Учебный проект "Здоровье"
проект по физике (9 класс) на тему

Мальцева Наталья Викторовна

Программа разработана в соответствие с социальным заказом общества. Концепция нового человека предъявляет требования к самому человеку, как регулятору своего здоровья, и участнику его формирования. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей не могла не сказаться на развитии воспитательной системы школы. Серьезные проблемы, встающие на пути современного воспитания, идут не из школы, а в школу. Три основные проблемы современной школы: 1) при достаточно хорошей предметной подготовке крайне низкий уровень встраивания молодежи в общественную и производственную (социальную) жизнь;

2) катастрофически снижающийся уровень здоровья молодежи;

3) агрессивное воздействие на молодежь, выраженное в широкомасштабной агрессии, пошлости и примитивизма, наступлении наркотиков и алкоголя, в романтизации криминальной жизни.

            Концепция модернизации российского образования и, как следствие, стандарты второго поколения, ставят задачу существенных изменений в сфере образования, вызванную ускорением типов развития общества, расширением возможностей социального выбора, ростом глобальных проблем, которые могут быть решены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Российскому обществу нужны образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorove.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Гимназия № 8»

ПРОЕКТ «Здоровье»

Разработала:

 учитель физической культуры Мальцева Н.В.

г. Пермь,

2014 г

ПРОГРАММА   «ЗДОРОВЬЕ».

«В здоровье – залог мудрости и счастья»

Эмиль Золя.

Пояснительная записка.

        Программа разработана в соответствие с социальным заказом общества. Концепция нового человека предъявляет требования к самому человеку, как регулятору своего здоровья, и участнику его формирования. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей не могла не сказаться на развитии воспитательной системы школы. Серьезные проблемы, встающие на пути современного воспитания, идут не из школы, а в школу. Три основные проблемы современной школы: 1) при достаточно хорошей предметной подготовке крайне низкий уровень встраивания молодежи в общественную и производственную (социальную) жизнь;

2) катастрофически снижающийся уровень здоровья молодежи;

3) агрессивное воздействие на молодежь, выраженное в широкомасштабной агрессии, пошлости и примитивизма, наступлении наркотиков и алкоголя, в романтизации криминальной жизни.

        Концепция модернизации российского образования и, как следствие, стандарты второго поколения, ставят задачу существенных изменений в сфере образования, вызванную ускорением типов развития общества, расширением возможностей социального выбора, ростом глобальных проблем, которые могут быть решены лишь при условии формирования у молодого поколения современного мышления, характеризующегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Российскому обществу нужны образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.

        Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

         Сохранение и укрепление здоровья учащихся происходит через реализацию программы здоровья. Она представляет практическое руководство для администрации, учителей-предметников, классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, которые реализуют целенаправленную работу по организации здоровьесберегающих направлений деятельности гимназии. Программа является основой для самостоятельного планирования работы в классе, подготовки к урокам, тренингам, классным часам, родительским собраниям, различным формам воспитательной и учебной работы, и индивидуальному психологическому консультированию.

        Цель программы «Здоровье»:

        Организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание происходит без нанесения ущерба здоровью детей, и формирование здоровьесберегающей среды гимназии.

        Задачи программы:

  1. Формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни всех участников образовательного процесса;
  2. Обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности гимназии, гарантирующего оптимальные условия обучающимся;
  3. Организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих  технологий, здорового образа жизни;
  4. Формирование необходимых знаний, умений, навыков ЗОЖ;
  5. Профилактика наркозависимости, алкоголизма и табакокурения ;
  6. Формирование потребностей к занятиям физической культурой и спортом;
  7. Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.

        Принципы реализации программы:

  1. Принцип не нанесения вреда – одинаково первостепенен и для медиков, и для учителей, и для родителей.
  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

Все происходящее в гимназии от разработки планов и программ до проверки их выполнения (включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д.) – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей.

  1. Принцип триединого представления о здоровье.

Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.

  1. Принцип непрерывности и преемственности.

Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в гимназии не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке.

  1. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.

Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача учителя – максимально содействовать ему  в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа – необходимость индивидуального подхода к учащемуся.

  1. Принцип комплексности и междисциплинарности.

Только тесное, согласованное воздействие педагогов, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.

  1. Принцип медико-психологической компетентности учителя.

Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико-валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностных ориентаций у педагогов. Эффективно работающих педагог – это всегда и хороший психолог.

  1. Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).

Один из важнейших педагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

  1. Принцип приоритета активных методов обучения.

Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровьесбережения. Эффект достигается за счет снижения риска появления у учащихся переутомления и несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс познания.

