Рабочая программа по физике. 10 класс. 70 часов.
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Настоящая ппрограмма по физике для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень). При составлении программы использованы все необходимые нормативные документы. Данная программы составлена на основе программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике. 7-11 классы. Авторы Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. В программе прописана структура учебника, обозначены цели и задачи курса. Описано полно содержание тем курса, выделены отдельно демонстрации. Указаны темы контрольных и лабораторных работ, их место в тематическом планировании. По каждой теме выделены знания и умения, отмечены формы контроля. Представлено тематическое планирование курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по физике. 10 класс. 70 часов. | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике.
10 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа по физике для 10 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использованы:
- Примерная программа основного общего образования по физике. МОиН РФ.
- «Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования». Приказ МО РФ от 09.03.04г. №03-1263;
- Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 № 313-ФЗ;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 № 1276);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования от 30.06.99 № 56); Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 № 1089);
- Рабочие программы по физике. 7-11 класс/ Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008. (Образовательный стандарт).
- Департамент государственной политики и образования Министерства образования и науки РФ «об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в обр. учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих гос. Аккредитацию на 2012 -2013 учебный год» приказ № 2080 от 24.12.2012.
Данная программа составлена на основе программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике 7-11 классы. Авторы: Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской (из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений 7-11 кл.» М. Мнемозина, 2010 год) и рассчитана на 70 часов (часа в неделю в соответствии с базовым уровнем).
Особенности методического аппарата учебника «Физика» для 10 класса.
Учебник предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, изучающих физику на базовом уровне.
Данный учебник соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта по физике и включает следующие разделы: «Классическая механика», «Молекулярная физика», «Электростатика».
Методический аппарат учебника составляет вопросы для самопроверки, система заданий, включающих качественные, графические и вычислительные задачи.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников.
Цели и задачи изучения физики:
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определенное влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Физика и методы естественнонаучного познания. (2 часа).
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Знать: смысл понятия «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Классическая механика. (21 ч.)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов классической механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Переход потенциальной энергии в кинетическую.
Лабораторные работы
- Измерение ускорения свободного падения.
- Исследование движения тел по окружности под действием постоянной силы.
- Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
- Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
- Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
- Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии.
Знать:
Смысл понятия «физическое явление», основные положения, роль эксперимента и теории в процессе познания природы, понимать относительность механического движения. Владеть векторным и координатным способами при решении задач. Знать понятия: траектория, перемещение, материальная точка. Понимать смысл понятий: механическое движение, относительность, инерция, инертность. Формулировать и объяснять: первый закон Ньютона. Приводить примеры ИСО и НИСО. Формулировать и объяснять второй и третий закон Ньютона. Приводить примеры, иллюстрирующие границы применимости законов Ньютона. Объяснять природу взаимодействия. Исследовать механические явления в макромире, смысл физических величин: импульс тела, импульс силы; раскрывать смысл физического закона сохранения импульса. Понимать границы его применимости, смысл физических величин: работа, механическая энергия. Мощность. Знать: формулы для расчета потенциальной энергии тела в поле тяжести Земли и упруго деформированной пружины, формулу кинетической энергии тела, закон сохранения механической энергии и границы его применимости.
Уметь:
- описывать движение по графикам;
- строить графики движения;
- определить по рисунку пройденный путь;
- читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени;
- определять ускорение свободного падения;
- пользоваться и приборами и применять формулы и периодического движения;
- применять полученные знания при решении задач.
Формы контроля: самостоятельные работы, физические диктанты, устный опрос, контрольные работы № 1 по теме «Основание классической механики», № 2 по теме: «Ядро и следствия классической механики».
Молекулярная физика. (35 ч.).
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
- Измерение влажности воздуха.
- Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Знать/уметь:
Знать и понимать основные положения МКТ.
Приводить доказательства основных положений МКТ.
Понимать смысл физических величин: количество вещества, масса молекул.
Знать характеристики молекул в виде агрегатных состояний вещества. Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Объяснять с молекулярной точки зрения. Знать основное уравнение МКТ.
Уметь высказывать свое мнение.
Решать задачи.
Анализировать состояние теплового равновесия.
Объяснять понятие теплового равновесия. Объяснять связь кинетической энергии молекул с температурой тела.
Знать сходство и различие шкалы Кельвина и шкалы Цельсия.
Знать уравнение состояния идеального газа. Знать и понимать изопроцессы, их значение в жизни. Строить и объяснять графики изопроцессов.
Знать понятие насыщенного пара. Описывать зависимость между давлением насыщенного пара и температурой. Объяснять процесс кипения с молекулярной точки зрения.
Описывать внутреннее строение кристаллических и аморфных тел. Объяснять анизотропию кристаллов, свойства аморфных тел.
Знать формулу для расчета работы в термодинамике и ее графическое истолкование. Знать формулу для расчета внутренней энергии идеального одноатомного газа.
Понимать эквивалентность количества теплоты и работы; физический смысл удельной теплоемкости.
