Методическая разработка урока "Тепловые явления" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Методическая разработка интегрированного урока раскрывает основные научные положения темы содержит методы обобщения знаний учащихся по данной теме, показывает взаимосвязь физики с природой, жизнедеятельностью человека и другими науками. Содержит способы составления задач учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тепловые явления | 1009.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка № 24» городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Методическая разработка урока
по физике 8 класс.
Тема: «Тепловые явления»
Учитель физики: Бойцова Татьяна Викторовна
г. Салават
2015 г.
План – конспект урока по физике
Тема: Тепловые явления (Приложение: слайд 1)
Тип урока: Интегрированный урок.
Интеграция предметов: Физика с литературой, биологией, математикой, химией, историей РБ, географией.
Цель:
- Раскрыть основные научные положения темы. Обобщить знания учащихся по данной теме во взаимосвязи с природой и жизнедеятельностью человека.
- Развить умение логического мышления, полноты и аргументированности высказываний; навыки выделения интегрированной связи физики с другими науками.
- Воспитать у учащихся глубокое уважение к природе, науке и друг к другу. Привить интерес к физике и расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
Классная доска, интерактивная доска, модель юрты ,стекло, бумажные салфетки, спирт, стакан с водой, пипетки.
Эпиграф: (Приложение: слайд 2)
Человек родился быть господином,
повелителем, царем природы, но
мудрость с которой он должен
править, не дана ему от рождения:
она приобретается учением.
Н.И.Лобачевский.
Ход урока:
- Организационный момент
Физика – это наука о природе. Мы с вами являемся частью природы , а следовательно законы физики должны найти в нас и вокруг нас своё проявление. Сегодня мы с вами побываем в царстве Тепла и царстве Холода. Благодаря физики мы узнаем и объясним многие явления происходящие вокруг нас, а также проследим интеграцию физики с другими науками.
- Физика – литература.
Начнем наше путешествие с отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».[3]
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на Солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вопрос: О каком тепловом процессе идет речь в этом отрывке? Какое это агрегатное состояние вещества?
Ответ: Кристаллизация, твердое состояние вещества.
Вопрос: Что называют кристаллизацией?
Ответ: Переход вещества из жидкого состояния в твердое.
3) Физика вокруг нас. (Приложение: слайд 3)
(На слайде фото: комната с конвекционными потоками, камин, подводный вулкан, снег, испарение с поверхности жидкости. )
Вопрос: Какие процессы вы видите на экране?
Ответ: 1.конвекция, 2.излучение, 3. Конвекция,4. кристаллизация, 5.испарение.
Вопрос: Что называют испарением?
Ответ: Парообразование с поверхности жидкости называют испарением.
Ребята давайте экспериментально проверим от чего зависит процесс испарения.
Исследовательское задание.
Опыт 1
На стекло с помощью пипетки поместите каплю воды и спирта комнатной температуры.
Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Зависимость процесса испарения.
Ответ: Спирт испарится быстрее т.к силы сцепления между молекулами спирта меньше чем у воды. Наблюдается зависимость от рода вещества.
Опыт 2
Капните спирт на стекло и салфетку.
Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Зависимость процесса испарения.
Ответ: Капля с салфетки испарилась быстрее. Чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетают из жидкости. Наблюдается зависимость от площади поверхности.
Опыт 3
На стекло поместите каплю горячей и холодной воды.
Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Зависимость процесса испарения.
Ответ: Испаряется быстрее капля горячей воды. Скорость молекул выше у горячей воды. Наблюдается зависимость от температуры.
Опыт 4 (Видео фрагмент).
Зависимость процесса испарения от скорости ветра.
- Физика – биология.
Испарение и конденсация – наиболее легко регулируемые способы изменения внутренней энергии вещества.
Испарение и конденсация играют большую роль в жизнедеятельности человека и животных. Для терморегуляции организма человека важную роль играет потоотделение. Потоотделение обеспечивает постоянство температуры тела человека. За счёт испарения уменьшается внутренняя энергия. Поэтому человек потея спасает себя от перегрева.[1]
(Приложение: слайд 4) (На слайде условие задачи)
Решим задачу по биофизики.
При нормальных условиях у взрослого человека водные потери путем потоотделения и испарения составляют 400-700 мл . Определите внутреннюю энергию выделившуюся при испарении пота. Какова масса воды может быть нагрета от 100С до 700С за счет энергии, которая была затрачена на испарение пота? Lпота = Lводы. Удельная теплота парообразования 2,3 *106 Дж/кг.
Дано: Решение:
L=2,3 *106 Дж/кг. Q1=Lm1 ; m1 = pv ; Q1=L pv
p= 1000 кг/м3 Q1= 2,3*106 Дж*1000кг/м3*7*10-4кг=1,6*106(Дж)
V= 700м л Q2=cm2(t2 –t1)
t1= 100С Q1= Q2
с=4200 Дж/кг0с cm2(t 2–t1)= Q1
t2= 700С m2= Q1/ c(t2 –t1) m2= 1,6*106Дж/4200 Дж/кг0с
*600С = 6,4 (кг).
