2.Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Наглядная геометрия» предназначена для работы в 6 «Б» классе общеобразовательной школы. Основой данной рабочей программы по наглядной геометрии для 5-6-х классов является авторская программа Т.Г.Ходот и А.Ю.Ходот «Наглядная геометрия» ( Математика. Наглядная геометрия: кн.для учителя:5-6кл./Т.Г.Ходот,А.Ю.Ходот.О.А.Дмитриева.-М.:Просвещение,2009
Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности. Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. По нашему убеждению и по опыту многих учителей, разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению школьниками геометрии. Одним из способов такого разделения является двукратное изучение курса геометрии. Первая ступень изучения — интуитивная — основана на системе общих представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений - как набор образов, готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности, в частности в дальнейших более серьезных занятиях геометрией. Это — ядро, сердцевина геометрического образования, формируемое вне зависимости от программы, учителя, отношения ученика к предмету. Основы системы геометрических представлений заложены в человеке самой природой и развиваются, начиная с первых дней его жизни. Школьная геометрия может и должна укрепить это ядро, заполнив пустоты в системе представлений, сделав ее универсально функциональной, непротиворечивой, пополняемой в процессе продолжения образования. В школе это ядро наращивается за счет остаточных знаний при изучении предмета, а в дальнейшем - за счет бытовых и профессиональных навыков и опыта, являясь существенным элементом общей образованности и культуры. Вторая ступень — логическая, опирающаяся на первую, построена на системе абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и о логических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту ступень геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без предварительного уверенного “взятия” первой ступени), и зачастую не столько из-за отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее преодолении. Сегодня в школе геометрия обрушивается на учащегося лавиной совершенно чуждых его “гуманитаризированному” сознанию терминов и логических конструкций, вызывая мотивационный вакуум. Интуитивная геометрическая база среднего ученика настолько скудна и бессвязна, а методические возможности среднего учителя по ее актуализации и формированию настолько несовершенны, что в целом можно говорить о “геометрическом коллапсе”, наблюдающемся в российской школе. В итоге после ее окончания уровень общих геометрических представлений ученика почти не меняется по сравнению с дошкольным, а пополняется лишь обрывками знаний, относимых нами ко второй ступени. Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.
Цели курса “Наглядная геометрия”Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на: - развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи курса “Наглядная геометрия” Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент. Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”. На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач. Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в год (1 час в неделю). Так как авторская программа рассчитана на 32 учебных часа в год, то распределение учебного времени было увеличено на составление творческих работ учащихся в количестве 3 часов.
№ | Тема | Кол-во часов | | Взаимное расположение прямых на плоскости. Симметрия | 9 | | Многогранники | 9 | | Точки на координатной плоскости | 5 | | Замечательные кривые | 9 |
| Творческие работы учащихся | 3 | Итого | 35 |
3.Требования к уровню подготовки учащихся:- знать: простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол), пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур.
- уметь: строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | № пункта | Дата проведения | Взаимное расположение прямых на плоскости. Симметрия (9 часов) | По плану | фактическая | 1-3 | Симметричные фигуры. Симметрия помогает решать задачи | 29,32 |
|
| 4-5 | Зеркальное отражение | 28 |
|
| 6-7 | Параллельность и перпендикулярность | 20 |
|
| 8-9 | Параллелограммы | 21 |
|
| Многогранники (9 часов) |
|
| 10-11 | Правильные многогранники | 8 |
|
| 12-13 | Фигурки из кубиков и их частей | 19 |
|
| 14 | Геометрический тренинг | 14 |
|
| 15-16 | Окружность | 13 |
|
| 17-18 | Одно важное свойство окружности | 33 |
|
| Точки на координатной плоскости (5 часа) |
|
| 19-21 | Координаты… Координаты… Координаты… | 22 |
|
| 22 | Зашифрованная переписка | 17 |
|
| 23 | Лабиринты | 26 |
|
| Замечательные кривые (9 часов) |
|
| 24-26 | Замечательные кривые | 24 |
|
| 27-28 | Кривые Дракона | 25 |
|
| 29-30 | Задачи, головоломки, игры | 18 |
|
| 31-32 | Геометрические головоломки | 9 |
|
| 33-35
| Защита творческих работ |
|
|
|
5.Содержание программы учебного курсаСимметрия. Взаимное расположение прямых на плоскости. (9 часов) Основная цель: познакомить учащихся с понятием симметрия, с видами симметрии, рассмотреть взаимное расположение прямых на плоскости. Симметричные фигуры. Симметрия помогает решать задачи. Зеркальное отражение. Параллельность и перпендикулярность. Параллелограммы. Многогранники (9 часов) Основная цель: рассмотреть правильные многогранники, показать развертки правильных многогранников Правильные многогранники. Фигурки из кубиков и их частей. Геометрический тренинг. Окружность. Одно важное свойство окружности. Точки на координатной плоскости (5 часа) Основная цель: познакомить с понятием координатной плоскости, рассмотреть игры связанные с координатами. Координаты… Координаты… Координаты… Зашифрованная переписка. Лабиринты. Замечательные кривые (9 часов) Основная цель: познакомить поистине с замечательными кривыми, населяющими мир геометрии. Замечательные кривые. Кривые Дракона. Задачи, головоломки, игры. Геометрические головоломки.
6.Формы и средства контроля Возможны различные подходы к выбору форм контроля оценки знаний. При выборе традиционного подхода к организации занятий вполне приемлема зачетная или тестовая форма. В конце каждого раздела курса можно использовать вопросно-ответные упражнения. При дифференцированном подходе можно оценивать по 5 бальной системе, с отметкой в классном журнале. Контрольные и самостоятельные работы берутся из книги для учителя. В 6 «Б» классе будет использоваться дифференцированный подход по 5 бальной системе, с отметкой в классном журнале. 7.Перечень учебно-методических средств обучения. 1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5 – 6 класс. М.: Дрофа, 2000 г. 2.Математика. Наглядная геометрия: кн.для учителя:5-6кл./Т.Г.Ходот,А.Ю.Ходот.О.А.Дмитриева.-М.:Просвещение,2008 - Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2006.
|