Программа исследовательской деятельности по физике "Физическая картина мира"
элективный курс по физике (7 класс) по теме

Бухалова Марина Николаевна

Данная программа была апробирована в 7 классе, вызвала огромный интерес у учащихся, интересующихся физикой. Как результат - любовь к предмету, хорошие результаты ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskaya_kartina_mira.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАБОЧЕОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПРОГРАММА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА»

                                                                       РАЗРАБОТАЛА: БУХАЛОВА М.Н.,

УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

РАБОЧЕОСТРОВСК, КЕМСКОГО РАЙОНА, РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

2008 Г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянии на темпы развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний физической науки в практике человека.

        Стратегия модернизации российского школьного образования предполагает достижение качественно новых образовательных результатов, которые позволяют ученику самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, а именно:

  1. развитие способностей ориентироваться в окружающей действительности, в социальных и культурных явлениях, включая мир духовных ценностей;
  2. способности брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;
  3. потребности в самообразовании и достижении успехов в личной и общественной жизни

        При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно анализировать и критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по излагаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их. Темы предстоящих занятий объявляются  учащимся заранее и каждому учащемуся представляется возможность выступить с основным сообщением на одном из занятий.                     Курс следует считать предметно-ориентированным.

        На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование  принципа генерализации учебного материала – такого отбора информации и методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных факторов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщение широкого круга физических явлений на основании теории. Отсюда и вытекают и требования к умениям учащихся:

  1. применять основные исходные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов,  установок;
  2. решать нестандартные задачи и практическое применение законов физики.

ЦЕЛЬ КУРСА:

расширить представление учащихся о современной физической картине мира, проблемах современной физики, направлении физических исследований, достижений современной физики.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. показать роль человека в изучении природы;
  2. развить навыки работы учащихся с дополнительной литературой, владение устной и письменной речью;
  3. совершенствовать навыки решения задач в нестандартной ситуации с техническим и экологическим содержанием;
  4. привить интерес к физической науке, формировать гордость за прошлое, настоящее и будущее российской науки;
  5. развить способности учащихся к исследовательской деятельности;
  6. предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к физической деятельности.

МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

        Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по физике. Он расширяет базовый курс, является предметно-ориентированным и даёт возможность познакомиться с интересным материалом, нестандартными задачами, осознать место человека в природе, роль физики в современном обществе, проверить и развить свои способности по физике.

        Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию физических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, поможет оценить свои возможности по физике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Целесообразно проведение данного курса в 7-9 классах.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

        В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся самим проверить как усвоен материал, а также этап взаимопроверки и оценивания работ учащихся класса по согласованию с классом.        В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения курса. Формой контроля знаний может стать презентация данного материала самими учащимися,  защита собственного проекта по темам данного курса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1

Физика в современном мире

Роль и место физики в современном обществе. Основные этапы развития физики. Физика и НТП. Методы изучения физики.

Области применения физики.


3

Лекция

Практическое занятие

Сообщения учащихся

2

Определение физических понятий

Физика и познание природы. Роль определений в науке. Идеализированные объекты и абстрактные понятия.


3

Лекция

Практическое занятие

Тестирование

3

Физические величины и их единицы измерения

Понятие о физической величине. Размерности физических величин. Системы физических величин и их единиц измерения. Дольные и кратные величины. Измерение физических величин. Погрешности измерений.



6

Лекция

Практическое занятие

Тестирование

Сообщения учащихся

4

Законы природы и их познание

Как создаются физические законы.

Законы природы и законы науки.

Научные предсказания.



3

Лекция

Сообщения учащихся


5

Нобелевские премии по физике

Из истории Нобелевских премий.  Первые Нобелевские премии по физике. Российские лауреаты Нобелевских премий по физике. Роль и значение Нобелевских премий.



3

Семинар

Лекция

Сообщения учащихся

Самоконтроль

6

Физика и смежные дисциплины

Связь физики с математикой, химией, биологией, литературой, техникой



3

Лекция

Семинар

Сообщения учащихся

7

Достижения и перспективы современной космонавтики

Роль космоса в жизни современного общества. Полёты к другим планетам. Влияние космоса на организм человека


3

Семинар

Сообщения учащихся

Самоконтроль

8

Физика и военная техника

Роль физики в победе советского народа в ВОВ 1941-1945 гг. Развитие военной техники.


3

Лекция

Семинар

Практическое занятие

9

Решение нестандартных задач

Различные методы решения физических задач с техническим, экономическим и  экологическим содержанием.


