Рабочая программа по физике для 9 класса
учебно-методический материал по физике (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан
Апастовский муниципальный район
МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО зам. дир. по УВР директор школы
рук. ШМО ________ ________М.Р.Вафина _________З.А.Хаева
прот. № __ от _______20__г. _________20__г. приказ №___ от
_______20__г.
Рабочая программа
по физике
для 9 класса
Учитель физики
высшей квалификационной категории
Каюмова Рокия Фаратовна
н.п.жд.ст. Каратун,
2014 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике в 9 классе составлена на основании следующих документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. № 68 – ЗРТ «Об образовании»;
- Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» № 126-ФЗ от 24.07.1998 г. (в действующей редакции);
- Закона Республики Татарстан «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443РТ от 18.07.2004 г.
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010г. №1897, зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2011г., регистрационный номер 19644;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089)
- федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- письма МОиН РТ от 23.06.2012г. №7699/12 «Об учебных планах для I-IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования;
- приказа МОиН РТ от 09.07.2012г. №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
-Письма МО и Н РТ «Об учебных планах в 2014-2015 учебном году» № 11005/14 от 08.07.2014 г.
Учебный план обсуждён и принят на заседании педагогического совета школы (протокол № 1от 27.08.2014 г.)
- программы Министерства Образования РФ с использованием программы основного общего образования по физике, составители: Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г., утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного образования.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики:
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление. физический закон. взаимодействие. электрическое поле. магнитное поле. волна. атом. атомное ядро.
- смысл величин: путь. скорость. ускорение. импульс. кинетическая энергия, потенциальная энергия.
- смысл физических законов: Ньютона. всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии..
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,
- использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.
- представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.
- выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений
- решать задачи на применение изученных законов
использовать знаниями умения в практической и повседневной жизни
Содержание учебного курса
Законы взаимодействия и движения тел. (28 часов)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты движущего тела.Графики зависимости кинематических величин от времени.
Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения.
Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени. Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение
Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Центробежные очистители. Закон сохранения энергии
Мировые достижения в освоении космического пространства.
Экологические последствия развития
Механические колебания и волны. Звук. (11часов)
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука/
Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
Электромагнитные явления. (13часов)
Взаимодействие магнитов.
Магнитное поле.
Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля.
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Конденсатор. Колебательный контур. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Принципы радиосвязи и телевидения
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света. Преломление света. Дисперсия света. Интерференция света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров Спектральный анализ
Электродвигатель. Электрогенератор .
.
Строение атома и атомного ядра (15 часов)
Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.
Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы.
Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер.
Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции.
Биологическое действие радиации.
Повторение (1час)
Перечень обязательных лабораторных и контрольных работ:
Лабораторные работы
Лабораторная работа№1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Лабораторная работа№2 Измерение ускорения свободного падения.
Лабораторная работа№3 Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
Лабораторная работа№4 Изучение явления электромагнитной индукции
Лабораторная работа№5 Изучение деления ядра урана по фотографии треков.
Контрольные работы
Контрольная работа №1 по теме « Равномерное и равноускоренное движение»
Контрольная работа №2 по теме: «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
Контрольная работа №3 по теме: « Механические колебания и волны. Звук»
Контрольная работа № 4 по теме: «Электромагнитное поле»
Контрольная работа № 5: « Строение атома и атомного ядра»
Критерии и нормы оценки знаний учащихся:
Контрольные работы:
Оценка «5» ставится за правильное решение всех задач. Оценить работу на отлично можно и в том случае, если будет допущен один недочет (используются не очень точные термины при ответе на логическую задачу, получен, но не выписан отдельно ответ в задаче, допущена одна ошибка в вычислениях, в одном из ответов не указана единица измерения физической величины).
Оценку «4» можно поставить при наличии одной ошибки, одной ошибки и одного недочета или двух недочетов( если неправильно вычислен ответ и допущена ошибка в единицах измерения, если не обоснована логическая задача, небрежное оформление работы).
Оценка «3» ставится если решены более половины работ, если ученик записал все необходимые формулы для решения расчетных задач, но не выполнял вычисления и не ответил на вопрос, если полностью решена одна из трех задач, а в другой указан ход решения(записана формулы), при наличии одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставят в том случае, если решена только одна задача, а к решению остальных задач ученик не приступил или в их решении допустил грубые ошибки.
Оценка выполнения заданий текущего контроля
(тестовые проверочные работы).
Оценка «5» Ответ содержит 90-100%элементов знаний.
Оценка «4» Ответ содержит 70-89% элементов знаний.
Оценка «3 Ответ содержит 50-69% элементов знаний.
Оценка «2» Ответ содержит менее 50% элементов знаний.
Критерии оценивания лабораторной работы:
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдение6м необходимой последовательности проведения опытов и измерений, самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает требования правил техники безопасности, правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены все требования к оценке «5», но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной ее части позволяет получить правильный результат и вывод, или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов, или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка устного ответа
Оценка «5». Знание формул, законов, правил , понятий, понимание причинно-следственных связей, приводит примеры связи теории с практикой, умеет пользоваться учебным материалом. Ответ полный и правильный на основании изученных теорий, при этом допущена одна несущественная ошибка, исправленная по указанию учителя.
Оценка «4». То же, что и на оценку «5», но при этом учащийся допускает две-три несущественных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» Знание основных формул, законов, правил, понятий. Ответ содержит не менее половины элементов знаний или при полном ответе допущена одна грубая ошибка
Оценка «2». Ответ содержит менее половины элементов знаний , при этом допущено несколько существенных ошибок.
Список литературы:
1)Основная литература:
Учебник А. В. Перышкин, Е. М. Гутник «Физика. 9класс» Москва «Дрофа» 2009
Сборник задач по физике, составители В. И. Лукашик, Е. В.Иванова
Москва, «Просвещение», 2008.
Сборник задач по физике, Составитель А. П. Рымкевич, Москва «Дрофа», 2011
2)Дополнительная литература
Контрольные работы по физике, составители Н. К. Гладышева, А.Т. Глазунов, Е. М. Гутник, Москва, «Просвещение»
Контрольные и проверочные работы по физике, составители О.Ф. Кабардин, С. И. Каба рдина, В. А. Орлов., Москва, «Дрофа», 2000
Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы по физике, составитель Л. А. кирик., Москва, «Илекса», 2004
3)Литература для учителя
Сборник нормативных документов «Физика» Мин обр РФ Москва «Дрофа 2007»
Составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев
а) Примерные программы по физике
б) Федеральный компонент государственного стандарта
Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс», составители Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Москва, Дрофа, 2001
Национально-региональный компонент в курсе физики средней школы,
составители Галеева Р. М, Каюмова Р. М., Казань, 2004, ИПКРО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...