Рабочая программа по физике 10 класс профильный уровень
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
по учебнику Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma10prof-fizika.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 85
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Рассмотрено: Согласовано: на заседании МО Зам. директора по УВР Протокол № __ _______Е.А. Сергачева от «___» ______ 20__г. от «__»_______20___г. Председатель МО | Утверждаю: Директор МБУ СОШ № 85 ____________Н.Н.Гриценко Приказ № ______________ от «___» _______ 20___ г. |
______________________
Рабочая программа
по физике
для 10 класса
(профильный уровень)
на 2014-2015 гг.
Количество часов:
Общее:170
В неделю:5
Учитель: Стенина И.В.
первая квалификационная категория
Тольятти,
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4.МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ)
5.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6.КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Физика. 10 класс. Профильный уровень.» составлена с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике профильного уровня Временного научного коллектива «Образовательный стандарт» Министерства образования РФ, опубликованной в 2007 г. в «Сборнике нормативных документов. Физика. / Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев». При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н. Сотский для общеобразовательных учреждений «Физика. 10 класс».
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика как наука. Методы научного познания природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Изучение физики на профильном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих основных целей:
- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картины мира; свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий : классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;
- овладение умениями проводить наблюдения ,планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
- применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонентов, обоснованности высказываемой позиции; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Планируемые результаты:
Обучающимся необходимо
знать:
-знать понятия: механическое движение, кинематика, динамика, система отсчёта, радиус-вектор, тело отсчёта, перемещение, скорость, ускорение, свободное падение, поступательное движение, вращательное движение, угловая скорость, инерциальная система отсчёта, материальная точка, сила, динамометр, первая космическая скорость, сила тяжести, вес, сила упругости, сила трения, статика, равновесие, момент силы, импульс, реактивное движение, работа, мощность, энергия;
-знать границы применимости механики Ньютона, условие равновесия тел;
-знать законы Ньютона и уметь применять их при решении задач; знать закон всемирного тяготения и закон Гука, закон сохранения импульса и закон сохранения энергии;
-знать понятия: тепловое движение, масса вещества, количество вещества, молярная масса, относительная молекулярная масса, моль, броуновское движении, идеальный газ, температура, насыщенный пар, влажность воздуха, кристаллы, анизотропия, аморфные тела, внутренняя энергия, количество теплоты;
-знать основные положения МКТ и с помощью них объяснять строение газообразных, жидких и твёрдых тел;
-знать газовые законы; 1 и 2 законы термодинамики и уметь применять 1 закон термодинамики к различным процессам;
-знать принцип действия тепловых двигателей;
-знать понятия: электродинамика, электростатика, близкодействие и дальнодействие, электрическое поле, напряжённость, потенциал, разность потенциалов, электроёмкость, конденсатор, электрический ток, ЭДС, проводники, диэлектрики, полупроводники, сверхпроводимость, диод, транзистор, плазма;
-знать закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, принцип суперпозиции полей, закон Ома для участка цепи и для полной цепи, закон электролиза Фарадея;
уметь:
-уметь записывать уравнения равномерного прямолинейного движения, уравнение движения с постоянным ускорением и решать их;
-уметь находить время и место встречи двух тел по заданным уравнениям их движения;
-уметь решать задачи на движение тел под действием нескольких сил.
-уметь решать задачи на расчёт момента силы и на условие равновесия тел;
-уметь решать задачи на расчёт основных физических величин;
-уметь применять законы сохранения при решении задач;
-уметь записывать и решать уравнения МКТ и уравнение состояния идеального газа;
-уметь пользоваться психрометром и с помощью него определять влажность воздуха;
- уметь рассчитывать КПД тепловых двигателей;
-уметь собирать последовательно и параллельно проводники в цепях;
-уметь чертить схемы электрических цепей и делать их полный расчёт;
-уметь применять законы при решении задач.
Система оценки планируемых результатов
Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля: самостоятельные работы, лабораторные работы, контрольные работы.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения физики на профильном уровне в 10 классе – 170 часов в год, из расчета 34 учебные недели, 5 учебных часа в неделю.
2. СОДЕРЖАНИЕ:
Физика как наука. Методы научного познания природы (2 ч )
Физика – фундаментальная наука о природе. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике.
Механика (52 ч)
Механическое движение. Способы описания механического движения. Перемещение. Скорость. Закон сложения скоростей. Ускорение.
Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения.
Виды движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Материальная точка. Сила. Масса. Законы динамики Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея.
Сила и закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения скольжения.
Законы сохранения импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.
Работа и мощность. Кинетическая энергия и ее изменение. Потенциальная энергия и ее изменение. Закон сохранения механической энергии.
