Урок решения задач по теме "Плотность"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
На уроке решаются различные типы задач по теме: расчётные, экспериментпальные, графические, качественные. Закрепляется физический смысл понятий, отрабатываются навыки перевода единиц измерения. В ходе урока демонстрируется учебная презентация к уроку. Благодаря постоянной смене форм и методов работы дети активно работают на уроке. Разработка урока рассчитана на класс, имеющий способности выше среднего уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_po_teme_plotnost.docx | 23.25 КБ |
reshenie_zadach_po_teme_plotnost.pptx | 475.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа № 30»
Урок конкретизации знаний путём решения задач в 7 классе
Тема урока:
«Плотность»
Методическая разработка учителя физики, Шаталовой Светланы Николаевны
2014 – 2015 учебный год
Цели урока:
- Конкретизировать и закрепить полученные теоретические знания по теме.
- Поддерживать стремление и интерес к изучению физики.
Задачи урока:
- Формировать умение применять полученные знания при решении различных типов задач, в повседневной жизни, учить анализировать и излагать выводы результатов решения;
- Развивать логическое и абстрактное мышление, смекалку;
Оборудование и дидактические материалы:
Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, весы рычажные с разновесами, стаканы химические, мензурки, колбы с водой и спиртом.
Ход урока
- Организационный момент.
Постановка задач урока.
- Работа класса
- Решение задач использованием таблиц плотностей
Задача №1.
Скульптор изваял фигурки одинаковой формы и массы из мрамора, льда, сухого дуба, ещё две отлил из парафина и чугуна. Расположите фигурки по росту.
(В ходе обсуждения становится очевидной зависимость: «Чем меньше плотность, тем больше объём», которая служит ключом к решению задачи.)
Задача №2.
Который из приведённых на слайде рисунков (1 или 2) позволит вам подсчитать: во сколько раз плотность воды больше плотности спирта? Решите задачу и проверьте себя, используя таблицу плотностей.
(анализ неиспользованного рисунка. Какой вывод можно сделать, используя данные рисунка №1?)
- Проверка теории на практике.
Решаем экспериментальную задачу.
Задание: На весах уравновесьте мензурки со спиртом и водой. Определите объёмы жидкостей и их плотности. Догадайтесь, как найти массы.
- Наблюдаем и сравниваем.
Задание: Сравните плотность материалов шаров в каждом из четырёх случаев, изображённых на слайде. Что необходимо знать, чтобы выполнить задание?
- Решаем расчётную задачу.
Задача №1. В детский слегка надутый «воздушный» шарик накачали дополнительную порцию воздуха. При этом масса шарика возросла в 4 раза, а объём – только вдвое. Во сколько раз возросла плотность воздуха в шарике?
- Закрепляем физический смысл понятия «плотность»
Вопросы:
- Что означает слово «плотность»?
- Чему равна масса 1 см3 свинца? алюминия?
Указание учителя: Употребляйте понятия правильно:
Масса – относится к телу, плотность – к веществу, из которого изготовлено тело (учащиеся делают записи в тетрадях).
- Решение графической задачи (работа по карточкам)
На карточке для каждого учащегося представлен график зависимости массы тела от объёма. Необходимо определить, какое вещество отражает график.
Если дети испытывают затруднения с решением задачи, можно помочь наметить им ход решения, используя вспомогательный слайд. Учитель, используя ключ, проверяет ответы. При малой наполняемости классов это сделать не сложно.
- Переводим единицы измерения плотности вещества из г/см3 в кг/м3. Формулируем правило, делаем вывод
( с записью в тетрадях).
Числовое значение плотности вещества зависит от выбора единиц измерения физических величин: массы и объёма.
- Вновь решаем расчётную задачу.
Задача: Прямоугольная металлическая пластина размерами 5 х 3 х 0,5 см имеет массу 85 кг. Из какого металла изготовлена пластина? (Ответ: свинец.)
