Урок в 8 классе по физике "Закон Ома"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Калитвянская Нина Викторовна

Конспект урока, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_oma.rar63.27 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Калитвянская

 Нина

             Викторовна

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема: Закон Ома для участка цепи.

Эпиграфы:                                                         Я мыслю, следовательно, я существую.

                                                                                                                              Декарт.

(Французский философ и математик, 1596 – 1650гг)

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Русская пословица.

Цели урока:

  1. усвоить зависимость между физическими величинами – силой тока, напряжением и сопротивлением; научиться пользоваться законом Ома для вычисления силы тока, напряжения, сопротивления проводника;
  2. воспитывать аккуратность, усидчивость и дисциплинированность у учащихся;
  3. развивать чувства товарищества и взаимовыручки.

Оборудование: каждому на стол: набор по электродинамике, батарейки, амперметр, вольтметр; карточки; магнитная доска; для демонстрации: амперметр, вольтметр, переменный резистор, резистор, соединительные провода, ключ, источник электропитания; кинопроектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1.  Актуализация знаний.

- Сначала повторим материал, необходимый для изучения новой темы.

(На доске – таблица с планом ответа в центральном столбце. Двое учащихся заполняют левый и правый столбцы по этому плану.)

Сила тока

План

Напряжение

I = q/t

1. Формула

U = A/q

I – сила тока, А

q – заряд, Кл

t – время, с

2. Обозначение, единицы

U – напряжение, В

A – работа, Дж

q – заряд, Кл

3. Определение.

q = It;  t = q/I

4. Следствия.

A = U/q  ;   q = A/U

Амперметр

                     А

         Последовательно

5. Прибор:

  • название
  • условное обозначение
  • включение

Вольтметр

                      V

         Параллельно

Дополнительно:  1) Какой буквой обозначается сопротивление?

                                  Что является причиной сопротивления?

                              2) Единица сопротивления.

                                  Почему разные проводники обладают различными  

                                  сопротивлениями?

(Одновременно, пока учащиеся готовят ответы, с классом проводится фронтальный опрос по задачам – схемам.)

Учитель проецирует на экране схемы трех электрических цепей. Учащиеся поднимают сигнальные карточки, показывая номер правильной схемы, и опускают их только тогда, когда учитель закончит подсчет. По ходу опроса учитель просит некоторых учащихся рассказать, как они пришли к правильному ответу.

  • На какой схеме правильно показано включение амперметра для измерения силы тока в лампочке?

            1.                                         2.                                        3.

  • На какой схеме правильно показано включение вольтметра для измерения напряжения на лампочке?

1.                                      2.                                      3.

Раздаются карточки на каждую парту. Учащиеся должны собрать электрические цепи и начертить схемы в тетрадях. А в это время проверяются ответы учащихся у доски.

3. Изучение нового материала.

1. Сегодня на уроке мы подробно изучим вопрос: как связаны между собой сила тока в проводнике, напряжение на его концах и сопротивление проводника?

Для ответа обратимся к опыту. (схема установки на экране)

 а)              R = const

Какие были получены результаты.

                                                         I,А

              I,А        U,В

                                                          2

             0,4          1

             0,9          2                             1

             1,4          3

        U,В

                                                                       1      2     3       4

Какая же зависимость между силой тока в проводнике и напряжением между концами этого проводника?

Учащиеся делают вывод:   I ~ U

б) U = const                     I, А

          I, А   R, Ом

  1.  1

    0,9    2           2

 

           0,7     3

                                                                                                           1

           0,4     4

        R, Ом        

                         1      2     3     4

Учащиеся делают вывод: I ~ 1/R

Закон Ома для участка цепи:              I = U/R

Сила тока прямо пропорциональна напряжению на участке цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка.

2. Работа с учебником: найдите в учебнике формулировку закона Ома, прочитайте и разберите.

3. Рассмотрим диаграмму связи величин: U, I, R

                                      U

                           I                 R

Следствия из закона Ома (выводятся вместе с учащимися):

U = I R ;   R = U/I    ;       [R] = 1В/1А = 1 Ом

Сопротивление проводника можно определить по формуле

R = U/I , но нужно понимать, что R – величина постоянная для данного проводника и не зависит от напряжения, ни от силы тока. Если, например, напряжение на данном проводнике увеличивается, то во столько же раз увеличивается и сила тока в нем.

4. Закрепление материала.

 1. Устное решение задач.

  • На экране проецируется схема. Определите требуемый параметр.

( Ответ: I = 1,5 А)

  • На экран проецируется график. Определите сопротивление проводника.

                             I,А

                             4

                              2

                                 0                U,В

        5       10       15      20

(Ответ: R = 5 Ом)

2. Решение задачи у доски.

Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А?

5. Итог урока. Выставление оценок.

- Как связаны сила тока и напряжение?

- Как связаны сила тока и сопротивление?

- Как связаны между собой сила тока, напряжение и сопротивление?

6. Домашнее задание.

§§ 42, 44, упр. 19 (1,2,4)

Самоанализ открытого урока

 по физике в 8 «а» классе.

Тема: «Закон Ома для участка цепи».

Тип урока: комбинированный.

Время урока: 45 минут.

Цели урока:

  1. усвоить зависимость между физическими величинами – силой тока, напряжением и сопротивлением; научиться пользоваться законом Ома для вычисления силы тока, напряжения, сопротивления проводника;
  2. воспитывать аккуратность, усидчивость и дисциплинированность у учащихся;
  3. развивать чувства товарищества и взаимовыручки.

Данный урок является промежуточным в большой теме «Электрические явления». Он связан с предыдущими уроками, потому что опирается на ранее полученные знания. Кроме того, закон Ома – один из основных физических законов, и он будет использоваться при изучении следующих тем: закон Джоуля-Ленца, последовательное и параллельное соединение проводников и т.д.

Выбран тип урока – комбинированный, для того чтобы вызвать познавательную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

На уроке был применен дифференцированный подход к обучающимся при выполнении практического задания.

Темп урока был средним. На протяжении всего урока поддерживался интерес учащихся, потому что было использовано ИКТ и организована смена различных видов деятельности: тестирование, самостоятельная работа, работа у доски, устное и письменное решение задач.

В ходе объяснения нового материала ставились проблемные вопросы, ответы на которые находили учащиеся с помощью учителя.

На уроке я постаралась проверить каждого ученика, работающего самостоятельно с электрическими цепями, исправляя при этом их ошибки.

Домашнее задание было спроецировано на экране, проведенный инструктаж по нему был четким и детальным. Я проследила, чтобы всё задание было записано в дневниках.

В целом урок мне не понравился, потому что цели, поставленные для учителя и учащихся, были достигнуты частично.

Причины недостатков проведенного урока:

1) Не вовремя были разложены на парты карточки с электрическими цепями для практического задания.

2) В ходе объяснения нового материала при проведении опыта была совершена ошибка: на концах источника тока взято маленькое напряжение, в результате чего продолжение опыта было невозможно.

3) Ребята вовремя урока чувствовали себя немного скованно, наверное, потому что волнение учителя передалось и ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...