Рабочая программа факультативного курса по физике 9 кл. «Занимательная Вселенная» (34 ч)
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Факультативный курс предпрофильной подготовки, межпредметный, направленный на интеграцию физических и астрономических знаний, умений, навыков, входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает учебный предмет «Физика» в основном образовании школьников. Предназначен для учащихся 9-го класса ООШ для расширения практических умений и углубления (или закрепления – в зависимости от категории учащихся) знаний учащихся по астрономии и физике посредством применения их в практике для объяснения природных явлений астрономического характера, а также способствует выбору учащимися дальнейшего профиля обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации МО г. Салехард
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа
факультативного курса по физике
«Занимательная Вселенная» (34 ч)
2 ступень обучения
9 класс
2013 – 2014 г.
Разработчик:
Э.А. Петров
учитель физики
г. Салехард
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Документ, на основании которого разработана рабочая программа:
Симонян Р.Я. Занимательная Вселенная: Элективный межпредметный курс физика + астрономия: 9 кл. (54ч.) // Физика: Прил. к газ. «Первое сентября». – 2006. - №16. – С.27-30.
2. Факультативный курс предпрофильной подготовки, межпредметный, направленный на интеграцию физических и астрономических знаний, умений, навыков, входит в образовательную область «Естествознание» и сопровождает учебный предмет «Физика» в основном образовании школьников. Предназначен для учащихся 9-го класса ООШ для расширения практических умений и углубления (или закрепления – в зависимости от категории учащихся) знаний учащихся по астрономии и физике посредством применения их в практике для объяснения природных явлений астрономического характера, а также способствует выбору учащимися дальнейшего профиля обучения.
Курс может проводиться в школьном кабинете физики, в физической лаборатории или астрофизической обсерватории вуза или учреждения дополнительного образования (планетарий).
Форма обучения – очная.
Новизна программы в системе предпрофильной подготовки заключается в расширении предметных компетенций по физике за счёт практико-ориентированных приёмов познавательной деятельности, активизирующих познавательный интерес учащихся через мотивационный подход и эмпирические методы. Курс выстроен таким образом, чтобы не только дать сумму научно-прикладной информации, но и выработать, развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить, выполнять широкий спектр различных операций и действий, включённых в единый метод научного познания. Эти компетенции связаны с жизнью, будут востребованы в будущем ученика и позволят ему определиться в обществе.
Методологическое основание курса: практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реального опыта познавательной деятельности теоретического и эмпирического вида, что обеспечивает механизм закрепления и развития приобретённых знаний, умений, навыков, а также способствует формированию образовательной компетентности по физике через расширение и углубление ключевых и предметных компетенций в освоении единого метода научного познания.
Формирование образовательной компетентности ученика по физике происходит через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности. Категория «Знание» включает в себя: научные знания, миропонимание, образовательные ценности (в том числе эмоциональное отношение к продуктам собственной учебно-познавательной деятельности).
В понятии «Научные знания» выделяют три уровня знания: теоретические, эмпирические и научно-технические. Миропонимание представляет собой наиболее высокий уровень мировоззрения и может быть раскрыто в содержании обучения через представления о научной астрофизической картине мира. Рассматривая более подробно образовательные ценности в содержании обучения, можно выделить следующие её аспекты: историко-культурный, экономический, гуманитарный, экологический. Таким образом, содержание обучения в основном образовании включает знания, умения, навыки, которые в совокупности отражают знаниевый компонент личности обучающегося и обеспечивают репродуктивный уровень познания через такие мыслительные операции как восприятие, запоминание, припоминание, воспроизведение информации и алгоритмическое применение приобретённых знаний, умений, навыков в учебной ситуации.
Способы деятельности, заложенные в содержание факультативного курса «Занимательная Вселенная», опираются на первичное освоение методов теоретического и эмпирического познания на основе алгоритмически заданных учителем действий по овладению содержанием этих методов на обычных занятиях по физике. Они позволяют ученику проводить научно-прикладные исследования под руководством учителя, а также работать с источниками знаний, самостоятельно добывать необходимую информацию. Таким образом, приоритетным является не знаниевый, а деятельностный компонент, что требует применения новых подходов в обучении.
