Агрегатные состояния вещества урок физики 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Лопина Маргарита Олеговна

Цели урока:

  • Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.
  • Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
  • Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agregatnye_sostoyaniya_veshchestva.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Агрегатные состояния вещества»

Автор: учитель физики , Лопина Маргарита Олеговна

7 класс

Цели урока:

  • Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.
  • Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
  • Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Мотивация
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление материала
  6. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учиться выполнять исследование и его анализировать.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.

Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):

  1. Что дают человеку знания о строении вещества?
  2. Объяснить увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц.
  3. Что называют молекулами?
  4. Почему вещества кажутся нам сплошными?
  5. Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?
  6. Как называются частицы, из которых состоят молекулы?
  7. Какое явление называют диффузией?
  8. Одинакова ли скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах.
  9. Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?
  10. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?
  11. Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?
  12. Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами.

Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку.

Мотивация

Учитель. Переходим к следующему этапу урока. В нашу лабораторию попали видеофрагменты. Я предлагаю вам их просмотреть, и выяснить о чем идет речь? (Создается проблемная ситуация) На экране телевизора демонстрируется видеофрагмент “Вода”, но без названия.

Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Ученик .Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.

Начало изучения нового материала

Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Три состояния вещества”.Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. (Запись в тетрадь).

Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Запишите схему в тетрадь – схема на доске

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы.

 Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Любой эксперимент включает в себя: осознание цели эксперимента, подбор необходимого оборудования, сборку установки, анализ увиденного или полученных данных. Но мы с вами только начинаем учиться планировать и выполнять эксперимент, я думаю, эти умения у вас сформируются на протяжении всего времени обучения физике. Я вам сегодня помогу - формулирую цель каждого эксперимента, предлагаю ряд вопросов, но чтобы на них ответить вы должны провести экспериментальные исследования.  (Задания для исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаются учащихся. Работа выполняется самостоятельно. В тетрадях делают записи.)

Учитель .По окончании работы ученики дают ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Делают выводы - добились ли они цели своего эксперимента. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”.

Исследовательская работа

1 : Исследуют свойства твердого тела.
2 : Исследуют свойства жидкостей.
3 : Исследуют свойства газов.

Учитель. Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды.

1 этап - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

2 этап - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

3 этап - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.

Задание: “Исследование механических свойств газов”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?
  2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?
  3. Возможен ли переход газообразного  в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?
  4. Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)

Учитель. по10 минут отводится на исследовательскую работу, затем обсуждение и составление общей таблицы.

Подведение итогов исследования

Ученик .Цель нашего эксперимента - исследовать свойства твердого тела и объяснить их. Наши выводы. Если тело находится в твердом состоянии, то молекулы в данном теле находятся на близких расстояниях друг относительно друга. Молекулы расположены в определенном порядке. Каждая частица этих тел находится в движении и движется около определенной точки. Характером расположения и движением молекул мы можем объяснить механические свойства твердых тел. Тело в твердом состоянии сохраняет свой объем и форму неизменными. При низких температурах это справедливо для льда. Так зимой ледяные фигуры долго не тают на площадке перед школой.

Учитель. Очень хороший вывод.

Ребята самостоятельно приходят к выводам о характере расположения и движения молекул в жидком  и газообразном состояниях . И именно это определяет механические свойства жидкостей и газов на примере воды.

Закрепление материала. Систематизация знаний

  • Приведите примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое.

Домашнее задание

Сочините сказку о путешествии молекулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами участвовать в различных агрегатных превращениях воды в природе. Самые интересные сказки будут зачитаны на уроке  или «опубликованы» в школьной газете. Их авторы получат оценки «5» и будут удостоены звания «Искусного сказителя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрегатные состояния вещества Урок 8 класс.

Урок-презентация в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества"...

Агрегатные состояния вещества Урок 8 класс.

Урок-презентация в 8 классе по теме "Агрегатные состояния вещества"...

Разработка урока по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса

Цель урока:·         Рассмотреть физические свойства разных состояний вещества.·         Сформировать познавательный инт...

Презентация к уроку по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса

Презентация создана с цель обеспечения наглядности изученного материала. На слайдах размещены загадки и картинки-отгадки на соответствующую тему. Кроме того содержится сетка кроссворда. Урок можно про...

"Агрегатные состояния вещества" - урок физики в 8 классе

Урок физики в 8 классе "Различные агрегатные состояния вещества". На данном уроке изучаются различные агрегатные состояния на примере воды. Для повышения познавательного интереса учащихся использунтся...

Технологическая карта урока по по физике "Агрегатные состояния вещества" для 7 класса

Физика,  7 класс,   УМК   А. В. Перышкина,  Е. М. Гутник и другие, издательство «Дрофа»,  2017Тип урока:    урок открытия новых знанийЦель...

Презентация к уроку по физике "Агрегатные состояния вещества" для 7 класса

Физика,  7 класс,   УМК   А. В. Перышкина,  Е. М. Гутник и другие, издательство «Дрофа»,  2017Тип урока:    урок открытия новых знани...