Формулировать и объяснять первый закон термодинамики и уметь применять его для изопроцессов.
Знать смысл второго закона термодинамики и границы его применимости.
Знать устройство и принцип действия тепловых двигателей.
Формы контроля: самостоятельные работы, физические диктанты, устный опрос, контрольные работы №3 по теме «Основы молекулярно-кинетической теории строения вещества», №4 по теме «Основные понятия и законы термодинамики», №5 по теме: «Свойство газов», №6 по теме: «Свойства твердых тел и жидкостей».
Электродинамика. (12 ч.).
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля.
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая емкость. Энергия электростатического поля заряженного конденсатора.
Демонстрации
Электрометр
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Знать/уметь:
Приводить примеры электризации. Определять знак зарядов по их взаимодействию. Знать и понимать закон сохранения эл. Заряда. Понимать смысл: заряд, элементарный заряд.
Формулировать закон Кулона, объяснять значение величин, входящих в закон. Изображать силу Кулона графически. Иметь понятие о суперпозиции сил Кулона.
Понимать смысл эл.поля. Определять значение и направление, напряженность поля в данной точке. Знать принцип суперпозиции поле и уметь его применять.
Применять полученные знания при решении задач.
Понимать поведение проводников и диэлектриков в эл.поле. Два вида диэлектриков. Понимать физический смысл диэлектрической проницаемости среды.
Определять работу эл.поля. Знать связь напряженности эл.поля и разности потенциалов. Понимать сущность эквипотенциальных поверхностей.
Знать понятие электроемкости. Знать: о типах конденсаторов, формулы для расчетов емкости и энергии конденсаторов.
Знать понятие: эл.ток. Знать условия необходимые для существования эл.тока в цепи.
Формы контроля: самостоятельные работы, физические диктанты, устный опрос, контрольная работа №7 по теме: «Электростатика».
Календарно-тематическое планирование.
Дата | № урока | Тема урока | Домашнее задание |
Физика и методы естественнонаучного познания. 2 часа. | |||
01.09 | 1/1 | Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Что и как изучает физика. | § 1 |
02.09 | 2/2 | Физические законы и теории. Физическая картина мира. | § 2, § 3. |
С учетом б/л с 09.09 по 13.09 | Классическая механика. 21 час. | ||
05.09 | 1/3 | Из истории становления классической механики. Основные понятия классической механики. Путь и перемещение. | § 4, § 5, § 6. |
16.09 | 2/4 | Путь и перемещение. Урок интегрирован с математикой | § 6. |
19.09 | 3/5 | Скорость. Ускорение. | § 7, § 8. Упражнение 1 (1,2) |
23.09 | 4/6 | Решение задач. | § 7, § 8. Упражнение 1 (3,5) |
5/7 | Решение задач. | § 7, § 8. Задание 7, 12, 14 | |
26.09 | 6/8 | Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика». | Повторить § 4, § 8. Упражнение 1 (4) |
30.09 | 7/9 | Динамические характеристики движения. | § 9, Упражнение 2 (2-4) |
03.10 | 8/10 | Идеализированные объекты физики. Основание классической механики. | § 10, § 11. Основное в главе 1. стр. 40-42. |
07.10 | 9/11 | Законы классической механики. Лабораторная работа № 1 по теме: «Измерение ускорения свободного падения». | § 12 |
10.10 | 10/12 | Принципы классической механики. | § 13 |
14.10 | 11/13 | Лабораторная работа №2 «Исследование движения тела под действием постоянной силы». | Повторить § 12, § 13. Упражнения 4 (3,4), 5 (2) |
17.10 | 12/14 | Лабораторная работа №3 «Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости» | |
21.10 | 13/15 | Контрольная работа №2 по теме: «Динамика» | Повторить: § 1-13 |
24.10 | 14/16 | Закон сохранения импульса. | § 14, упр. 4 (1,2) |
07.11 | 15/17 | Лабораторная работа №4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел». | Повторить §14. Упражнение 6 (3,4) |
11.11 | 16/18 | Закон сохранения механической энергии. | §15. Упражнение 7 (1-3) |
14.11 | 17/19 | Лабораторная работа №5 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости». | Повторить §15. Упражнение 7 (4,5) |
18.11 | 18/20 | Лабораторная работа №6 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела». | Основное в главе 2 (стр. 62-64) |
21.11 | 19/21 | Небесная механика. | §16, Упражнение 8 (1,2) |
25.11 | 20/22 | Баллистика. | §17. Упражнение 9 (1-3). Основное в главе 3 (стр. 79, 80) |
28.11 | 21/23 | Освоение космоса. | Подобрать и решить 3 задачи по теме. |
02.12 | 22/24 | Контрольная работа №3 по теме: «Классическая механика» | Повторить: §12-17 |
