Элективный курс 9 - 11 класс
материал по физике (9 класс) на тему
Краткое описание элективного курса "Загадки земного магнетизма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10_-_11_klass.doc | 42 КБ |
polyarnye_siyaniya_i_ikh_priroda.prezentatsiya.ppt | 429 КБ |
uchenye_izuchavshie_magnitnoe_pole_zemli.ppt | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Загадки земного магнетизма»
Листочкина Н.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
666788, Усть-Кут, ул. Речников, 40
(электронный адрес)
Современное образование считает приоритетным направлением в процессе обучения развивать личность ученика. Оно ставит перед учителем задачу организовывать уроки так, чтобы реализация познавательных целей обеспечивала максимальное развитие и воспитание учащихся.
Общество все больше и больше испытывает потребность в интеллектуально развитых, творческих молодых людях. Однако результаты исследований психологов и наблюдения педагогов свидетельствуют о том, что показатели развития интеллектуальных способностей школьников не являются высокими и требуют особого внимания со стороны учителей и родителей. Поэтому появляется потребность во введении в образовательный процесс дополнительных занятий в виде элективных и факультативных курсов.
Однако количество школьных учебных предметов и элективных курсов очень мало по сравнению с множеством специальностей и видов практической деятельности. Поэтому любой элективный курс физики, да и по другим предметам, не должен быть ориентирован только на тех школьников, которые собираются выбрать профиль, связанный с углубленным изучением физики. Более разумно так выбрать содержание элективных занятий и методы обучения, чтобы курс был привлекательным для учащихся с различными интересами, склонностями и жизненными устремлениями.
Прежде, чем предлагать программу данного элективного курса, стоит сказать о том, с какой целью он был создан. Данный курс был составлен для того, чтобы помочь учащимся 9 и 11 классов в выборе профиля, который будет являться основополагающим при выборе профессии.
Проблема исследования: недостаточность достоверной информации у учащихся о магнитном поле планеты Земля.
Цель работы: разработать и адаптировать в ходе апробации элективный курс «Загадки земного магнетизма».
Гипотеза исследования: всестороннее изучение темы «Магнитное поле планеты Земля» позволит отобрать достоверный материал по данной теме (решить поставленную проблему) и на его основе разработать программу элективного курса, который позволит закрепить знания учащихся, полученные на уроках базового курса и развить познавательный интерес к предмету за счет знаний, выходящих за рамки школьных учебников.
Задачи работы:
- Изучить, проанализировать научную литературу и материалы сайтов в сети Интернет с целью самообразования и на этой основе произвести отбор достоверной информации для передачи ее учащимся;
- Разработать программу и содержание элективного курса «Загадки земного магнетизма»;
- Адаптировать данную программу для учащихся разного уровня учебной подготовки;
- Провести апробацию элективного курса с целью выяснения его актуальности, практической значимости и дидактической ценности.
Актуальность работы: Работы по изучению земного магнетизма были начаты с III века до нашей эры и продолжаются до сих пор. Ещё очень много загадок таит в себе магнитное поле нашей планеты. Но даже те открытия, которые уже сделаны и информация о них может быть интересна современным школьникам, остаются за пределами школьных учебников. В учебниках С.В. Громова «Физика-9» и «Физика-11» данной характеристике нашей планеты отводится всего по одному абзацу. Этого безусловно недостаточно для того, чтобы дать учащимся полную и достоверную информацию по этому вопросу. Тем более что эти учебники убраны из списка Федерального стандарта Министерства образования РФ. В учебниках Г.Я. Мякишева и Б.Б. Буховцева этот вопрос вообще не затрагивается. Курс астрономии, начиная с этого года убран из программы базового уровня, и его часть входит в программу учебного курса уже упомянутых учебников Г.Я. Мякишева и Б.Б. Буховцева «Физика-11», но там как уже было отмечено нет материала по данной теме. Поэтому, я считаю необходимым ввести в 9 и 11 классах элективный курс «Загадки земного магнетизма», который позволит учащимся на более качественном уровне усвоить тему базового курса «Магнитное поле и его свойства» и расширить данное понятие с помощью знаний о магнитном поле Земли и его проявлениях.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что упомянутый элективный курс необходимо ввести для того, чтобы повысить мотивацию к изучению физики как предмета, которая ввиду сложности науки очень низка. Данный элективный курс позволит повысить уровень качества знаний, полученных на уроках базового курса и поможет учащимся разобраться в сути рассматриваемых явлений. Все вышеизложенное определило актуальность темы исследования.
Программа элективного курса по физике «Загадки земного магнетизма» разработана для учащихся 9 и 11 классов и носит межпредметный характер, так как связывает между собой такие науки, как физика, география, биология и астрономия. Данный курс состоит из трех модулей и рассчитан на 16 часов.
Рассмотрим содержание каждого модуля:
а) в первом модуле рассматриваются следующие темы: магнитное поле и его характеристики, опытное объяснение магнитных явлений и выполняется лабораторная работа «Определение магнитной индукции магнитного поля Земли баллистическим методом».
б) во втором модуле рассматриваются темы: история изучения, происхождение и общая характеристика магнитного поля планеты Земля, изучаются такие явления, как полярные сияния и магнитные бури, учащиеся познакомились с профессиями, которые используют в своей практической деятельности знания о магнитном поле Земли.
в) в третьем модуле рассматриваются темы: практическое значение магнитного поля планеты Земля и проводится конкурс творческих работ – написание сочинений «Зачем человеку магнитное поле планеты Земли?» и составление кроссвордов по данной теме.
