Декада по физике и астрономии
методическая разработка по физике на тему
Из опыта проведения декада по физике и астрономии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekada_po_fizike_i_astronomii_1.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная декада по физике
Мой опыт работы в школе показал, в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Познавательный интерес должен выражаться не только в ситуативной заинтересованности на уроке. Учащихся нужно вовлекать в активную творческую деятельность на классных и внеклассных занятиях по предмету с 1 класса. На внеклассных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроке. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников, выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к физике, а затем, всячески, развивать этот интерес.
Предлагаю свою методическую разработку такой формы внеклассной работы по физике как предметная декада, которую провожу ежегодно.
Этап I – подготовка. Обсуждение с детьми плана проведения декады. Ученики предлагают мероприятия, во-первых, которые сами хотят провести (раскрыть тот материал, который им понятен),
во-вторых, которые мне предлагают провести (то, что интересно, но пока не хватает знаний). Готовим вместе красочный плакат с изречениями ученых, отрывками из стихотворений, планом мероприятий (название, время проведения, ответственные, участники). С библиотекарем оформляем выставку новых интересных книг по физике и смежным наукам.
Этап II. Предлагаю учащимся, которые заинтересовались физикой приготовить дома кроссворды, ребусы, чайнворды, викторины. Стимул: за лучшие работы будут выставлены отметки по физике в журнал. Критерии оценивания: содержание, индивидуальность, красочное тематическое оформление. Из лучших работ делаю выставку на стенде школы. Учащиеся имеют возможность разгадывать викторину во время перемен и после уроков. Если отгадали всё, в какой либо работе, то его заменяю другими. При подготовке используется портреты ученых, название физических величин, буквенные обозначения величин, единицы измерения, приборы физические, репродукции явлений. Цель: ясное понимание, сознательное усвоение учащимися физического материала.
Этап 3 . Конкурс рефератов и исследовательских работ для учащихся старших классов. Дети знакомятся с темами заранее, сами могут предложить интересующую их тему. Например: в 8 классе предлагаю темы «Калейдоскоп», «Перископ», «Шлюзы»; 9 класс – «Мультивибратор и его применение», «Зависимость колебания маятника от его длины», «Свойство волос», «Прохождение Венеры по диску Солнца», «Фонтаны», «Человек с точки зрения физики», «Вклад ученых – физиков в победу над фашизмом», «Медицинские приборы с точки зрения физики». Определяется дата сдачи рефератов. Затем учителя из ШМО естественно – математического цикла с ними знакомятся, пишут отзывы. Собирается школьная научная конференция по физике, где присутствуют все желающие ознакомится с работами для того чтобы расширить свои знания, а некоторые из простого любопытства. Лучшие работы предлагаются на школьную научно – практическую конференцию, потом из них выбираются лучшие на районную. Цель данной конференции заключается в развитии творческой активности и самостоятельности учащихся, привитие вкуса к исследовательской работе, приобретение навыков работы с дополнительной литературы, справочными материалами, развивается умение систематизировать, классифицировать, обобщать. выбирать главное, анализировать. Дети готовят приборы своими руками, проводят измерение, делают опыты, чертят графики, учатся их читать, составлять таблицы.
Этап 4. Провожу с учителями рисования конкурс на лучший рисунок, плакат имеющий отношение к физике, технике, астрономии для 1-9 классов, где могут быть изображены различные физические явления, настоящие и будущее в науке, технике по их представлениям. Пример: ракетостроение, искусственные спутники земли, обитаемая станция на Марсе и Луне. Из работ делается выставка, в которой используются и лучшие работы предыдущих декад. Лучшие работы оцениваются и награждаются на заключительном вечере.