Q -? m2-? Ответ: Q1= 1,6*106Дж m=6,4 кг.
Вывод: Изучив явление испарения вы узнали как важен этот процесс для организма человека.
- Физика- история РБ
(Приложение: слайд 5) ( На слайде варежки, шуба, варежки, термос, юрта)
Вопрос: Какая физическая особенность связывает все эти тела?
Ответ: Способность сохранять тепло.
Рассмотрим проявление тепловых явлений на примере изучения летнего жилища башкир – юрта. (Демонстрируется модель юрты.)
(Приложение: слайд 6) (На слайде виды юрт).
В 17-18веке летнее жилище кочующих башкир была войлочная юрта со сборным деревянным каркасом.
Тюркского типа (полусферического).
Монгольского типа (коническая).
Вход в юрту закрывается кошмой, а наверху имеется отверстие.
Диаметр средней юрты составляет 5-6 метров, высотой примерно 3 метра.
Вопрос 1: Почему юрта изготавливалась из войлока, а не из другого материала?
Ответ: Так как войлок обладает плохой теплопроводностью то внутри юрты сохраняется тепло.
Вопрос 2: Для чего в верхней части юрты располагается отверстие?
Ответ: Дым от очага поднимается вверх за счет конвекции т. к теплые струи воздуха вытесняются холодными.
(Приложение: слайд 7) (На слайде представлены некоторые физические величины связанные с юртой.)
Составьте задачи по этим данным. (Приложение: слайд 8) (Составленные задачи.)
Определите массу воздуха в юрте (полусферической ,конической) объемом 57 м3 и 85м3, плотность воздуха принять равной 1 кг/ м3. Ответ: m1=57 кг, m2=85 кг.
Определите количество теплоты, которое потребуется на нагревание воздуха в юрте от -250с до +250с. Удельная теплоёмкость воздуха 1000 Дж/кг0с . Ответ: Q1=2850 кДж; Q2= Ответ: Q1=2850 кДж; Q2= 4250 кДж.
Определите массу сухих дров, необходимых для обогрева юрты. Удельная теплота сгорания топлива равна 48*105Дж/кг. Ответ: Ответ: m1=0,5кг; m2= 0,9кг.
Задачи решаются учащимися самостоятельно. Затем на доску выводятся слайды с решением.
Учащиеся меняются тетрадями для взаимопроверки.
Вывод: Удивительно мудро сконструирована юрта для жизни людей.
5)Физика – география.
Ребята мы с вами продолжаем наше путешествие в царство Тепла. Живем мы на планете Земля.
Вопрос : Если у Земли тепловая защита?
Ответ: Да. Атмосфера.
(Приложение: слайд 9) (На слайде строение атмосферы Земли.)
Земная поверхность окружена воздушной оболочкой – атмосферой, которая простирается над ней примерно на 2000км, т.е высота атмосферы составляет около 1/2 радиуса Земли. Атмосфера Земли распределяется на три слоя: тропосферу, стратосферу, ионосферу (мезосферу, термосферу, экзосферу). В тропосфере, содержится до 80% массы атмосферы. Атмосфера защищает Землю от прямых солнечных лучей и перегрева днем, а ночь сохраняет тепло вокруг Земли.[2]
6) Физика – химия. (Приложение: слайд 10) (химический состав планет).
Процентное соотношение в земной атмосфере газов .влаги и пыли подвержено изменениям во времени. Эти изменения обусловлены природными процессами и хозяйственной деятельностью человека. В земной атмосфере имеется атмосферная пыль.
Атмосферная пыль - это мельчайшие взвешенные в воздухе частицы. Она способствует конденсации водяных паров , а следовательно, и образованию осадков, рассеивает солнечное излучение, защищая Землю от перегрева.
Вывод: Строение атмосферы и хим. состав играют огромную роль для живых организмов и растений на нашей планете.[2]
7) Составление блок – схемы взаимосвязи физики с другими науками.
(Приложение: слайд 11) ( физика с литературой, математикой ,биологией, историей РБ, географией, химией).
8) Подведение итогов и рефлексия:
Путешествуя по царству Тепла и царству Холода какие физические явления мы повторили и закрепили?
Чему на уроке вы научились?
Знания из каких наук вам пригодились сегодня на уроке?
(Приложение: слайд 12)
Вергилий: «Счастлив тот кто познал причины явлений.»
9) Домашнее задание: Параграф 1-24 повторить основные формулы и понятия. Приведите примеры проявления тепловых явлений в технике.
10.Используемая литература:
1.Зорин Н.И.Элективный курс «Элементы биофизики». -М .: ВАКО,2007.-160с.
2.Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики: 7-11классы.-М.:ВАКО,2009.-144с.
3.Пушкин А.С. Стихотворения. -У.: Башкирское книжное издательство,1986.-248с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету
Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"
В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...