Урок в 8 классе по физике "Закон Ома"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель: Калитвянская
Нина
Викторовна
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Закон Ома для участка цепи.
Эпиграфы: Я мыслю, следовательно, я существую.
Декарт.
(Французский философ и математик, 1596 – 1650гг)
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Русская пословица.
Цели урока:
- усвоить зависимость между физическими величинами – силой тока, напряжением и сопротивлением; научиться пользоваться законом Ома для вычисления силы тока, напряжения, сопротивления проводника;
- воспитывать аккуратность, усидчивость и дисциплинированность у учащихся;
- развивать чувства товарищества и взаимовыручки.
Оборудование: каждому на стол: набор по электродинамике, батарейки, амперметр, вольтметр; карточки; магнитная доска; для демонстрации: амперметр, вольтметр, переменный резистор, резистор, соединительные провода, ключ, источник электропитания; кинопроектор.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Сначала повторим материал, необходимый для изучения новой темы.
(На доске – таблица с планом ответа в центральном столбце. Двое учащихся заполняют левый и правый столбцы по этому плану.)
Сила тока | План | Напряжение |
I = q/t | 1. Формула | U = A/q |
I – сила тока, А q – заряд, Кл t – время, с | 2. Обозначение, единицы | U – напряжение, В A – работа, Дж q – заряд, Кл |
3. Определение. | ||
q = It; t = q/I | 4. Следствия. | A = U/q ; q = A/U |
Амперметр А Последовательно | 5. Прибор:
| Вольтметр V Параллельно |
Дополнительно: 1) Какой буквой обозначается сопротивление?
Что является причиной сопротивления?
2) Единица сопротивления.
Почему разные проводники обладают различными
сопротивлениями?
(Одновременно, пока учащиеся готовят ответы, с классом проводится фронтальный опрос по задачам – схемам.)
Учитель проецирует на экране схемы трех электрических цепей. Учащиеся поднимают сигнальные карточки, показывая номер правильной схемы, и опускают их только тогда, когда учитель закончит подсчет. По ходу опроса учитель просит некоторых учащихся рассказать, как они пришли к правильному ответу.
- На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?
1. 2. 3.
- На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?
1. 2. 3.
Раздаются карточки на каждую парту. Учащиеся должны собрать электрические цепи и начертить схемы в тетрадях. А в это время проверяются ответы учащихся у доски.
3. Изучение нового материала.
1. Сегодня на уроке мы подробно изучим вопрос: как связаны между собой сила тока в проводнике, напряжение на его концах и сопротивление проводника?
Для ответа обратимся к опыту. (схема установки на экране)
а) R = const
Какие были получены результаты.
I,А
I,А U,В
2
0,4 1
0,9 2 1
1,4 3
U,В
1 2 3 4
Какая же зависимость между силой тока в проводнике и напряжением между концами этого проводника?
Учащиеся делают вывод: I ~ U
б) U = const I, А
I, А R, Ом
- 1
0,9 2 2
0,7 3
1
0,4 4
R, Ом
1 2 3 4
Учащиеся делают вывод: I ~ 1/R
Закон Ома для участка цепи: I = U/R
Сила тока прямо пропорциональна напряжению на участке цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка.
2. Работа с учебником: найдите в учебнике формулировку закона Ома, прочитайте и разберите.
3. Рассмотрим диаграмму связи величин: U, I, R
U
I R
Следствия из закона Ома (выводятся вместе с учащимися):
U = I R ; R = U/I ; [R] = 1В/1А = 1 Ом
Сопротивление проводника можно определить по формуле
R = U/I , но нужно понимать, что R – величина постоянная для данного проводника и не зависит от напряжения, ни от силы тока. Если, например, напряжение на данном проводнике увеличивается, то во столько же раз увеличивается и сила тока в нем.
4. Закрепление материала.
1. Устное решение задач.
- На экране проецируется схема. Определите требуемый параметр.
( Ответ: I = 1,5 А)
- На экран проецируется график. Определите сопротивление проводника.
I,А
4
2
0 U,В
5 10 15 20
(Ответ: R = 5 Ом)
2. Решение задачи у доски.
Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А?
5. Итог урока. Выставление оценок.
- Как связаны сила тока и напряжение?
- Как связаны сила тока и сопротивление?
- Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление?
6. Домашнее задание.
§§ 42, 44, упр. 19 (1,2,4)
Самоанализ открытого урока
по физике в 8 «а» классе.
Тема: «Закон Ома для участка цепи».
Тип урока: комбинированный.
Время урока: 45 минут.
Цели урока:
- усвоить зависимость между физическими величинами – силой тока, напряжением и сопротивлением; научиться пользоваться законом Ома для вычисления силы тока, напряжения, сопротивления проводника;
- воспитывать аккуратность, усидчивость и дисциплинированность у учащихся;
- развивать чувства товарищества и взаимовыручки.
Данный урок является промежуточным в большой теме «Электрические явления». Он связан с предыдущими уроками, потому что опирается на ранее полученные знания. Кроме того, закон Ома – один из основных физических законов, и он будет использоваться при изучении следующих тем: закон Джоуля-Ленца, последовательное и параллельное соединение проводников и т.д.
Выбран тип урока – комбинированный, для того чтобы вызвать познавательную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
На уроке был применен дифференцированный подход к обучающимся при выполнении практического задания.
Темп урока был средним. На протяжении всего урока поддерживался интерес учащихся, потому что было использовано ИКТ и организована смена различных видов деятельности: тестирование, самостоятельная работа, работа у доски, устное и письменное решение задач.
В ходе объяснения нового материала ставились проблемные вопросы, ответы на которые находили учащиеся с помощью учителя.
На уроке я постаралась проверить каждого ученика, работающего самостоятельно с электрическими цепями, исправляя при этом их ошибки.
Домашнее задание было спроецировано на экране, проведенный инструктаж по нему был четким и детальным. Я проследила, чтобы всё задание было записано в дневниках.
В целом урок мне не понравился, потому что цели, поставленные для учителя и учащихся, были достигнуты частично.
Причины недостатков проведенного урока:
1) Не вовремя были разложены на парты карточки с электрическими цепями для практического задания.
2) В ходе объяснения нового материала при проведении опыта была совершена ошибка: на концах источника тока взято маленькое напряжение, в результате чего продолжение опыта было невозможно.
3) Ребята вовремя урока чувствовали себя немного скованно, наверное, потому что волнение учителя передалось и ученикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...