ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Урок – решение задач прямолинейного движения тел".
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Урок – решение задач прямолинейного движения тел".
Цель урока: Формировать систему представлений о механическом движении объекта и системы объектов.
Задачи: Научить а)анализировать движение тела (системы тел), б)применять знания (законы движения) в данных ситуациях, в) записывать уравнение, характеризующее движение, получить результат и делать вывод, г) поставить и обобщить вывод, д) переносить полученные знания в реальный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_wordnrnrn_avtosohranennyy.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Урок – решение задач прямолинейного движения тел.
Цель урока: Формировать систему представлений о механическом движении объекта и системы объектов.
Задачи: Научить а)анализировать движение тела (системы тел), б)применять знания (законы движения) в данных ситуациях, в) записывать уравнение, характеризующее движение, получить результат и делать вывод, г) поставить и обобщить вывод, д) переносить полученные знания в реальный мир.
Тип урока: Комбинированный
Форма работы учащихся: Осуществляют поиск, фиксируют и выполняют план решения.
Техническое оборудование: экран, проектор, монитор, интерактивный экран.
N | Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | время |
1 | Проведение фронтального опроса | Вопросы: 1. Что такое ускорение и его возникновения? 2. Назвать формулу второго закона Ньютона и динамического уравнения. 3. Назвать условия движения тела без ускорения. | Отвечают на вопросы: 1.Ускорение - это изменение скорости в единицу времени и возникает при FРАВ=О 2.Fрав=ma, Fрав=F1+F2+..+Fn 3. Fрав=0 | Комментирует, исправляет, обобщает и делает вывод: о применении знаний при решении задач. Направляет работу по использовании ЭОР (видео - фрагмент с ответами). | 3 мин |
2 | Постановка задачи №1 | Условие задачи: на наклонной плоскости, образующей угол 30о, поставлен кубик. Коэффициент трения между кубиком и плоскостью равен 0,5. С каким ускорение кубик будет соскальзывать с плоскости? При каком коэффициенте трения кубик останется в покое? | Учащиеся дополняют рисунок: 1. Наносят действующие силы на тело (чертёж высвечен на доске):Fтяж, N, Fтр. 2. Наносят оси: OX и OY. 3. Записывают в векторной форме динамическое уравнение ( второй закон Ньютона) | Учитель направляет деятельность учеников: 1. Как направлены силы, действующие на тело, какова их природа (Fтяж, N- сила реакции опоры, Fтр- сила трения между поверхностью и кубиком. 2. Направляет и контролирует работу учащихся по выполнению алгоритма решения задачи с использованием чертежа. | 5 мин |
3 | Поиск решения задачи | Поиск решения: 1. Что необходимо выполнить, что бы задачу решать аналитическим путем? 2. Необходимо убедиться в направлении и виде движения кубика. 3. Вспомнить правила, определяющие проекции векторных величин. | Отвечают на вопросы: 1. Необходимо, чтобы величины были в скалярном виде. 2. Кубик движется с ускорением вниз. 3. Чтобы векторную величину перевести в скаляр, необходимо опустить перпендикуляр из начала и конца вектора на заданную ось, значение проекции и определяет скалярную величину данного вектора (величина будет или положительной, или отрицательной.) Работают с чертежами на доске. | Следит за ответом: 1. Использует ЭОР для демонстрации чертежа. 2.ипользует пошаговый метод работы с чертежом, опираясь на проведенный анализ ответов учащихся. 3. Организует работу учащихся на постановку вопросов, ответов, запись полученных результатов и на использование ЭОР. | 3мин |
4. | Оформление плана решения задач и получение ответов. | План решения: Fрав=Fтяж+N+Fтр OX)ma=mgsin a- Fтр OY)N-mgcos a=0 N=mgcos a ma=mgsin a-μcosa a=g(sina- μcosa) При a=0, μ mgcos a >mgsina μ=tana | Учащиеся анализируют: 1. Запись уравнений. 2. Нахождение проекций. 3. Решение системы. 4. Делают вывод, что N=mgcos a – это вес тела на наклонной плоскости. 5. Проводят запись, математические вычисления и получают результат: a=0,6мсек2 μ=0,58 | Учитель проводит анализ полученных результатов, делает вывод: 1. Физический смысл N=mgcos a μ=tana при a=0 | 5 мин |
5. | Постановка задачи №2 | Условие задачи: На нити перекинутой через неподвижный блок, подвешены два тела одинаковой массы m1=100г. На одно из тел положили груз массой m=10г. Найти ускорение a тел, натяжение нити T , силу F, действующую на блок. | Дети определяют: 1. Условия равновесия. 2. Причины движения системы. 3. Запись данных в системе СИ. 4. Определяют число тел, участвующих в движении и на каждое тело наносят действующие силы. 5. (m+m1) – одно целое. 6. Тела имеют одинаковое ускорение - a | Учитель дл чертежа использует ЭОР: 1. Проводит фронтальный опрос, чтобы учащиеся правильно выполнили чертёж по условию задачи и правильно записали дано. 2. Углубляет знания учащихся по правильности нанесения сил на каждое тело, проверяет выполняемую работу. | 3 мин |
