урок в 9 классе по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца""
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Дружаева Светлана Васильевна

Конспект урока "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс, общеобразовательный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока "Сила Ампера. Сила Лоренца."9 класс

Автор: Дружаева Светлана Васильевна.

Учитель физики МБОУ сош № 42 г.о.Самара

Цели урока: 

- обучающая:   введение  понятий «силаАмпера, сила Лоренца», способы определения направления данных сил (правило левой руки) ,  выяснение зависимости данной силы от характеристик : сила тока, величина магнитного поля, длина проводника;

- развивающая:   формирование умений и навыков применять знания о взаимодействиях тел  в конкретных ситуациях,   развитие умений и навыков анализировать данные знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности;

- воспитательная:    воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления, умение работать группой;

Вид урока: урок первичного усвоения и систематизации знаний

Тип урока: комбинированный

Технология: физическая лаборатория

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный

Оборудование :

компьютер, проектор, экран; задания в конвертах 1 на парту; набор для эксперимента по обнаружению силы Ампера 1 на парту; наборы для опытов учащимся в соответствии с заданиями в конвертах;

Оборудование  для демонстрации: осциллограф, магнит;

 Видео демонстрации: слайды заданий, опыт Ампера(виртуальная лаборатория), презентация учащегося «Анри Ампер».

Индуктор – предъявление объекта изучения

  • Самоконструкция -  индивидуальное конструирование вопросов каждым участником лаборатории;
  • Социоконструкция - озвучивание вопросов в группе
  • Реконструкция - экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов
  • Разрыв - озарение
  • Рефлексия - самоанализ

Ход урока.

 Объявление темы урока.

Цитата:

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

Китайская мудрость

Тема урока «Сила Ампера. Сила Лоренца».

Цель урока: открыть для себя понятия «Сила Ампера. Сила Лоренца», способы обнаружения этих величин,  от каких параметров они зависят.

 Фрагмент 1. (Слайд № 1)

Домашнее задание  Параграф 46 (конспект)

  • упр.36 (2-3,4*,5*),
  • придумать задачу-схему на использование правила левой руки 

Эпиграфом к нашей работе можно выбрать строчку: 

 «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

Китайская мудрость

(Слайд № 2)

--- Сегодня урок проходит у нас в форме физической лаборатории. Вы будете работать в паре. На столе лежат конверты с заданиями, которые вы будете выполнять с соседом.

В полученных заданиях,  используя знания предыдущих уроков, составьте соответствующее предложение, поясните предложенный рисунок; учащиеся, получившие задания с демонстрацией опытов, готовят их, используя приготовленное оборудование на кафедре.

Вспомните, какие понятия, и определения вы изучали раньше.

Все готовы? Задача класса проанализировать ответ группы и при необходимости дополнить его.

1.Магнитное поле создается движущимися заряженными частицами.(Рис.85)

2.Магнитные линии – воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки. Эти линии – замкнутые. (Рис.88)

3.В зависимости от вида магнитных линий различают однородное и неоднородное магнитное поле.(Рис.90-91)

4.Если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока(Рис.100)

5.Если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив 4 пальца по току в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида(Рис.101)

6.Опыт с опилками и магнитами разной формы. Визуализация линий магнитного поля.

7.Опыт с электромагнитом: вставляя сердечник, усиливаем магнитное поле, меняя полярность источника тока, меняем полюса магнита.

8.Упр.35(1).

9.Опыт с магнитами по взаимодействию полюсов, модель «Глейдер».

(Слайды № 3-8)

Итак, что получилось: (звучат ответы учащихся)

Группа учащихся приготовила опыты на известные вам явления из курса 8 класса

Слайд №9

Фрагмент 2. 

Видео демонстрация опыта Эрстеда. А можно ли обнаружить магнитное поле вокруг проводника с током без компаса?

\Ответ со стороны учащихся может и не прозвучать! \

Видео демонстрация опыта Ампера.

Вывод: Магнитное поле не только создается электрическим током, но и обнаруживается по действию на проводник с током или движущиеся заряженные частицы.

Фрагмент 3. 

Постарайтесь понять, от чего зависит результат действия силы на проводник с током.

Для этого проведем эксперимент с помощью оборудования у вас на столах. Используйте сначала 1 батарейку, а затем 2.

Вывод: Сила тока возросла, увеличилось магнитное поле и взаимодействие катушек усилилось.

Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате проведенного опыта) 

Фрагмент 4. 

Демонстрационный эксперимент с осциллографом.

Вывод: на движущиеся заряженные частицы действует сила со стороны магнитного поля (Сила Лоренца), которая зависит от величины магнитного поля.

Фрагмент 5. 

Презентация ученика «Анри Ампер»

Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате работы лаборатории)

Фрагмент 6. 

Давайте поработаем с учебником:

см. выделенный курсивом вывод после рис.104.

На рис. 105, 108-109  представлены схемы по определению направления действующей силы на электрический ток. Прочитайте определение, которое называется «правило левой руки».

Учитель на доске на схемах демонстрирует данное правило.

Подведение итогов.

(Цель урока: открыть для себя физическую величину «сила Ампера, Лоренца»,  от каких величин сила зависит, как можно определить направление действия силы .)

Домашнее задание  Параграф 46 (конспект)

  • упр.36 (2-3,4*,5*),
  • придумать задачу-схему на использование правила левой руки 

Спасибо всем за прекрасную работу. Вы хорошо потрудились, и мне очень приятно было вместе с вами учиться. 

Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской) .

Заполните карточку:

 Сегодня на уроке я узнал ____, научился ____.

Мне запомнилось больше всего ____.

Какие задания заинтересовали  ____?

Какие чувства вызвал урок  (изобразите смайлик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сила Ампера. Сила Лоренца.Правила левой руки.

Методический материал помогает учащимся разобраться со сложными правилами и формулами....

Презентация к уроку в 9,11 классе "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца"

Презентация по теме "Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Сила Лоренца" может быть использована при объяснении нового материала в 9 и 11 классе....

самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс

самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс состоит из 8 вариантов. Пять заданий в кадом варианте....

Магнитное поле иего характеристики. Сила Ампера. Сила Лоренца

Лекционный материал по теме магнитное поле, предназначен для подготовки к учебному занятию....

Контрольная работа по физике 11 класс по теме "Магнитное поле. Сила Ампера. Сила Лоренца"

Контрольная работа составлена в форме ЕГЭ. Состоит из трех частей....

Самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца"

Самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца"...

Презентация к уроку "Сила Ампера, сила Лоренца" (9 класс)

Презентация позволяет не использовать для объяснения обычную доску, а показать и объяснить детям все рисунки в хорошем качестве.Может быть использована, как краткий конспект для повторения по теме....