"Преобразование электрической энергии в механическую. Сила Ампера"
проект по физике (8 класс) на тему
Проектная работа ученика 8 класса на тему: "Преобразование электрической энергии в механическую. Сила Ампера".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 470.5 КБ |
tekst_proekta.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ЛИЦЕЙ №4 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ГОРШКОВА Д.Е.
Проектная работа по физике на тему
«Преобразование электрической энергии в механическую. Сила Ампера»
Выполнил: ученик 8-а класса
Малофеев Илья
Научный руководитель:
учитель физики
Матвиевский А.А.
Тула – 2012г.
Введение
Современный мир буквально напичкан электрическими машинами. Они приводят в движение массу механизмов: лифты в домах, насосы в колодцах и на нефтяных скважинах, эскалаторы в метро, троллейбусы и трамваи – список можно продолжать до бесконечности. Электрические машины, преобразующие электрическую энергию м механическую, или электродвигатели, могут выполнять различные функции, обладать достаточно большой мощностью, иметь сложную систему управления, получать питание от постоянного или переменного тока, но в основе их работы лежат одни и те же законы.
Меня очень заинтересовал вопрос, как же все это работает. Так родилась идея моего проекта.
Цель и задачи проекта
Целью моего проекта было понять, как же устроен электродвигатель, и что происходит внутри него во время работы.
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
- Разобраться, что за физическое явление лежит в основе работы электродвигателя.
- Собрать простую действующую модель электродвигателя, наглядно иллюстрирующую принцип его работы.
Сила Ампера – в основе работы электродвигателя
Вращение любого электродвигателя основано на одном и том же физическом явлении – силе Ампера. Она действует на проводник с током, если тот помещён во внешнее магнитное поле.
Значение этой силы определяется по формуле:
FA=B I L sina
где В – магнитная индукция;
I – сила тока;
L - длина проводника;
α – угол между направлением магнитной индукции и направлением тока.
Из тригонометрии становится ясно: для достижения максимальной силы необходимо ориентировать проводник перпендикулярно линиям магнитной индукции, в этом случае sin α становится равным единице и формула упрощается:
FA=B I L
Правило левой руки
Направление силы Ампера определяется по правилу левой руки (рис.1). Если линии магнитного поля направлены в ладонь, а четыре пальца указывают направление тока, то большой палец покажет направление силы Ампера.
Рис. 1 Принцип определения направления силы Ампера по правилу
левой руки
Что такое электродвигатель
Любой электродвигатель – это, по сути, множество подвижных проводников с током, помещённых в магнитное поле. В зависимости от того, каким образом создаются ток и магнитное поле, различают электродвигатели постоянного и переменного тока. Они потребляют электричество из сети и за счёт этого вращают ротор, на одном валу с которым вращается подвижная часть неэлектрического механизма. К сожалению, часть электрической энергии при том теряется: в виде тепла в окружающую среду уходит 2-10% мощности любого электродвигателя (рис. 2)
Рис. 2
Модель двигателя - своими руками
Я решил попробовать своими руками собрать наиболее простой по конструкции электродвигатель постоянного тока. В литературе по данной теме говорится, что добиться движения проводника в магнитном поле несложно: достаточно подключить его к плюсу и минусу обычной батарейки и поднести к нему магнит – провод дёрнется. Но для поддержания длительного вращения ротора мне потребовалось немного фантазии.
Рис. 3
Я согнул проводник, как это показано на рис. 3, и поместил его в поле магнита так, чтобы проводник (назовём его ротором) мог свободно вращаться в шарнирах, имея с ними электрический контакт. Шарниры я сделал из другого провода, согнув его круглогубцами в колечко. Изоляцию с шарнира пришлось снять. Этот же провод будет выполнять функцию стоек. Как только я подключил батарейку к такой цепи, по ней потек ток и возникла сила Ампера FA (рис. 4).
Рис. 4
Под действием этой силы проводник повернулся на четверть оборота из нижнего положения в среднее (рис. 5) и даже прошел его, но та же сила Ампера вернула его обратно в среднее положение, и вращение прекратилось.
Рис.5
Мне же нужно было обеспечить продолжительное вращение, а значит, надо заставить силу изменить своё направление. Согласно правилу левой руки, можно сделать это двумя способами: поменять направление магнитной индукции или поменять направление тока.
Первый способ осуществить трудно. Он подразумевает переворачивание магнита на 180 градусов, для чего к нему надо приложить механическую энергию извне. Провернуть магнит несколько раз рукой несложно, но делать это надо постоянно. Можно, конечно, заставить работать ротор, но моя задача – из электрической энергии получить механическую – это как раз конечная цель работы, а не средство.