Мотивационный подход обеспечивает формирование благоприятного социально-психологического климата во взаимодействии, стимулирование деятельности участников образовательного процесса, личностное развитие, а также развитие познавательного интереса и других личностно значимых характеристик. Необходим такой психолого-педагогический механизм стимулирования, который обеспечивал бы эффективную деятельность всех участников образовательного процесса. Мотивационный подход позволяет учителю осуществлять управление обучением так, чтобы быть организующим и стимулирующим началом в становлении и развитии личности каждого ученика. Реализация организационной функции управления выдвигает новые задачи: учитель должен убедиться, что учащиеся хорошо понимают, каких результатов от них ждут; уверены, что смогут получить эти результаты; видят позитивные последствия для себя от участия в деятельности и оценивают их как более значимые, чем возможные негативные последствия.
3. Цели данного курса:
– формирование образовательной компетентности ученика по физике через овладение знаниями, а также целесообразными способами деятельности;
– развитие познавательного интереса учащихся к освоению единого метода научного познания, изучению астрофизических методов познания природы, интереса к изучению астрономии и физики;
– развитие способностей к коммуникативной деятельности: использование гибких межличностных взаимодействий, разнообразных форм общения (монолога, диалога, полилога) в процессе обучения;
– развитие способностей к саморефлексии собственной деятельности;
– развитие способностей к самоопределению с учётом собственных интересов и склонностей;
– активизация познавательной деятельности учащихся средствами предметов «Физика» и «Астрономия».
Задачами курса являются:
1) овладение учащимися способами применения знаний, а также интеллектуальных и практических умений в области астрономических наблюдений и экспериментов, позволяющих исследовать астрофизические явления природы;
2) мотивация выбора учащимися физико-математического или естественнонаучного профилей обучения;
3) углубление предметных компетенций при самостоятельной работе с научными источниками, проведении астрономических наблюдений, обработке наблюдательных данных, решении задач повышенной сложности комплексного характера;
4) формирование умения составлять и решать задачи на основе астрофизического материала;
5) обучение приёмам и методам коммуникативного общения в коллективно-распределительной деятельности, а также самооценке собственной деятельности, приёмам самопознания;
6) предоставление учащимся свободы высказывания, свободы мысли, создание ситуации успеха в обучении;
7) обучение подростков 11–14 лет дедуктивному методу познания в качестве ведущего, «воспроизведение у детей логики научного познания»;
8) использование и систематизация субъектного опыта учащегося;
9) учёт мотивационных устремлений и уровня познавательного интереса каждого учащегося.
4. Срок реализации рабочей учебной программы – 2013-2014 г.
5. Основные формы организации занятий:
Методы обучения и формы проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения, самостоятельная работа, занимательные, познавательные игры, конкурсы, викторины, экскурсии; лекции, практические занятия, конференция.
Расширенные предметные компетенции по программе выступают в виде требований к обучающимся: владеть общими алгоритмами выполнения астрономических наблюдений, т.е. владеть общими принципами эмпирического познания; уметь самостоятельно выполнять задания, связанные с проведением практических работ как частного случая реализации общих правил исследований, в частности: наблюдать и изучать астрономические явления, описывать результаты наблюдения, выдвигать гипотезы, выполнять измерения по звёздной карте, вычислять погрешности прямых и косвенных измерений, представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков, делать выводы, обсуждать результаты коллективной деятельности, участвовать в дискуссиях, конкурсах, викторинах, олимпиадах; составлять и решать астрономические задачи с физическим содержанием; решать комплексные и олимпиадные задачи по астрономии.
6. Планируемые результаты:
Прогнозируемый результат обучения: самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся с успешной презентацией, публичной аргументированной защитой сделанных выводов; творческая познавательная деятельность, связанная с успешным участием в олимпиадах по физике и астрономии и успешной защитой проекта на конференции НОУ.
