объем комнаты по формуле: длина*ширина*высота. Сколько килограмм воздуха находится в вашей комнате?
|
Этап подведения итогов |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?
|
Этап рефлексии |
Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества | Ребята, вы неплохо поработали на уроке. Давайте еще раз повторим основные понятия. - Что вы сегодня сделали, чтобы познакомиться с новой физической величиной?
- Дайте определение плотности.
- В чем измеряется плотность? А в системе СИ?
- Как найти плотность, массу, объем?
Перед вами лестница успеха. Разместите свое имя Рекомендации: - Если все удалось, все было понятно – 4-5 ступенька.
- Если встречались затруднения – 3-2 ступенька
- Если все было не понятно – 1 ступенька
|