Урок «Тепловые двигатели» (8 класс)
план-конспект занятия по физике (8 класс) по теме

Смирнова Светлана Георгиевна

Цели и задачи урока:

·  Сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере изучения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

·  Ознакомить учащихся с устройством и принципом работы такого двигателя.

·  Развивать умение работать с текстами учебника, находить ответы на предложенные вопросы, сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы (такты в работе двигателя).

·  Раскрыть взаимосвязь развития природы, техники и общества.

·  Воспитывать аккуратность, организованность, любознательность учащихся к творчеству классиков науки и технике, как средство самореализации личности, любовь к природе (уделяя вопросам охране окружающей среды).

  • выяснить, в чем заключается негативное влияние тепловых двигателей на окружающую среду
  • как минимизировать это влияние
  • развитие экологического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_teplovye_dvigateli.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Тепловые двигатели»

                                                       Составила учитель физики

                                                       МОУ «Луховский лицей»

                                      Смирнова С.Г.

Цели и задачи урока:

  Сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере изучения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

  Ознакомить учащихся с устройством и принципом работы такого двигателя.

  Развивать умение работать с текстами учебника, находить ответы на предложенные вопросы, сравнивать и сопоставлять изучаемые процессы (такты в работе двигателя).

  Раскрыть взаимосвязь развития природы, техники и общества.

  Воспитывать аккуратность, организованность, любознательность учащихся к творчеству классиков науки и технике, как средство самореализации личности, любовь к природе (уделяя вопросам охране окружающей среды).

  • выяснить, в чем заключается негативное влияние тепловых двигателей на окружающую среду
  • как минимизировать это влияние
  • развитие экологического мышления

 Ход урока

       Выступления  экспериментаторов (демонстрация опыта)

При нагревании воды в закрытой пробкой пробирке увеличивается количество пара, находящегося под пробкой, и повышается его давление на пробку. Наконец, давление пара выталкивает пробку, при этом пар совершает работу. Часть первоначальной энергии пара пошло на совершение работы по выталкиванию пробки. Внутренняя энергия пара превратилась в механическую энергию.

Вопросы к классу (двое учащихся из группы экспериментаторов по очереди задают вопросы)

Изменяется ли внутренняя энергия воды при нагревании?

Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?

Каким способом изменяется внутренняя энергия воды в пробирке?

Какое превращение происходит с энергией топлива?

Изменяется ли количество пара  в пробирке при нагревании в ней воды?

Как изменяется внутренняя энергия пара в пробирке?

Какое превращение энергии происходит при вылетании пробки из пробирки?

Выступления историков

Давайте проследим путь развития тепловых машин.

1)           ДАВНЫМ - ДАВНО ...

Две с лишним тысячи лет тому назад, в 3 веке до нашей эры, великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Рисунки пушки Архимеда были найдены позднее в рукописях Леонардо да Винчи.
При стрельбе один конец ствола сильно нагревали на огне.  Затем в нагретую часть ствола наливали воду. Вода мгновенно испарялась, и пар, расширяясь с силой и грохотом выбрасывал ядро.
Ствол пушки представлял собой, как бы цилиндр, по которому, как поршень, скользило ядро.

3)   Считается, что идея использования силы пара для превращения ее в энергию движения принадлежит Герону Александрийскому, жившему в 1 веке нашей эры и создавшему эолипил - "шар Эола".

Это был металлический шар, вращающийся под давлением пара. К сожалению движущая сила нагретого воздуха и водяного пара использовалась здесь только лишь для демонстрации забавной игрушки. Герон часто использовал энергию пара в своих изобретениях: для реализации раздвижных автоматических дверей в храмах, двигающих руками статуй богов и так далее. Он оставил много чертежей, по которым можно собрать реально действующие механизмы. Его изобретения, опередившие свое время, смогли по достоинству оценить лишь в средневековье.

 

 Выступления теоретиков

1)В наше время работа пара используется в работе ДВС (рассказ ученика об устройстве и принципе действия ДВС)

2) Рассказ ученика об устройстве и принципе действия дизельного двигателя

3) Рассказ ученика о КПД теплового двигателя

 Выступления экологов

А как прекрасно все начиналось. Джеймс Уатт, в конце XVIII века построив первую паровую машину, хотел всего лишь “…увеличить власть человека над природой”.

Численность населения на Земле очень быстро увеличивается.
Около 200 тыс. лет назад - 1 млн. человек
сейчас - более 6 млрд. человек
только в городах - 4 млрд. человек

Резко возрастает потребление топлива и энергии (выработка энергии за последние 100 лет на душу населения увеличилась в 20 раз).

Как следствие возникают экологические проблемы. Какие?

В последние годы в нашей республике отмечен рост заболеваемости хроническими болезнями органов дыхания: хроническим бронхитом, бронхиальной астмой и аллергическим ринитом. Ученые-экологи и врачи связывают это с резким увеличением численности автотранспорта.

Автомобиль — главный источник загрязнения природной среды.
  Автомобиль находится в непосредственной близости к людям, а это усиливает его отрицательное воздействие.
  Современный автомобиль на 10 — 15-километровый пробег (в течении 10 — 15 минут) использует 2500 л кислорода — больше объема воздуха, необходимого человеку в течение суток. Вклад автомобилей в загрязнение окружающей среды составляет около 70%.
  Загазованность и запыленность от автомагистралей проявляется на расстоянии до 400 метров от трассы, в безветренную погоду, и 1 - 2 км в подветренную сторону при ветре!

Безусловно, возникающие экологические проблемы напрямую касаются не только жителей прилегающих к трассам домов, но и самих автомобилистов и их пассажиров. Сколько автомобилисты проводят времени за рулем в день? Эта цифра может достигать от нескольких десятков минут до часов. И столько же времени человек подвергает себя вредному воздействию непосредственно от источников экологического риска. Люди в салоне автомобиля подвергаются повышенному воздействию токсичных веществ, попадающих через систему вентиляции автомобиля, что приводит к  снижению иммунитета, аллергии, бронхиальной астме и даже онкологическим заболеваниям. Кроме того в некоторых случаях существует опасность и от веществ, выделяющихся в воздух салона из обивки, попадающих через протечки системы подачи топлива, охлаждения, торможения, а также иногда и от радиации.

Давайте вспомним, о каких экологических проблемах нашей планеты мы слышали или говорили на других уроках?

-вывод из оборота земель с/х назначения
- повышение температуры атмосферы Земли
- гибель озонового слоя
- ухудшение прозрачности атмосферы
- разливы нефти в воды мирового океана
- выбросы канцерогенов

- загрязнение атмосферы
- шумовые загрязнения
- проблемы утилизации отработанных автомобилей
- загрязнение почвы
- повышение температуры атмосферы

Таким образом, если мы не равнодушны к своему здоровью, здоровью своих близких, здоровью природы планеты Земля, на которой мы проживаем, просто жизненно необходимо выяснить, в чем заключается негативное влияние тепловых двигателей на окружающую среду и как минимизировать это влияние

В заключение урока достаточно отметить, что если на земле будут жить знающие, понимающие и думающие люди, то все проблемы, в том числе и экологические проблемы, связанные с негативным влиянием тепловых двигателей на окружающую среду будут решены.

Предлагаю каждому подготовить в тетради следующую таблицу. Таблица состоит из трех частей. А после этого поработать в группах над заполнением ее первой части. Записи на доске позволят сэкономить время урока при заполнении таблицы.

Далее заслушиваются варианты ответов, и наиболее интересные мысли прошу занести в первую часть таблицы.

 

Влияние на экологию

Пути решения проблемы

положительное

отрицательное

Двигатели

внутреннего сгорания

электрические

 

 

 

Транспорт

наземный

водный

воздушный

космические аппараты

 

 

 

Электростанции

тепловые

атомные.

 

 

 

Заполнить вторую и третью часть таблицы - влияние на экологию транспорта и электростанций, желательно привлечь на помощь родителей

 В заключение учитель просит учащихся на листочке  ответить на вопрос: «Что может сделать каждый из вас, чтобы спасти Землю от экологической катастрофы?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Тепловые двигатели" 8 класс.

Урок сооответствуе программе Е.Гутник., А.В.Перышкина "Физика 8 класс".При проведении урока используется презентация и выступления учащихся, а также Интернет-ресурсы: www.class-fizika.ru (8класс)....

Разработка урока «Тепловые двигатели и их влияние на окружающую среду» (Урок – пресс-конференция)

Аннотация урока: Проблема взаимодействия человека с природой не нова, она имела смысл - всегда. Но сейчас, в настоящее время, - экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также ...

Урок физики "Тепловые двигатели". 8 класс.

Урок изучения нового материала. Рассматриваются  вопросы: работа пара и газа при расширении, основные части, принцип действия, коэффициент полезного действия тепловых двигателей, причины низ...

Урок по теме "Тепловые двигатели" 10 класс

Методическая разработка урока с применением сетевых технологий и элементов технологии критического мышления. Место урока в разделе «Основы термодинамики»: урок изучения нового материала после изу...

Методическая _ разработка_ урока_ на_ тему_ "Тепловые двигатели"_8_класс

В работе представлен материал о работе тепловых двигателей и рассмотрен принцип работы двигателя внутреннего сгорания...

Урок по теме Тепловые двигатели. 8 класс.

Материал урока по физике  в 8 класее, по теме Тепловые двигатели, урок реализуется методом проектов...

Технологическая карта урока "Паровая турбина. КПД теплового двигателя" ( 8 класс)

Технологическая карта урока "Паровая турбина. КПД теплового двигателя" ( 8 класс)...