Формы и методы контроля достижений учащихся
Методы оценивания раскрываются через заранее предъявленные критерии, характеризующие уровень и качество выполнения работы, что позволяет ученикам контролировать себя самостоятельно (табл. 2). Количество полученных баллов формирует образовательный рейтинг, который учитывается при формировании классов физико-математического, физико-технического или близких им профилей.
Приложение № 1
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п | Разделы/темы | |
1 | Строение Солнечной системы. | 3 ч |
2 | Небесные координаты. | 2 ч |
3 | Звёздные карты. | 3 ч |
4 | Астрономические величины. | 2 ч |
5 | Строение Вселенной. | 2 ч |
6 | Теория Большого Взрыва. | 2 ч |
7 | Законы Кеплера, Вина, Стефана–Больцмана, Хаббла, эффект Доплера, правило Тициуса–Боде. | 7 ч |
8 | Спектральный анализ. | 2 ч |
9 | История астрофизики. | 4 ч |
10 | Элементы космонавтики и закон всемирного тяготения. | 6 ч |
Защита проектов | 1 ч | |
Итого | 34 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ур. | Тема урока | Элементы основного содержания (дидактические единицы в соответствии с примерной программой) | Требования к уровню подготовки | Тип | Дата пров. | Корр. |
1. Строение Солнечной системы. (3 ч) | ||||||
1 | Строение Солнечной системы | Планета, спутник, малые тела (кометы, метеорит и астероид), межпланетная среда | Уметь: устанавливать причинно-следственные связи | Урок обобщения и системат. | 6.09 | |
2 | Сила всемирного тяготения. Место человека во Вселенной. | Закон всемирного тяготения. Антропоцентрицзм. | Уметь: устанавливать причинно-следственные связи | Урок обобщения и системат. | 13.09 | |
3 | Загадки Солнечной системы. | Строение и особенности Солнца, Луны, Марса. | Знать некоторые астрон. явления | Комбинир. урок | 20.09 | |
2. Небесные координаты. (2 ч) | ||||||
4 | Небесные координаты. | Характеристика небесных координат, сравнение их с земными координатами, их значение для поиска небесных объектов на звёздном небе. | Знать небесные координаты Уметь определять координаты светил | Урок изучения нового материала | 27.09 | |
5 | Точки и линии небесной сферы. | Знакомство с представлением о небесной сфере и элементах небесной сферы. | Знать: основные точки и линии небесной сферы | Комбинированный урок | 4.10 | |
3. Звёздные карты. (3 ч) | ||||||
6 | Карта звёздного неба. | Строение звёздной карты, основные линии и точки отсчёта на подвижной карте звёздного неба, способы работы с картой. | Знать: о небесных координатах и способах ориентации по небесным объектам. | Урок совершенствования ЗУН | 11.10 | |
7 | Созвездия и небесные объекты. | Работа с картой звёздного неба: основные созвездия северного полушария и наиболее яркие звёзды в них. | Уметь: находить основные созвездия, яркие звёзды | Урок обобщения и системат. | 18.10 | |
8 | Прогулка по небу. | Планеты и условия их наблюдения. | Уметь: отличать планеты от звёзд | Урок совершенствования ЗУН | 25.10 | |
4. Астрономические величины. (2 ч) | ||||||
9 | Блеск, яркость, светимость. | Характеристика астрономических величин, их размерности, | Знать: понятия: блеск, яркость, светимость. | Урок изучения нового материала | 1.11 | |
10 | Звёзды и звёздные миры. | Использование физических понятий и их применение в астрономии. | Уметь: находить основные созвездия, яркие звёзды | Урок обобщения и системат. | 15.11 | |
5. Строение Вселенной. (2 ч) | ||||||
11 | Структура и масштабы Вселенной. | Основные понятия и определения: пространственно-временные масштабы и структурные составляющие Вселенной: Метагалактика, скопления галактик, группы галактик. | Знать структуру и масштабы Вселенной | Урок обобщения и системат. | 22.11 | |
12 | Современная модель строения Вселенной. | современные представления о ячеистой структуре Вселенной. Учащиеся теоретически усваивают информацию | Знать современные представления строения Вселенной. | Урок обобщения и системат. | 29.11 | |
