Применение дискретного подхода на уроках физики
учебно-методический материал по физике на тему
Дискретный подход на уроках физики.
1. Сущность дискретного подхода
Сущность подхода заключается в том, что учитель на каждом уроке совместно с учащимися проводит анализ структуры учебного материла, выделяют главные и второстепенные элементы знаний. Главными (доминирующими) элементами знаний (ДЭЗ) считаются те, которые:
- встречаются впервые в курсе;
- входят в число основных понятий, которые необходимо усвоить на данном уроке и без которых невозможно дальнейшее понимание материала;
- имеют большое мировоззренческое значение.
Выделяются следующие основные функции дискретного подхода к усвоению материала школьного учебного предмета:
1) функция выработки умения самостоятельного анализа учебного материала, выделения элементов знания;
2) функция развития мышления в процессе анализа и составления ответов;
3) функция приобретения навыков учебного труда, самостоятельного поиска знаний;
4) функция закрепления и прочного запоминания учебного материала.
Дискретный подход к усвоению знаний позволяет осуществлять различные методические приёмы работы с выделенными элементами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дискретный подход на уроках физики.
- Сущность дискретного подхода
Сущность подхода заключается в том, что учитель на каждом уроке совместно с учащимися проводит анализ структуры учебного материла, выделяют главные и второстепенные элементы знаний. Главными (доминирующими) элементами знаний (ДЭЗ) считаются те, которые:
- встречаются впервые в курсе;
- входят в число основных понятий, которые необходимо усвоить на данном уроке и без которых невозможно дальнейшее понимание материала;
- имеют большое мировоззренческое значение.
Выделяются следующие основные функции дискретного подхода к усвоению материала школьного учебного предмета:
1) функция выработки умения самостоятельного анализа учебного материала, выделения элементов знания;
2) функция развития мышления в процессе анализа и составления ответов;
3) функция приобретения навыков учебного труда, самостоятельного поиска знаний;
4) функция закрепления и прочного запоминания учебного материала.
Дискретный подход к усвоению знаний позволяет осуществлять различные методические приёмы работы с выделенными элементами.
Приемы использования ДЭЗ:
- Проверка усвоения ДЭЗ одного урока в порядке их логического следования.
- Выборочная проверка знаний в пределах ДЭЗ одного урока.
- Письменный опрос по карточкам в пределах ДЭЗ одного или нескольких уроков.
- Включение вопросов по знанию ДЭЗ в контрольные и лабораторные работы.
- Проведение зачетных уроков по знанию ДЭЗ пройденной темы.
- Взаимоконтроль знаний ДЭЗ в пределах темы.
- Проверка усвоения ДЭЗ после уроков как средство дополнительной работы со слабыми учениками.
- Проверка усвоения ДЭЗ по теме в случае конфликтной ситуации при выставлении отметок за четверть.
- Годовое повторение материала по ДЭЗ.
- Повторение по словарям ДЭЗ в процессе подготовки к экзаменам.
Я считаю, что применение дискретного подхода дает возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности; реализовать принцип систематичности обучения; приобретать учащимися умений и навыков самостоятельного анализа учебного материала, выделение его элементов и функций этих элементов. К тому же применение дискретного подхода создает благоприятные условия для сочетания понимания и прочного запоминания учебного материала, а наличие специальной тетради с ДЭЗ позволяет повысить оперативность контроля.
2. Использование дискретного подхода в процессе обучения
Ученики вместе с учителем составляют вопросы по теме и находят на них ответы из учебника. Таблицу составляют в тетради.
Изученный материал по выделению ДЭЗ по теме «Давление твердых тел» может быть представлен учащимся в следующем виде
Задание или вопрос | С. | Ответ |
1. Почему, когда человек идет на лыжах по рыхлому снегу не проваливается в него, а без лыж проваливается сразу же? | 77 | Его вес действует на разную площадь. |
2. От чего зависит результат действия силы на опору? | 77 | Результат действия силы на опору зависит не только от модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, перпендикулярно которой она действует. |
3. Что надо знать, чтобы определить давление? | 78 | Надо знать силу и площадь. |
4. Как определить давление? | 78 | Давление = сила/ площадь |
5. Формула для вычисления давления | 79 | Р= F/S, где F-сила,S-площадь поверхности,Р-давление. |
6. Что называется давлением? | 78 | Давление - это физическая величина, равная отношению силы,действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. |
7.Каков физический смысл давления. | 78 | Давление показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности. |
8. Что принято за единицу давления? | 79 | За единицу давления принимают такое давление, при котором на единицу площади действует единица силы. |
9. Что принято за единицу давления в СИ? | 79 | За единицу давления в СИ принято такое давление, при котором на поверхность площадью 1действует сила в 1Н. |
10. Получить наименование единицы давления. | 79 | [P]== ньютон квадратный метр |
11.Получить обозначение единицы давления. | 79 | [P]=== Па |
12. Какие еще единицы давления используются и связь их с основной единицей. | 79 | 1кПа = 1000 Па 1 г Па = 100 Па 1 Па = 0,001 кПа 1 Па = 0,01 гПа |
13. Формулы для вычисления силы давления и площади опоры. |
| F = p*S S= F/P |
14. Можно ли изменять давление в твердых телах? | 80 81 | Давление может увеличиваться или уменьшаться. |
15.Что нужно сделать, чтобы увеличить давление на площадь поверхности? | 81 | Необходимо увеличить силу, действующую на поверхность или уменьшить площадь , на которую действует сила. |
16. Что нужно сделать, чтобы уменьшить давление на площадь поверхности? | 81 | Нужно уменьшить силу, или увеличить площадь, на которую действует сила. |
17. Где применяются способы увеличения или уменьшения давления в твердых телах? | 81 | Укладка рельсов, гусеницы тракторов, шины грузовых автомобилей, лезвия ножей, ножниц и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение компетентностного подхода на уроках информатики
Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...
Применение психодидактических подходов на уроках физики.
p { margin-bottom: 0.21cm; } Потребность соединения психологического и дидактического знания в единую систему воздействия на личность отмечалась неоднократно в трудах педагогов и психологов. Идея р...
Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе
Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...
Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии
Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...
Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии
Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Применение кейсовой технологии на уроках физики в 7-8 классах. Кейсы к урокам физики в 7-8 классах.
Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обученияПо исследованию современных педагогов главная проблема в нежелании учиться – это неумение учиться. Ученики не умеют...