Второй способ - ритмично менять концы правого и левого проводников, поочерёдно касаясь ими противоположных полюсов батарейки. Это легче, чем переворачивать магнит, но тоже неудобно. К тому же необходима очень высокая скорость переключения, справиться с которой человеку не под силу. Важно и то, что менять направление тока надо не только быстро, но ещё и синхронно с вращением проводника. Другими словами, изменение направления тока должно происходить в строго определённый моменты времени, когда проводник проходит среднее положение.
А что, если заставить саму вращающуюся часть менять полюса? В промышленных электродвигателях для этой цели применяют особые шарниры. Такой усовершенствованный шарнир (рис. 6) получил название «щёточно-коллекторный узел». Он состоит из двух неподвижных контактов в виде скруглённых пластин коллектора. На контакты щёток проходит постоянный ток из внешней сети. Щётки плотно прижаты к подвижному коллектору и обеспечивают электрический контакт. Подвижные контакты жёстко соединены с вращающейся рамкой и дважды за полный оборот меняют в ней направление тока.
Рис. 6
Изготовить такую конструкцию самому мне показалось очень сложно, поэтому пришлось поступить иначе. Вместо того, чтобы чередовать полярность тока с плюса на минус и обратно, необходимо заставить ток ритмично возникать и пропадать. Для этого можно зачистить изоляцию подвижного проводника (рис. 7).
Рис. 7
Сначала ротор будет опираться на шарнир со стороны оголённого металла, и в эти моменты через проводник потечёт ток. При повороте на 900 между проводником ротора и шарниром будет находиться слой изоляции, препятствующий протеканию тока. Но затем мне показалось, более удобным зачистить изоляцию по всей окружности проводника, а затем покрыть часть поверхности трансформаторным лаком. Легко сделать это можно, частично погрузив проводник в пластилин.
Батарейки я взял пальчиковые, напряжением 1,5 вольт каждая. Для удобства поместил их в специальный держатель. Магнит потребовался достаточно мощный – с магнитной индукцией порядка 1 тесла. Его можно положить на батарейку. Желательно, чтобы проводник был с эмалевой изоляцией (обычно она окружает проводник в виде тонкого прозрачного слоя).
Диаметр проводника должен быть около 0,8 – 1 мм. Это, с одной стороны, позволит нужным образом счистить изоляцию, а с другой – придаст конструкции жёсткость. Подвижный проводник я немного доработал: вместо одного полувитка намотал несколько витков в виде кольца (рис. 8).
Рис. 8
Конструкцию я смонтировал на устойчивом основании. При этом стойки можно воткнуть прямо в дощечку, заранее просверлив в ней отверстия. По-моему, эти усилия не пропали даром, цель достигнута: устройство демонстрирует проявление силы Ампера, действующей на проводник в магнитном поле. Иными словами, я построил простейшую модель преобразователя электрической энергии в механическую работу, то есть электродвигатель.
Заключение
- В работе исследован принцип действия электрического двигателя.
- Построена простейшая действующая модель, наглядно иллюстрирующая принцип действия электродвигателя.
- Разработанная модель может быть при необходимости использована на уроках физики в качестве наглядного пособия по теме «Электричество»
Список литературы
- Блудов М. И. Беседы по физике. Ч.II, - М.: «Просвещение», 1985.
- Горев Л. А. Занимательные опыты по физике, - М.: «Просвещение», 1985.
- Томилин А.А. Рассказы об электричестве - www.Lib.MN
- Физика – юным. Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения Сост. М. Н. Алексеева, - М.: «Просвещение», 1980.
- А. Лапидус. Волшебная сила Ампера.- «Наука и жизнь» №5 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сила Ампера. Сила Лоренца.Правила левой руки.
Методический материал помогает учащимся разобраться со сложными правилами и формулами....
Презентация к уроку в 9,11 классе "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца"
Презентация по теме "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца" может быть использована при объяснении нового материала в 9 и 11 классе....
урок в 9 классе по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца""
Конспект урока "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс, общеобразовательный....
самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс
самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс состоит из 8 вариантов. Пять заданий в кадом варианте....
Магнитное поле иего характеристики. Сила Ампера. Сила Лоренца
Лекционный материал по теме магнитное поле, предназначен для подготовки к учебному занятию....
Контрольная работа по физике 11 класс по теме "Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца"
Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ. Состоит из трех частей....
Урок №80. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика" для 9 класса гуманитарного профиля
В рамках дистанционного обучения составен краткий план занятий для 9 класса гуманитарного профиля на платформе РЭШ....