6. Теория Большого Взрыва. (2 ч) | ||||||
13 | Теория Горячей Вселенной. | Теория Горячей Вселенной и её подтверждение, проблемы фридмановской космологии и их разрешение в гипотезе раздувающейся Вселенной; | Знать: теорию Горячей Вселенной и её подтверждение. | Урок изучения нового материала | 6.12 | |
14 | Элементы космологии. | Современные представления об элементах космологии: теоретические и экспериментальные критерии, характеризующие представление современной космологии: космологические гипотезы. | Знать: современные представления об элементах космологии | Урок изучения нового материала | 13.12 | |
7. Основные законы астрономии. (7 ч) | ||||||
15 | Законы Кеплера. | Законы Кеплера и их применение для определения массы и размеров небесных тел, расстояний между ними. | Уметь приводить примеры применения газов в технике | Урок совершенствования ЗУН | 20.12 | |
16 | Правило Тициуса-Боде. | Расстояния до планет в Солнечной системе. Открытие астероидов. | Знать: формулу Тициуса-Боде | Урок изуч. нов.материала | 27.12 | |
17 | Малые и большие тела Солнечной системы | Особенности планет Солнечной системы. Астероидная опасность для Земли. | Уметь объяснять особенности планет | Урок совершенствования ЗУН | 17.01 | |
18 | Законы Вина и Стефана-Больцмана. | Температура, цвет и светимость звёзд. | Знать: Законы Вина и Стефана-Больцмана. | Урок изуч. нов.материала | 24.01 | |
19 | Эффект Доплера. | Движение звёзд. Скорость звёзд. Лучевая и тангенциальная составляющие скорости звёзд. | Уметь определять лучевую и тангец. ск-ти звёзд | Комбинированный урок | 31.01 | |
20 | Закон Хаббла. | Строение галактик. Движение галактик. | Знать: особ-ти движения галактик | Урок изуч. нов.материала | 7.02 | |
21 | Космическая галерея загадочных объектов Вселенной. | Нейтронные звёзды, пульсары, чёрные дыры, сверхновые звёзды, квазары. | Знать: особенности космических объектов | Комбинир. урок | 14.02 | |
8. Спектральный анализ. (2 ч) | ||||||
22 | Спектральный анализ. | Спектры небесных тел, спектральные классы, спектральный анализ и применение его для изучения космического пространства. | Знать особенности спектрального анализа | Урок соверш. ЗУН | 21.02 | |
23 | Строение Солнца и звёзд главной последовательности. | Спектральные классы звёзд. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. | Знать: распределение основных типов звёзд на диаграмме Г-Р | Урок контр., учета и оценки ЗУН | 28.02 | |
9. История астрофизики. (4 ч) | ||||||
24 | Телескопы. Их разновидности. | История развития современных представлений о небесных телах, развитие современных телескопов и обсерваторий (В.Я.Струве). | Знать: разновидности телескопов | Комбинированный урок | 7.03 | |
25 | Радиоастрономия. | Становление и развитие радиоастрономии и открытие реликт. радиоизлучения (А.Пензиас и Р.Вильсон, И.Шкловский), | Понимать отличия радиоастрономии | Урок обобщ. и системат. | 14.03 | |
26 | Современная спектроскопия. | Рождение и развитие астроспектроскопии (А.Белопольский, Ф.Бредихин), | Уметь объяснять особенности спектроскопии | Урок сов. ЗУН | 21.03 | |
27 | Тенденции развития астрофизики | Мировоззренческий аспект проблемы. | Знать направлен. астрофизики | Комбинир. урок | 4.04 | |
10. Элементы космонавтики и закон всемирного тяготения. (6 ч) | ||||||
28 | Развитие космонавтики. | Основные этапы развития космонавтики, основоположники космонавтики (К.Э.Циолковский, С.П.Королёв, А.Цандер); | Знать: осн. этапы космонавтики | Комбинир. урок | 11.04 | |
29 | Небесная механика. | Применение законов всемирного тяготения и развитие небесной механики; И.Ньютон и законы Кеплера. | Уметь исп-ть з-ны Ньютона и Кеплера | Урок совершенствования ЗУН | 18.04 | |
30 | Космические исследования планет Солнечной системы. | Космические полёты к Луне, Марсу, Венере, Юпитеру, Сатурну. | Знать основные напр. исследования планет | Комбинир. урок | 25.04 | |
