Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Урок в 9 классе по теме "Механические колебания и волны".Урок решения задач на основе литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_po_teme_mekhanicheskie_kolebaniya_i_volny._zvuk.9_klass.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
9 класс.
Шепелина Светлана Леонидовна
-учитель физики МБОУ «Кадетская школа»
Цели урока:
Познавательные: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.
Развивающие: сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.
Воспитательные: проконтролировать усвоение знаний, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.
Тип урока. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.
Оборудование: карточки-тесты по теме «Механические колебания и волны. Звук» (Приложение 1),карточки-пробного ЕГЭ, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 2)
Ход урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент. Сообщение целей урока. | Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока. | Совместно с учителем формулируют цели урока. |
2 | Самостоятельная работа. А.тестирования Б.пробный ЕГЭ В.решение кроссворда | Организует проведение тестового задания. Приложение 1,2,3 | Записывают ответы на вопросы теста, кроссворда ,пробного ЕГЭ По окончании осуществляют взаимопроверку, затем проверяют правильность ответов по готовому шаблону. |
3 | Решение качественных задач. | Осуществляет подборку качественных задач. | Обсуждают и решают предложенные задачи. |
4 | Решение количественных задач. | Осуществляет подборку количественных задач. | Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение в тетрадях. |
5 | Подведение итогов урока. | Подводит итоги урока. Проводит рефлексию. | Отвечают на вопросы рефлексии. |
6 | Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. | Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания. |
- Организационный момент. Формулирование целей урока.
- Самостоятельная работа.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Раздает тестовые задания или кроссворд каждому ученику. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5-7 минут) | Выполняют задания-тесты. По окончании обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку. (1мин.) Проверяют правильность ответов по шаблону, предоставленному на слайде |
- Решение качественных задач.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Физика – наука интересная. Сегодня мы сделаем попытку навести мосты между физикой и миром литературных произведений. | |
Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы.
Где еще мы можем услышать аналогичный скрип?
На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды.
| Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук. По той же причине скрипят несмазанные петли дверей. При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному. Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо. |
А теперь поговорим о приметах. Одна из них «Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь». Объясните данную примету. | Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук. |
Также задачи по физике можно найти в сказках, мифах, легендах. Рассмотрим отрывок из русской сказки «Про глупого змея и умного солдата» «Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? | Колебания под действием ветра. Вынужденные колебания. |
Послушайте отрывок из стихотворения А.А. Блока «Потеха! Рокочет труба…» Кругом – возрастающий крик, Свистки и нечистые речи, И ярмарки гулу – далече В полях отвечает зеленый двойник. Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»? | Эхо. |
- Решение количественных задач.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
С качественными задачами вы справились успешно, теперь решим задачи на вычисление величин колебательного движения.
| Обучающиеся решают задачу, оформляя решение в тетрадях и на доске. |
| Для того, чтобы получить верный ответ, необходимо перевести 1 минуту в секунды. Оформление решения задачи в тетрадях и на доске. |
| Оформление решения задачи. |
- Подведение итогов урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Сегодня на уроке мы научились решать задачи на расчет основных характеристик колебательного движения. | |
Какие понятия и формулы мы повторили? | Колебания, волны, виды волн, звуковая волна. Формулы периода, частоты, длины волны колебаний. |
Что нового узнали на уроке? | |
Чем запомнился вам урок? | Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения. |
Оцените свою работу на уроке. | Оценивают работу на уроке. |
- Домашнее задание.
- Составить две задачи на тему «Механические колебания и волны. Звук», оформить задачи на листах формата А4.
- По желанию подготовить презентацию или буклет по теме «Инфразвук и ультразвук».
Литература
1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений- 13-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 300, [4]с.: 1 л. цв. вкл
2.Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анекдотах: пособие для учащихся и учителей /С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2008. -152 с.: ил.
- http://www.jeffreycharron.com/publishImages/index~~element18.jpg
- http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=41210652-12-72&n=21
- http://www.n4hr.com/up/uploads/bf22b9a89e.jpg
- http://img-fotki.yandex.ru/get/4512/med-yuliya.14b/0_4ebeb_eba21f7_XL
- http://www.animator.ru/film_img/al_3116.jpg
- http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=30747886-65-72&n=21
- http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=292193732-17-72&n=21
- http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=297422398-33-72&n=21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок решения задач по теме: "Механические колебания"
Урок закрепления и комплексного применения знаний.Цель урока: - обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Механические колебания». Проверить уровень усвоения знаний на основе творче...
Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Урок физики в 9 классе. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихс...
Проверочная работа по теме "Механические колебания и волны. Звук" Физика 9 кл. УМК Пёрышкин А.В.
Тестовые задания "Механические колебания и волны. Звук" по физике 9 кл...
Презентация к уроку физики "Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Презентация к уроку физики "Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук»....
Зачёт по физике для 10 класса по теме "Механические колебания и волны.Звук".
Одной из форм обобщённого контроля знания учащихся является проведение зачётов по пройденным темам. В данной публикации предлагается разработанный мною зачёт для учащихся 10 классов по теме "Механичес...
Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»
Материал содержит задания для проверки знаний по теме "Механические колебания и волны.Звук" в 9 классе...
Интерактивный тест по теме «Механические колебания и волны. Звук» (9 класс)
Данный ресурс представляет собой интерактивный тест в 2-х вариантах, который содержит 12 заданий. Из них: 9 заданий - с выбором одного верного ответа из четырех предложенных; 3 задания, требующих напи...