Молекулярная физика. 35 часов. | |||
05.12 | 1/25 | Макроскопическая система и характеристики ее состояния. Атомы и молекулы, их характеристики. | §19, 20. Задания 53, 55, 56 |
2/26 | Решение задач. | §19,20. Упражнения 10 (5,6) | |
09.12 | 3/27 | Движение молекул. Опытное определение скоростей движения молекул. | §21, 22. Упражнение 11 |
12.12 | 4/28 | Взаимодействие молекул и атомов. Урок интегрирован с химией. | § 23. Упражнение 13* Основное в главе 4 (стр. 106, 107). |
16.12 | 1/29 | Тепловое равновесие. Температура. | §24. Упражнение 14 (работа над ошибками) |
19.12 | 2/30 | Внутренняя энергия макроскопической системы. | §25 |
23.12 | 3/31 | Решение задач. | Упражнение 15 (1,2,3*,4*) |
09.01 | 4/32 | Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. | §26, 27. Упражнение 16 (1,2,3*,4*) |
13.01 | 5/33 | Решение задач. | Упражнение 17 |
16.01 | 6/34 | Второй закон термодинамики. Контрольная работа №4 по теме «Основные понятия и законы термодинамики». | §28 |
20.01 | 1/35 | Давление идеального газа. | §29. Упражнение 18 (1, 2, 3*, 4*) |
23.01 | 2/36 | Уравнение состояния идеального газа. | §30. Упражнение 19 (1,2) |
27.01 | 3/37 | Решение задач. | Повторить §30. Упражнение 19 (3, 4) |
4/38 | Газовые законы. | §31. Упражнение 20 (1,2,3*,4*) | |
5/39 | Лабораторная работа №7 №Исследование зависимости объема гназа данной массы от температуры при постоянном давлении». | Упражнение 20 (1,2,3*,4*) | |
6/40 | Решение задач. | Повторить §31. Упражнение 20 (5,6) | |
7/41 | Решение задач. | Упражнение 20 (7) | |
8/42 | Контрольная работа №5 по теме «Свойства идеального газа» | Повторить §29-31 | |
9/43 | Критическое состояние вещества. | §32 | |
10/45 | Насыщенный пар. Влажность воздуха. | §33. Упражнение 21 | |
11/46 | Лабораторная работа №8 «Измерение относительной влажности воздуха». | Повторить §33,34 Упражнение 22 (3) | |
12/47 | Применение газов. | §35, Упражнение 22 (2) | |
13/48 | Принципы работы тепловых двигателей. | §36 | |
14/49 | Тепловые двигатели. | §37 | |
15/50 | Решение задач. | Основное в главе 6 (стр. 170-175) | |
16/51 | Работа холодильной машины. | §37 | |
17/52 | Обобщение знаний по теме «Свойства газов». Решение задач. | Повторить: §29-38 | |
18/53 | Идеальный кристалл. Анизотропия свойств кристаллических тел. Деформация твердого тела. | ||
19/54 | Механические свойства твердых тел. | §42. Упражнение 25 | |
20/55 | Реальный кристалл. Жидкие кристаллы. Аморфное состояние твердого тела. | §43, 44, 45 | |
21/56 | Свойства поверхностного слоя жидкости. | §46. Упражнение 26 | |
22/57 | Смачивание. Капиллярность. | §47. Упражнение 27 (1,2) | |
34/57 | Лабораторная работа №9 «Измерение поверхностного натяжения жидкости». | Основное в главе 7 (стр.208-210) | |
35/58 | Решение задач. | Упражнение 27 (3,4) | |
36/59 | Контрольная работа №6 по теме «Свойства твердых тел и жидкостей». | Повторить §39-47 | |
Электродинамика. 11 часов. | |||
1/60 | Электрический заряд. Электризация тел. | §48, 49. Упражнение 28 | |
2/61 | Электрические силы. Закон Кулона. | §50. Упражнение 30 | |
3/62 | Электрическое поле. | §51. Упражнение 31 (1-3, 4*, 5*) | |
4/63 | Линии напряженности электростатического поля. | §52 | |
5/64 | Проводники в электростатическом поле. | §53 | |
6/65 | Диэлектрики в электростатическом поле. | §54. Упражнение 32 | |
7/66 | Работа электростатического поля. | §55. Упражнение 33 | |
8/67 | Потенциал электростатического поля. | §56. Упражнение 34 (1-3, 4*) | |
9/68 | Электрическая емкость. | §57. Упражнение 35 §58. Упражнение 36 | |
10/69 | Энергия электростатического поля заряженного конденсатора. Лабораторная работа №10 «Измерение электрической емкости конденсатора» | Основное в главе 8 (стр. 248, 249) | |
11/70 | Контрольная работа №7 по теме «Электростатика» |
Примечание: Задания, отмеченные звездочкой, выполняются учащимися по желанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по физике федерального базис...
Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике 1. (Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА (2 часа в неделю, 68 часов в год) ...
Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)
Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...
Рабочая программа по физике 2 часа
Рабочая программа по физике 2 часа к учебнику буховцев, мякишев...
Рабочая программа по физике 3 часа
Рабочая программа по физике 3 часа для 10 класса...