Урок в 8 классе "Закон Ома на участке цепи"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Урок - экспериментальное обобщение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka.docx | 42.48 КБ |
prezentatsiya.ppt | 389.83 КБ |
prilozhenie_1_.docx | 59.46 КБ |
prilozhenie_2.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО | Монгуш Лиана Март-ооловна | |
Место работы | МБОУ « Хову-Аксмынская СОШ» | |
Должность | Учитель физики | |
Предмет | физика | |
Класс | 8а | |
Тема и номер урока в теме | № урока 40, Закон Ома для участка цепи | |
Базовый учебник | А.В. Перышкин. Физика 8 класс. М.: Дрофа,2013г |
- Цель урока: путем анализа опытных данных, сделать вывод о зависимости силы тока от напряжения и сопротивления участка цепи, познакомиться с простейшим способом определения сопротивления проводника, вывести при помощи экспериментальных данных сзакона Ома.
- Задачи:
Образовательная: (формирование познавательных УУД): формировать представление о зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и его сопротивления; механизме протекающих при этом процессов в проводнике под действием сил электрического поля. Формировать практические навыки.
Развивающая: (формирование регулятивных УУД): развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная: (формирование коммуникативных и личностных УУД): развивать познавательный интерес к предмету, создание условий для формирования мыслящей личности, способной к самовыражению. Бережливого отношения к школьному имуществу. Формирование сознательной дисциплины
Тип урока: урок эксперимент
- Методы обучения: 1. Словесный. 2. Наглядно-демонстрационный. 3.Практический. 4.Обощающий, 5.творческий. 6. контроль-самоконтроль. 7. Частично-поисковый .
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран. демонстрационный комплект по электричеству,. Презентация
- Межпредметные связи:
- Математика (использование математических формул, действий для осуществления расчетов, для выражения зависимости между физическими величинами, которые открываются в результате эксперимента, построение графиков зависимости).
- Информатика (работа на EXCEL, нахождение сведений о Георге Симоне Ом, справка о коротком замыкании).
- Технология (использование различных приборов).
- История (исторические сведения о Георге Оме, а так же историческая справка об истории открытия закона).
- Сценарий урока
- Психологическая установка и актуализация знаний
Сегодня вспомним все о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И напряжения проблемы,
Ученых, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, вольты, Омы!
Решим, расскажем, соберем,
Надеюсь, с пользой время проведем.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формируемые УУД | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите поселок после вашего ремонта без света. А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке. | Дать небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:
| 15 мин | Осуществляют актуализацию личного опыта. Выделяют существенную информацию | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы. Сотрудничать в паре и с учителем. | |
2 | Открытие новых знаний, самостоятельное проведение эксперимента | Карточки с заданиями каждой группе, лабораторный комплект по электричеству. Напомнить ТБ при работе с оборудованием | Мы постараемся выяснить, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка и как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. Для этого разобьёмся на две группы: первая будет находить зависимость силы тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении, вторая - зависимость силы тока от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. | На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить | 15 | Через хххххх минут вы должны ответить на вопросы: 1. Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении? 2. Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении? | Составлять план и последовательность действий по нахождению зависимостей. Анализировать и фиксировать полученные результаты. Уметь изменять силу токав цепи Строить графики на ЕХЕL? Делать выводы | Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Рассуждать, делать предположения. Сотрудничать в паре и с учителем. Обсуждать и планировать способ представления изученного материала. |
Физкультминутка | ||||||||
3 | Выводы экспериментов | Послушаем выводы 1 группы: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при Послушаем 2 группы: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при Это выражение называется законом Ома для участка цепи. Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”. | Структурировать знания, выделять существенную информацию R = const, I~ U.. U = const, I ~ 1/R. | 5 мин | Взаимодействовать с учителем и учащимися во время фронтального опроса. Получать необходимую информацию отстаивать свою точку зрения в диалоге. | Создание условий для безопасного проведения эксперимента, аккуратность, внимательность. | Взаимодействовать с одноклассниками. при этом отстаивать свою точку зрения. | |
4 | Историческая справка. | Организует работу с Интернетом Информация Георг Симон Ом Чем меньше сопротивление, тем больше сила тока, если сопротивление очень мало, то сила тока неограниченно возрастает. Такая ситуация возникает при коротком замыкании, когда две точки цепи, находясь под напряжением соединены коротким проводником с очень малым сопротивлением. Это очень опасно, так как может привести к повреждению прибора, пожару, поражению электрическим током и другим неприятным и опасным последствиям. | Нахождение информации Нахождение информации о коротком замыкании | 5мин | Уметь представлять информацию в, выстраивать поиск решения заданий ТБ во время возгорания электроприборов при коротком замыкаии | Уметь анализировать степень усвоения. Уметь проводить коррекцию. | ||
рефлексия | Каждому выдается тест | Проведение теста, Что понравилось на уроке? Что вы хотели выполнить ещё раз? Поставьте себе оценки в таблицу, и мы увидим, справились ли с поставленной задачей на уроке или нет? | Выполняют тестовую работу, анализируют свою работу. | Взаимодействуют с учителем, отстаивают свою точку зрения | Уметь анализировать степень усвоения. Уметь проводить коррекцию. | |||
5 | Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Слушают рекомендации учителя по домашнему заданию. Записывают в дневник. | 3 мин | Выделяют существенную информацию |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? Открыть закон Ома экспериментальным методом Познакомиться с биографией Георга Симона Ом Научиться c его помощью объяснять явление короткого замыкания
В любой науке, в любом искусстве лучший учитель опыт Мигель де Сервантес Сегодня вспомним все о токах – Заряженных частиц потоках. И про источники, про схемы, И напряжения проблемы, Ученых, чьи умы и руки Оставили свой след в науке, Приборы и цепей законы, Кулоны, вольты, Омы! Решим, расскажем, соберем, Надеюсь, с пользой время проведем
Основные величины, характеризующие электрическую цепь. Название Обозначение Единица Измерения Прибор измерения Напряжение U 1В Вольт Вольтметр Сила тока I 1А Ампер Амперметр Сопротивление R 1 Ом Омметр
Вопрос первой группе: Как зависит сила тока в цепи от напряжения при постоянном сопротивлении? U, B I, A R, Oм const const const 1. Собрать схему, представленную на рисунке. 2. Изменяя реостатом силу тока в цепи, найти соответствующее значение напряжения и заполнить таблицу. 3. Построить график зависимости силы тока от напряжения.