  1. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

Отсутствие у ребенка, подростка чувства такой ответственности сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.

  1. Принцип отсроченного результата.

Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.

  1. Принцип контроля за результатами.

Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей гимназии (проведение диагностики и мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя. Важно, как ученик усвоил, интересно ли ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации.

        Можно выделить несколько компонентов здоровья:

  1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека;
  2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма;
  3. Психическое здоровье – состояние психической сферы душевного комфорта;
  4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Направления работы программы.

Направления работы

Сохранение

психического и нравственного здоровья

Формирование ЗОЖ, обеспечение безопасности жизнедеятельности и профилактика вредных привычек

Организация спортивно-массовых мероприятий

Сохранение физического и соматического здоровья

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса. Проведение ПМП консилиумов.

Разработка и проведение тематических уроков здоровья по всем возрастам.

Расширение системы традиционных спортивно-оздоровительных массовых мероприятий и соревнований.

Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий УВП. Поддержание санитарно-гигиенического режима в гимназии (световой, тепловой, проветривание, состояние мебели, окон.

Разработка и внедрение программы психолого-педагогической поддержки и коррекции для участия с проблемами в обучении и воспитании.

Месячник по безопасности жизнедеятельности детей.

Сотрудничество с центром развития гражданской активности и формирование социальной безопасности.

Вовлечение в активную деятельность учащихся, родителей и педагогов.

Совершенствование ЗС организации учебного процесса, создание условий для сохранения условий на уроке.

Сопровождение учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов для их эффективной адаптации к новым условиям обучения.

Организация и участие в семинарах, конференциях по здоровьесбере-жению.

Туристический слет: 1-4, 5-11 классы.

Эстетическое оформление интерьера класса, школы (информационные стен-ды, озеленение, выстав-ки, смотр кабинетов).

Мониторинг психического здоровья учащихся. Создание базы данных психического развития обучающихся.

Тестирование учащихся по выявлению вредных привычек употреблению ПАВ. Система работы по профилактике употребления ПАВ.

Осенний кросс: начальная, средняя, старшая школы.

Рациональное расписание уроков, недопущение перегрузок.

Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологического развития и здоровьесбережения.

Проведение семинаров, бесед, лекций, тренингов, собраний по пропаганде ЗОЖ для учителей и родителей.

Районные игры «Золотая осень».

Внедрение здоровьесбеоегающих технологий обучения и воспитания.

Оформление индивидуальных карт развития и психического здоровья учащихся.

Организация активного отдыха на переменах на свежем воздухе (подвижные и музыкальные игры).

Соревнования, турниры по шашкам и шахматам.

Организация горячего питания, витаминизация и фитотерапия.

Занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х и 11-х классов по подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Туристические походы, сплавы по рекам Урала.

Первенство школы и района по перестрелке, баскетболу, волейболу, футболу, гимнастике.

Игры ШБЛ.

Оценка физического развития учащихся по группам здоровья, создание базы данных физического развития и подготовленности. Создание групп СМГ для занятий ЛФК.

Определение занятости учащихся в спортивных секциях.

Тематические беседы, лекции, встречи с военнослужащими и ветеранами.

Туристический слет. Выезды классами на туристические базы.

Соревнования по лыжным гонкам.

Проведение диспансеризации коллектива учащихся и педагогов.

Беседы и тренинги врачей-специалистов и психиатров с обучающимися.

Выставки рисунков, плакатов, литературы по профилактике ПАВ.

Рождественский турнир по баскетболу на приз Деда Мороза.

Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся в начале и в конце учебного года.

Организация волонтерского движения. Набор учащихся 5-11-х классов в волонтерский отряд.

Работа школьников в детских общественных организациях.

Новогодние веселые старты 1-4 классы.

Контроль за соблюдением режима дня и санитарно-гигиеническими требованиями.

Работа волонтерского отряда «Дорога добра».

Создание и работа профильного отряда «Экоград».

Школьные, районные спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Фестиваль здоровья и спорта.

Организация работы кабинета психолого-физиологической разгрузки. Дыхательная гимнастика, ЛФК по заболеваемости, релаксация, аутогенная тренировка, стретчинг.

Выездные лагеря актива волонтерского движения.

Разработка и внедрение проектов экологической направленности.

Военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница».

Легкоатлетичес-кая районная эстафета к 9 мая.

Внедрение программы оздоровительной работы с учащимися: прогулки и экскурсии, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, занятия танцами, ритмикой, физкультминутки.

