Рабочая программа по курсу "Физика 9 класс"
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fizika_9.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Спасская средняя общеобразовательная школа»
Верхнехавского муниципального района
Воронежской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ________Быханова В.В. Протокол № 1 от «29» августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________Перова С.В. «30» августа 2014 г. | «Утверждаю» Директор _________Пронин И.В. Приказ № 153 от «04» сентября 2014 г. |
Рабочая программа
Рязанцевой Галины Николаевны,
учителя высшей квалификационной категории,
по учебному курсу «Физика»
9 класс
п. Вишнёвка, 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г., примерной программы Министерства образования и науки РФ основного общего образования по физике.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 8 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю с VII по IX класс (70 часов в год).
Программа соответствует учебнику «Физика. 9 класс» для общеобразовательных учреждений, авторы: Перышкин А. В., Гутник Е. М., издательство: - М.: Дрофа, 2009г.
Программа обеспечивает преемственность курсов физики основной общеобразовательной школы и курсов физики среднего (полного) общего образования, позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению смежных дисциплин.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
-смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Календарно-тематическое планирование
(2 часа в неделю, 70 часов за год)
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов по программе | Примечания | |||
К. р. | Л. Р. | Экс-и | |||||
план | факт. | ||||||
| 26 | ||||||
01.09 | Материальная точка. Система отсчета. Инструктаж по ТБ. | 1 | |||||
05.09 | Перемещение. Прямолинейное равномерное движение. | 1 | |||||
08.09 | Решение задач по теме «Перемещение» | 1 | |||||
12.09 | Прямолинейное равноускоренное движение. | 1 | |||||
15.09 | Равноускоренное движение. | 1 | |||||
19.09 | Перемещение при равноускоренном движении. | 1 | |||||
22.09 | Лабораторная работа «Исследование равноускоренного движения».ТБ. | 1 | №1 | ||||
26.09 | Зависимость кинематических величин от времени. | 1 | |||||
29.09 | Графики зависимости кинематических величин от времени. | 1 | |||||
03.10 | Относительность механического движения. | 1 | |||||
06.10 | Решение задач по теме «Относительность движения» | 1 | |||||
10.10 | Контрольная работа по теме «Прямолинейное движение». | 1 | №1 | ||||
13.10 | Инерциальная система отсчета. | 1 | |||||
17.10 | Первый и второй законы Ньютона. | 1 | |||||
22.10 | « | Третий закон Ньютона. | 1 | ||||
25.10 | Решение задач по теме «Законы Ньютона» | 1 | |||||
29.10 | Свободное падение. | 1 | |||||
01.11 | Лабораторная работа «Измерение ускорения свободного падения». ТБ. | 1 | №2 | ||||
12.11 | Невесомость. | 1 | |||||
15.11 | Закон всемирного тяготения. | 1 | |||||
19.11 | Решение задач на закон всемирного тяготения. | 1 | |||||
22.11 | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | |||||
26.11 | Реактивное движение. | 1 | |||||
29.11 | Решение задач на закон сохранения импульса. | 1 | |||||
03.12 | Решение задач на законы взаимодействия и движения тел. | 1 | |||||
06.12 | Контрольная работа по теме « Законы взаимодействия и движения тел» | 1 | №2 | ||||
| 10 | ||||||
10.12 | Колебательное движение. Колебания груза на пружине. | 1 | |||||
13.12 | Свободные колебания. Маятник. | 1 | |||||
17.12 | Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити». ТБ. | 1 | №3 | ||||
20.12 | Превращение энергии при колебательном движении. | 1 | |||||
24.12 | Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. | 1 | |||||
27.12 | Распространение колебаний в упругих средах. | 1 | |||||
10.01 | Длина волны. Связь длины волны со скоростью. Инструктаж по ТБ. | 1 | |||||
14.01 | Звуковые волны. Скорость и громкость звука. | 1 | |||||
17.01 | Решение задач по теме «Механические волны». | 1 | |||||
21.01 | Контрольная работа по теме « Механические колебания и волны» | 1 | №3 | ||||
| 17 | ||||||
24.01 | Однородное и неоднородное магнитное поле. | 1 | |||||
28.01 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | 1 | |||||
31.01 | Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. | 1 | |||||
04.02 | Магнитный поток. | 1 | |||||
07.02 | Электромагнитная индукция. Лабораторная работа « Изучение электромагнитной индукции». ТБ. | 1 | №4 | ||||
11.02 | Направление индукционного тока. | 1 | |||||
14.02 | Магнитное поле. | 1 | |||||
18.02 | Переменный ток. Генератор переменного тока. | 1 | |||||
21.02 | Электромагнитное поле. | 1 | |||||
25.02 | Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн | 1 | |||||
28.02 | Конденсатор. Колебательный контур. | 1 | |||||
04.03 | Принципы радиосвязи. | 1 | |||||
07.03 | Электромагнитная природа света. Преломление света. | ||||||
11.03 | Типы оптических спектров. | 1 | |||||
14.03 | Дисперсия света. | 1 | |||||
18.03 | Электромагнитное поле. | 1 | |||||
21.03 | Контрольная работа по теме « Электромагнитное поле». | 1 | №4 | ||||
| 11 | ||||||
54. | 01.04 | Радиоактивность. Опыты Резерфорда. | 1 | ||||
55. | 04.04 | Радиоактивные превращения атомных ядер. | 1 | ||||
56. | 08.04 | Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | 1 | №5 | |||
57. | 11.04 | Протонно-нейтронная модель ядра. | 1 | ||||
58. | 15.04 | Энергия связи частиц в ядре. | 1 | ||||
59. | 18.04 | Решение задач по теме « Энергия связи частиц в ядре». | |||||
60. | 22.04 | Деление ядер урана. Лабораторная работа « Изучение деления ядра атома урана по фотографии» | 1 | №6 | |||
61. | 25.04 | Ядерная энергетика. АЭС. | 1 | ||||
62. | 29.04 | Закон радиоактивного распада. | 1 | ||||
63. | 02.05 | Решение задач на строение атома и атомного ядра. | 1 | ||||
64. | 06.05 | Контрольная работа по теме « Строение атома и атомного ядра» . | 1 | №5 | |||
Обобщающее повторение курса физики 7—9 классов | 6 | ||||||
65. | 13.05 | Взаимодействие тел. Работа и мощность. Энергия. | 1 | ||||
66. | 16.05 | Законы взаимодействия и движения тел. | 1 | ||||
67. | 20.05 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 1 | ||||
68. | 23.05 | Изменение агрегатных состояний вещества. | 1 | ||||
69. | Контрольная работа по теме «Повторение» | 1 | №6 | ||||
70. | Защита мини проектов | 1 |
Содержание программы учебного курса
Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Электромагнитное поле (17 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Строение атома и атомного ядра (11 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Итоговое повторение (6 часов)
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Перечень учебно-методических средств обучения
Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2008. – 96 с.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-9 кл. сред. шк., Просвещение, 2009 г
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 9 классах средней школы: Пособие для учащихся, Просвещение, 2009 г
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...