5

Практическое занятие

тестирование

10

Итоговый контроль знаний

 Решение заданий самостоятельной работы учащихся* (по выбору и желанию каждого)


3                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Презентации,  проекты, доклады, рефераты                          

10

9 тем

35 ч

*ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

  1. Работа с рекомендуемой литературой.
  2. Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией.
  3. Самостоятельная работа по составлению задач и последующим их решением, выбор оптимального варианта решения задач.
  4. Составление проектов по предложенным темам.
  5. Составление компьютерных презентаций.
  6.  Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.
  7. Самостоятельное написание доклада или реферата по предложенной теме.
  8. Самостоятельный анализ и оценка своей деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  1. Физика в современном мире

Дата

Тип занятия

Тема занятия

1/1

Лекция

Роль и место физики в современном обществе.

Физика и НТП

2/2

Практическое занятие

Основные этапы развития физики

Области применения физики

3/3

Сообщения учащихся

 Методы изучения физики.

 Как работают естествоиспытатели.

  1. Определение физических понятий

Дата

Тип занятия

Тема занятия

4/1

Лекция

Сущность определений и их роль в науке.

Операционные определения.

5/2

Практическое занятие

Идеализированные объекты и абстрактные понятия.

Смысл физических понятий

6/3

Лекция

Тестирование

Развитие представлений о физических понятиях при изучении физики

  1. Физические величины и их единицы измерения

Дата

Тип занятия

Тема занятия

7/1

Лекция

Понятие о физической величине. Значение и размер физической величины. Наименования, определения и обозначения величин.

8/2

Практическое занятие.

Сообщения учащихся

Системы физических величин и их единиц измерения. Системные и внесистемные единицы.

9/3

Практическое занятие.

Сообщения учащихся

Измерение физических величин.

Виды измерений. Средства измерений. Эталоны единиц, образцовые средства измерений, образцовые вещества

10/4

Практическое занятие

Погрешность и точность измерений.

Дата

Тип занятия

Тема занятия

11/5

Практическое занятие

Кратные и дольные единицы. Приставки для образования кратных и дольных величин

12/6

Лекция

Тестирование

Метрология – наука об измерении физических величин.  Термины метрологии

4.Законы природы и их познание

Дата

Тип занятия

Тема занятия

13/1

Лекция

Сообщения учащихся

Обыденное и научное знание. Как возникло и сформировалось понятие закона природы

14/2

Лекция

Сообщения учащихся

Как создаются физические законы.

Как законы объясняют явления.

15/3

Лекция

Тестирование

Законы природы и законы науки

Законы науки и научные предсказания.

5.  Нобелевские премии по физике

Дата

Тип занятия

Тема занятия

16/1

Лекция

Сообщения учащихся

Из истории Нобелевских премий.

 Роль и значение Нобелевских премий.

17/2

Лекция

Сообщения учащихся

 Первые Нобелевские премии по физике.

Уроки толерантности в мире физики.

18/3

Семинар

Самоконтроль

Российские лауреаты Нобелевских премий по физике.

6. Физика и смежные дисциплины

Дата

Тип занятия

Тема занятия

19/1

Семинар

Связь физики с, химией, биологией, географией, археологией и  медициной.

20/2

Семинар

Связь физики с астрономией, метеорологией, математикой и техникой

21/3

Сообщения учащихся

Физики и лирики. Связь физики с литературой и историей.


7. Достижения и перспективы современной космонавтики

Дата

Тип занятия

Тема занятия

22/1

Сообщения учащихся

Роль космоса в жизни современного общества.

Космические исследования околоземного пространства

23/2

Семинар

Полёты к другим планетам.

Космическая техника

24/3

Сообщения учащихся

Самоконтроль

Влияние космоса на организм человека, на растения  и животных.

8. Физика и военная техника

Дата

Тип занятия

Тема занятия

25/1

Лекция

Роль физики в победе советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.

26/2

Семинар

Сообщения учащихся

Развитие военной техники.

Реактивная тяга и её использование в воздушной и наземной военной технике

27/3

Практическое занятие

Решение задач технического содержания

9. Решение нестандартных задач

Дата

Тип занятия

Тема занятия

28/1

Практическое занятие

Задачи по теме «Строение вещества»

29/2

Практическое занятие

Задачи по теме «Движение и силы»

30/3

Практическое занятие

Задачи по теме «Движение и силы»

31/4

Практическое занятие

Задачи по теме «Работа и мощность. Энергия»

32/4

Практическое занятие

Задачи по теме «Гидро- и аэростатика»

33/5

Тестирование

Задачи по курсу физики 7 класса

10. Итоговый контроль знаний

№ 34 – 35 - презентации,  проекты, доклады, рефераты  по темам курса                        

                       

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература для учащихся:

  1.  1001 задача по физике. / И.М.Гельфей, Л.Э.Гейденштейн, Л.А.Кирик.-   М.: Наука, 1996
  2. Задачи по физике. /Н.И.Гольдфарб. – М.: Дрофа, 1996
  3. Элементарная физика с примерами решения задач. / И.П.Гурский. – М.: Просвещение, 1984
  4. Сборник задач по физике. / С.М.Козел. - М.: Наука, 1998
  5. Сто великих чудес техники. / С.А.Мусский. – М.: Вече, 2003
  6. Сто великих учёных. / Д.К.Самин. – М.: Педагогика, 2002
  7. Сто великих Нобелевских лауреатов. / Д.К.Самин. – М.: Педагогика, 2002
  8. Энциклопедический словарь юного физика./ Сост. В.А.Чуянов. – М.: Педагогика – Пресс, 2002
  9. Энциклопедический словарь юного астронома./ Сост. Н.П.Ерпылев. – М.: Педагогика, 1986
  10. О природе: Кн. для учащихся 7 кл. / М.М.Балашов. – М.: Просвещение, 1991
  11. Занимательная физика. / Я.И.Перельман. – М.: Просвещение, 2001
  12. Биофизика на уроках физики. / Ц.Б.Кац. – М.: Просвещение, 1998
  13. Физическая олимпиада в 7 – 8 классах средней школы: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1997
  14. Физические факторы исторического процесса. /А.Л.Чижевский, М.: Просвещение, 1994
  15. Космодром «Байконур». /А.В.Ткачёв. М.: Знание, 1983
  16. Детская энциклопедия. / под ред. И.В.Петрянова. – М.: Просвещение, 1985
  17. Энциклопедия для детей. Техника. / Гл. редактор М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта +, 1999
  18. Беседы по физике. Учеб. пособие для учащихся. / М.И. Блудов. – М.: Просвещение, 1985


Литература для учителя:

  1. Физические парадоксы и занимательные вопросы. / Г.П.Макеева, М.С.Цедрик.-  Минск:  Издательство «Свет», 1988
  2. Диалоги о физике. / М.В..Кубель, С.Г.Касвинов. – Харьков: Издательство «Основа», 1990
  3. Физические величины и их единицы: Справ. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984
  4. Единицы физических величин. / Г.Д.Бурдун. – М.: Просвещение, 1997
  5. Определение физических понятий и величин. / Р.Ю.Волковыский. – М.: Просвещение, 1986
  6. Законы природы и их познание: Кн. для учителя.7 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2002
  7. Законы сохранения в физике. /В.М.Дерябин. – М.: Просвещение, 2000
  8. Учебный эксперимент в процессе формирования физических понятий: Кн. для учителя. / Т.Н.Шамало. – М.: Просвещение, 1986
  9. Задачи-вопросы по физике. Пособие для учителей. / В.К.Фурсов. – М.: Просвещение, 1977
  10. Техника в курсе физики средней школы. / А.Т.Глазунов. – М.: Просвещение, 1997
  11. Задачи по физике с техническим содержанием. / И.М.Низамов, под ред. А.В.Пёрышкина. – М.: Просвещение, 2004
  12. Экспериментальные задачи по физике. / Г.А.Бутырский, Ю.А.Сауров. – М.: Просвещение, 1998
  13. Электричество в мире химии. /Г.Я.Воронков. – М.: Знание, 1987
  14. История физики. / В.А.Ильин. – М.: Академия, 2003
  15. История физики. / И.С.Кудрявцев.- М.: Просвещение, 2006
  16. История физики в средней школе. / В.Н.Мощанский, Е.В.Савёлова. – М.: Просвещение, 1981
  17. Внеклассная работа по физике. /В.П.Синичкин. – Саратов: Издательство «Лицей», 2002
  18. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. / К.Э.Суори, перевод с английского, 1987
  19. Перекрёстки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1995

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "В согласии с миром и самим собой"

Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. Одна из очевидных задач школьного образования — помочь уче...

Авторская программа "Исследовательская деятельность"

   Рабочая программа является авторской. Она составлена на основе  многолетней опытно-экспериментальной работы, результаты которой неоднократно публиковали...

Программа «Исследовательская деятельность обучающихся по математике»

Программа "Исследовательская деятельность обучающихся по математике" предназначена для учащихся 10 -11 классов. Занятия проводятся во внеурочное время. Рассчитана на 34 часа. Проектно-исследовате...

Программа курса по выбору "Биогеографическая картина мира" (9 класс)

Биогеография устанавливает особенности размещения отдельных видов растений и животных, а также особенности флоры и фауны отдельных областей; выделяет системы соподчинённых биогеографических районов на...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...