- Блицопрос на понимание материала.
Вопросы:
- Плотность морской воды 1030 кг/м3. Что означает это число?
- Чему равна масса 1 см3 льда?
- Каков объём 800 кг керосина?
- В чём причина разной плотности тел?
- Можно ли считать, что плотность зависит от массы тела и от его объёма? Ответ поясните.
- Подведение итогов урока
- Какое понятие мы сегодня повторяли и закрепили в своём сознании?
- Какие типы задач решали?
- Что можно узнать, если известна плотность вещества?
- В какие формулы входит плотность?
- Запись домашнего задания. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скульптор изваял фигурки одинаковой формы и массы из мрамора, льда, сухого дуба, ещё две отлил из парафина и чугуна. Расположите фигурки по росту. 1 2 3 4 5
Задача №2 Который из приведённых рисунков (1 или 2) позволит вам подсчитать : во сколько раз плотность воды больше плотности спирта? Решите задачу и проверьте себя используя таблицу плотностей. Какой вывод можно сделать из неиспользованного рисунка? рис.1 рис.2 1 л вода 1 1 / 4 л спирт 1 л вода 1 л спирт
Э кспериментальная задача: На весах уравновесьте мензурки со спиртом и водой. Определите объёмы жидкостей и их плотности. Догадайтесь, как найти массы .
Сравните плотность материалов шаров в каждом из четырёх случаев. Что необходимо знать, чтобы выполнить задание? В) А ) Б) В г)
Решаем расчётную задачу. В детский слегка надутый «воздушный» шарик накачали дополнительную порцию воздуха. При этом масса шарика возросла в 4 раза, а объём – только вдвое. Во сколько раз возросла плотность воздуха в шарике?
1) Что означает слово «плотность»? 2) Чему равна масса 1 см 3 свинца? алюминия? Употребляйте понятия правильно : Масса – относится к телу, плотность – к веществу, из которого изготовлено тело
Решение графической задачи т, кг 5 4 3 2 1 0 V, дм 3 1 2 3 4 5 Какое вещество отражает данный график?
Правила перевода плотности из одних единиц в другие: 1 кг/м 3 = 1000 г / (100 см) 3 = = = 0,001 г/см 3 1 г/см 3 = (0,001 кг)/(0,01 м) 3 = = 1000 кг/м 3
Расчётная задача Прямоугольная металлическая пластина размерами 5 х 3 х 0,5 см имеет массу 85 кг. Из какого металла изготовлена пластина?
Ответим на вопросы Плотность морской воды 1030 кг/м 3 . Что означает это число? Чему равна масса 1 см 3 льда? Каков объём 800 кг керосина? В чём причина разной плотности тел? Можно ли считать, что плотность зависит от массы тела и от его объёма? Ответ поясните.
Подведём итоги урока Какое понятие мы сегодня повторяли и закрепили в своём сознании? Какие типы задач решали? Что можно узнать, если известна плотность вещества? В какие формулы входит плотность?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Урок – решение задач прямолинейного движения тел".
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Урок – решение задач прямолинейного движения тел".Цель урока: Формировать систему представлений о механическом движении объекта и системы объектов.Задачи: Научить а)анализ...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Урок – решение задач прямолинейного движения тел".
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Урок – решение задач прямолинейного движения тел".Цель урока: Формировать систему представлений о механическом движении объекта и системы объектов.Задачи: Научить а)анализ...
Урок-лекция, урок решения задач "Математика о вреде курения"
Урок проведён в рамках месячника по пропаганде ЗОЖ в 6 классе коррекционной школы. В тексте приведены интересные факты о вреде, наносимом курением организму....
Презентация к уроку. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»
Презентация к уроку физики в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ на уроках физики. Тема урока: Решение задач по теме «Электромагнитные колебания». Можно использовать как готовый материал к уроку повторения и...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....
Урок "Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности" (алгебра 9 класс)
Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.Формы организ...