6. | Оформление плана решения и получение ответа. | Запись уравнений: m1a=T-m1g m+m1a=m+m1g-T F=2T | 1.Записывают систему уравнений. 2. Решают систему сложением и определяют:a, T, F a=0.47мсек2;T=1,3H F=2,6H | Контролирует запись уравнений, решение системы уравнений и определение необходимых величин. Фронтально проводит анализ решения задачи при движении связанных тел. | 5 мин |
7. | Постановка задачи №3 | Условие задачи: На гладкой горизонтальной поверхности расположены три тела с массами m1, m2, m3, связанные нитями друг с другом. К первому тела прикреплена перекинутая через блок нить, на коне которой | Вспоминают: Условие задачи по чертежу на экране, отвечают на вопросы: 1. Четыре тела движутся. 2. Три по горизонтали (OX), четвертое тело вертикально (OY), так же направлены их ускорения. | Задаёт вопросы: 1. Сколько тел в системе? 2. По каким направлениям движутся тела? 3. Как направлены их ускорения. | 2 мин |
8. | Поиск решения | Оформление чертежа: 1.наносятся на чертёж оси OX и OY. 2.определяется на чертеже направление ускорения по осям. 3. Наносятся на чертеже действующие силы на каждое тело. | Отвечают на вопросы, работают с чертежом: 1. Наносят оси, оси силы, направленные ускорения. 2. Делают анализ и выводы по текущим вопросам. | Проверяет работу, выполняемую учениками по рисунку. Проверяет их анализ и выводы на поставленные текущие вопросы. | 2 мин |
9. | Оформление плана решения задачи. | Запись динамических уравнений для каждого тела: 1. m1a1=T1-T2 2. m2a2=T2-T3 3. m3a3=T3 4.m4a4=m4g-T3 | Делают вывод, что в системе связанных тел, все тела имеют одинаковое ускорение, действующая сила, действующая на тело, зависит зависит от массы тела и определяется Fрав=ma | Проводит фронтальный опрос (для контроля записи динамического уравнения для каждого тела в отдельности). Общий опрос для каждого тела: какие действующие силы на тело и как и как записывается уравнение движения? | 5 мин |
10. | Решение задачи. Запись ответа. | Решим систему из четырех уравнений методом сложения, получаем: am1+m2+m3+m4=m4g a=m4gm1+m2+m3+m4 T1=m1+m2+m3a T2=m2+m3a T3=m3g | Проводят запись решения системы с комментариями, основываясь на физические законы, используя пошаговые подсказки. Получают результат: a, T1,T2,T3 | Помогает отвечать на вопросы, используя пошаговые подсказки: 1. Величины с разными знаками, но одинаковые модули в сумме дают нуль. 2. Четвертое тело своей тяжестью вызывает ускорение у всех тел. 3. Сила натяжения каждой нити определяется той силой тяги, которая оказывает ускорение от их массы тел | 5 мин |
11. | Выводы по уроку, итог урока. | Получен алгоритм решения задач по динамике “Динамике” 1.Выполнить чертёж по условию задачи. 2.Дополнить чертёж направлением: ускорением, осей OX, OY. 3. Указать на чертеже силы действующие на каждое тело 4. Записать динамическое уравнение в векторной (скалярной) записи. 5.По необходимости использовать формулы сил. 6. Решить уравнение (систему) относительно заданной величины, определить значение оставшихся величин по условию задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Урок – решение задач прямолинейного движения тел".
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА "Урок – решение задач прямолинейного движения тел".Цель урока: Формировать систему представлений о механическом движении объекта и системы объектов.Задачи: Научить а)анализ...
Конспект АМО-урока (занятия). Решение задач по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел».
Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по данной теме. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Отличительной возрастной о...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Решение задач на движение. 5 класс.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ. Решение задач на движение. 5 класс.Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на движение и умение применять их при решении...
План-конспект открытого урока по теме «Правила дорожного движения»
Конспект урока, предназначенный для работы с обучающимися 1-2 курса среднего специального звена юридической направленности....
План-конспект открытого урока урока английского языка учителя английского языка МБОУ СОШ № 27 города Шахты Устиновой Елены Сергеевны
Тема урока: “I’m going to be a doctor.” («Я собираюсь быть доктором». Знакомство с оборотом to be going to в рамках изучения раздела «Работа моей мечты»)Тип у...
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...
Конспект урока алгебры "Решение задач на движение с помощью уравнений"
Тема урока: «Решение задач с помощью уравнений»(математическая и читательская грамотность)Цель: содержательная: научиться составлять уравнения по условию задачи и решать их.деятельностная:...