Программа курса не только ориентирует учащихся на углубленное изучение физики, географии, биологии и астрономии, но и знакомит с отдельными профессиями, связанными со знанием этих наук. В частности, предполагается проведение обзорной лекции, знакомящей учащихся с применением понятия магнитного поля планеты Земля в инженерных профессиях.
Данный элективный курс имеет техническое оснащение. Мною разработаны электронные презентации по темам:
- Электронный курс «Загадки земного магнетизма» (представление курса);
- Ученые – первопроходцы в изучении земного магнетизма;
- Полярные сияния и условия их возникновения;
- Магнитные бури и условия их возникновения.
Также на занятиях курса используются DVD диски производства ВВС (США):
- Ядро Земли;
- Солнце.
Технические средства обучения позволяют активировать познавательный интерес учащихся к предмету и мотивацию к его изучению.
Выводы по апробации:
Данный элективный курс в 2008 – 2009 учебном году прошел апробацию в МОУ СОШ № 4 г. Усть-Кута и по ее результатам можно сделать следующие выводы о том, что содержание курса позволяет:
- повысить мотивацию к изучению физики;
- повысить познавательный интерес к физике, как к науке;
- расширить кругозор учащихся за счет интегрирования знаний учащихся из различных наук (физика, биология, география и астрономия);
- развивать формирование «физического мышления»: умения выдвигать гипотезы, пытаться их объяснить с помощью полученных знаний и физических теорий;
- повысить уровень самообразования учителя.
Предложение администрации МОУ СОШ № 4: продолжить занятия элективного курса «Загадки земного магнетизма».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Полярные сияния - свечение верхних разреженных слоев атмосферы, вызванное взаимодействием атомов и молекул на высотах 90—1000 км с заряженными частицами больших энергий (электронами и протонами), вторгающимися в земную атмосферу из космоса. Различают четыре типа полярных сияний: Однородная дуга – светящаяся полоса имеет наиболее простую, спокойную форму. Она более яркая снизу и постепенно исчезает кверху на фоне свечения неба. Лучистая дуга – лента становится несколько более активной и подвижной, она образует мелкие складки и струйки. Лучистая полоса – с ростом активности более крупные складки накладываются на мелкие. Однородное диффузное пятно.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Однородная и лучистая полосы.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Однородная полоса.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Лучистая полоса.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Корона.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ТИПЫ ПОЛЯРНЫХ СИЯНИЙ: Фотография полярных сияний различных форм и структур. Диффузное однородное пятно.
У других планет также есть магнитное поле: об этом говорит наличие на них полярных сияний (например, полярное сияние на Юпитере – снимок сделан в ультрафиолете):
Проявление полярных сияний на Сатурне:
Полярные сияния, полученные в лаборатории (лабораторная модель):
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фалес Милетский ( 624 - 546 до н.э ) – великий мыслитель древности. Д ревнегреческий философ, основатель Милетской школы философии, одной из первых зафиксированных философских школ. Фалес происходил из знатного рода. Занимался политикой и торговлей (нажил состояние на аренде маслодавилен – но лишь ради того, чтобы показать, что философу разбогатеть не трудно). В области науки Фалесу принадлежит заслуга в определении времени солнцестояний и равноденствий, в установлении продолжительности года в 365 дней, открытие факта движения Солнца по отношению к звездам.
Уильям Гильберт ( 1544 –1603 г.г. ) – первопроходец в изучении магнитного поля Земли У. Гильберт предполагал, что Земля представляет собой большой магнит. Чтобы подтвердить это предположение, Гильберт проделал специальный опыт. Он выточил из естественного магнита большой шар. Приближая к поверхности шара магнитную стрелку, он показал, что она всегда устанавливается в определенном положении, так же как стрелка компаса на Земле. У. Гильберт описал явление магнитной индукции, способы намагничивания железа и стали и так далее. Книга Гильберта явилась первым научным исследованием магнитных явлений.
Г.Х. Эрстед ( 1777 – 1851 г.г.). – великий датский ученый Эрстед открыл, что если над проводником, направленным вдоль земного меридиана, поместить магнитную стрелку, которая показывает на север, и по проводнику пропустить электрический ток, то стрелка отклоняется на некоторый угол.
А.М.Ампер ( 1775 - 1836 г.г.) – великий французский ученый В 1820 году А.Ампер предположил, что магнитные явления вызываются взаимодействием электрических токов. Каждый магнит представляет собой систему замкнутых электрических токов, плоскости которых перпендикулярны оси магнита. Взаимодействие магнитов, их притяжение и отталкивание, объясняются притяжением и отталкиванием, существующими между токами. Земной магнетизм также обусловлен электрическими токами, которые протекают в земном шаре. Эта гипотеза требовала опытного подтверждения и Ампер проделал целую серию опытов для ее обоснования.
А.Л. Чижевский — ученый, изучавший влияние магнитного поля Земли на живые организмы Александр Леонидович Чижевский в 1931 году написал книгу "Земля в объятьях Солнца". В ней впервые было прослежено влияние солнечной активности - "космической погоды" - на биологические и социальные явления: изменение численности животных, возникновение эпидемий и даже начало войн и революций. Сегодня многое из этой работы имеет скорее исторический интерес, но солнечно-земные связи, о которых впервые заговорил А. Л. Чижевский, привлекают все более пристальное внимание исследователей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...