Вопрос второй группе: Как зависит сила тока в цепи от сопротивления при постоянном напряжении? U, B I, A R, Oм const const const 1. Собрать схему, представленную на рисунке. 2. Изменяя сопротивление участка цепи R, найти соответствующую силу тока и заполнить таблицу. 3. Построить график зависимости силы тока от сопротивления.
Выводы: Первая группа – R = const, I~ U Вторая группа – U = const, I ~.
Тогда сможем записать
Это выражение называется законом Ома для участка цепи Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению
Георг Ом (1787-1854) Родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей. В 1825 году он представил научному миру плоды своего труда в виде статьи, которую озаглавил “Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят электричество”. Сейчас это сообщение мы называем законом его имени. В честь этого ученого также названа единица сопротивления.
Решение расчетных задач Теперь включим моток проволоки сечением 1 мм 2 и длиной 60 м. Сопротивление такой проволоки приблизительно равно 1 ОМ, тогда какой будет сила тока в цепи? Решение: I=U/R I=220 B/1Oм=220А Это большой ток, он, конечно, сожжёт предохранительные пробки, может натворить других больших бед: испортить не только проводку, но и вызвать пожар.
Теперь МЫ знаем: ! Чем БОЛЬШЕ напряжение в цепи, тем БОЛЬШЕ сила тока. ! Чем БОЛЬШЕ сопротивление проводника, тем МЕНЬШЕ сила тока в цепи. ! При возникновении короткого замыкания возрастает сила тока, а количество выделяющейся при этом теплоты пропорционально квадрату тока.
Домашнее задание § 44
Предварительный просмотр:
Тест:
Вариант 1
1. Как зависит сила тока от сопротивления проводника?
А. Сила тока прямо пропорциональна сопротивлению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению.
В.. Сила тока равна сопротивлению
Г. Этой зависимости нет
2. Математическая запись закона Ома
А. Б. В. I= UR Г.
3. В электрической цепи амперметр показывает 3 А, а вольтметр 6 В. Чему равно сопротивление резистора?
А. 2 Ом. Б. 0,5 Ом. В. 18 Ом Г. 3 Ом.
4. Напряжение на концах проводника увеличилось вдвое. Как изменилась сила тока, протекающего в проводнике?
А. Уменьшилась в 2 раза В. Увеличилась в 2 раза
Б. Не изменилась Г. Уменьшилась в 1,5 раза
5. Можно ли электрическую лампу, рассчитанную на напряжение
127 В, включать в цепь с напряжением 220 В?
А. Нельзя. Сила тока в цепи превысит допустимое значение, и лампа перегорит
Б. Можно. Ничего не произойдет
В. Можно, но только в цепях с постоянным током.
Вариант 2
1. Как зависит сила тока от напряжения проводника?
А. Сила тока пропорциональна напряжению.
Б. Сила тока обратно пропорциональна напряжению.
В. Этой зависимости нет. Г. Сила тока равна напряжению
2. Формулировка закона Ома.
А. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротив лению и обратно пропорциональна напряжению на этом участке.
Б. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
В. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна его сопротивлению и напряжению на этом участке.
Г. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна произведению его сопротивления и напряжения на этом участке.
3. Сила тока электрической лампы 0,5 А, сопротивление спирали 10 Ом. Найти напряжение на концах спирали.
А. 8,5 В Б. 20 В. В. 0,05 В Г. 5 В.
4. Необходимо вдвое уменьшить силу тока в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?
А. Увеличить напряжение в 2 раза
Б. Вдвое уменьшить сопротивление.
В. Уменьшить напряжение в 2раза Г. Ничего не делать.
5. Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах?
А. Сопротивление зависит от силы тока и напряжения
Б. Зависит от напряжения.
В. Не зависит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"
Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...
Опорные модули к уроку физики в 10 классе "Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление"
Опроные учебные модули по физике входят в комплекс модулей по изучению физики в старшей школе в услвиях использования блочно-модульной технологии. Материал выполнен в текстовом редакторе OpenOffice 3....
Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс
откртый урок по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс). Урок для изучения нового материалаЦель: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка...
План конспект урока с использованием ЭОР "Закон Ома для участка цепи."
Урок - исследование с использованием электронных образовательных ресурсов....
Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"
Ознакомить учащихся с формулировкой и формулой закона Ома для участка цепи. Научить приемам исследовательской работы, экспериментально находить ...
конспект урока тема: "Закон Ома для участка цепи"
Данная разработка конспекта урока к учебнику физика-8 под ред. А.В.Пёрышкин....
Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»
Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART Notebook на уроках физики....