Урок «Тепловые двигатели» (8 класс)
план-конспект занятия по физике (8 класс) по теме
Цели и задачи урока:
· Сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере изучения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
· Ознакомить учащихся с устройством и принципом работы такого двигателя.
· Развивать умение работать с текстами учебника, находить ответы на предложенные вопросы, сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы (такты в работе двигателя).
· Раскрыть взаимосвязь развития природы, техники и общества.
· Воспитывать аккуратность, организованность, любознательность учащихся к творчеству классиков науки и технике, как средство самореализации личности, любовь к природе (уделяя вопросам охране окружающей среды).
- выяснить, в чем заключается негативное влияние тепловых двигателей на окружающую среду
- как минимизировать это влияние
- развитие экологического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_teplovye_dvigateli.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Тепловые двигатели»
Составила учитель физики
МОУ «Луховский лицей»
Смирнова С.Г.
Цели и задачи урока:
Сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере изучения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Ознакомить учащихся с устройством и принципом работы такого двигателя.
Развивать умение работать с текстами учебника, находить ответы на предложенные вопросы, сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы (такты в работе двигателя).
Раскрыть взаимосвязь развития природы, техники и общества.
Воспитывать аккуратность, организованность, любознательность учащихся к творчеству классиков науки и технике, как средство самореализации личности, любовь к природе (уделяя вопросам охране окружающей среды).
- выяснить, в чем заключается негативное влияние тепловых двигателей на окружающую среду
- как минимизировать это влияние
- развитие экологического мышления
Ход урока
Выступления экспериментаторов (демонстрация опыта)
При нагревании воды в закрытой пробкой пробирке увеличивается количество пара, находящегося под пробкой, и повышается его давление на пробку. Наконец, давление пара выталкивает пробку, при этом пар совершает работу. Часть первоначальной энергии пара пошло на совершение работы по выталкиванию пробки. Внутренняя энергия пара превратилась в механическую энергию.
Вопросы к классу (двое учащихся из группы экспериментаторов по очереди задают вопросы)
Изменяется ли внутренняя энергия воды при нагревании?
Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?
Каким способом изменяется внутренняя энергия воды в пробирке?
Какое превращение происходит с энергией топлива?
Изменяется ли количество пара в пробирке при нагревании в ней воды?
Как изменяется внутренняя энергия пара в пробирке?
Какое превращение энергии происходит при вылетании пробки из пробирки?
Выступления историков
Давайте проследим путь развития тепловых машин.
1) ДАВНЫМ - ДАВНО ...
Две с лишним тысячи лет тому назад, в 3 веке до нашей эры, великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Рисунки пушки Архимеда были найдены позднее в рукописях Леонардо да Винчи.
При стрельбе один конец ствола сильно нагревали на огне. Затем в нагретую часть ствола наливали воду. Вода мгновенно испарялась, и пар, расширяясь с силой и грохотом выбрасывал ядро.
Ствол пушки представлял собой, как бы цилиндр, по которому, как поршень, скользило ядро.
3) Считается, что идея использования силы пара для превращения ее в энергию движения принадлежит Герону Александрийскому, жившему в 1 веке нашей эры и создавшему эолипил - "шар Эола".
Это был металлический шар, вращающийся под давлением пара. К сожалению движущая сила нагретого воздуха и водяного пара использовалась здесь только лишь для демонстрации забавной игрушки. Герон часто использовал энергию пара в своих изобретениях: для реализации раздвижных автоматических дверей в храмах, двигающих руками статуй богов и так далее. Он оставил много чертежей, по которым можно собрать реально действующие механизмы. Его изобретения, опередившие свое время, смогли по достоинству оценить лишь в средневековье.
Выступления теоретиков
1)В наше время работа пара используется в работе ДВС (рассказ ученика об устройстве и принципе действия ДВС)
2) Рассказ ученика об устройстве и принципе действия дизельного двигателя
3) Рассказ ученика о КПД теплового двигателя
Выступления экологов
А как прекрасно все начиналось. Джеймс Уатт, в конце XVIII века построив первую паровую машину, хотел всего лишь “…увеличить власть человека над природой”.
Численность населения на Земле очень быстро увеличивается.
Около 200 тыс. лет назад - 1 млн. человек
сейчас - более 6 млрд. человек
только в городах - 4 млрд. человек
Резко возрастает потребление топлива и энергии (выработка энергии за последние 100 лет на душу населения увеличилась в 20 раз).
Как следствие возникают экологические проблемы. Какие?
В последние годы в нашей республике отмечен рост заболеваемости хроническими болезнями органов дыхания: хроническим бронхитом, бронхиальной астмой и аллергическим ринитом. Ученые-экологи и врачи связывают это с резким увеличением численности автотранспорта.
Автомобиль — главный источник загрязнения природной среды.
Автомобиль находится в непосредственной близости к людям, а это усиливает его отрицательное воздействие.
Современный автомобиль на 10 — 15-километровый пробег (в течении 10 — 15 минут) использует 2500 л кислорода — больше объема воздуха, необходимого человеку в течение суток. Вклад автомобилей в загрязнение окружающей среды составляет около 70%.
Загазованность и запыленность от автомагистралей проявляется на расстоянии до 400 метров от трассы, в безветренную погоду, и 1 - 2 км в подветренную сторону при ветре!
Безусловно, возникающие экологические проблемы напрямую касаются не только жителей прилегающих к трассам домов, но и самих автомобилистов и их пассажиров. Сколько автомобилисты проводят времени за рулем в день? Эта цифра может достигать от нескольких десятков минут до часов. И столько же времени человек подвергает себя вредному воздействию непосредственно от источников экологического риска. Люди в салоне автомобиля подвергаются повышенному воздействию токсичных веществ, попадающих через систему вентиляции автомобиля, что приводит к снижению иммунитета, аллергии, бронхиальной астме и даже онкологическим заболеваниям. Кроме того в некоторых случаях существует опасность и от веществ, выделяющихся в воздух салона из обивки, попадающих через протечки системы подачи топлива, охлаждения, торможения, а также иногда и от радиации.
Давайте вспомним, о каких экологических проблемах нашей планеты мы слышали или говорили на других уроках?
-вывод из оборота земель с/х назначения
- повышение температуры атмосферы Земли
- гибель озонового слоя
- ухудшение прозрачности атмосферы
- разливы нефти в воды мирового океана
- выбросы канцерогенов
- загрязнение атмосферы
- шумовые загрязнения
- проблемы утилизации отработанных автомобилей
- загрязнение почвы
- повышение температуры атмосферы
Таким образом, если мы не равнодушны к своему здоровью, здоровью своих близких, здоровью природы планеты Земля, на которой мы проживаем, просто жизненно необходимо выяснить, в чем заключается негативное влияние тепловых двигателей на окружающую среду и как минимизировать это влияние
В заключение урока достаточно отметить, что если на земле будут жить знающие, понимающие и думающие люди, то все проблемы, в том числе и экологические проблемы, связанные с негативным влиянием тепловых двигателей на окружающую среду будут решены.
Предлагаю каждому подготовить в тетради следующую таблицу. Таблица состоит из трех частей. А после этого поработать в группах над заполнением ее первой части. Записи на доске позволят сэкономить время урока при заполнении таблицы.
Далее заслушиваются варианты ответов, и наиболее интересные мысли прошу занести в первую часть таблицы.
| Влияние на экологию | Пути решения проблемы | |
положительное | отрицательное | ||
Двигатели внутреннего сгорания электрические |
|
|
|
Транспорт наземный водный воздушный космические аппараты |
|
|
|
Электростанции тепловые атомные. |
|
|
|
Заполнить вторую и третью часть таблицы - влияние на экологию транспорта и электростанций, желательно привлечь на помощь родителей
В заключение учитель просит учащихся на листочке ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из вас, чтобы спасти Землю от экологической катастрофы?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Тепловые двигатели" 8 класс.
Урок сооответствуе программе Е.Гутник., А.В.Перышкина "Физика 8 класс".При проведении урока используется презентация и выступления учащихся, а также Интернет-ресурсы: www.class-fizika.ru (8класс)....
Разработка урока «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду» (Урок – пресс-конференция)
Аннотация урока: Проблема взаимодействия человека с природой не нова, она имела смысл - всегда. Но сейчас, в настоящее время, - экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также ...
Урок физики "Тепловые двигатели". 8 класс.
Урок изучения нового материала. Рассматриваются вопросы: работа пара и газа при расширении, основные части, принцип действия, коэффициент полезного действия тепловых двигателей, причины низ...
Урок по теме "Тепловые двигатели" 10 класс
Методическая разработка урока с применением сетевых технологий и элементов технологии критического мышления. Место урока в разделе «Основы термодинамики»: урок изучения нового материала после изу...
Методическая _ разработка_ урока_ на_ тему_ "Тепловые двигатели"_8_класс
В работе представлен материал о работе тепловых двигателей и рассмотрен принцип работы двигателя внутреннего сгорания...
Урок по теме Тепловые двигатели. 8 класс.
Материал урока по физике в 8 класее, по теме Тепловые двигатели, урок реализуется методом проектов...
Технологическая карта урока "Паровая турбина. КПД теплового двигателя" ( 8 класс)
Технологическая карта урока "Паровая турбина. КПД теплового двигателя" ( 8 класс)...