        В гимназии создана «Служба здоровья», в которую входят специалисты, курирующие различные направления работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Обеспечение реализации программы «Здоровье»

Кадровое

Организаци-онно-норматив-ное

Информа-ционное

Научно-методическое

Психолого-педагоги-ческое

Материально-техническое

-Директор

-Зам.директора по ВР

-Медицинские работники

-Социальный педагог

-Психолог

-Преподаватель физической культуры

-Инструктор ЛФК

-Преподаватель ритмики

-нормативно-правовая документация разных уровней:

-программы,

-планы;

-положения;

-проекты;

-справки;

-локальные акты.

-медиацентр;

-библиотечно-справочная служба;

-методические кабинеты;

-сайт гимназии;

-газета «Большая перемена».

-большой педсовет;

-малый педсовет;

-НМС;

-творческие лаборатории;

-семинары;

-НПК;

-консульта-ции;

-родитель-ские конференции;

-самообразо-вание.

-психолого-педагоги-ческое и медико-со-циальное сопровож-дение учебного процесса;

-ПМП консилиум;

-совет профилак-тики.

-медицинский кабинет;

-аппараты для физиопроцедур;

-большой и малый спортивные залы;

-тренажерный зал;

-лыжная база;

-спортивные пло-щадки во дворе;

-спорт-инвентарь;

-лекарственные препараты;

-кабинеты психолога и социального педагога;

-ТСО;

-столовая;

-библиотека;

-учебно-методи-ческая литература.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня здоровья всех участников образовательного процесса.
  2. Повышение уровня компетентности всех участников образовательного процесса в применении здоровьесберегающих технологий и формировании ЗОЖ.
  3. Формирование системы внутришкольного контроля по проблемам здоровья и здорового образа жизни учащихся и сотрудников.
  4. Создание оптимальных условий для занятия физической культурой, ЛФК и спортом на базе гимназии.
  5. Налаживание системы работы с городскими службами для снижения уровня заболеваемости гимназистов и сотрудников.

        В ходе реализации программы должен быть определен уровень компетентности учащихся в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования РФ. На основании ключевых образовательных компетенций была разработана модель выпускника в рамках программы.

Уровень компетентности выпускника основного общего образования в процессе реализации программы «Здоровье».

Результаты

Виды здоровья

Физическое

Психическое

Социальное

Нравственное

Метапред-метные результаты.

Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и саморегуляции человека. Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, макси-мальная адаптация к окружающей среде (управление движениями, управление процессами в теле).

Понимание развития сознания и мышления, внутренней моральной силы, побуждающей к созидательной деятельности (управлению сво-ими ощущениями и внутренними состояниеми).

Понимание морального самообладания, адекватной оценки своего «Я», самоопре-деления личности в оптимально-социаль-ных условиях микро- и макросреды (в семье, школе, соци-альной группе). Понимание интел-лекта как управления мыслью и размыш-лениями, направлен-ными на совершен-ствование позитив-ных и нравственно-духовных ценностей.

Бережное отноше-ние к собственному здоровью и здоровью окружа-ющих. Понимание комплекса характе-ристик мотивации-ионной и потребно-стно-информатив-ной сферы, что определяется сис-темой ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Понимание  духов-ности (общече-ловеческие истины: добро, красота, лю-бовь, милосердие).

Предметные результаты.

Знание анатомии, физиологии человека, строение и функции всех органов и систем организма человека. Знание физиологических процессов во время выполнения ФУ.

Знание психических процессов человека, темперамента, характера человека, рефлексов (осознанных и неосознанных действий). Имеет знания о чувствах и эмоциях, самооценке, уровне притязаний, тревожности, агрессивности и работоспособности.

Способность  интересно и доступно излагать знания о ЗОЖ, формулировать цели и задачи ЗОЖ, аргументировано вести диалог по основам организации и ведения ЗОЖ. Знать о профилактике вредных привычек и различных заболеваний.

Способность проявлять инициативу и творчество при организации различных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, умение оказать помощь при освоении знаний и умений. Способность проявлять дисциплинированность и уважение к окружающим.

Личностные результаты.

Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжений. Понимание своих физических параметров, склонностей и способностей.

Владение знаниями о собственном темпераменте, о чертах своего характера. Владеет навыками логических операций, может долго сохранять свое внимание, систематизировать и  классифициро-вать полученные знания.

Владеет умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и применять полученные знания. Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами.

Владеет способностью управлять своими эмоциями, проявляет культуру общения, способен адекватно включаться в различные совместные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении. Владение умением предупреж-дать конфликтные ситуации, решать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"

   Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча...