Урок для малышей «Физический утренник»
план-конспект занятия по физике (5 класс) на тему
Знакомство младших школьников с физическими явлениями, т.е физика в доме, на улице, в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_malyshey_fizicheskiy_utrennik_v_5_klasse.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок для малышей «Физический утренник»
Этот урок театрализованный; его герои – ребенок (Р), его знакомая девочка Надя (Н), старшая сестра (С).
Цель: пронаблюдать жизнь ребенка в течение дня и на этом фоне дать некоторые физические представления, т.е показать физику в доме, на улице, в природе. На этот урок – праздник можно пригласить детей с 1 по 6 классы.
Оборудование к уроку: будильник, картон, бусинка на нити, линейка, полотенце (2шт), зеркало (2 шт), стекло, свечи (2 шт), спички, штативы, расческа, большое зеркало, бутылка с соком, стакан, сосуд с водой, магнитная стрелка, компас, рисунки поясняющие физические явления.
Реквизит к сценкам: стол, кресла, стулья, чашки с блюдцами, осветитель с тремя лампами, окрашенными в цвета светофора, раковина и модель водопроводной трубы с краном.
Сегодня мы собрались на физический утренник. Что такое физика? Физика – наука о природе. Она изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются явления. Роль этой науки в нашей жизни очень трудно переоценить, так как она необходима и инженерам, и строителям, и врачам, и многим другим специалистам.
Сейчас мы вас приглашаем пронаблюдать жизнь ребенка в течение дня и увидеть физику в доме, на улице, в природе. Слушайте внимательно выступление старшеклассников и запоминайте то, о чем они будут рассказывать.
Сценарий.
/Утро. Звенит будильник/
Р. И почему он звенит?
С. Звенит потому, что он заведен, и молоточек бьет по чашечке. Она колеблется, и мы слышим звук. Понятно?
Р. И понятно, и непонятно. /Берет линейку и ею машет/ А почему же здесь нет звука?
С. Все дело в том, что человеческое ухо способно воспринимать как звук не все колебания; поэтому всякое колеблющееся тело звучит. Вот смотри, как колеблется звучащее тело.
/Берет со стола камертон, ударяет по нему молоточком и показывает, как отскакивает от его ножки бусинка на нитке, которую она держит в руке/
Ну ладно, иди, умывайся, а то опоздаем: у нас сегодня важный день – день наблюдений за различными явлениями природы.
/Ребенок идет к раковине, открывает водопроводный кран и умывается. Затем начинает вытираться, прикладывая полотенце к рукам и щекам/
Р. А почему полотенце стало мокрым? /Показывает/ Это водичка с моего лица так его намочила?
С. Да. Вода по нитям и узким промежуткам между ними поднялась и растеклась по разным направлениям. Теперь причешись и садись завтракать, а то все остынет.
/Ребенок подходит к зеркалу, берет расческу, задумывается и обращается к сестре/
Р. В зеркале я себя вижу. Это мое изображение. Я подхожу к зеркалу, и оно подходит, я отхожу, и оно отходит.
С. Правильно, но есть еще один интересный момент: изображение в зеркале находится на таком же расстоянии , как ты от зеркала.
Р. Не верю!
С. Давай проверим с помощью опыта. Возьмем свечу и зеркало, зажжем ее и поставим перед зеркалом. Мы увидим в зеркале изображение свечи. Заменим зеркало стеклом – мы вновь видим изображение свечи. А теперь за стеклом поставим другую, но не горящую свечу так, чтобы ее положение совпало с изображением горящей свечи. Видишь, создается впечатление, что обе свечи горят. Но одна – то на самом деле не горит. Измерим расстояние от первой свечи до стекла и от стекла до второй свечи. Сравним их – расстояния одинаковые. Значит, и твое изображение в зеркале находится на таком же расстоянии, как ты от зеркала. Понятно?
Р. Да.
С. Причесывайся и бегом за стол.
/Ребенок причесывается, волосы тянутся за расческой/
Р. Посмотри, что делают волосы. Они стали живые и не хотят расставаться с расческой!
С. Да нет, они просто наэлектризовались при трении о расческу. Знаешь и сама расческа тоже наэлектризовалась. Посмотри. /Подносит расческу к своим волосам, они также тянутся к расческе/
Р. Понятно. Значит, они наэлектризовались одновременно.
С. Да. Так ты идешь завтракать?