Этап 5. Очень люблю работать в младших классах. Совместно с учителем начальных классов проводим интегрированные уроки. Пример. Урок русского языка. Дети пишут диктант с использованием физического материала, какого-либо природного явления. Урок окружающего мира и русского языка. Игра «Черный ящик». На столе стоит черный ящик, в него кладу физические приборы или картинки с изображением физических явлений, тех которые известны из окружающего мира или из повседневной жизни. Дети должны угадать, что лежит в ящике. Я задаю наводящие вопросы. Кто первым угадает, получает карточку. Затем записывают угаданное слово в тетрадь. Например: лампочка, радуга, утюг, очки, лупа, провод, термометр, весы, … . Самый сообразительный ученик, набравший большее количество карточек, получает сладкий приз. Такие уроки предлагаю провести учащимся старших классов, особенно тем, кто идет учиться в педколледж или продолжит обучение в педуниверситете.
Этап 6. Экскурсии. Так как физика в переводе с греческого означает «природа», то на экскурсиях с учащимися 1-6 классов мы смотрим на окружающие нас явления природы «глазами физика». Цель: показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявления разнообразны. После экскурсии дети пишут сочинения или рисуют рисунки. Для детей 1-6 классов провожу экскурсию в кабинет физики, где оформлена выставка физических приборов. Разрешаю их трогать, смотреть со всех сторон. Вызывают интерес наборы линз и зеркал, дифракционная решетка, стробоскоп, метроном и другие. Учащиеся 9 класса показывают приборы, объясняют их принцип действия, проводят простые опыты.
Этап 7. Провожу на уроках и во внеурочное время дидактические игры. Игры провожу так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные мной, и был активным участником их реализации. В игре развивается детская наблюдательность, различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Игра оказывает влияние на умственное развитие детей, совершенствует их мышление, внимание, творческое воображение. Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общего с работой ученого. Детей сначала привлекают поставленные задачи и трудность, которую надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Игрой стараюсь не приневолить, а приохотить к учению. Учу детей разрабатывать различные игры самостоятельно. Например: КВН, «Звездный час», «Умники и умницы» и т.д
Этап 8. Интегрированные уроки: физика и технология, литература и физика, биология и физика, география и физика, физика и химия (Тема уроков «Физики и лирики», «Я б в рабочие пошел, пусть меня научат…, », «Физика человека», «Физика в стихах Пушкина», «Физика и столярное дело», «Биофизика на уроках физики», «Строение атома», «Удивительная жидкость» (про воду), …)
Итоги декады по физике подводятся на заключительном вечере, где объявляются все победители конкурсов, классы победители. Администрация школы благодарит учащихся за активное участие в декаде физики. Проводится заключительная игра или КВН, показываются простые опыты и фокусы соответствующей атрибутикой.
Этап 9. Решение практических задач: Определение стоимости электроэнергии за 1 месяц; исследовании домашней электропроводки и рекомендации по ее исправлению, взвешивание на весах покупки, использование шелковых и нитей мулине для вышивки и т.д. Определение объема стога сена и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения предметной декады учителей физико-математического цикла
Автор материала: Свириденко Ольга Владимировна, учитель физикиОбразовательное учреждение: МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»...
Общешкольное мероприятие: квест "В поисках сокровищ" (декада математики, физики, химии, биологии, информатики)
Мероприятие проведено в рамках декады естественно-математических предметов. Игра учит применять полученые знания по нескольким предметам в нестандартных ситуациях, взаимовыручеке, вежливому обращению ...
Статья "Декада математики, физики и информатики"
Организвция декады математики, физики и информатики. Формы пролведения мероприятий....
Проведение декады физики и астрономии в школе.
Проведение декады физики и астрономии в школе....
План проведения декады математики, физики и информатики учителей естественно-математического цикла
План декады учителей естественно-математического цикла...
Отчет о проведении декады физики и астрономии.
Отчет о проведении декады физики и астрономии в КГКОУ "Вечерняя школа №1" г. Рубцовск в 2022 году...
Отчет о проведении декады физики и астрономии в 2023 г.
Традиционный "Отчет о проведении декады физики и астрономии в 2023 году"...