31 | Внеатмосферная астрономия. | Рождение внеатмосферной астрономии и современные достижения: исследование туманностей. | Знать особенности внеатмосф. астрономии | Урок обобщения и системат. | 2.05 | |
32 | Открытие экзопланет. | Обнаружение внесолнечных планетных систем. | Уметь объяснять сущ-ие экзопланет | Комбинир. урок | 16.05 | |
33 | Жизнь и разум во Вселенной. | Результаты контактных исследований планет и перспективы исследования. | Понимать важность исслед-ия планет | Комбинир. урок | ||
Защита проектов (1 ч) | ||||||
34 | Астрономический калейдоскоп. | Конкурс кроссвордов | Уметь составить тематич. кроссв. | Урок контр., учета и оценки ЗУН | 23.05 |
Приложение № 3
Информационно-методическое обеспечение
Оборудование: видеоаппаратура; фильмоскоп; кодоскоп; фотоаппарат и фотопринадлежности; телескоп; демонстрационная карта звёздного неба; подвижные карты звёздного неба;
интернет-ресурсы; теллурий; модель небесной сферы; демонстрационные таблицы по астрономии; спектрограф или спектроскоп; справочные таблицы по астрономии, математике и физике; астрономические ежегодные календари.
Литература для учащихся
Большая детская энциклопедия: Вселенная. – М.: РЭТ, 1999.
Брейтон Дж. 101 ключевая идея: Астрономия. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
Верн Ж. В погоне за метеоритом. – М.: Детская литература.
Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений.2-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.: ил.
Порфирьев В.В. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 142 с.: ил.
Перечень информационного обеспечения образовательного процесса
№ | Видеопродукция | Технические средства обучения | Цифровые образовательные ресурсы |
1 | В/ф «Вселенная и Земля» | ПК Intel(R) Pentium(R) Dual CPU E2200 @ 2,2 GHz, 1,00 ГБ ОЗУ | Интерактивная программа Celestia |
2 | Видео энциклопедия для народного образования: Астрономия. (комплект из 2 видеокассет) | ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ | Виртуальная карта звёздного неба Starcalk |
3 | Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий. | ПК Intel Pentium(IV) CPU @ 2,0 GHz, 512 ГБ ОЗУ | http://homes.relex.ru |
4 | Электронные уроки и тесты «Физика в школе» (комплект из 6 дисков) | Мультимедиапроектор Panasonic | WWW.ZAVUCH.RU.FISIKA. |
5 | Открытая физика | TV Daewoo | http://ru.wikipedia.org/wiki. |
6 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 7 класс | TV – плеер JVS | http://elkin52.narod.ru. |
7 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 8 класс | ||
8 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики 9 класс | ||
9 | 1 С: Репетитор Физика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ «Занимательная физика» 5-6класс
По данной программе, ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить на ранней ступени изучения физики.Основные задачи курса.1. Знакомство учащихся с эмпирическим э...

Рабочая программа факультативного курса по физике 9 кл. «Занимательная Вселенная» (34 ч)
Факультативный курс предпрофильной подготовки, межпредметный, направленный на интеграцию физических и астрономических знаний, умений, навыков, входит в образовательную область «Естествознание» и сопро...

Рабочая программа курса по выбору "Мир занимательной химии"
Программа расчитана на одно полугодие из расчета один час в неделю, всего 18 часов.Большая часть времени отводится на исследовательскую деятельность....

Рабочая программа курса «Практическая физика» 10 класс
Рабочая программа курса «Практическая физика» 10 класс...

Рабочая программа курса по физике 7класс «Практикум по решению задач»
Рабочая программа курса по физике 7класс «Практикум по решению задач»...

рабочая программа курса «Юный физик» в 8 классе
В программе содержится как рабочая программа ,так и КТП курса...