/Ребенок и сестра завтракают. Ребенок хочет пить чай, но он горячий. Добавляет немного холодного молока, но чай все равно горячий/
Р. Ой, какой чай горячий!
С. Если бы у нас было время, ты бы мог немного подождать, чтобы чай остыл, но времени нет – нам надо скоро выходить из дома. Ты можешь аккуратно подуть на чай и он остынет.
Р. Почему?
С. Да потому что когда ты дуешь, то поднимаешь маленький ветер и он уносит самые «горячие» частицы жидкости.
/Ребенок выполнил совет, выпил чай, вытер рот платком, поблагодарил сестру/
С. Ну, как прошел у нас подъем и завтрак? Ты – молодчина, все съел.
Р. Да я еще кое-что интересное узнал.
/Брат и сестра выходят на улицу. На экране высвечиваются кинокадры о солнце/
Р. Ой, какое ясное и теплое солнышко. А что такое солнышко?
С. Солнце – это огромный раскаленный шар. Он посылает нам свою энергию, дает нам свет и тепло. Благодаря этому на Земле существует жизнь, растут деревья, кустарники и цветы, греются на солнышке котенок и собачка. Да и нам приятно подставить солнышку свое лицо. Сейчас мы будем переходить улицу. Только не спеши, надо дождаться зеленого сигнала светофора. /К ним подходит девочка Надя из того же класса, и дальше они идут втроем. Зажигаются огни светофора/
Н. смотрите у троллейбуса два провода, а у трамвая – один.
Р. А я заметил, что в метро нет ни одного провода только рельсы. Почему?
С. Вы правильно подметили. Все эти виды транспорта движутся за счет электричества. У троллейбуса электрический ток подходит к двигателю по одному проводу, а выходит по другому. В трамвае ток к двигателю поступает через провод-дугу, а вторым проводом служат также рельсы.
Р. А где же провода у автобуса?
С. У автобуса нет проводов. У него другой двигатель, который работает не от электричества, а так же как двигатель у автомашины за счет сгорания бензина.
Р. Посмотрите на небо: там облака белые – белые, чуть правее – потемнее, а вдалеке – совсем темные.
/На экране проецируется картинка облаков, туч/
С. / обращаясь к ребенку/ А ты знаешь, что облака – это множество маленьких водяных капелек, которые очень высоко поднялись. Облака потемнее содержат большее количество капель. А совсем темные – еще больше. Вот как только капелек накопится много-много, облаку станет тяжело и оно не сможет их удерживать – тогда пойдет дождь.
Н. А на меня уже капнула капелька.
Р. И на меня.
С. Давайте спрячемся и постоим в подъезде.
Р. Может лучше под этим высоким деревом?
С. Нет, нельзя. Могут быть гроза и молнии, и тогда до беды недалеко
/На экране – фрагмент из учебного кинофильма «Молния»/
Н. Смотрите, сверкнула молния! И загремел гром. Что это такое?
С. Это разряд атмосферного электричества, накопленного в тучах. Гром и молния возникают при разряде одновременно. Только свет от молнии и звук грома движутся к нам с разными скоростями: свет быстро, звук медленнее. Поэтому мы и видим сначала молнию, потом, спустя некоторое время, слышим раскат грома. Ну, вот и перестал дождь. Смотрите, туча ушла к горизонту. Засветило ярко солнце, и на небе появилась радуга.
/На экране кадры с радугой/
Давайте посчитаем, сколько цветов у радуги.
/Дети считают хором: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый/
Р. и Н. Всего семь.
С. Правильно. А вы знаете, отчего бывает радуга? Не знаете? Сейчас объясню. Солнечные лучи попадают в капельки влаги, содержащиеся в воздухе после дождя и распадаются там, на семь цветных лучей.
Р. /вертя головой во все стороны,/ Какое небо голубое! Кто его окрасил?
С. Атмосферный воздух. Его частички рассеивают солнечные лучи, и сильнее всех – голубые; они попадают нам в глаз, и небо кажется нам голубым.
Н. Смотрите, лужи уже высохли. Куда делась вода из них?
Р. Солнышко высушило лужи.
С. Да. Ты правильно ответил. Произошло превращение воды в пар. Пар поднялся в воздух; вода испарилась.
Экскурсию в природу мы совершим позже, а сейчас пойдем обедать и отдыхать. /Обращаясь к Н./ Приглашаю на обед . /Заходят в дом/ Мойте руки и садитесь за стол. Обед уже готов. Суп слишком горяч, будьте осторожны: понемногу зачерпывайте ложкой и выливайте обратно в тарелку.
