Автор: Дружаева Светлана Васильевна. Учитель физики МБОУ сош № 42 г.о.Самара Цели урока: - обучающая: введение понятий «силаАмпера, сила Лоренца», способы определения направления данных сил (правило левой руки) , выяснение зависимости данной силы от характеристик : сила тока, величина магнитного поля, длина проводника; - развивающая: формирование умений и навыков применять знания о взаимодействиях тел в конкретных ситуациях, развитие умений и навыков анализировать данные знания и делать выводы; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности; - воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления и активности мышления, умение работать группой; Вид урока: урок первичного усвоения и систематизации знаний Тип урока: комбинированный Технология: физическая лаборатория Метод: словесный, наглядно-иллюстративный Оборудование : компьютер, проектор, экран; задания в конвертах 1 на парту; набор для эксперимента по обнаружению силы Ампера 1 на парту; наборы для опытов учащимся в соответствии с заданиями в конвертах; Оборудование для демонстрации: осциллограф, магнит; Видео демонстрации: слайды заданий, опыт Ампера(виртуальная лаборатория), презентация учащегося «Анри Ампер». Индуктор – предъявление объекта изучения - Самоконструкция - индивидуальное конструирование вопросов каждым участником лаборатории;
- Социоконструкция - озвучивание вопросов в группе
- Реконструкция - экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов
- Разрыв - озарение
- Рефлексия - самоанализ
Ход урока. Объявление темы урока. Цитата: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская мудрость Тема урока «Сила Ампера. Сила Лоренца». Цель урока: открыть для себя понятия «Сила Ампера. Сила Лоренца», способы обнаружения этих величин, от каких параметров они зависят. Фрагмент 1. (Слайд № 1) Домашнее задание Параграф 46 (конспект) - упр.36 (2-3,4*,5*),
- придумать задачу-схему на использование правила левой руки
Эпиграфом к нашей работе можно выбрать строчку: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» Китайская мудрость (Слайд № 2) --- Сегодня урок проходит у нас в форме физической лаборатории. Вы будете работать в паре. На столе лежат конверты с заданиями, которые вы будете выполнять с соседом. В полученных заданиях, используя знания предыдущих уроков, составьте соответствующее предложение, поясните предложенный рисунок; учащиеся, получившие задания с демонстрацией опытов, готовят их, используя приготовленное оборудование на кафедре. Вспомните, какие понятия, и определения вы изучали раньше.
Все готовы? Задача класса проанализировать ответ группы и при необходимости дополнить его. 1.Магнитное поле создается движущимися заряженными частицами.(Рис.85) 2.Магнитные линии – воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки. Эти линии – замкнутые. (Рис.88) 3.В зависимости от вида магнитных линий различают однородное и неоднородное магнитное поле.(Рис.90-91) 4.Если направление поступательного движения буравчика совпадает с направлением тока в проводнике, то направление ручки буравчика совпадает с направлением линий магнитного поля тока(Рис.100) 5.Если обхватить соленоид ладонью правой руки, направив 4 пальца по току в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида(Рис.101) 6.Опыт с опилками и магнитами разной формы. Визуализация линий магнитного поля. 7.Опыт с электромагнитом: вставляя сердечник, усиливаем магнитное поле, меняя полярность источника тока, меняем полюса магнита. 8.Упр.35(1). 9.Опыт с магнитами по взаимодействию полюсов, модель «Глейдер». (Слайды № 3-8) Итак, что получилось: (звучат ответы учащихся) Группа учащихся приготовила опыты на известные вам явления из курса 8 класса Слайд №9 Фрагмент 2. Видео демонстрация опыта Эрстеда. А можно ли обнаружить магнитное поле вокруг проводника с током без компаса? \Ответ со стороны учащихся может и не прозвучать! \ Видео демонстрация опыта Ампера. Вывод: Магнитное поле не только создается электрическим током, но и обнаруживается по действию на проводник с током или движущиеся заряженные частицы. Фрагмент 3. Постарайтесь понять, от чего зависит результат действия силы на проводник с током. Для этого проведем эксперимент с помощью оборудования у вас на столах. Используйте сначала 1 батарейку, а затем 2. Вывод: Сила тока возросла, увеличилось магнитное поле и взаимодействие катушек усилилось. Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате проведенного опыта) Фрагмент 4. Демонстрационный эксперимент с осциллографом. Вывод: на движущиеся заряженные частицы действует сила со стороны магнитного поля (Сила Лоренца), которая зависит от величины магнитного поля. Фрагмент 5. Презентация ученика «Анри Ампер» Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате работы лаборатории) Фрагмент 6. Давайте поработаем с учебником: см. выделенный курсивом вывод после рис.104. На рис. 105, 108-109 представлены схемы по определению направления действующей силы на электрический ток. Прочитайте определение, которое называется «правило левой руки». Учитель на доске на схемах демонстрирует данное правило. Подведение итогов. (Цель урока: открыть для себя физическую величину «сила Ампера, Лоренца», от каких величин сила зависит, как можно определить направление действия силы .) Домашнее задание Параграф 46 (конспект) - упр.36 (2-3,4*,5*),
- придумать задачу-схему на использование правила левой руки
Спасибо всем за прекрасную работу. Вы хорошо потрудились, и мне очень приятно было вместе с вами учиться. Рефлексия. (самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской) . Заполните карточку: Сегодня на уроке я узнал ____, научился ____. Мне запомнилось больше всего ____. Какие задания заинтересовали ____? Какие чувства вызвал урок (изобразите смайлик)
|