Момент силы. Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
1. Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета. 2. Падение тел в воздухе и в вакууме. 3. Явление инерции. 4. Инертность тел. 5. Сравнение масс взаимодействующих тел. 6. Второй закон Ньютона. 7. Измерение сил. 8. Сложение сил. 9. Взаимодействие тел. 10. Невесомость и перегрузка. 11. Зависимость силы упругости от деформации. 12. Силы трения. 13. Виды равновесия тел. 14. Условия равновесия тел. 15. Реактивное движение. 16. Изменение энергии тел при совершении работы. 17. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
1. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
2. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Молекулярная физика (48 ч)
Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры, масса молекул. Взаимодействие молекул.
Модель идеального газа. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа.
Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые законы.
Модель строения жидкостей. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение.
Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Механические свойства твердых тел.
Внутренняя энергия идеального газа. Внутренняя энергия и ее изменение. Работа газа. Количество как мера изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины.
Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
1. Механическая модель броуновского движения. 2. Модель опыта Штерна. 3. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. 4. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. 5. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. 6. Кипение воды при пониженном давлении. 7. Психрометр и гигрометр. 8. Явление поверхностного натяжения жидкости. 9. Кристаллические и аморфные тела. 10. Объемные модели строения кристаллов. 11. Модели дефектов кристаллических решеток. 12. Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении. 13. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
3. Исследование зависимости объема газа от температуры при постоянном давлении.
Электростатика. Постоянный ток (48 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле.
Потенциальность электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь напряженности электрического поля с разностью потенциалов.
Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Сила тока. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи.
Электрический ток в металлах. Сверхпроводимость. Полупроводники. Электрическая проводимость полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. Транзисторы. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в электролитах. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Плазма.
Демонстрации
1. Электрометр. 2. Проводники в электрическом поле. 3. Диэлектрики в электрическом поле. 4. Конденсаторы. 5. Энергия заряженного конденсатора. 6. Электроизмерительные приборы. 7. Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры. 8. Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения. 9. Собственная и примесная проводимость полупроводников. 10. Полупроводниковый диод. 11. Транзистор. 12. Термоэлектронная эмиссия. 13. Электронно-лучевая трубка. 14. Явление электролиза. 15. Электрический разряд в газе. 16. Люминесцентная лампа.
Лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Физический практикум (20 ч)
Экскурсии (во внеурочное время)
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п.п | Название раздела | Количество часов |
1 | Физика как наука. Методы научного познания природы | 2 |
2 | Механика | 52 |
3 | Молекулярная физика | 48 |
4 | Электростатика. Постоянный ток | 48 |
5 | Физический практикум | 20 |
Итого | 170 |
4.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.И. «Физика 10». М.: Просвещение, 2010г.
2. Поурочные планы. Физика 10 класс. Сост. Г.В.Марнина, С.В.Боброва. Волгоград, «Учитель», 2006г.
3.Рымкевич А.П. «Задачник. Физика 10-11 класс». М. Дрофа, 2010-2014гг.
4.Техническое обеспечение учебного процесса:
4.1 компьютер – 1шт.
4.2 принтер – 1 шт.
Список литературы для учителя
1.Сборник нормативных документов. Физика. Примерные программы по физике . / сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.
2.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.И. «Физика 10». М.: Просвещение, 2010г.
3.Рымкевич А.П. «Задачник. Физика 10-11 класс». М. Дрофа, 2010-2014гг.
4.Поурочные планы. Физика 10 класс. Сост. Г.В.Марнина, С.В.Боброва. Волгоград, «Учитель», 2006г.
5.Справочник школьника. Решение задач по физике. Сост. Власова И.Г. М.Компания «Ключ-С», 2005г.
6. Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы. Физика. 10 класс». Москва, Дрофа, 2008г.
7. Сборник качественных задач по физике 9-11 классы. Сост. Банюлис Е.Ю., Скиданенко В.И. Тольятти, 1997г.
8. Марон А.Е., Марон Е.А. «Контрольные работы по физике 10-11 классы». М.:Просвещение, 2006г.
9. Фадеева А.А.«Тесты по физике 7-11 классы». М.: Издательство АСТ, 2007г.
10.Кирик Л.А. «Физика 10. Самостоятельные и контрольные работы». Москва, Илекса, 2006г.
11.Закурдаева С.Ю., Камзеева Е.Е. «Практикум по подготовке к ЕГЭ. Физика В.». Москва, Вентана-Граф, 2014г.
12.Сычёв Ю.Н. Физика. 10 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2012г.
Список литературы для учащегося
1.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.И. «Физика 10». М.: Просвещение, 2010г.
2.Рымкевич А.П. «Задачник. Физика 10-11 класс». М. Дрофа, 2010-2014гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 11 класса профильный уровень
программа для 11 профильного класса...
Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)
Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...
Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)
Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС). Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...
Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)
Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...
Рабочая программа «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» 10 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровень) для 10 классов, составленной ...
Рабочая программа учебного курса Математика Профильный уровень 11 класс
Пояснительная запискаШкольное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в ...
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень
Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....