/Дети опускают ложки в тарелки с супом и быстро подносят ко рту: они очень проголодались. И оба одновременно вскрикивают: «Ой! Горячо!»/
С. Конечно, ложка была в горячем супе и тот передал ей часть своего тепла. А металл быстро нагревается. /Достает из холодильника бутылку с соком. Бутылка сразу запотевает/
Р. Почему она вспотела? Ей, что, жарко?
С. А ты потрогай.
Р. /кричит/ Ой! Она очень холодная.
С. Правильно. А «вспотела» она потому, что водяной пар, находившийся в теплом комнатном воздухе, соприкоснувшись с холодной бутылкой, сконденсировался, .т.е. превратился в капельки жидкости, которые покрыли стекло. /Наливает сок в стаканы, дети пьют/
Р. Когда же мы пойдем гулять?
С. Попозже. Сейчас давайте подготовимся к завтрашнему походу в лес. Чтобы не заблудиться, надо уметь различать четыре основные стороны света: север, юг, восток и запад. Их можно определить с помощью компаса в любую погоду, днем и ночью. Синий конец стрелки прибора всегда показывает на географический север, а красный – на юг. В солнечную погоду можно обойтись без компаса: если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, сзади – юг, справа – восток, слева – запад. Но можно находить стороны света и по приметам. /Картины на доске/ Приметы такие: мох покрывает северную сторону камня, годовые кольца на пне шире с южной стороны, муравейник с южной стороны более пологий. Завтра мы пойдем в поход и все это пронаблюдаем. А теперь собирайтесь, пойдем на прогулку, только оденьтесь потеплее, так как солнышко спускается с неба и клонится к горизонту, значит, лучи его будут падать на нас все более наклонно, греть оно будет слабее, чем в полдень.
/Группа выходит на улицу/
Р. Смотрите, солнышка совсем не видно, хотя еще светло.
С. Да , оно зашло за горизонт, небо темнеет. Посмотрите внимательнее на небо. Глаза начинают различать наиболее яркие звезды. /Звездное небо на картине/ Эти звезды невообразимо далеки от нас, солнца. И только слабый мерцающий свет связывает нас с ними. Пора возвращаться домой. Вы не забыли, что завтра мы идем в поход?
С. А теперь все вместе поразгадываем загадки:
- По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет. (Волна)
- Кто, не учившись, говорит на всех языках? (Эхо)
- На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)
- Без рук, без ног по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (Ветер)
- В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (Стрелки часов)
- Кружит, жужжит, а падает – молчит. (Юла)
- Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)
- Чего в избе не видно? (Тепла)
- Что за художник окно разрисовал? (Мороз)
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает (Снег)
- Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед)
- Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)
- Лежал, лежал, а потом в реку побежал. (Снег)
- Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
- Видно, нет у ней ума: ест она себя сама. (Свеча)
- Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
- Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Наш утренник подходит к концу. Я думаю, что вы много узнали интересного, нового. Обычные для нас на первый взгляд вещи мы объяснили с физической точки зрения. О некоторых понятиях и явлениях вы вряд ли слышали раньше, но они существуют, и с ними вы познакомитесь в средней школе. Я всех благодарю за участие. Спасибо за внимание. До новых встреч.
МОУ Новодмитриевская СОШ
Учитель: Калитвянская
Нина
Викторовна
2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....
Презентация к уроку по физкультуре по теме: Презентация к уроку по предмету: "Физическая культура" на тему: "Физические качества" для учащихся 5-9 классов
В презентации рассматриваются определение, виды и характеристика физических качеств....
План – конспект урока по предмету « Физическая культура». Тема: « Формирование знаний о правилах выполнения тестов для оценки физической подготовленности»
· Определить индивидуальный общий уровень физической подготовленности. (ОУФП)....
Открытый урок по предмету: «Физическая культура» на тему: «Физическая культура и здоровье студента. Нетрадиционные виды двигательной активности»
Данный открытый урок разработан для студентов с ограниченными возможностями, обучающихся в нашем колледже с учётом их нозологии, склонностей и интересов.Практика показывает, что чем раньше мы убедим с...
Физический урок для малышей
10а класс самостоятельно подготовили и провели физический утренник в детском саду «Журавушка» для старшей группы. Дело в том, что на следующий учебный год им уже вместе проводить «Первый звонок»...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...